Закономерно) Поздравляю победителя! В этот раз он, по-моему, бесспорен
Мои оценки и обзор финалистов:
1. До смерти я свой бранный щит не брошуШекспир 21-й век Фокс представляет
Мир рассказа прост: американизированные реалии с тв-шоу, фильмами на один день и людьми, которые варятся в этой каше, а также ангелами с миссией спасателей от безвременной кончины подрастающего поколения. Ставка сделана на внутренний мир героя. И он показан отлично. В рассказе получилось главное: автор заставил сопереживать герою (среднему актёру с непростой судьбой), влезть в его шкуру, получить его роль. Причём посредственность актёра определяют лишь его роли, среда массовой культуры, в то время как душа горит классикой и шекспировскими величинами. По прочтению остаётся терпкий привкус финала, — и вместе с тем ощущаешь феноменальную тягу жить — вопреки безысходности, обыденности, повседневности.
язык: 5
сюжет: 5
мир: 4
идея: 5
общее впечатление: 5 оскаров
2. Колдун и виесатайная жизнь домашних животных
Прекрасный образец фэнтези в славянской стилистике. Во главе угла — тема жертвенности. Тема непростая, шаг влево, шаг вправо — фальшь и провал. И здесь автор выступил мастерским фармацевтом: выверил с точностью до миллиграмма, нигде не переусердствовал, не пережал. И темноту народа с любовью описал: ты любишь и Хавронью, и Кузьку, и старосту; и всё же складывается понимание, что благородный поступок героя — не для них, но для него самого, для внутреннего очищения. Есть в этом правда.
язык: 5
сюжет: 5
мир: 4
идея: 5
общее впечатление: 5 алеров
3. Вакансия твоей мечтыбедняк, Лондон и окно (зачёркнуто)в Европу(зачёркнуто) в мир ведьм
Рассказ, не блещущий особой оригинальностью, но блещущий авторским владением слова. Как такового героя с большой буквы здесь нет. Мы видим серого человечка, мечтающего прокормить семью. Он не совершает геройских поступков, не обременён повышенной совестливостью, в связи с чем получает в финале “награду”, сулящую непредвиденные последствия. Первая часть рассказа атмосферна и портальна, вторая — достаточно посредственна. Тем не менее, автор — мастер слова и мастер атмосферы. Сюжет закруглён и закономерен, финал с искоркой — всё по закону жанра.
язык: 5
сюжет: 5
мир: 4
идея: 4
общее впечатление: 4 метлы
4. Лучшее волшебство, на которое я способна История о девушке, ищущей себя и находящей. Хороший образец доброй, милой женской истории в фентэзийном антураже. Причём антураж действительно на высоте. Мир выстроен на пятёрку: мы видим не только картину в целом: структуру общества, систему магических технологий, но и тёплые атмосферные штучки (в виде гламур-браслетов, забегаловки “Ворчун Бо”, чёрточками под “тау”), которые придают рассказу фактурность. Подкупает трогательная героиня, которая без всякого морализаторства (ни авторского, ни собственного) проявляет доброту и в отношениях с бабушкой (линии со старушкой — приз зрительских симпатий), и в дружбе с подругой, и даже в общении с мошенником, линия которого повисает в воздухе быть может именно потому, что героиня подсознательно не желает тому ни зла, ни наказания. Именно так должна закончиться история с обманом в мире и восприятии героини — душевной девочки, видящей магическую лепнину на месте шершавых камней. Приятно, что акцент “лучшего волшебства” из названия смещён с котиков на человечный характер героини.
язык: 4
сюжет: 4
мир: 5
идея: 4
общее впечатление: 5 котиков
5. Онейрон Цельный, увлекающий, но несколько безыдейный рассказ. Божество Онейрон любит людей и позволяет им забавляться глупостями? Да, он позволяет реализовываться “ремесленникам”, крадущим идеи картин во времени, а расплачиваться за это приходится своей семьёй. Достаточно стандартный ход, но нестандартность рассказу придаёт ощущение, что главная идея не в этом, в чём-то большем, в структуре миров, целом клубке миров, а вытащенная из него история — всего лишь крупинка, сказ между строк. При этом подача весьма необычна и удачна. Образы начала органично вплетаются в среду художника. Арттерапевтическая часть — картины с налётом сумасшествия, болезненно-неприятный образ Агнии, где инвалидность замешивается на ангело-дьявольщине — прописана на все сто: она достоверна, она коробит, отталкивает, но именно там засел гений художественного творчества, —да, он такой — монументально-маниакальный. Но вот финальный хвостик, начиная от биологички, кажется лишним, там нет ничего принципиально необходимого, разве что — заключение в скорлупу чего-то большего. А оно читателю надо? Аккорд чуть съезжает..
язык: 5
сюжет: 4
мир: 4
идея: 5
общее впечатление: 4 бутылочки арттерапевтического кефира
6. Когда молчит музыка Рассказ из моей группы, которому при отборе дала первое место. Сказка о запрете на музыку и о том, как этот запрет рушится. Пусть сюжет прост и банален, но так притчево и мелодично изложен… Я вкушала вашу музыку, автор. Она не в словах, но между ними, в идее — чуткой и правдивой, — миллион раз сказанной, но нужной и важной. Хорошая атмосфера — певучая, с грустинкой; хорошие имена — простые и музыкальные; хороший пафос — не глубокий, не пережатый, ровно такой, какой нужен для сказки; хороший финал — пусть ожидаемый, но воодушевляющий.
язык: 4
сюжет: 4
мир: 4
идея: 5
общее впечатление: 5 нот
7. Свирель нумеролога Рассказ-квест, который ценен волшебным миром, продуманным и влекущим. Прониклась началом (вплоть до появления карлика) и застывшей волной. Сам квест стандартен, не очень увлёк.
язык: 4
сюжет: 4
мир: 5
идея: 4
общее впечатление: 4 сферы
8. Восьмые врата распятого факираврачующие сказки с противопоказаниями: перед употреблением читать инструкцию
В рассказе есть отличный слог, есть интересная задумка о врачующих сказках, мир которых переплетается с миром пациентов. Однако реализация связи сказочной части и реальной, несмотря на якобы объединяющую концовку, всё же сомнительна. Ну проник мир сказки в реальность, да почувствовалось, но ради чего?.. Сама сказка заворожила, она атмосферна, даже жутковата, но что касается мира больнички, он прописан достаточно туннельно, я не вижу его, будто сама лежу в палате с повязкой на глазах. Неуютно. Хотя, наверное, в этом плюс к задумке. Только вот у меня не сложилось чёткого представления ни о сказочнике, ни о его миссии. Сопереживать особо никому не получилось… Факиру-комару? Одноглазой медичке? Хромой? Хряку-королю?.. Превратись он в чудовище, мне, наверное, было бы всё равно. Обиделась(
язык: 5
сюжет: 4
мир: 4
идея: 4
общее впечатление: 4 бинта сказок
9. О превращении в камень живого человека, или история о том, как один молодой офицер пострадал от неумелых колдовских действий шамана при загадочных обстоятельствах снежно-магический сюрр, припорошенный пригоршней камней
История достаточно прямолинейна: герой приезжает в глубинку, проникается местной средой и уезжает. Что подкупает, так это некая надуровневость, врезающаяся в восприятие, в том числе надуровневость легенды, которая ненавязчиво, полусном вплетается в реалии и ирреалии истории. Есть в этом своя мистика. Минусов как таковых нет, рассказ самодостаточен и завершён. Если охарактеризовать его в двух словах, то вот так: Кастанеда по-сибирски. У меня всё)
язык: 5
сюжет: 4
мир: 4
идея: 4
общее впечатление: 4 тюленя
10. Дважды рождённаядевчонка, выжившая наперекор превратностям судьбы, потому что её было две
Фэнтезийный рассказ о параллельных жизнях одной девушки. В первой части понравилось, как раскрывается мир: быт, традиции, ценные детальки в виде каменных цветов, яиц огненевидимки (кстати, жители давно преобразовали бы название существа в огневидимку); понравилась психологическая составляющая (с оговоркой по поводу странной мотивации парня — мужчины так не поступают, разве что героиня “напридумывала” себе возлюбленного). Вторая часть показалась слишком поспешной — и в экшн, в то время как механизм взаимосвязи девушек не прослежен. Если в первой части “сестра” (назовём её так) не парилась необходимостью помогать младшей, то во второй части мы видим уже налаженный механизм взаимопомощи. Даже не так.. Мы видим эффект. А что происходит на второй стороне? Как эту помощь оказывает старшая? Ведь не самим фактом существования? Да, можно предположить, что — самим. Но мне хотелось бы почувствовать её тревоги, усилия, ощущения. И не хватило цельного, воспрянувшего финала, как-то чуть сбавили..
Ну, и названием предложила бы поиграть. “Две сущности одной меня”, например.
язык: 4
сюжет: 4
мир: 5
идея: 4
общее впечатление: 4 хп
11.
Оазисноминация: самый дурашливый рассказ Пролёта
Рассказ о девочке, которая спасает отца. Был близок к тому, чтобы оказаться в топовой десятке. Не знаю, как автору удалось, потому что первые части в виду некоторых логических несуразиц читала скептически (наглая девчонка десяти лет с сомнительным сленгом вмешивается в отношения взрослого брата; с ходу уговаривает старика оставить её в храме, мотивируя нежелание заводить семью физической слабостью), но по мере прочтения настолько прониклась героиней, её хулиганистостью и предприимчивостью, что не могла читать без улыбки. Задорно, последовательно, динамично, а главное — сколько фантастических находок мира! Здесь и видимые лишь героиней призраки, которые заботятся о цветах, пока не оторвутся от бренного облика и не обернутся бабочками и пчёлками (!), здесь и корни души, которые нужно подстригать (!!), и зелёный порошок (??), и чумной чел с лимоном историй (!?) — “слушай-меня-а-то-пристрелю!” Плюс ко всему рассказ логически завершён, ни одной оборванной ниточки — все собраны в пучок и перевязаны ленточкой прекрасного настроения! Самый мистический момент рассказа — с корнями души разбойника.
Автору рекомендовала бы подчистить текст в плане языка; обосновать немощность героини сразу, буквально в пару штрихах: например, как она не может удержать кадку с водой, наметить переживания по поводу укуса той мистической змеи; и чуть больше объясняловок-страшилок про заставу, чтобы читатель начал сразу серьёзно беспокоиться об отце; ну и Заставу с Оазисом прописать с заглавных (а ещё лучше — переименовать, оазис — буднично, неярко).
язык: 4
сюжет: 4
мир: 5
идея: 4
общее впечатление: 4 серебряные ложечки
12.
Каменный мешок людских сердецили почему драконы вымерли
Рассказ о человеках и их человечности. Почти топ. Поначалу опасалась, что попала в хоррор, где пленники поочерёдно перережут друг друга, но хорошо, что у дракона сломался “детектор” и всё кончилось по-человечески, т.е. замоченным оказался не человек. В середине несколько наскучивают увещевания дракона, плюс, на мой взгляд, неплохо бы добавить больше мысле-сомнений в людские головы, потому что когда дракон полз в пещеру, замысел стал ясен. Название отличное.
язык: 4
сюжет: 4
мир: 3
идея: 5
общее впечатление: 4 удара сердца
13.
Вертячкао магико-бытовом круговороте вселенной
Рассказ-размышление, скорее. Понравилась быто-притчевая подоплёка повествования, фандоп не нов, но неплохо обыгран. Хотела взять в топ, не поместился.
язык: 5
сюжет: 3
мир: 2
идея: 4
общее впечатление: 4 василька
14.
Азазотэй, голые, а пойдём-ка сходим! азаза
В изложении есть свой шарм, только сколько-нибудь обозреваемых обоснований на любое действие в рассказе не предоставлено. Совсем неясно, ради чего герой ввязался в затею с голыми, зачем герцогине племя, почему Лицедея именуют Лицедеем… Ради атмосферы Загадочности? Загадочность здесь километрами..) Да, рассказ запоминается и западает в душу, но героям остро нужны мотивации, да такие, чтобы им верили.
язык: 5
сюжет: 3
мир: 4
идея: 3
общее впечатление: 3 татуировки
15.
Дочка сэра Филая — девочка, я всех пабидю
Классическое фэнтези про девочку-рыцаря. Сюжет складывается гладко, но с финалом автор перестарался — лишний аппендикс. Героиня симпатична своим задором и чистотой.
язык: 4
сюжет: 4
мир: 3
идея: 4
общее впечатление: 3 слезы для мантикора
16.
Стихи для драконамилый друг, иль ты не видишь, что всё видимое нами
только призрак, только тени от незримого очами
История о художнике, который видит чуточку больше, чем все остальные. Стихи для дракона вплелись романтичной ниточкой, жаль, что ниточки сюжета так и не завязались в узелки (слишком много повисших вопросов: что за картины из снов? для чего ключ? где клад? куда убежала девушка?) Ладно герой — он мог исчезнуть в мир к родителям, но нельзя оставлять столько открытых моментов. Да, и художник не скажет “дорисовал”, только “дописал”.
язык: 4
сюжет: 3
мир: 4
идея: 4
общее впечатление: 3 строфы
17.
Маяк посреди пустыни Мир волшебен, история не состоялась. Автор хотел сконцентрироваться на философии внутренней пустыни, но в итоге не вытянул. Тем не менее, образы пришлись по душе. Рассказ был в моей группе, второе место на предварительно этапе.
язык: 4
сюжет: 2
мир: 5
идея: 3
общее впечатление: 4 маяка
18.
Мир без волшебства Мир, в котором фантастикой является отсутствие магии. Герой отбирает в сборник антимагические рассказы и мечтает о жизни в антимагическом мире, подспудно сталкиваясь с проблемой “женского” фэнтези. Прототипом героя видела полуграфомана-полумангуста) На предварительном этапе рассказ был в моём топе на третьем месте.
язык: 5
сюжет: 4
мир: 3
идея: 3
общее впечатление: 3 чернильницы
19.
Стойкий железный солдатикпирожки сделают твой день!
Складная история, зацепившая не столько идеей, сколько философией начала и отравленными пирожками. Сам путь показался слишком затянутым. Самыми яркими сценами в рассказе были диалоги с Грейс-Шелфеей. А главное — ружья-пирожки выстрелили. В полуфинале рассказ был в моём топе на четвёртом месте.
язык: 4
сюжет: 3
мир: 3
идея: 4
общее впечатление: 4 пирожка
20.
Главный урок Виктории Штильнас было трое, мы пришли учиться
Рассказ о девочке с магическими способностями, которая нашла своего учителя. Начало с пожарами-переездами увлекло, но с момента “обучения” психологичность съехала в ноль, мотивация героев стала расползаться, как тьма по ступенькам.
Кстати, по названию думала, что Виктория Штиль — учительница. Название крутое.
язык: 4
сюжет: 4
мир: 3
идея: 3
общее впечатление: 3 ступеньки
21.
Дело о пропавшей совести Потешная сказочка без особых претензий, но со своими шутеешными находками. Местами улыбала)
язык: 4
сюжет: 3
мир: 3
идея: 4
общее впечатление: 3 ступы
22.
Дед Назаро призраке, битве экстрасенсов и отглаженной рубашке
Рассказ о призраке, который помог отыскать клад, чтобы спасти жизнь внуку. Сюжет незамысловатый, читается немного пресно, хотя история овеяна добротой и некой лирикой. Понравились нотки мистики (не галограммы кирпичей, а явление деда). От середины сюжет явно затянут, читатель знает, чем всё кончится, и откровенно скучает.
язык: 4
сюжет: 3
мир: 3
идея: 4
общее впечатление: 3 кирпича
23.
Ведьма из Осиновки Рассказ-квест. Бродила я за монахом, бродила.. и думала, кто все эти люди?.. что я здесь делаю..! и что это за знаки препинания такие..?
язык: 4
сюжет: 3
мир: 4
идея: 3
общее впечатление: 2 вещих сна
24.
Инструмент судьбы Рассказ-убийца. Герои сплошь неприятные. Наверное, всё ради удобоваримой Истины Леса. Из всего рассказа пришлись только финальные аккорды. Читать было трудно.
язык: 4
сюжет: 3
мир: 3
идея: 2
общее впечатление: 1 шлюпка и два орешка за лес
25.
Спасительный доммрачняк о людоедках-насильницах
Фабула напомнила позапрошлогодний картофель, кто в курсе. Путник тоже набрёл на домик с недо-людоедом и сумел сбежать. Но там было удачнее. Здесь язык неплох, однако читать неприятно. Технически к сюжету претензий нет, но ляпы всё же имеются. Старушка назвала гостя человеческой тушкой — и тот сразу заподозрил в ней людоеда? Волосы у старушки росли из губы? (или, может, всё-таки — над?) и проч.. Мир — нулевой, морально-этическая составляющая сомнительная.
язык: 4
сюжет: 3
мир: 2
идея: 2
общее впечатление: 1 вилка
Ну, и дополнительные плюшки.
Номинация
Самый интересный сюжет. Претендовали два рассказа: До смерти я свой бранный щит не брошу и
Колдун и виеса. Перевесило славянское фэнтези.
Лучший мир. Претендовали:
Свирель нумеролога, Лучшее волшебство, на которое я способна, Дважды рождённая, Оазис, Маяк среди пустыни. Предпочтение первому.
Лучшая идея. Претендовали:
До смерти я свой бранный щит не брошу, Колдун и виеса, Онейрон, Когда молчит музыка, Восьмые врата распятого факира. Предпочтение первому.
Лучший литературный язык. Претендовали:
Вакансия твоей мечты, До смерти я свой бранный щит не брошу, Колдун и виеса, Онейрон, О превращении…, Восьмые врата распятого факира, Дважды рождённая, Вертячка, Азазот. Победил первый.
Юмор. Претендовали:
Оазис, О превращении…, Мир без волшебства, Дело о пропавшей совести. Перевесил первый.
Самый оригинальный рассказ. Претендовали: До смерти я свой бранный щит не брошу, Колдун и виеса, Оазис, О превращении…,
Онейрон. Предпочтение последнему.
Лучший рассказ для детей. Претенденты:
Лучшее волшебство, на которое я способна, Когда молчит музыка, Оазис, Дочка сэра Фила, Стихи для дракона, Главный урок Виктории Штиль, дед Назар. Предпочтение первому.
Утешительный приз дать не могу, т.к. прочла не все рассказы, но если бы в финале оказались Акша локсти и Под взором электрических икон, заняли бы в моём топе соответственно второе и четвёртое места.
Предфинальный топ:
1. Когда молчит музыка
2. Маяк среди пустыни
3. Мир без волшебства
4. Стойкий железный солдатик
5. Три костра
6. Её бремя
7. Сказка про Ведьму
8. Дневник смертника
9. Лучший друг для господина Дракона
10. Семь претендентов и волшебный меч
Всем спасибо)