Risus (Ризус)
Эта ролевая система придумана Джоном Россом (S. John Ross) аж в 1993 году и, по свидетельству автора, является неплохим способом скоротать время «когда башка уже не варит и уже не так требовательна к деталям».
Итак, ключевой момент – простота. Например, характеристики персонажа определяются всего лишь двумя показателями: набором т.н. клише, своеобразных умений-ролей (варвар, рыцарь, ремесленник и т.п.) и десятью шестигранными кубиками, самостоятельно распределяемых игроком между этими клише. Генережка персонажа занимает буквально минуты, а для того, чтобы в совершенстве изучить всю систему достаточно потратить полчаса. Все действия сведены к двум видам: либо игроку никто не мешает и он просто соревнуется с уровнем сложности, установленным мастером, либо игроку мешает другой игрок или мастерский персонаж (т.н. схватка). Предусмотрена система формирования персонажей в отряды, подходящая для масштабных действий. Весьма оригинальна система развития персонажа: после завершения приключения игрок кидает кубики тех клише, которые он больше всего применял. Если все выпавшие цифры четные, к клише добавляется еще одна кость. Таким образом, чем больше костей, тем меньше вероятность повысить уровень клише.
Многие считают, что Ризус подходит в основном для стебных партий с обильным курением травы. И эти многие, черт возьми, по большей части правы. Но должен заметить, что если вы собрались играть словеску с «элементами системы», то почему бы не взять Ризус? Это не просто элементы, это вполне полноценная, хотя и очень простая система, хорошо продуманная и созданная опытным конструктором игр. Да, в ней совершенно нет подробностей, ну так вы же собирались играть словеску, верно?
Правила, например, здесь: http://www.athas.ru/Risus