Славянская мифология.
Мы привыкли восхищаться европейскими мифами и несерьезно относиться к собственному мифическому наследию. Не удивительно, ведь все классическое фэнтази было построено именно на западных мифах. Но это отнюдь не значит, что наша собственная мифология уступает европейской, напротив славянские мифы намного богаче и старше западных. Вот только некоторые из ярчайших существ славянской мифологии:
Леший.
Лесной дух, защитник животных. Выглядит как высокий мужчина с длинной бородой и волосами по всему телу. Хозяин леса: все звери и птицы находятся в его веденье и беспрекословно подчиняются ему, в лесу он обладает особыми возможностями и может творить поистине невероятные вещи. По сути, не злой — ходит по лесу, оберегает его от людей, изредка показывается на глаза, для чего умеет принимать любой облик — растения, гриба (гигантского говорящего мухомора), животного или даже человека. Лешего можно отличить от других людей по двум признакам — его глаза горят волшебным огнем, а обувь надета задом наперед. Иногда встреча с лешим может закончиться плачевно — заведет человека в лес и бросит на съедение зверям. Однако те, кто уважительно относятся к природе, могут даже подружиться с этим существом и получить от него помощь.
Кикимора.
Злой дух (иногда — жена домового), предстающий в образе маленькой уродливой старушки. Если кикимора живет в доме за печкой или на чердаке, то постоянно вредит людям: шумит, стучит в стены, мешает спать, рвет пряжу, бьет посуду, травит скот. Иногда считалось, что кикиморами становились умершие без крещения младенцы, либо кикимору могли напускать на строящийся дом злые плотники или печники. Кикимора, обитающая на болоте или в лесу, приносит гораздо меньше вреда — в основном лишь пугает заплутавших путников.
Лихо.
В низшей мифологии (демонологии) славян воплощение несчастья, горя, злой доли, беды. Лихо изображаться в виде костлявой, чахлой, одноглазой женщины, встреча с которой приносит одни несчастья и порой даже ведет к гибели человека.
Называют его еще Лихо Одноглазое, ибо оно сослепу бросается на кого попало, не разбирая ни богатого, ни бедного, ни правого, но виноватого. Лихо – воплощение неразборчивости, несправедливости судьбы, злого рока. Иной раз Лихо обойдет великого грешника, а навалиться на хорошего, трудолюбивого человека и все у него пойдет наперекосяк: и пожар может случиться, и урожай побьет градом, и самого болезни одолеют. И что ты тут ни делай, Лиху все нипочем: сидит оно на шее, как ни в чем не бывало, пока не уморит человека.
Аука
Разновидность проказливого лесного духа, маленького, пузатого, с круглыми щеками. Не спит ни зимой, ни летом. Любит морочить голову людям в лесу, отзываясь на их крик “Ау!” со всех сторон. Заводит путников в глухую чащу и бросает их там.
Жар-птица
Знакомый нам с детства образ, красивая птица с яркими, ослепительными огненными перьями (“как жар горят”). Традиционное испытание для сказочных героев — добыть перо из хвоста этого пернатого. Для славян жар-птица была скорее метафорой, чем реальным существом. Она олицетворяла огонь, свет, солнце, возможно — знание. Ее ближайший родич — средневековая птица Феникс, известная и на Западе, и на Руси.
Волоты.
Великаны в славянских сказках. Жили они в неприступных горах, дремучих лесах, диких степях, и людская молва сохранила нам их баснословный облик и чудовищную силу. Они могли усмирять бури, сдвигать гигантские горы, вырывать могучие дубы и т.д. У этих великанов и жены были им подстать. Не в чем мужьям не уступали а, разъярившись, даже могли превзойти их. Также назывались волотами некие обитавшие в подземных пещерах одноглазые существа, имевшие по одной руке и одной ноге, которые, чтобы сдвинуться с места, принуждены были стать по двое, но уж тогда бегали они с немыслимой быстротой.
Волкодлак.
В славянских мифах так называется человек-оборотень, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка, полностью или частично. Считалось также, что колдуны могли превратить в волков обычных людей. Волкодлак самый удивительный и таинственный герой русского эпоса, один из старших богатырей русских былины Вол Всеславьевич умел превращаться в волка и рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение невероятные расстоянии. Мощь волкодлаков бывает такова, что во время своих превращений они вызывают лучные затмения!
Волкодлакам помогает чудодейственная тирлич-трава. Считалось, чтобы превратиться в волка, надо слева направо перекинуться через двенадцать ножей, воткнутых в осиновый пень. А что бы снова стать человеком – перепрыгнуть через них справа налево. Но беда, если кто-нибудь уберет хоть один нож: навсегда уже оборотень останется в волчьей обличье! Человеческая фантазия приписывала им и такое свойство: якобы волкодлаки после смерти становятся упырями.
Упыри.
Низшие духи, демонические существа в мифологических представлениях восточных славян. По народным поверьям, упырями становились после смерти люди, умершие «неестественной смертью» - убитые, спившиеся пьяницы, самоубийцы, а так же рожденные от нечистой силы или испорченные ею, к примеру колдуны. Считалось, что земля не принимает таких мертвецов и умерших подобным образом хоронили вне кладбища.
В народных представлениях упыри – злые, вредоносные духи. Упыри отождествлялись с мертвецами, которые по ночам встают из могил и высасывают кровь из людей и животных. Когда какого-то покойника подозревали в таких страшных ночных прогулках, считалось, что его следует «успокоить» - выкопать труп из могилы и проткнуть осиновым колом, а после сжечь. Сказания об упырях от славян распространились среди всех народов Европы.
Вий
Часто изображается как могучий старик с огромными бровями и необычайно длинными ресницами. Они у него так густо заросли, что совсем затмили зрение; чтобы он мог взглянуть на мир, нужно несколько силачей, которые смогли бы поднять ему брови и ресницы железными вилами, но тогда уже не что не утаиться от его взора.
Это мифическое существо, знакомого всякому кто читал Гоголя; однако некоторые любопытные черты, приписываемые вию народной молвой, не вошли в рассказ. Например, иногда вия представляли как страшного разрушителя всего живого, который взглядом своим убивает людей и обращает в пепел целые города. К счастью, убийственный взгляд его закрывают тяжелые веки, которые поднимают ему только в тех случаях, когда нужно уничтожить вражеские рати или сжечь неприятельскую крепость. Так же древние славяне считали вия способным насылать ночные кошмары и видения.
Соловей-разбойник
Персонаж поздних славянских легенд, сложный образ, сочетающий черты птицы, злого волшебника и богатыря. Соловей-разбойник жил в лесах под Черниговом около речки Смородины и в течение 30 лет сторожил дорогу в Киев, никого туда не пропуская, оглушая путешественников чудовищным свистом и ревом. У Соловья-разбойника было гнездо на семи дубах, однако в легенде также говорится о том, что у него имелся терем и три дочери. Былинный герой Илья Муромец не испугался супостата и выбил ему глаз стрелой из лука, причем во время их боя свист Соловья-разбойника повалил весь лес в округе. Богатырь привез плененного злодея в Киев, где князь Владимир ради интереса попросил Соловья-разбойника посвистеть — чтобы проверить, правду ли говорит молва о супер-способностях этого злодея. Соловей, конечно же, свистнул, да так, что чуть не разрушил половину города. После этого Илья Муромец увез его в лес и отрубил голову, чтобы больше такое безобразие не повторялось (по другой версии, Соловей-разбойник в дальнейшем выступил помощником Ильи Муромца в бою).
Русалка
В славянской мифологии русалки — разновидность проказливой нечисти. Ими становились утопленницы, девушки, умершие недалеко от водоема, либо люди, купающиеся в неурочное время. Русалок иногда отождествляли с “мавками” — от старославянского “навь”, мертвец) — детьми, умершими без крещения либо задушенными матерями.
Глаза таких русалок горят зеленым огнем. По своей натуре они существа гадкие и злые, хватают купающихся людей за ноги, тянут под воду, либо заманивают с берега, обвивают руками и топят. Бытовало поверье, что смех русалки может вызывать смерть (это делает их похожими на ирландских баньши).
Некоторые поверья называли русалок низшими духами природы (например, добрые “берегини”), не имеющими ничего общего с утопленниками и охотно спасающими тонущих людей.
Гамаюн
Подобно Алконосту, божественная женщина-птица, основная функция которой — осуществление предсказаний. Хорошо известна присказка “Гамаюн — птица вещая”. Также умела управлять погодой. Считалось, когда Гамаюн летит со стороны восхода, следом за ней приходит буря.
Домовой
В самом обобщенном представлении — домашний дух, покровитель очага, маленький старичок с бородой (либо весь покрытый волосами). Считалось, что у каждого дома есть свой домовой. Если люди устанавливали с ним нормальные отношения, кормили (оставляли на полу блюдце с молоком, хлеб с солью) и считали его членом своей семьи, то домовой помогал им выполнять мелкую работу по дому, следил за скотом, караулил хозяйство, предупреждал об опасности.
С другой стороны, разозленный домовой мог быть очень опасен — ночью щипал людей до синяков, душил их, губил лошадей и коров, шумел, бил посуду и даже поджигал дом. Считалось, что домовой жил за печкой или в конюшне.
Дрекавак
Полузабытое существо из фольклора южных славян. Его точного описания не существует — некоторые считают его животным, другие — птицей, а в центральной Сербии ходит поверье, будто дрекавак — душа мертвого некрещеного младенца. Сходятся только в одном — дрекавак умеет жутко кричать.
Обычно дрекавак — герой детских страшилок, однако в отдаленных районах (например, горный Златибор в Сербии) в это существо верят даже взрослые. Жители деревни Тометино Полье время от времени сообщают о странных нападениях на свой скот — по характеру ранений сложно установить, что это был за хищник. Крестьяне утверждают, что слышали жуткие крики, поэтому здесь наверняка замешан дрекавак.
Сирин
Еще одно существо с головой женщины и телом совы (сыча), обладающее чарующим голосом. В отличие от Алконоста и Гамаюна, Сирин — не посланник свыше, а прямая угроза для жизни. Считается, что эти птицы обитают в “индийских землях рядом с раем”, либо на реке Евфрат, и поют для святых на небесах такие песни, услышав которые, люди начисто теряют память и волю, а их корабли терпят крушение.
Нетрудно догадаться, что Сирин — мифологическая адаптация греческих сирен. Однако в отличие от них, птица Сирин — не отрицательный персонаж, а скорее метафора искушения человека разного рода соблазнами.
Банник
Дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с длинной бородой. Как и все славянские духи, проказлив. Если люди в бане поскальзываются, обжигаются, падают в обморок от жары, шпарятся кипятком, слышат треск камней в печи или стук в стену — все это проделки банника.
По-крупному банник вредит редко, лишь когда люди ведут себя неправильно (моются в праздники или поздно ночью). Гораздо чаще он помогает им. У славян баня ассоциировалась с мистическими, жизнетворными силами — здесь часто принимали роды или гадали (считалось, что банник может предсказывать будущее).
Как и других духов, банника прикармливали — оставляли ему черный хлеб с солью либо зарывали под порогом бани задушенную черную курицу. Существовала и женская разновидность банника — банница, или обдериха. В банях также жила шишига — злой дух, показывающийся только тем, кто идет в баню, не помолившись. Шишига принимает образ знакомой или родственницы, зовет человека с собой париться и может запарить до смерти.
*******
Вот далеко не полный перечень мифических существ славянского эпоса. Наш мифический бестиарий намного разнообразней и старше европейского. Я уверен, что создания фэнтези построенного на нашей мифологии лишь вопрос времени, и вскоре этот жанр станет не менее популярным, чем скажем творения зарубежных писателей.