[ Поиск ] - [ Пользователи ] - [ Календарь ]
Полная Версия: Слуга глубины
Гостья из прошлого
Автор: Элиза Маджерская

Мысль была простой и прозрачной, как зерно граната. Диво, что она не пришла в голову раньше.

Океан на краю сознания всё так же ворочал камни на дне. Фоос прислушалась, не насторожился ли он, не ухватился ли волной за мысль, не пронёсся ли по его недрам гневный гул.

Океан не услышал мысль. Океану было всё равно. И тогда Фоос подумала её смелее, почти в полную силу.

Она может сбежать.

Сбежать туда, где на много дней пути – море песка. Или ещё дальше – где хвоя затмевает небо и душит листву, или где под тонкой коркой мха спит навечно замёрзшая земля. Туда, где люди убили своих богов и осквернили их тела.

Фоос услышит смертные хрипы надземных богов, увидит, как они содрогаются в агонии, сожжённые пламенем человеческой страсти, пронзённые жадными, голодными бурами. Посмотрит в их стекленеющие глаза и поймёт: здесь она свободна.

Улица залита солнцем, в его мареве явственнее и благоухание растений, и животная людская вонь. И то, и другое расступается перед бризом: он несёт с собой соль и неизбежность.

Скоро она будет там, где ветра поют о другом.

Вокруг вокзала громоздятся дома и деревья, и Океан не видно смертными глазами. И всё равно глубина близко, слишком близко – она с Фоос всегда, даже в занавешенных шторами комнатах, даже в подвальной прохладе.
Почему она раньше не пыталась уехать?

У головы поезда корабельное рыло, кресла, набившие его нутро тесными рядами – жёлтые, как леса водорослей в северных водах. Нет, не как водоросли – как лепестки адониса, а что до формы… люди любят приводить свои творения к единому виду.

Женщина с нарисованной улыбкой произносит пустые слова, и Фоос всходит на борт. Никем не замеченная: люди видят коричневое платье и отмечают старомодный фасон; люди видят седину в волосах, излом губ, и думают, что Фоос немолода. Что для людей – ушедшая мода, то для Фоос – мгновение ока назад. Что для людей почтенный возраст, то для Фоос – дуновение ветра.

Люди скоро забудут лицо Фоос, и Фоос скоро забудет лица людей. Людское «скоро» – два удара сердца, её «скоро» – два людских поколения.

Поезд тронулся почти без шума, заскользил по зеркальной глади рельс. Вынырнул из города, пронёсся по прибрежной пене окраин, и Фоос отвернулась от окна, чтобы не видеть, как под бликами солнца дремлет вечная глубина.

Город, покинутый Фоос навсегда, присосался к Океану чумной блохой, испуская отраву в его недра. Человек и Океан сплелись в ядовитом объятии, но некоторые боги людям не по зубам. Стоит достаточно осквернить его тело, стоит умертвить достаточно его слуг – и Океан поглотит и кишащие людские селения, и бездыханные тела надземных богов. Море песка станет просто морем. Хвойные леса захлебнутся в солёной воде. Земля, что замёрзла раньше, чем явилась на свет Фоос, оттает и обратится дном.

Ей надо бежать в горы. Туда, где глубина не сможет тягаться с высотой.

Не слышишь меня? Не чувствуешь, как я ускользаю из твоей хватки?

Глубина молчит.

Поезд вновь нырнул в город – другой, более мощный, более ядовитый. Сменились лица, усталые и суетливые. На креслах цвета лепестков адониса – то яркие коралловые рыбки, то невзрачные илистые крабы.
– Мам, а тётя – памятник, да?

Фоос вспомнила, что нужно моргать.

Дитя вздрогнуло и попятилось, когда Фоос посмотрела сквозь него.

Поезд тронулся.

Рельсы, льнувшие к побережью, развернулись вглубь и увлекли поезд за собой. Океан остался незримым присутствием позади, шевелил волосы на затылке, но не более.

Что если дальнейший путь Фоос снова проляжет рядом с Океаном? Уже не здесь, конечно – там, где ту же воду, ту же соль, ту же глубину люди зовут морем. Океану неважно, где и как его зовут люди – он возьмёт своё, если решит, что оно посмело его ослушаться.

Надо проложить путь там, где вода только пресная.

Или, может… впервые шагнуть в небо? Подняться на зыбком творении человеческих рук?

Небеса противоположны её сути, но свою суть она решила отрицать до конца. Надо лететь – летучей рыбой, оторвавшейся от стаи, опалившей плавники на подлёте к Солнцу.

Фоос не опалит плавники и не упадёт обратно в глубину. Если самолёт разобьётся, унеся с собой мимолётные жизни, он должен будет вернуть её с небес на землю. Не в Океан.

Так по земле или над землёй?..

За окнами – плеск. Тихий, а прорвался сквозь стук колёс и людской гомон.

Там, где должна была простираться равнина, разливалась ласковая синяя волна.

Фоос вскочила с места.

Никто из людей не заметил – ни её поспешности, ни невозможной воды за окном. Щебетали коралловые рыбки, илистые крабы впивались клешнями в экраны. Дитя, принявшее её за памятник, само теперь смотрело сквозь неё, задумчиво сунув в рот кулак.

Фоос ринулась вперёд, вперёд – к голове поезда. Волна догоняла её без труда, игриво мерцала там, снаружи, начинала захлёстывать окна.

Неправильно, не вперёд нужно. Фоос рванула дверь вагона с нечеловеческой силой, и женщина с нарисованной улыбкой не изменилась в лице, когда её окатило пеной брызг. Фоос взвилась вверх, уцепилась за что-то на крыше, выкарабкалась наружу.

Она боялась, что волна схватит её прежде, чем она успеет взобраться. Зря боялась, волне не было нужды её хватать.
Бездонная синь залила всё от горизонта до горизонта. Ни полей, ни гор, ни городов.
Океан уже поглотил людей?

А были ли люди?

Крыша поезда качнулась под ногами. Фоос обратила взор вниз.

Она не тонула – это глубина падала наверх.

Остров людского мусора, перевитый водорослями, испещрённый ракушками, ринулся к поверхности, обдал Фоос вонью химического и вонью мёртвого – и исчез.

Косяк тунцов полыхнул тусклым блеском, вытаращился сотней неумолимо приближавшихся глаз – и тоже пропал, не достигнув грани между водой и воздухом.

Вода всё темнела и темнела, безвозвратно поглощая солнечные лучи. Безоблачному небу, казалось, не было дела до того, что его неизменное зеркало перестало его отражать.

Нагретый солнцем металл наконец погрузился под воду целиком, и ног Фоос коснулся почти уже лёд. Человеческая оболочка кровоточила, стекала ошмётками с древнего, такого мощного, но такого бессильного перед глубиной тела. Под лопнувшей кожей взбугрились покрытые чешуёй мышцы. Подёрнутые сединой пряди унесло потоком: теперь с черепа Фоос на поверхность воды ниспадали кружевные щупальца медузы.

Она не видела своего лица – его, как и небо, нечему было отражать.

Очертания поезда окончательно растворились во тьме – теперь в ней угадывалось непостижимое ни смертному взгляду, ни взору Фоос. Клубилось комками дыма, переливалось более чёрным, чем чернота вокруг. Чешуйчатые пальцы Фоос светились отчаянной бирюзой, но отражённый солнечный свет тут же глотал мрак.

И в одно мгновение неясные силуэты сложились в один, до боли детальный. До малейшей извилины, до малейшей прожилки, до каждого слепого глаза и каждого зуба каждой разверзнутой пасти. От горизонта до горизонта – и намного, намного дальше.

Глубина – это больше, чем путь от поверхности до дна.

Глубина – это то, что ждёт тебя внизу. И непременно дождётся.

Воздух, небо и солнце исчезли – как не бывало.

Только не снова. Пожалуйста, только не снова.

Ледяные объятия Глубины распахнулись, и Фоос растворилась в них. Пульсирующая масса сдавила тело, слизь заползла под чешую, едкий дым хлынул в глаза и глотку. Фоос разинула пасть, попыталась закашляться, но Глубина тут же заполнила её целиком – и принялась перековывать изнутри с нежной тщательностью творца.

Когда Глубина с ней закончит, когда исторгнет Фоос из своего нутра, а своё нутро – из Фоос, путь наверх будет заказан. Если она покинет Глубину, если всплывёт к поверхности – её разорвёт изнутри, как глубоководную рыбу, выловленную рыбаком, и останется только груда разбухшего розового мяса.

Ни за что.

Фоос вспомнила солнце, и цветы адониса, и людскую отраву на лике земли. Вспомнила всей своей полупереваренной сущностью, наполнила мыслями о самом ярком, о самом жгучем, о всём противоестественном Глубине. И, не отпуская этих мыслей – взорвалась. Тысячей мелких светящихся снарядов – чтобы, может, в последний миг унести Глубину с собой.

***
Верные слуги Глубины не перечат ей, не позволяют вольностей, не думают о воле. Латают дыры в её теле, склеивают порванные жилы собственной слюной, вычищают камни из слепых глаз.

У каждого на лбу – крохотная звезда, дар самой Глубины, знак её благоволения.

Крохотные звёзды не знают, кому они служат, кому освещают путь.

Они знают только одно.

Нужно светить что есть сил.
НеНога
Цитата(Гостья из прошлого)
Диво, что она не пришла в голову раньше.

Как, например, граната. )
Цитата(Гостья из прошлого)
Она может сбежать.

Оу. Ну да, хорошая мысля приходит опосля.
Цитата(Гостья из прошлого)
море песка

Сахара. И я бы лучше остановился где-нибудь на берегу этого "моря")
Цитата(Гостья из прошлого)
Город, покинутый Фоос навсегда, присосался к Океану чумной блохой, испуская отраву в его недра.

Думаю, люди, ввиду врожденного эгоцентризма, преувеличивают масштаб трагедии. Это с нашей точки зрения отходы что-то там отравляют и уничтожают среду обитания. На деле же они всего-то вносят новые переменные в уравнение естественного отбора и формируют новые виды. Куда более живучие и опасные для человека и нам, скорее всего, не выжить в бою со фрактальными сколопендроморфами... но им будет неплохо.
Цитата(Гостья из прошлого)
Она не тонула – это глубина падала наверх.

Глубоко. )
Цитата(Гостья из прошлого)
Глубина – это больше, чем путь от поверхности до дна.

Ну да. Глубина - это ДОЛГИЙ путь от поверхности до дна)
Неплохо, я полагаю. Достаточно затянуто и тягуче, намеренно ли - не знаю, но атмосферу вареной сгущенки ощутил. Да и удильщики в конце порадовали. Хотя пассаж про "го повыше, там ОЧЕРЕДНОЙ ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП нас не достанет" немного огорчил, но так, на полшишечки.
Persian_Cat
Ваще вкуснота. Язык очень метафоричный, с него кайфуешь. История побега, я так понимаю? Бессмертное существо бежит от своей среды, а та всё равно находит героиню и утягивает в пучину, где все трудятся не для себя, а для пучины-божества.

Мне плевать, насколько точен мой СПГС, но я рискну поставить этой миньке 9,5 звёзд из десяти.
Aenor
Так, ну, мы же все понимаем, что большая часть рассказов писалась под дедлайн или за пару дней. Поэтому сразу говорю, что особо придираться ни к кому не буду))

Очень симпатичная зарисовка, в которой переплелись нотки мрачняка, безысходности и какой-то фоновой экзистенциальной тоски. Сам страх океана здесь рационализирован и обоснован - героиня прекрасно знает, почему его боится, что он может с ней сделать. Интересная вариация на тему получилась, потому что тут взгляд не со стороны человека, для которого океан воплощает страх неизвестного, а со стороны именно самого обитателя океана, его создания.

Океан тут представлен в виде живого божества. Такое буквальное воплощение нашего бессознательного (что забавно, океан - это ведь классический образ для Ид). Сколько от него ни беги, он все равно догонит. А уже расплющит или нет, зависит от каждого конкретного человека. Тут героиню буквально разорвало на части, не потому что она слаба (напротив), а потому что у океана в этом мире слишком много силы и власти, я бы сказала. И не видно такой силы, которая могла бы его остановить или как-то ему противостоять.

Поскольку зарисовка (ну, 7к, чего вы хотите?) мир дан крупными штрихами, но штрихи эти свою функцию выполняют - картинка рисуется, нет недопонимания, что там за мир такой. Причинно-следственные связи есть, героиня убедительна (опять же, для 7к весьма), мотивация ее в целом понятна. Вроде какого-то конкретного триггера, который спровоцировал бы побег, не упоминалось, но это тоже не проблема. Стремление к свободе в триггерах не нуждается. Оно живет внутри всегда. Просто у кого-то ближе к поверхности, а у кого-то на самом дне внутреннего океана, настолько глубоко, что человек порой и не догадывается о его существовании.

Спасибо автору за интересную историю))
Астра Ситара
Зашла что-нибудь почитать.
Хорошо! Спасибо.) Почему-то вспомнился Миядзаки с Рыбкой Поньо, очень уж анимешно получилось. Полагаю, это плюс, поскольку текст прекрасно формирует визуальные образы. И отдельная благодарность за ритмичную прозу, было приятно прочитать.)
Ingevar
Три раза подступался к рассказу, три раза ничего не понял)
Словесные кружева уж очень затейливые, причем со мной они явно в противофазе. Не скажу, что язык плох, но для меня это как тот мем: "плохая метафора подобна котенку без дверцы".
То есть слова-то я все понимаю, но они не складываются в образы, как будто ветер гоняет по пляжу яркую обертку, но конфеты внутри уже нет.

"Женщина с нарисованной улыбкой произносит пустые слова, и Фоос всходит на борт." - вот это я весь рассказ)

Не берусь оценивать, это ж mea culpa, что я чего-то не догоняю.
Весёлая
Самый красивый рассказ на этом празднике жизни!) И он это знает. Вот танцуешь с таким, а он даже и не нуждается в партнерше, в общем-то. Он сам себе такой танцует, рассылает во все стороны улыбки и воздушные поцелуи. И конечно, непременно любуется в зеркало - каков я, а?)

Что мне особенно понравилось и удивило даже – необычный взгляд на экологию. Взгляд того, кого вовсе не заботит чё там в итоге будет с планетой пока люди её планомерно изничтожают. Скорее наоборот - Фоос даже рада этому. Вот честно - это было очень неожиданно!
И всё же, не покидает ощущение, что история эта вовсе не о том. Вот совсем не о том. Люди и их деятельность даже не фон для рассказа. Всего лишь зацепка для героини. И вот это жаль, потому что... Впрочем, (как сказала бы Yuki) нефиг влазить в чужой рассказ со своим монастырём.
И всё же мне так хотелось рассмотреть все эти намёки на экологию, на то, что люди в своём стремлении поработить природу однажды таки нарвутся - и огребут от нее по полной.
Но ладно, ладно. Рассказ вовсе не об этом. Он о конфликте хозяина и слуги. Слуги, который служить вовсе не желает. Если честно, я не совсем поняла, зачем глубине Фоос, раз у нее так много слуг? Одной меньше - подумаешь! Но мне показалось, что такое величественное и могущественное "божество" играет с мелкой рыбешкой, как кошка с мышью. Вроде давая мышке возможность убежать, ан нет! Снова поймали!
Не поняла я и роли слуг. Точнее, более менее понимала ровно до последней фразы. Вот это сравнение со звёздочками и "светить изо всё сил" меня просто сбило с толку. Словно написано ради красивого словца, а не для пояснения какого-то смысла. И зачем слуги "освещают путь" глубине?

А что касается музыкальной ассоциации, то вот она сдаётся мне наиболее близкой)
https://youtu.be/SXKlJuO07eM




Грейсон Киппен
Сложное для меня произведение. Очень много воды получилось. Но не в том смысле, что много неочемного, а много непонятного. Плывешь в этом рассказе, плывешь и не понимаешь куда плывешь и зачем.

О чем рассказ я понял только к ближе к концу. Он не про сюжет, он про идею. Про неизбежность, про систему, про борьбу. Порой бессмысленную и беспощадную.

Не совсем моя тема, но шесть крабов так и просятся из ведерка к вам!
Мерей
Вот ведь какая штука получается. Есть рассказы, по которым прям видно, что автор со всем усердием подступался к написанию, обдумывал картину в голове, подбирал образы и слова, которыми будет презентовать читателю. Уж не знаю, как там на самом деле, и, может, автор все сваял на коленке в метро или автобусе, но от рассказа просто веет тщательной над ним работой. Мое личное ощущение.
Однако обидная действительность в том, что порой нужно быть проще, порой нужно бить прямо, а не пытаться изловчиться в переподвыподверте перед читателем. Умом я понимаю, что над рассказом проделана работа, но делает ли это его лучше конкурентов, которые сильнее отозвались во мне, были попросту понятнее. Кто-то назовет меня казуалом, но я предпочитаю понятность. Хотя бы на уровне сюжета, а не вложенного смысла.
Возможно, я бы понимал чуть больше все происходящее с Фоос, ее мысли, суждения обо всем, если бы автор мне дал конкретный ее бэкграунд и побольше конкретных образов. А пока оно так метафорично, можно при желании долго копаться, трактуя то так, то эдак. Иные рассказы к этому даже могут расположить. Но не этот и не меня. Такая вот вкусовщина.
И еще один момент: это единственный рассказ тусовки, который я читал вслух. Обычно я так делаю, когда не получается вникнуть в происходящее в тексте при прочтении «про себя». Вслух все-таки лучше воспринимаешь, чтение проходит более обдуманно, когда проговариваешь каждое слово. Не помогло.
Семь положенных на талассофобию болтов из десяти.
Автору спасибо и удачи в творчестве!
Ваш комментарий,


 Включить смайлики |  Включить подпись
Здесь расположена полная версия этой страницы.
Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.