[ Поиск ] - [ Пользователи ] - [ Календарь ]
Полная Версия: Где глубоко – там гаупасон
Гостья из прошлого
Автор: Persian_Cat

Ох, сот, ну что ты разнылся, что река мелковата? Какой плот, зачем сплавляться – пешком дойдём.

Нет, не боюсь я плавать. Точнее, ребёнком не боялся, а как Анваем стал – не пробовал.

Не понимаешь? Давай устроим привал, расскажу, за что меня из племени изгнали. Может, поймёшь.

Так жизнь мне подпортил гаупасон. Большая рыба. До сих пор вспоминаю полный рот зубов-крючков, и по загривку холодок иголками прокатывается.

Ты, наверное, знаешь: пятношкурые на них охотятся. Я тоже мог бы, и охотился бы – не случись то, что случилось.
Они – пятношкурые – зовут больших рыб Метланмеа, что значит «хозяева океана». Произносят это уважительно, с придыханием. Вот так вот: убивают, но уважают, уважают и убивают.

И я так говорил. Нет, не я – то был Кан. Дитёнок Кан – так все ме… его звали.

Но давай по порядку. У пятношкурых как принято, знаешь? Каждый этап отмечать татуировкой. Зуб дитячий выпал, а свой вырос – время первого узора пятнастого. Набивают его красной краской из улиток – ох, и болюче!

И после первой татуировки тебе уже не дадут покоя. Это с зубом всё легко, само собой происходит. Ну, разве что после на полях в два раза больше работать заставляют. А дальше каждый новый этап – это новое испытание.

Три года от зуба проходит – первая охота. Сразу кабана от тебя никто не ждёт, но хоть кроля поймать и забить обязан. С первого раза не получилось – назавтра идёшь снова, и снова, и снова. Хоть дневаешь и ночуешь в лесу, но свою первую добычу принести должен. Кто в чащобах сгинул – уже не часть племени, но большинство всё-таки с дичью возвращалось.

Кан своего кроля словил. Надо быть совсем сот, чтобы провалиться. Силки-то всех учат ставить, как и приманивать зверьё к ловушке.

У тех, кто с лесной охотой справился, наступает время вторых пятен – лазурных. Для этой краски с самой верхушки синелистного дерева сдирают молодые побеги. С голубыми пятнами ты уже не просто собиратель, и не сеятель - а миназа, «тот, кто берет кровь». Звучит гордо. Почти как воин.

Проходит ещё три года. Время чёрных пятен, из чернил спрута. Через три года от них – уже пятна белые, краску для которых из толчёных ракушек делают. Тогда ты уже совсем мужчина, и можешь выбрать себе женщину – это даже не испытание, а награда.

А вот когда черные пятна – это порог, переход от детства к взрослой жизни. Ты становишься авьенже – «тем, кто забирает своё в борьбе». Прошедшие испытание на черное лишаются детского имени и получают взрослое.

Кан жаждал переступить через порог. Когда настало его время пройти испытание, воодушевление разрывало ему грудь – настолько Кан был счастлив. В нетерпении он открывал заговорённый мешок с сорго на приманку и вдыхал его земляной аромат. Десятки раз он проверял гарпуны, убеждаясь, что те достаточно заточены, а потом перепроверял опять. И так, пока не порезался о кость, убедившись: оружие против гаупасон остро.


Отец взял его на лодку вместе с ещё двумя бывалыми охотниками, и те скабрезно шутили. Говорили: первая охота на Метланмеа похожа на первое соитие с женщиной. Чувствуешь себя нелепо, не знаешь, что делать, а потом оно как-то само собой идёт как надо. Сколько мне тогда было – двенадцать? Агрх… Проще говоря, их шуток и сравнений Кан-дитёнок не понимал.

Они гребли в океан, лазоревый в своём летнем спокойствии. И Кан грёб, задыхаясь: то ли от напряжения, то ли от предвкушения. «Сипан!», – закричал отец так, что Кан вздрогнул. На языке пятношкурых это значит «остановиться и убрать весла».
Какое-то время отец и двое других охотников молчали. Кан напрягся, как натянутая нить. Лодка, до этого с пеной разрубавшая воду, мерно закачалась на волнах. Шёпот океана ещё никогда не казался таким неприветливым.

Будто подражая большой воде, отец зашептал: «Метланмеа под нами». До сих пор не знаю, как он почувствовал это, и, наверное, никогда не узнаю.

Рукой он указал приподняться. Взяв мешочек с сорго, Кан медленно повиновался. Вода внешне казалась пустой и безжизненной. Он взял горсть зерен и посеял за борт, затем ещё одну. Из глубины навстречу прикорму взмыл ураганчик рыбок с красными спинами. Третья горсть – и рыбки закружились у самой поверхности, чуть ли не отираясь белыми боками о лодку с неприятным шелестом.

«Пора», – сказал отец Кану и протянул гарпун с уже привязанной верёвкой. Другой её конец на свои мощные руки наматывали бывалые охотники. Ухмылялись, не веря, что у «дитёнка» получится с первого раза, но всё равно готовились тянуть гаупасон.

Кан вглядывался в красно-белые потоки рыбок. Он искал серую морду Метланмеа, хотя все ему и говорили, что хозяева океана такими становятся на берегу. В своей же стихии они ярче лазоревой краски из синелистного дерева, а светлые полосы на их теле светятся белым, как луна.

Да, Метланмеа прекрасны и одновременно ужасны, я это запомнил.
Кан едва успел замахнуться, как тупая и огромная морда вырвалась из воды и взревела. В такой пасти не то что дитёнок, а целый взрослый поместился бы.

Брызги от плавников заставили зажмуриться, и Кан не глядя метнул гарпун. Рёв перешёл в плач. Перекрутившись в воздухе, рыбина шумно завалилась в воду. Поднявшейся волны хватило, чтобы перевернуть лодку.

Очутившись в воде, Кан в панике выпустил весь воздух из груди. Уже задыхаясь, он увидел Метланмеа в дыму крови. Медленно, как крышка старого сундука, пасть рыбины отворилась, обнажая крючковатые зубы в три ряда.

Сейчас я понимаю, что та кровь была от моего гарпуна, вонзившегося в бок гаупасон. Но тогда, в тот момент, мне казалось, что это кровь пятношкурых. Всех, кто убит в океане в охоте на Метланмеа. И моя – в первую очередь. Если бы отец меня… Кана не вытащил, я бы с тобой здесь не сидел. Слышишь, сот? Или ты уснул?

Обратно в деревню вернулись только Кан с отцом. Те двое, что привязали себя к гарпуну, пошли на дно вместе с гаупасон. «Этот Метланмеа был слишком велик для нас», – утешал отец. – «Попробуешь ещё раз, позже».

Приятного чувства предвкушения у Кана больше не было. Вместо него поселилось что-то мутное и холодное. Когда пришло время второй попытки, Кана насилу посадили в лодку, и он начал задыхаться. Также, как тогда – перед Метланмеа. Едва лодка тронулась, он прыгнул за борт и погреб к берегу. Стоя на четвереньках на песке, Кан никак не мог надышаться и плакал, как дитя.

Я ведь говорил, что после первой татуировки остановить цикл нельзя? Либо иди дальше, либо тебя вышвырнет из круга жизни. Так Кана и вышвырнуло. Он лишился детского имени, а взрослого – так и не заслужил. Для пятношкурых стал обузой, для родителей – позором. Ни дитё, ни мужчина. С такими у племени разговор короткий: хвост обрубить, татуировки – изничтожить порезами, да выпнуть в лес на рассвете. Не сдохнет если – то житья ему ни в одной деревне пятношкурых всё равно не будет.

Когда Кан умер, родился Анвай – переросль. Это не имя, а прозвище, как ты мог догадаться, если не совсем сот, конечно.

Хорошо, что в ваших краях большой воды нет. Реки по колено – это хорошо, сот. Где мелко – там гаупасон нет.
Persian_Cat
Вдохновлялись маори? Или полинезийцами? Ну, явно какое-то такое островное общество.
В целом, интересно, но идея от меня ускользнула. Не могу сформулировать тезисно, о чем рассказ. Что-то о взрослении?
Он хорош, к примеру, как предыстория персонажа, но как нечто самостоятельное его сложно воспринимать.

А, да, оценка. Нехай с ним, восемь больших рыбов из десяти.
Элиза Маджерская
Красотища!
Отличная история о травме и том, как общество относится к тем, кто в него по той или иной причине не вписался.
Хочется в этом сеттинге чего-то побольше, конечно) История хороша и сама по себе, цельная и законченная, но с сюжетом "в настоящем" было бы ещё интереснее.
НеНога
Что-то про рыбалку, кажется.)
Мне понравилось, но меня не затянуло. Маори там или алеуты - не особо затянуло.
Стиль единый, действо есть, арка - присутствует.
А остальное - такие мелочи...
З.Ы. А что вы знаете про сомов в мелководных речках?)
Ingevar
Понравилась история.
Если коротко и по делу, то разговорный стиль здесь очень уместен, для сверхмалой формы вообще хорошо, когда не отвлекаешься от истории, а сама история прям с первой строчки затягивает.

Как писатель писателю, пожурю: "В нетерпении он открывал заговорённый мешок с сорго на приманку и вдыхал его земляной аромат." Вот это очень литературно, и поэтому выбивается из болтовни на привале. Таких мест всего пара, ничего критичного, но можно б и полирнуть.

Зато заканчивается хорошо. Как в блюзе "вопрос-ответ". В самом начале: "ну что ты разнылся, что река мелковата", а в конце: "Реки по колено – это хорошо, сот. Где мелко – там гаупасон нет."
Сразу чувство законченности появляется, здесь все сказано.
Весёлая
Вкусный рассказ. Хоть и простой.
Большую заслугу, конечно, играет подача - именно язык и вот эта прорисовка от первого лица делают всю вкусноту истории.
Мне очень понравилось)
Спасибо!

Идейно рассказ настолько схож с Кракулой, словно авторы за пивасом обсуждали задумку, а позднее, уже разойдясь по домам, решили воплотить её. Что и сделали - каждый по-своему.

Вот знаете, есть такие партнёры - болтуны. Танцуешь с ним, а он всё нашёптывает тебе что-то на ухо, нашёптывает. Музыка гремит, ты слова разбираешь через раз, но из вежливости киваешь, а он не унимается! То ли биографию свою пересказывает, то ли просто заливает. :)

Долго искала музыкальную тему. Хотелось именно вот этот дух рассказчика передать - несколько отвязный и фамильярный, но в то же время откровенный.
И сдаётся мне, лучше той забавной перепевки, что кинула Yuki, мне не найти:
https://youtu.be/R7KrtHvhjyU
Грейсон Киппен
Напишу просто - мне понравилось) Есть какие-то мелочи к которым в общем-то и можно прицепиться но я пожалуй не буду)

Получилась некая притча о несоответствии ожиданиям и выборе своего пути в жизни, что довольно.... глубоко)
Мерей
Складно, очень складно. Если бы мы знали, как писать что-то такое, мы не знаем, как писать что-то такое.
Ладно, мемы мемами, а рассказ действительно хорош. Его главное достоинство: история полностью помещается в объем, разговорный стиль байки не создает ощущения, что там за горизонтом сюжета что-то еще присутствует. Нет, оно, очевидно, присутствует, но, как и любая увлекательная cool-story в компании, рассказ совершенно не нуждается в дополнении чего-либо – и это хорошо. Сеттинг, правда, подается на протяжении всей первой половины рассказа в лоб. По сути, первая половина – краткий ввод читателя в курс дела, контекст, вторая половина – собственно, сюжет. Но в рассказе оно неплохо реализовано. Опять-таки, рассказывая увлекательные истории своим друзьям, мы тоже часто делаем лирические отступления для погружения в обстановку, что по итогу может и занимать не меньше половины от всего сказанного.
Десять положенных на талассофобию болтов из десяти.
Автору спасибо и удачи в творчестве!
Астра Ситара
Цитата
И после первой татуировки тебе уже не дадут покоя.

И тут я с чего-то вдруг решила, что это будет юмор! В самом деле: так кого угодно можно забодать своими посвящениями, аж с первого зуба! Нехилую карьеру должен сделать племенной человек, столько ступенек на карьерной лестнице и всё ради того, чтобы рыбу ловить.
Интересный приём разделить рассказчика и героя повествования, оставив их одним персонажем. Это креативная идея, но не в полной мере реализованная. Наверное, можно было в конце какой-нибудь твист замутить, вроде: а вот это я и был! Ну или как-то так. В данном направлении можно подумать, чувствуется потенциал развития.
Цитата
Те двое, что привязали себя к гарпуну, пошли на дно вместе с гаупасон. «Этот Метланмеа был слишком велик для нас», – утешал отец. – «Попробуешь ещё раз, позже».

Реакциями персонажей не прониклась, честно сказать. Отец довольно пофигистично воспринял гибель коллег по цеху, старик не особо сокрушается о прошлом, травму мальчика я просто не поняла. Психологический момент как-то не зашёл. В чём особенность рыбы тоже осталось для меня за кадром, почему именно рыба — это главная инициация, там же ещё охота была. Не знаю-не знаю, много здесь неясностей для меня.
Ваш комментарий,


 Включить смайлики |  Включить подпись
Здесь расположена полная версия этой страницы.
Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.