Приветики-пистолетики.
Автор
«Игрушечного мира» проворачивает тот же трюк, что и многие дуэлянты до неё. А именно – пытается впихнуть милый нашему формат мини-повести на 40к в тесные врата дуэльного лимита. И как же это сделать? Правильно – игры с памятью, временем и пространством. Седлаем лошадку «ничего непонятно, но очень интересно». Я бы и сам, наверное, так поступил.
История начинается довольно плавно. Кролику пришили руки, кролик сбежал, ищем кролика. Всё ясно. А потом начинается катавасия. Гибриды, которых предполагалось пострелять из пистоля (неудачный выбор оружия. пистоль, пульки – даже звучит как-то несерьёзно), множатся так, что становятся причиной локального зомби нашествия. Шенк появляется, исчезает, потом умирает. Ближе к финалу оказывается, что наш протагонист – тот ещё ненадежный рассказчик. На всю эту красоту сверху кладётся пусть и оригинальный, но путанный сеттинг с Ледником, Холодом и фанатиками смерти (ещё одно такое себе название… Как насчёт смертолюбов? мортафилов? танатострастиков?). Провалы во времени не позволяют выстроить сколь либо точную цепь событий. Сколько времени проходит между обнаружением Шенком и гг гибридов в холоде и финалом? Лично я потерялся в хронологии.
Слог соответствует содержанию. Иногда он сбивчивый, иногда, наоборот, излишне витиеватый. Мне не очень понравились диалоги – рубленные, несколько механичные. Достаточно перечитать разговор героев после побега Кролика, чтобы понять о чём я. В то же время мне понравилась внутренняя речь протагониста – в ней хватает интересных находок. Или вот: криповая сцена с «бытом» роботов и рассказ о старушке «с секретом» - и то и то получилось отлично. Но опять же есть и неудачные моменты – например в драке двух роботов сложно понять кто, как и куда. Или этого монструозное предложение про очки фанатиков смерти.
Что по итогу? Автор хорошо (хотя и несколько в лоб) справилась с жанром и темой, однако рассказ получился довольно путанным.
На фоне оппонента
«Озноб» подкупает целостностью повествования. Всё ясно, всё понятно. Ну, может, кроме финального решения протагониста выпилиться. Сеттинг тоже понятный, хотя, стоит признать, что «Игрушечный мир» более, хм, «панковый». Большая часть фантдопов «Озноба» не вызывают особого интереса – ну, женщина с рогами, ну, мент автоматон. Знаем-плавали. Но я готов обо всём забыть ради того самого «внутреннего» холода, которой можно развеять стахановским трудом – вот это топчик. Это классно придумано.
Но, наверное, главная удача «Озноба» — это протагонист. Морис получился живеньким, неоднозначным героем. Меня особенно порадовали его «диссидентские» мечты. Например, о восстании за которым он будет аккуратно подглядывать в окошко. Это очень по живому. Автор не пытается «героизировать» персонажа, а наоборот приземляет его, показывает слабости. В внутренней речи Мориса присутствует горькая ирония по отношению к себе, к своему мироощущению:
Цитата
Сломали как-то слишком некрасиво. Не по-книжному.
Появление Сандрины, про которую читатель уже начинает забывать – хороший ход. Её «не-книжное» преображение отлично укладывается в канву этой истории. А вот концовка оставляет вопросы. Решение Мориса поспать в сугробе выглядит «слегка» импульсивным, и не шибко мотивированным. Назло Сент-Реконквэте отморожу уши.
Так… Слог хороший. Без милых сердцу финтифлюшек как в «Игрушечном мире», но в то же время гладкий, читабельный, понятный. Всего, как говорится, в меру.
Итог. Мой «кар» уходит «Ознобу». Пускай «Игрушечный мир» и получше справился с условиями дуэли, но «Озноб» подкупает своей внятностью.