[ Поиск ] - [ Пользователи ] - [ Календарь ]
Полная Версия: Универсальный язык
Призрак Форума
Международный литературный конкурс «XXVIII Весенний Пролёт Фантазии 2022»

«Универсальный язык»


Текст рассказа: «Универсальный язык»

Общее голосование предварительного этапа (открыто до 19.05.2022 23:59)
Общее голосование за финалистов (открыто до 22.06.2022 23:59)

Используйте кнопку «В финал» только если считаете рассказ очень сильным, достойным финала.

В случае ошибочного голосования - вы сможете отменить или изменить свой голос в любой момент до завершения срока голосования.

Учитываются голоса от пользователей, имеющих 100 и более сообщений на форуме или оставивших не менее 10 содержательных комментариев к конкурсным рассказам текущего раунда.

Приветствуются комментарии читателей.
Пожалуйста, начните свой первый отзыв в теме с фразы «Я прочитал (-а) рассказ». Этим вы проявите уважение к автору.

В опросе укажите, пожалуйста, к какой тематике, по вашему мнению, относится этот рассказ?

Жюри просьба воздержаться от обсуждения. Ваше мнение мы узнаем при голосовании и после него.
К автору - до завершения конкурса не раскрывать себя, не давать пояснений по сюжету, и тем более, не делать дополнений.
Астра Ситара
Поначалу я грешила на фанфик по Дозорам. Но к концу стало казаться, что писал препод по математике, которого достали нерадивые студенты. И рассказчик подогнал под знание матери всех наук категории Добра и Зла. В некотором роде это забавно, но до рассказа не дотягивает. Так, зарисовка на тему. Надо больше стараться. Можно было, кстати, не поскупиться на наглядный материал, что-нибудь интересное рассказать о формулах и вычислениях, провести аналогии с "магией"...И, кстати, математика — это не обязательно универсальный язык. Та же Черниговская говорила в одной из своих лекций, что у не человеческого разума может быть своя математика, поэтому общаться таким образом может не получиться. Насколько я поняла — если математика порождена типом мышления, как любой язык. Я не особо разбираюсь, но учёной верю.))
Koneko
Я прочитала рассказ. Учитывая упоминания Света, Тьмы и Сумрака, что-то схожее с Дозорами явно имеется. В целом текст неплохой был бы в качестве пролога к длинному роману. Как отдельный рассказ - так себе. Не хватает событий, сюжета, полноценной истории. А еще многовато опечаток и ошибок, запятых вообще намного меньше, чем хотелось бы. Примеры ошибок и опечаток:
"Он был стар, ровно в пятнадцать раз того возраста, который указан в паспорте, "
"был профильным на техническом факультет."
"менее острожным," "Во истину".
"шепотом сумеречном отмахнулась она от облака."


Регина
Здравствуйте, Автор.

Я люблю маленькие рассказы, но для рассказа здесь не хватает события, раскрытия этого события и решения. Это, скорее всего, похоже на зарисовку, но для зарисовки слишком много внимания уделяется личности педагога, и, вообще, много лишних для зарисовки деталей. Так что даже и не знаю, как оценить Ваше творение. Минус поставить не могу, местами мне было интересно, но для плюса, как мне кажется, все же не дотягивает. Простите. Всего доброго!
IrishkA
Уважаемый автор, я прочитала рассказ.

Читается интересно, подача легкая, складывается образ героя. Присоединюсь к комментаторам выше - по первым абзацам вспомнила "Дозоры". Не считаю этот текст рассказом - не хватает конфликта, его разрешения, кульминации, и, соответственно, нет идеи, раскрываемой через сюжет. Предположу по описанию мира, что идея о вечной борьбе Света и Тьмы.
Если пофантазировать про конфликт и сюжет, который напрашивается в данный рассказ: преподаватель хочет уйти на покой от борьбы Света-Тьмы, а Волкова должна устроить какую-то заваруху, втягивая преподавателя, заваруха заканчивается, профессор цел, и осознает, что борьба Света и Тьмы идет вечно, даже в мире людей. Тогда сюжет-идея связаны, есть кульминация.

По стилю - отмечу несколько моментов.
Числа пишутся словами: не 10, а десять.

Цитата
он чиркнул ей заслуженное «отл» в зачетку. ...
- Вы заслужили

можно отвечать? – ... Ничего не оставалось как пригласить этого почти двухметрового будущего инженера отвечать.

Встречаются повторы заслуженное-заслужили, отвечать-отвечать. Лучше менять предложения, чтобы их не было.
этого почти двухметрового будущего инженера - очень сложное для восприятия описание

Цитата
не только к тому, что вам колется, а также к тому, что сидите вы не на стуле, а на лавке

ктомучто-ктомучто+атакже - лучше избегать таких повторяющихся конструкций.

Цитата
Отличные ответы сменялись хорошими, за тем неуверенными

отличный-хороший-неуверенный - предложение не звучит, и "затем" пишется вместе, а "за тем ответом последовал неуверенный" (тот ответ) - тогда раздельно

Спасибо за рассказ! И удачи!!!
Alex N
Я прочитал рассказ «Универсальный язык».

Мне рассказ понравился. Уже с первых абзацев показалось, что это стоящая история. Так оно и оказалось. Сперва я даже подумал, что будет лютый хоррор, и сейчас автор как развернёт сюжет, что аж стулья будут летать по аудитории. Но нет. Хотя, по сути, экзамен по высшей математике это тот ещё хоррор для студентов:) После прочтения осталось приятное послевкусие, поэтому нажал кнопку "За". При желании из этой истории можно сделать что-то большее. Здесь есть куда её развить. Однако даже в таком объёме она выглядит вполне добротно. Стоит лишь немного "причесать" рассказ и подправить опечатки.

Недостатков существенных не нахожу. Да и искать, если честно, не хочется. Мне рассказ зашёл. И это главное. Предполагаю, что идея не всем читателям придётся по душе из-за "математики", но это уже вопрос ЦА. Я же ставлю автору "зачёт".

Удачи автору!
Тэхсе ан Фогейр
зарисовка - зарисовке рознь. Здесь для качественной штуки слишком много ошибок с опечатками, слишком мало сюжета и исчезающе мало конфликта (и даже тот мизерный, что есть, начинается по сути на девятой тысяче знаков из двенадцати).
Кроме того, большую часть рассказа занимают описания сеттинга, который при этом всё равно выглядит абсолютно неуникальным. Светлые, тёмные, выйти из сумрака... сорри, просто сумрак. То есть, места много, а толку мало, потому что настолько абстрактным терминам очень тяжело ожить в воприятии читателя - они слишком примелькались. А уж когда они ещё и с большой буквы... пафосно, но ещё больше отдаляет)
Такую композицию, впрочем, не могли бы вытянуть даже яркие детали и отсутствие ошибок, мне кажется, потому что слишком уж описательны первые две трети текста. Там нет ни загадки, ни тайны, ни какого-нибудь иного крючка, нет конфликта, а мотивация при этом размытая.

Что ещё хуже, даже сама идея в итоге противоречива. Оставим, что математика может и не быть универсальным языком, понятным всем во вселенной. Но вот "вид не приспособлен к этому чисто физиологически" - это как? Пальцев на лапах нету?) Шучу. Если же серьёзно, то всё равно: как это? Что такое эта математика, к чему тёмные "не приспособлены"? За пределами простого счёта, если мы говорим о высшей математике, это - способность воспринимать абстрактные понятия. Абстрактное мышление и способность оперировать не только реальными, но и воображаемыми понятиями. От чего это зависит физиологически? Если упрощать, то от двух вещей: способности к сложной коммуникации (с чем у этой девочки чисто по кадру проблем нет: она способна общаться и по делу, и вне его, раз ждут праздновать) и относительного объёма мозга (тело у неё человеческое. У прочих тёмных, наверное, тоже, раз способны скрещиваться). Так что там с "физиологически не приспособлен"?
Более того, если действительно не приспособлен благодаря некой магии, то посылать девочку на гуманитарку, где этих отвлечённых понятий вагонами грузить можно - полное издевательство. Впрочем, там и любое обсуждение чего угодно - издевательство, потому что палиться она будет на каждом шагу, пытаясь обсудить фильм или книгу) Но ведь не палится же.

Ладно, в любом случае. Даже если там вот такая универсальная антиматематическая генетика (на кой оно вселенной - отдельный интересный вопрос), рассказ как таковой всё равно плох, увы. Потому что таки структура и ошибки. Увы
Вьюга
Добрый день, автор. Я прочитал ваш рассказ. И... мне понравилось! Но сначала отвечу на некоторые замечания комментаторов выше. Побуду адвокатом дьявола Тёмных сил.

Цитата(Астра Ситара)
И, кстати, математика — это не обязательно универсальный язык. Та же Черниговская говорила в одной из своих лекций, что у не человеческого разума может быть своя математика, поэтому общаться таким образом может не получиться.


Я математик. И я, как и автор, считаю, что математика - это универсальный язык. Что такое математика? Это две составляющие: набор аксиом и логика, при помощи которой мы доказываем утверждения (если из А следует Б, а из Б - С, то из А следует С). Все теоремы выводятся из этих двух составляющих.

Может ли у существ из другого измерения быть другая логика? Априори да. Наша логика бинарная (есть только истина и ложь и ничего более), но и небинарную логику мы, математики, тоже изучаем (она пригодится в квантовых компьютерах). Кроме того, есть различные логические системы, в которых, например, двойное отрицание утверждения не равно самому утверждению. Есть логика Крипке ("шкала Крипке"), в которой истинность любого утверждения определяется многоступенчатым образом, не связанным с самим утверждением. Есть интуиционистская логика. Это вообще жуть. Чтобы там определить, что такое число (любое: 1, 5, -7.6), потребуется целый трактат написать. В любом случае, чтобы создать полноценную (пусть и другую) математику, нужна достаточно богатая логика. А такие логические системы мы активно исследуем.

У существ из другого измерения может быть другой набор аксиом. Это более правдоподобно. Даже наша система аксиом менялась много раз: от Евклида до Цермелла. И никто не говорит, что нынешняя общепринятая аксиоматика Цермелла-Френкела (проще говоря, теория множеств) не изменится в будущем. Какими бы существа не были, они точно знают, что такое натуральные числа (иначе как бы они считали предметы). Если их логика достаточно богатая, то это неминуемо их приведёт их понятию "действительного числа". А минимальный необходимый для этого набор аксиом и заключается в современной теории множеств (правда, возможно, без аксиомы выбора; кто не знает, что это - забейте). То есть, их наборы аксиом будут максимально похожи на наши, разве что добавятся новые аксиомы.

Единственный возможный вариант, когда мы не сможем понять математику других существ, это только в том случае, если их математика будет настолько развита, что окажется для нас слишком сложной. Но подчёркиваю: это не будет другая математика. Это будет та же математика, просто мы можем оказаться ещё слишком тупыми, что её понять. Поэтому даже если меня похитят инопланетяне и унесут в другую Вселенную, где свет движется с черепашьей скоростью, нет бозонов Хиггса и планеты летают по лемнискате, то я всё равно буду уверен, что математика у них та же самая.

Цитата(IrishkA)
Не считаю этот текст рассказом - не хватает конфликта, его разрешения, кульминации, и, соответственно, нет идеи, раскрываемой через сюжет.

Есть конфликт. Только он внутренний. И это лучше, чем та заваруха, которую вы предлагаете устроить взамен. Профессор, всю жизнь борющийся со злом, неожиданно находит в нечто тёмном притягательные стороны, общий язык (в переносном смысле). И он колеблется, убивать или не убивать девушку. Это и есть кульминация. А основная идея прямым текстом написана в рассказе и даже вынесена в заголовок. Так что всё тут в порядке.

Цитата(Тэхсе ан Фогейр)
Но вот "вид не приспособлен к этому чисто физиологически" - это как?

Очень просто. Как известно, два полушария человеческого мозга работают не одинаково. Одно более рациональное, другое более иррациональное. Медицина знает много случаев, когда в результате повреждения мозга, одно из полушарий начинает сильно преобладать. Например, человек проявляет способности в математике, обладает фотографической памятью, но при этом не способен общаться с людьми. А может быть и наоборот, человек 7+8 сложить не может, но при этом прекрасный художник. А если такое бывает в результате случайностей, то может оказаться нормой для какого-то вида из другого измерения. Вполне возможно, что в силу эволюционных причин Тёмным требовалось больше развивать коммуникацию, а не рациональное поведение. Вот и получилась физиологическая неспособность к математике.
Тэхсе ан Фогейр
Цитата(Вьюга)
Вполне возможно, что в силу эволюционных причин Тёмным требовалось больше развивать коммуникацию

я бы это принял, если бы девочку в таком ключе подали, с таким вот перекосом. Но вроде бы нет, не выделяется она коммуникацией среди прочих, и отсылка к зверью тут не очень помогает)
Вьюга
Но вы не думайте, автор, что я теперь не стану ругать ваш рассказ)

Мне понравилось: 1) Первое, что хочется отметить: душевно. Очень здорово показаны характеры как профессора, так и его бездарных учеников. И назойливое облачко, и общение через сумрак. Атмосфера выдержана. Прямо почувствовал себя на экзамене. 2) Внутренний конфликт профессора. 3) Основная идея, что математика - универсальный язык. О последних двух пунктах сказал выше.

Замечания: 1) Очень много ошибок. Текст надо ещё вычитывать и вычитывать. Но он далеко не безнадёжный. Просто нужны редактура и корректура. 2) Очень длинная экспозиция вначале, которая сводится лишь к тому, чтобы сказать читателю, что есть Свет и Тьма. Банально и это можно было сказать в одном абзаце. И да, напоминает "Дозоры". 3) Мы видим профессора таким, каким он стал. Но мы знаем, каким он был. Я бы вместо экспозиции вставил в начало эпизод или воспоминание, в котором показано, как в прошлом профессор безжалостно истреблял Тьму. Тогда бы читатель за девушку переживал бы больше. А так профессор в глазах читателя видится всего лишь строгим, но в душе добрым дяденькой-преподователем.

Но в целом рассказ оставил очень приятное впечатление. За орфографию я баллы никогда не снижаю. Поэтому жду рассказ в полуфинале. Удачи!

З.Ы. Математики никогда не говорят "высшая математика". Потому что то, что называется высшей математикой, и есть настоящая математика. А то, что дети в школе изучают, так это просто задачки для развития мозгов)

Тапки

Цитата
Еще вчерашние дети, привыкшие к тому, как выглядят учителя невольно замирали каждый раз, когда приходил черед его пары.

Перед "невольно" нужна запятая. Но предложение в целом корявое. Я бы разбил предложение на два и заменил слово "выглядят". Лучше: "привыкшие к мягкому характеру школьных учителей".
Цитата
испещренное различными символами

Какими символами? Читателю это интересно. Скажите, что там были греческие буквы, интегралы, формулы, цифры. Больше деталей - больше правдоподобности.
Цитата
Он был стар, ровно в пятнадцать раз

Так не говорят. "Он был в пятнадцать раз старше, чем..."
Цитата
Он даже воспользовался курсами переподготовки и стал математиком.

Математик - это не ремесло, это призвание! Может, я преувеличиваю, но лучше сказать "стал преподавателем математики".
Цитата
За не сдачу

Слитно.
Цитата
Как и на экзамен сегодня. Он как обычно провел ритуал

Кто провёл ритуал? Экзамен? "Как обычно" выделить запятыми.
Цитата
знает математику как сам Евклид

Евклид не знал высшую математику совсем. То есть это либо ошибка, либо очень тонкая шутка, показывающая, что студент не шарит ни в чём абсолютно)
Цитата
- Билет №13»

Почти всегда числа пишутся словами. Особенно в прямой речи.
Цитата
на заранее подготовленного "медведя"

В мою бытность студентом у нас это называлось "бомбой")
Весёлая
Здравствуйте.

Вычитка где? Написано безобразно.
Смысл в рассказе отсутствует. Вот серьезно. Воин Света на пенсии принимает экзамен по высшей математике и обнаруживает Темную студентку. Ну, ок. Темная и Темная. В тексте упоминается, что Темные точно так же спокойно существуют в мире, как и Светлые. И никто не запрещает им учиться в университете, становиться инженерами. Конфликта нет. Ни внешнего, ни внутреннего. Есть очень слабая попытка автора написать фанфик по Дозорам. Попытка не удалась. Вместо рассказа получилось сочинение на тему "за что надо любить преподавателя высшей математики".

Незачёт


Ваш комментарий,


 Включить смайлики |  Включить подпись
Здесь расположена полная версия этой страницы.
Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.