[ Поиск ] - [ Пользователи ] - [ Календарь ]
Полная Версия: Иди домой
Призрак Форума
Международный литературный конкурс «XXV Осенний Пролёт Фантазии 2020»

«Иди домой»


Текст рассказа: «Иди домой»

Общее голосование предварительного этапа (открыто до 21.10.2020 23:59)
Общее голосование за финалистов (открыто до 21.11.2020 23:59)

Используйте кнопку «В финал» только если считаете рассказ очень сильным, достойным финала.

В случае ошибочного голосования - вы сможете отменить или изменить свой голос в любой момент до завершения срока голосования.

Учитываются голоса от пользователей, имеющих 100 и более сообщений на форуме или оставивших не менее 10 содержательных комментариев к конкурсным рассказам текущего раунда.

Приветствуются комментарии читателей.
Пожалуйста, начните свой первый отзыв в теме с фразы «Я прочитал (-а) рассказ». Этим вы проявите уважение к автору.

В опросе укажите, пожалуйста, к какой тематике, по вашему мнению, относится этот рассказ?

Жюри просьба воздержаться от обсуждения. Ваше мнение мы узнаем при голосовании и после него.
К автору - до завершения конкурса не раскрывать себя, не давать пояснений по сюжету, и тем более, не делать дополнений.
Мурашка
Этот рассказ я обязательно включу в сборник Пролета для детей. Рассказ умный, эмоциональный - герою, да и ягодкам, и мачехе, и отцу, бывшему ушкуйнику - сопереживаешь. И очень, очень красиво написано, и финский фольклор вплетен в ткань текста уместно и нарядно. Спасибо, автор.
Kovichanin
Очень приятный слог. К нему надо привыкнуть сначала, но потом катишься по рассказу, как по снегу. Временной период подан парой фраз, но как точно передает ощущение людей от грядущих перемен. Было немного обидно, что ружье, которое повесил автор - настоящие щит и меч отца Пойко - не выстрелило. Рассказ немного о другом. Сложно написать что-то большее. Очень милый, красиво написанный кусок из жизни Пойко.
Большое спасибо, автор и удачи.
sanenko
Автор,я прочитала рассказ.
Написано богатым фольклорным языком, про жизнь мальчика Пойко и его встречи с лесными богами или духами в лесах близ Карелии или Финляндии. Читается,как сказка,легко и интересно. Пойко запал мне в душу, не зря ему девочки подарили собаку.
Автор, спасибо вам. Вернусь с плюсом.
елена kuzzy
автор, рассказ я прочитала и хочу сказать спасибо за чудесную поэтичную историю. Получился очень гармоничный текст, где всё от языка до объёма смотрится очень органично - ни убавить, ни прибавить. Всё в меру - эмоции, которые умело вызывает у читателей автор, включение чужого языка и мифов. очень приятное впечатление. Удачи вам в конкурсе. Читала пока мало, но не удивлюсь, если встречу этот рассказ в списке финалистов.
Gala27
Рассказ я прочитала.
Добрый рассказ.. Познавательный. Красивый. Написан чувственным языком, "вкусно". И не на пустом месте. Понятно, что за лёгкостью изложения серьезная работа. автора с материалом. И тем ценнее эта. лёгкость.. Читала с удовольствием, с "полным видением картинок". Чуть-чуть споткнулась в самом начале. Но, по мере прочтения, "въехала", Словно с горки покатилась! Да так, что дух захватывало! Спасибо автору! Считаю, что рассказ достоин самой высшей оценки.
Хоакин
Автор, я прочитала ваш рассказ.
По языку написано крепко, мастерски. Слова такие вкусные, редкие - текстовый узор хороший, как в сказах Бажова. Иногда, правда, бывает чересчур - все-таки первичной задачей я считаю рассказать ясно историю, и когда избыток стиля и речевых красот этому мешает, имхо, не гуд, сопереживание теряется, из истории выпадаем. Т.е. если ряд зарисовок - то вообще отлично было бы, может, для детей так и разбить, в каждой маленький мини-сюжет, и красоты тогда не перегрузят. "Год из жизни Пойко".

Сам сюжет понравился - атмосферно так, неторопливо жизнь описана, и встреча с волшебством природы. Но, имхо, тут задел для вещи побольше, чем рассказ. Сейчас он немного распадается на фрагменты именно потому, что там задел больше.
Если основная линия - вокруг девочек, ее стоит "подбить" плотнее, как нитки, знаете, подбивают при ручном ткачестве. Рассказ вещь маленькая, а у нас внимание распыляется по разным "вкусным" моментам. Для небольшой повести будет в самый раз.

А сейчас многое непонятно :
- почему именно Пойко этих девочек увидел, не всем же они кажутся?
- связано ли это с мачехой, или так, случайно?
- почему девочки ему в середине истории в другую сторону машут, чтобы домой шел? (никак не раскрыто и не развито - да и мог ли он, в одиночку?)
- почему в конце в сторону хутора машут - передумали?
- связан их уход с тем, что людей набежало? Почетче бы прописать.
Серьезно - для повести в самый раз, и характеры раскрыть можно, и мир волшебный развернуть, интересно ведь читателю с волшебством встречаться. Ворон очень пунктиром мелькнул, хотя слишком весомый образ для такой краткости.
Линия с собакой хороша, но тоже как-то висит сама по себе, не пружинит как движущая сила действия.

Для рассказа (именно рассказа, повествование-то хорошее) здесь еще не хватает конфликта-сопереживания-развития_героя. В общем-то, живут они там нормальной жизнью, не богато, но и не впроголодь. У пацана, кроме нагоняя и слез в начале серьезных переживаний не было. Хороший парнишка, растет, батя хороший, мачеха незлая, девчонки еще волшебные, жизнь как жизнь. Самая драма, когда младшая в капкан попала, но и там через такую образность описано, что "сапожок в крови, ох ты ж блин, ну ладно". А это ведь капкан. Не додано читателю эмоциональной линии гг, на мой взгляд, чтобы мы и поволноваться, и охнуть могли полноценно. .

Я, конечно, как взрослый читатель рассуждаю, но и не все дети смогут через такой стиль прорваться. Я бы поискала золотую середину.

Из "блох"
- в конце первого абзаца нам и так раскрывают, что Пойко - мальчик. Если по.ссылке перед этим сходил, обидно. Имхо, лишнее.
- имхо, можно построить текст так, чтобы большую часть ссылок органично вплести - это можно, и это лучше для восприятия (не как справочник читать, вырывает из истории постоянно)
- по тексту создается впечатление, что в первом эпизоде гг гораздо младше по возрасту, чем когда батя ему про собаку отвечает. Хотя, по идее, это в одном году.
- "белый заячий мех, опушка сапожка" сложно читать, застреваешь, чтобы разобраться. .
- "Девчонка, испуганная, не улыбаясь, закивала" - тут ум читателя "не" проскакивает, а потом тормозит, лучше вообще слово "улыбаясь" не использовать, сбивает. Передайте лучше сразу печаль, растерянность, не тратьте время и слова на отрицание.
- Ну и еще там по мелочам. Начало, например, переписать можно.

Но в целом рассказ живой, атмосферный, добрый и реалистичный - и волшебство органично вплетено, такое редко удаётся. Недочеты есть, но исправляемы. Спасибо, было интересно прочитать.

Удачи!
Морана
Очаровательный детский рассказ. Такие следует читать детям, чтобы привить им чувство прекрасного и доброты, понимание окружающего мира. Прочла в удовольствие. И, честное слово, я не знаю, к чему тут придраться. Как-то все удивительно просто и гармонично. Спасибо, автор.
Deacon
В гостях у сказки
Автор, я прочитал Ваш рассказ. Спасибо Вам за него. Сев читать, я не отрывался до самого конца, а потом с минуту, наверное, удивленно хлопал глазами, не понимая, где я. Давно такого не было, давно… Уж лет пятнадцать, наверное.
Прекрасная история. Я не чувствую себя в праве критиковать её, но от всего сердца хочу пожелать Вам автор удачи на этом конкурсе и всяческих успехов в жизни! Еще раз спасибо!
Junto
Написано красиво, атмосферно. Правда, создается впечатление, что автор не определился, о чем писать. В начала намечается конфликт мальчик-мачеха, однако не происходит. Далее, вроде бы, готовишься к противостоянию с человеком, поставившим железный капкан, но и эта линия исчезает. Война Москвы с Новгородом? Так это где-то далеко. Учитывая, что лесные духи отправляли мальчика обратно на Русь, предполагалось, что с ними какой-то конфликт случится. Но и тут с появлением новых поселенцев они просто ушли на север. В итоге из событий в тексте только встреча с лесными духами, один стандартный эпизод оказанной им помощи и прощание с преподнесением в дар собаки. Кстати, странным показалось, что мальчику подарили именно собаку. Собака, вроде бы, атрибут человека, а не лесных обитателей. Хотя, эти сомнения могут происходить из моего поверхностного знакомства с материалом.
В итоге весь текст сводится только к атмосфере, которой, впрочем, вполне хватает, чтобы читать с удовольствием.
В общем, спасибо. Мне понравилось.
Hollowman
Прочитал ваш рассказ, автор.
Что сказать, написано красиво, атмосферно.
Впечатление, будто съел кусочек чего-то вкусного, но что именно, так и не понял. Только раздразнили, а голод остался.
Что тут есть кроме атмосферы, красивой стилизации?
Жил-был мальчик Пойко. Жил в хорошей семье, и сам мальчик был хороший. Хотел собачку. Ему её подарила волшебная девочка. Почему? Читайте выше – он был хороший мальчик, и сам прежде выстругал эту собачку и подарил девочке, да ещё и капкан разжал, ногу девочки освободил.

Понравился бы мне этот рассказ, прочти я его ребенком?
Знаете, дети очень въедливы. Их на слог не купишь) Более того, такой слог для маленьких детей – тяжел. Для более взрослых – тут не хватит интересной истории.
К чему бы я прицепился – ребенком.
Мне стало бы интересно, почему лисичка позвала на помощь мальчика? Когда у них оказывается рядом был помощник – дедушка-ворон.
И что это за оправдание –
Цитата
- Это не я, - замотал головой Пойко. – Я только петли… да сторожки…

Можно подумать, петля лучше) Да зайцы, бывает, до сухожилий лапку сдирают, пытаясь освободиться. Да и для детей серая мораль – какое зло меньше, ещё не знакомо. У них есть добро и зло)
Далее, что меня бы резануло, обидело. Противоречие
Сначала с интересом читать, как Пойко / хоть и мальчик/ уже на охоту ходит. Только вот собаки нет – помощницей. Да и слова отца так весомы:
Цитата
«Собака – надежа, охотнику первый помощник. С ней и в мороз в лесу заночевать нестрашно, не замерзнешь, и медведю она штаны оборвет, и белку выследит, и горностая. Уймись, парень, жди.»

А потом идет обесценивание, и я такой, в недоумении – «ну как же так…»
Цитата
«Кутенка остроухого - не привез.
Ну так что жалобиться, мужику первое дело – лошадь, это парнишкам собака – утеха…»

Ничего себе утеха, когда на пушнину ого-го сколько можно наменять, чтобы прожить в лесу на отшибе.
Ладно) Написано красиво и конечно, в полуфинал. А дальше…посмотрим. Пока, для меня, это просто красивая зарисовка. Где торчит много ниточек завязок, и только одна развязана – мальчик получил щенка) И его в очередной раз послали – домой)
Спасибо, автор. Удачи в конкурсе.

CityGirl
Красивая иллюстрация к учебнику "История и культура Санкт-Петербурга", 7 кл, параграф 2 - тот, что про Водскую пятину. Мало вообще говорится о том, как русские выживали отсюда финно-угорские племена. А сказка очень милая.
Dax
У меня там долги, Автор, по табличке.
Не могу Вас без очереди.
Но спасибо считаю необходимым сказать прямо сейчас.
+ в финал.
Dax
Приветствую, Автор! Благодарю за доверие.
Это честь для меня.

Ну, тут за один русский язык надо ставить "в финал".
А есть же еще и сама история, вроде детская, вроде для детей, но она одновременно и взрослая, и для взрослых.
Узористая, прозрачная, как паутина в лесу.
Рассказана плавно, без излишеств и перескоков.

Я вот тут задумался, что мастера, в первую очередь отличает не скрупулезное следование правилам, писаным и неписаным.
А способность правила эти нарушать без последствий.
Так и у Вас в рассказе. Чуть измени текст - шляпа, но выверено всё до словечка (если не считать ворона).
Тут можно учиться как ритм менять, как насыщать текст деталями, не утяжеляя текст.
Казалось бы очень простые слова, без навешивания приставок и суффиксов.
Но как картинка оживает!
Будто заходишь в кузню, по зимнему лесу на лыжах скользишь.

При всём этом странно видеть такое оформление диалогов. Очень странно.
Свернутый текст
изображение

Хотя это почерк мастера, фирменная фишка )))

Однако )))) все достоинства и талант автора не означают, что я не смогу до чего-нибудь докопаться.
Главное.
Цитата
Вдруг громко каркнул плавно пролетевший ворон.

Неожиданно громко бибикнул медленно уехавший грузовик.
1. Получается, ворон сначала улетел, а уже потом каркнул.
2. Громко и плавно тут ай-ай-ай.
Прочее.
Цитата
Шея болит-то как после батиной выволочки... Обидно так-то

Цитата
когда мамка померла и они одне жили

Тогда весь текст старить нужно. Но это было б в такое зло...
Не, лучше просто одни, без акцента на этом слове.
Цитата
Пойко совсем снял пару ловушек

Ты пиво выпил? Совсем выпил?
Цитата
чтоб не раскрошить пережитое на щепки и стружки.

Очень круто.
Цитата
Негромко, грустно каркнул пролетевший низко над соснами ворон.

Да что ж такое!

Да, спасибо, Автор!
Olybuy
Рассказ прочитала!

И меня он утомил. Нет, он безусловно написан не просто опытной рукой, он написан мастерски. Но у меня создалось впечатление, что это экспозиция и что автору больше нравится писать, чем рассказывать. Эта детальная проработка, мне кажется, работает в двух случаях: на большом объеме, где неторопливо так разворачивается действие, либо когда автор фетишист и ему очень в кайф прорабатывать мир. Это хорошо, это профессионально. Но в рассказе, на мой взгляд, неоправданно.

Ведь красота изложения не должна закрывать собой историю. А здесь закрывает. Интрига держится примерно до вырезанных собачек, дальше финал становится очевиден. Если бы это в самом деле была сказка для ребёнка - без вопросов, детей финал устроит. Но сейчас уж вряд ли найдётся ребёнок, который сможет вынести все эти устаревшие словечки. То есть вопрос целевой аудитории для меня так и остался стоять.

По героям тоже есть вопрос: вот три девочки, а почему три? Я подозреваю, что это фольклорная история и тем, кто в теме, понятно, но я вот не из этих как раз. С точки зрения рассказа здесь хватило бы максимум двух девочек, если не одной. Характеров у них нет, только имена. И конфликта нет - вроде с мачехой, но самой мачехи нет, вроде с отцом - и тот уехал. А в финале раскрывается конфликт, заложенный где-то посередине и то, мельком. То есть если бы рассказ с этого начался - с мечты о собаке, то история вышла бы «от и до», а так... Не знаешь, за что зацепиться. И все это тонет в размашистых описаниях.

Конечно, это полуфинал, без вопросов. И проработка мира - это большая авторская работа. Но мне это все напомнило детский утренник на фоне гигантских декораций, которые как бы пытаются отвлечь на себя внимание от банальной истории. Может, у неё есть двойное дно, для которого нужно понимать время и географию. Но я, наверное, не ваш читатель автор. Однако, вы большой молодец и удачи вам в конкурсе!
Промокашка
Добрый день, Автор!

Этот рассказ заметно выделяется среди остальных во-первых, потому что стиль прекрасный, а, во-вторых, потому что стиль идеально соответствует тексту. Без него история Пойко была бы просто скучноватой историей, а теперь она стала и полной действия, и сказочной и волшебной, хотя и действия, и сказки здесь не так уж и много. Вот такая магия:)
Детям семи-десяти лет должно хорошо зайти. Малыши вообще народ любознательный, им в радость будут такие странные, "нетутошные" подробности жизни лесного мальчика. Ну и как во всякой хорошей детской истории здесь вольготно и взрослым, правда не тем, кто любит двужуху в каждом абзаце.
Одно замечание: дети могут и не связать уход мется туттойя с тем, что в округе становится слишком людно. Им надо дать намек.
пилигрим
Я прочитал рассказ «Иди домой».
Моё мнение ошибочно и субъективно.

Интересный рассказ. Умело погружает в атмосферу XV века.
Встреча мальчика и девочек – забавная игра слов с именами (немного отягощённая финским языком), но забавная.
Сюжет – есть.
Персонажи – есть.
История интересная и грустная. Это хорошо.

Цитата: «которую батя брал с карел да вепсов в обмен на крючки, багры да топоры, что в кузне ковал.» – Это ни разу не придирка. В этой области я полный профан. Просто, размышления. Касательно «вепсов» – Русские летописи с IX века называют, вероятно, этот же народ весью. Русские писцовые книги, жития святых и другие источники чаще знают древних вепсов под именем чудь. Это к тому, что до 1917м года вепсы официально именовались чудью. Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время. Получается, по идее, наверное, может быть, для современников (для Пойко) «вепсы» должны называться «чудью». Но, повторюсь, я тут профан, поэтому могу ошибаться. Это не придирка.

Цитата: «Не русская, видно. Карелка или кто…» – простите, опять же, не придирка, а размышления. Этноним р?сь (ед.ч. м.р. р?синъ, ж.р. р?ска) употреблялся как самоназвание до XVIII века. С XVII—XVIII веков он постепенно заменился на книжное россияне, а позднее с XVIII—XIX веков, с установлением концепции триединства русского народа — в литературном языке начинает преобладать этноним великоруссы. В XIX веке под давлением разговорного языка в литературном языке закрепился уже известный этноним русские.
Это к тому, что слышать от мальчика слово «русская» в это время и в этом месте – как-то не того. Опять, я не спец, могу ошибаться (и ошибаюсь).

Спасибо за историю.
Nvgl1357
Прочитано
На мой скромный взгляд, это очень хорошо стилизованный текст. Прекрасный язык.
Простая, добрая история - детям в самый раз. Да и взрослым иногда хочется почитать что-то такое: где всё, в общем-то, благополучно и только лёгкая грустинка витает в воздухе.
Главный герой получился очень хорошо. Прямо веришь, что такой мальчик жил на белом свете. С второстепенными всё не так радужно - это больше имена, чем герои, но оно как бы и не страшно для рассказа на 17к.
Единственное, что бередит моё занудство, это собака. Откуда Пойко знает, как она выглядит? Да ещё так хорошо, чтобы вырезать из дерева. Вопрос мне самому кажется дурацким, но посудите сами: Пойко родился в лесу, отец рассказываю про собаку спрашивает "а знаешь, они какие, а знаешь, какие ценные, как с ними на медведя ходят?" Раз он спрашивает, то очевидно, что Пойко не знает. Видел ли он вообще когда-нибудь собаку или ориентируется лишь на словесное описание? В общем, это моё занудство, да.
Рассказ безусловно хорош.
Karakousa
Я прочитала рассказ. Он впечатляет. Но он довольно утомителен и однообразен по эмоциональному накалу. То есть, просто эмоционально тут не просматривается кульминация.
Язык гладкий и ровный. Стилизация неравномерная - в самом начале ее слишком много, а потом она постепенно сглаживается. Ссылок и иностранных слов, на мой субъективный взгляд, слишком много, но, возможно, рассказ не был бы именно таким без них.

Это красивая законченная история, навевает что-то из "Калевалы". Что и говорить, атмосфера причудливого северного леса автору удалась! Красивые, аккуратные образы. Обращает внимание то, как автор подавал в самом начале портреты - ненавязчивыми штрихами и через действие. Это было красиво.

Долго думала, пытаясь сформулировать идею произведения. Не удалось сделать это однозначно, поэтому через месяц жду автора с идеей здесь в теме рассказа)))

Общее впечатление - рассказ красивый, написан с большой любовью к русскому языку и к читателю, но сюжет не очень захватил, и, вероятно, желания перечитать у меня не вызовет. Нажала бы "в финал"! Спасибо.
okuma
Автор, я прочитал ваш рассказ, и он мне понравился, но не понравился)) А теперь немного пустой болтовни. Это хорошая, красивая история, не сказка — для сказки она излишне тяжеловесна — но и особенно взрослой я бы её не назвал. Но история яркая, образная. Красивая, но красивая единственно благодаря тексту, ибо он, без преувеличения, шикарен. Да, но... что там у нас со следующим уровнем? Или, проще говоря, «о чем все это, Стиви?» © Первая мысль после прочтения: да ни о чем. Мол, просто такая цветастая скульптурка, которой место на полке повыше, чтобы все проходили мимо, любовались и получали эстетическое удовольствие. Тоже неплохо. Тем более что полюбоваться действительно есть на что)) Правда, проблема такого насыщенного языка в том, что он хорош на коротких дистанциях, ну или в малых дозах, иначе животик от сладкого заболит. Если бы мне дали целую книгу, написанную таким вот слогом, то это поначалу вызвало бы восторг, а потом уже утомило, но ведь это и не книга, верно? А для рассказа это работает. Ведь рассказ — он как картина, взглянул, впечатлился, пошел дальше)) Хотя, конечно, даже такой маленький рассказ не сумел избежать деструктивного влияния усталости — для меня — потому что к концу-таки все эти образы ввиду их многообразия просто перестали восприниматься. Есть и ещё интересный эффект, но тут уж, наверное, субъективно: после прочтения я не смог вычленить ни одного яркого образа, кроме, пожалуй, ягодок. Все остальное — опять благодаря образности — слилось в одну красивую и атмосферную кашу)) Плохо это или хорошо? Не знаю. Но текст хорош в своей нише — создать атмосферу, а вот ярких картинок, как ни странно, он мне не принес. Ну, собственно, и ладно, вернёмся назад. О чем там в итоге эта история? О мальчике Пойко (который на самом деле не Пойко) и его взрослении? О силе дружбы? О губительном и разрушительном для волшебного мира влиянии цивилизации? О поиске себя и своего места в мире и обществе? Пойко идёт собирать ягоды и на поле встречает таинственных девочек (а возможно, вовсе и не таинственных — для тех, кто знает какие-нибудь финские легенды и вообще в теме). Между ними завязывается разговор, в конце которого Пойко говорят, чтобы он шел домой. Затем Пойко учат ставить ловушки, но Пойко хочет собаку и оттого, что никто ему ее не даёт, начинает выстругивать «собачек» из дерева. Потом приезжает батя, но собаку-таки Пойко не привозит. Ну ладно. Однажды Пойко идёт в лес проверять ловушки и натыкается опять на тех волшебных девочек. Тут оказывается, что они все перевёртыши, одна из них угодила в капкан, и Пойко спешит на помощь)) Тут появляется «тапио», бог леса, он же ворон — и прям вовремя, потому что сразу решает, что капкан — дело рук Пойко. Ну Пойко, не будь дураком, говорит:
Цитата
- Это не я, - замотал головой Пойко. – Я только петли… да сторожки…

Ну как бы типа я ни при чем, невинный я малый)) Вообще в этой сцене, как мне кажется, зарыто что-то важное. Говоря Пойко «иди домой» во второй раз, волшебная девочка даёт ещё и направление, вот только не в сторону дома, а в сторону Новгорода. Что этим хотела сказать девочка? И этот вопрос становится особенно остро, когда речь заходит о последней сцене, где Пойко в последний раз встречает девочек, которые дарят ему щенка и снова отправляют домой — на этот раз указывая правильно. Видимо, смысл здесь где-то есть, автор не зря акцентировал внимание на этих словах, а в последние два раза ещё и на направлении, вот только где бы нам его поискать?)) Есть тут неявный внутренний конфликт Пойко — мальчика вроде бы русского, но уже не помнящего собственное имя, да и имени у него уже нет, только кличка — «мальчик» (как, кстати, и у бати — «муж»). Он не особенно стремится к мачехе, хотя та его и не обижает. И вроде бы все у парнишки в порядке, но какой-то он потерянный, что ли. Этого нет в тексте явно, но в целом картинка складывается простая: Пойко после потери матери (и появления мачехи с сопутствующими изменениями в жизни) теряет и себя, и в новой семье считает себя лишним, чужим. Вот Мустика (зря, что ли, волшебная?) и посылает его домой. Иди туда, к русским, если уж здесь чувствуешь себя чужим, среди чужой матери и братьев (и в каком-то смысле практически чужого отца), среди чужих богов, волшебных существ и чужих слов. Но история с капканом поворачивает в голове у Пойко какие-то шестерёнки, и вот:
Цитата
Дома рассказывать Пойко ничего не стал, чтоб не раскрошить пережитое на щепки и стружки. Берег в себе. Только вечерами стал подсаживаться к мачехе, когда та пряла, стал заучивать ее лесные слова

А затем:
Цитата
Некуда им идти. Дом – тут.

Он решает этот вопрос. И сразу жизнь становится прекрасной, вон и Новгородские приехали, чтобы скрасить его одиночество (больше русских, меньше неловкости), и при следующей встрече с волшебными девочками те дарят ему щенка. Ляпота)) И тогда в последний раз меняется направление: снова на дом. Конец. Пойко ассимилировался ::D: Мда... в общем, поиск глубинного смысла — штука занятная, но во многом бессмысленная. Каждый, я думаю, сможет найти здесь что-то для себя (как, впрочем, и в любой истории, и даже если в той истории ничего, собственно, и нет). Или не найти. Вот и я не могу сказать, что нашел здесь что-то, кроме собственных домыслов, а также красивостей и финтифлюшек, что, впрочем, не помешало мне хорошо провести время)) за что автору и спасибо!
И удачи!
Астра Ситара
М-да. Как-то за весь текст я так и не поняла характер героя, у него все мысли чисто житейско-бытовые — что поесть, как семья провизию запасает, работы, собака для охоты и прочее про житьё-бытьё. Мелькает по краям что-то личное, тусклыми осколками, едва-едва, про отношения в семье, но очень условно. Работает ребёнок и работает, и все очень работящие, одни только непонятные девочки-ягоды по лесу болтаются, ничем не заняты. Героев-то, по сути, нет в истории. Весь этот антураж исторический, стилизация — для чего оно нужно было? просто рассказать про жизнь древнерусского обывателя? Я не особо поклонница условных валенков-тулупов и заморских наречий, для меня здесь всего лишь очередные декорации и то, что антураж стилизован под исторические реалии, а не оригинально-придуман, для меня скорее минус, чем плюс. Хотя в целом, это всё равно просто декорации, и в данном случае я не понимаю для чего всё это надо было, как работает на историю, в чём идея. Со всей кучей деталей о мире где-то там, за местом действия рассказа, с какими-то батиными делами да толпой знакомцев, через пересказ мыслей ребёнка, который думает об одном и том же по кругу: батя уехал-собака-пироги-ягоды-зима-лошадь-снова лето- девочек опять встретил-выручил, — и я могу сразу продолжить, что дальше будет: пироги-батя приехал-куницы, горностаи-кузня-девочек нет больше -собака-зима-лошадь. На героя события никак не влияют, он ни о чём особо не переживает и не думает — кроме бытовых дел, и так вся его жизнь проходит, даже непонятные девочки гармонично вписываются в уклад повседневности. Какой-то текст ни о чём, честно говоря.
Мурашка
Цитата(Астра Ситара)
Весь этот антураж исторический, стилизация — для чего оно нужно было? просто рассказать про жизнь древнерусского обывате

а мне каж, смысл в том, что вот в этой "жизни ни о чем" - а вернее, подчиненной не каким-то умным мыслям, а простому выживанию, может даже, полуживотному выживанию, каким, собственно и было выживание в те времена, отнимавшее огромное нам непредставимое время именно на обеспечение едой-дровами и пр., вот в этой "жизни ни о чем" люди не замечают исторические процессы, в которые втянуты. А у пацана - вы какой от него осознанности хотите? Он в самом деле может думать только о простых вещах. И только встреча с волшебными девчонками заставляет его начать думать в принципе.

Цитата(Астра Ситара)
Хотя в целом, это всё равно просто декорации, и в данном случае я не понимаю для чего всё это надо было, как работает на историю, в чём идея.
— не очевидно, что идея — столкновение двух культур, двух этносов? Выше, думаю, правильно написали про новгородскую колонизацию Приладожья. про ассимиляцию. В том и идея, что мальчику в середине рассказа говорят - иди домой, вали обратно на Русь - а ему и идти некуда, потому что его не спрашивая привезли, а может, тут в вепсском лесу уже и родился. А когда мало-помалу карелы и вепсы уступали новгородцам - тогда вместе с ними и боги их ушли. Много вы найдете сейчас в Ленинградской области карел да вепсов? Так, по закраинкам, да и тех уже все по русски давно зовут.
Астра Ситара
Цитата(Мурашка)
собственно и было выживание в те времена, отнимавшее огромное нам непредставимое время именно на обеспечение едой-дровами и пр., вот в этой "жизни ни о чем" люди не замечают исторические процессы, в которые втянуты.

Но это не историческое произведение, а стилизация. Автор не даёт никакого серьёзного контекста с привязкой к историческим событиям, всё очень условно. Хотя, конечно, можно пойти исторические сноски почитать и додумать весь контекст самостоятельно. Но, на мой взгляд, автор специально всё оставил на откуп читателю, обезопасив реалии неполноценным восприятием ребёнка — и одновременно этой неполноценностью уничтожается в обще всякий разговор об описании исторических процессов в тексте.
Цитата(Мурашка)
— не очевидно, что идея — столкновение двух культур, двух этносов?

Вот ооочень мало этого в восприятии ребёнка. Да и какое тут столкновение может быть, если он свою мачеху "не русскую бабу", вполне спокойно принимает, без всякого конфликта.
Цитата
Неплохо они жили, если подумать, сытно. Пироги мачеха раза два в неделю пекла… Набрать, что ль, черники ей на пироги? Вкусные пироги с черникой-то.

Вот он, весь уровень этой ассимиляции и глубина мысли — покормят, тем и рад.
Цитата(Мурашка)
Он в самом деле может думать только о простых вещах. И только встреча с волшебными девчонками заставляет его начать думать в принципе.

Не заметила такого. По-моему, эта встреча никак на героя не повлияла.
Цитата(Мурашка)
А у пацана - вы какой от него осознанности хотите? Он в самом деле может думать только о простых вещах.

Я, кстати, поразмышляла об этом, и решила, что ребёнок, который растёт где-то среди леса, без сверстников, без информации о внешнем мире, поскольку книг нет, все неграмотные и знают мир только по слухам — так вот, такой ребёнок должен расти на пересечении религии и суеверий. Ну, страшно ведь, когда непонятно всё вокруг. Тут должно быть многое построено на ритуалах, которыми можно себя обезопасить, на сказаниях и былях, на страхе перед болезнью и смертью. Где всё это? Такой ребёнок должен бояться непонятных девочек, не только как чужеземок, но и как нечисть какую-нибудь.)
Мурашка
Цитата(Астра Ситара)
Ну, страшно ведь, когда непонятно всё вокруг.

а почему ему должно быть страшно и непонятно? он воспроизводит отцовскую модель поведения - добытчика, охотника. много ты добудешь припаса в лесу, если будешь всякого куста бояться. Суеверия должны быть внедрены такими ж суеверными взрослыми, а мачехин язык он не понимает, попов там нет, а бате не до ерунды. Да и наше ожидание, что все тряслись и боялись духов - это больше навеяно ССК чем исторической правдой.
Пацан просто хочет собаку. мож собака - это ж карело-финская лайка, насколько я поняла - тут символ некой преемственности. землепашцы русские пришли в леса и теперь, чтоб выжить, должны перенять лесные, охотничьи, более древние, что ли, модели выживания коренного тамошнего этноса. И этот коренной этнос отступает, откочевывает.
Уступает и лесные угодья с ягодами и зайцами, и породу собак, и, кмк, ментальность - иначе б пацан волшебных девочек не увидел.

Цитата(Астра Ситара)
одновременно этой неполноценностью уничтожается в обще всякий разговор об описании исторических процессов в тексте
ну не. я этот разговор вижу прекрасно. И тем интересней, что это сделано в короткой сказке. И неполноценность сознания Пойко - тут условие фантдопа, не?
Астра Ситара
Цитата(Мурашка)
Да и наше ожидание, что все тряслись и боялись духов - это больше навеяно ССК чем исторической правдой.

Да ладно. Там ведь дело не в духах, а в мифологии, на которой стояло понимание мира древним человеком. Тот же календарь, например, деление на времена года тесно связано с добычей пищи. А природой-погодой, кто повелевает? Правильно! духи!))) Ну, вот такая логика. Я в обще на Рыбакова-Афанасьева ориентируюсь — язычество древних славян, переход в религию и тд
Цитата(Мурашка)
а почему ему должно быть страшно и непонятно?

Потому что с погодой не повезёт, и не будет у труженика никаких куниц и пирогов. А заболеет чем — так тут, опять же, как повезёт. Духи, ясное дело, либо помогут, либо нет. А в лес пойдёшь, так надо оберегом запастись, чтобы медведь не съел. Ну, вот, где всё это?
Цитата(Мурашка)
И неполноценность сознания Пойко - тут условие фантдопа, не?

Скорее, оправдание размытости и недостоверности исторического процесса. От лица ребёнка, какой смысл ставить столкновение культур темой рассказа. Ребёнок — как чистый лист, что ему наплетёшь, такая культура и будет. А этот пацан ещё и неучёный, не привил ему батько обрядов должных, мачеха оберегом не запасла.
Мурашка
Цитата(Астра Ситара)
Ребёнок — как чистый лист, что ему наплетёшь, такая культура и будет.

так об этом и рассказ))
Dax
Тем временем автор рассказа:
Свернутый текст
изображение
S.S. Storm
Я прочитал рассказ "Иди домой", и он хороший и добрый. 8/10.

Если вдуматься, то сюжета в рассказе кутенок (обожаю это слово!) наплакал. Практически "поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется". Однако из-за атмосферы, духа времени, который тут очень хорошо прослеживается, а также хорошего, сочного языка рассказ читается влет и оставляет приятное послевкусие. А о банальности думать не хочется. Подобного рода текстам - простительно, они все равно не про хитросплетения и интриги.

И лесные духи хороши. Не знаю, от и до ли они изобретены или у карело-финнов реально есть духи ягод и старик-ворон, но смотрятся аутентично.

Так что спасибо, автор, что тут еще скажешь?
Змей
Я прочитал рассказ. Еще одна хорошо написанная детская сказка. Без звезд во лбу, но добрая и легкая.
Автору спасибо и удачи.
Кукабара
Здравствуйте, автор.

Вот мои вопросы:

1. Тут много говорили о простоте истории и о ее целевой аудитории. То есть вроде как о графе де Ла Фере или об Атосе.
ТО есть для взрослого рассказа сюжет простоват, а для детского - много сложных и не понятных слов, возможно не дети не поймут развязки (это не мое мнение, если что, но в комментах такое проскальзывало).
А для какой ЦА писали вы?

2. На форме, одна из наших филологов (пишу одна, потому что их несколько на форуме), отметила ошибочку (о ужас!!!!) в написании имени девочки была потеряна буква К. Мустика - без сдвоенной буквы, это уже вроде как и не черника вовсе))).
Так вот что это? Случайная ошибка (верицца с трудом) или видение автора??? А может обновленная грамматика?

3. Откуда они взяли щенка? Сначала я думала - превратили того, вырезанного, но нет - он остался у девочек. Вопрос не праздный.
В волшебном мире тоже есть свои законы. И вот так просто из ничего создать другую жизнь... Можно оживить, превратить, создать иллюзию, или временную копию (типа голема). А тут - раз и живой щенок в лесу - то есть вовсе не лесной житель. Это меня озадачило).
Боб
Я прочитал рассказ.
Тут много фольклорного колорита и мимимишности, но, собственно, и всё.
Mik
Отличный рассказ, трогательный и милый. И даже грустно, что он закончился. Так интересно, что же дальше будет с добрым и впечатлительным мальчиком Пойко, встретит ли он ещё когда-нибудь лесных девочек. Я практически не знаком с финским фольклором, и для меня всё это читалось сказочно и волшебно. А этот старик на лыжах - это не один из образов Дела Мороза случайно? Мне понравилось в рассказе всё, немного не понравились сноски. Знаю, что некоторым читателям наоборот нравится, когда автор поясняет сносками незнакомые термины, а мне кажется, что можно было как-то пояснить и в тексте, какие слова что обозначают. Я сноски не смотрел и финского не знаю, но о многих словах и так догадался.

Спасибо вам, Автор, за волшебный зимний рассказ. Он мне запомнится, я буду его ещё перечитывать. Желаю вам занять высокое место на конкурсе!
Аменхотеп
Рассказ прочитал.

Очень годная детская сказка. Такую, действительно, можно читать детишкам на ночь - и интересно, и познавательно.

Особенно хочется отметить очень хороший, очень русский язык. И вообще, от текста веет такой густой, пусть несколько стилизованной, но русскостью, что мне лично очень нравится.

Если всё таки попридираться немножко:

1. Новгородец века так 15-16-го (правильно я понял?) сказал бы не "собака", а "пёс". Посмотрите этимологию слова "собака".
2. Жить в лесу, да без собаки? Это как это вообще? Я чего-то не допираю.
3. А чего это огнестрельного оружия нет, да у бывшего ушкуйника, да в лесу? Схрон с настоящими мечом и щитом упоминается, а огнестрел нет. Если Москва с Новгородом воевать собралась, то 16 век поди, должно уже быть.
Крошка Элли
Здравствуйте, автор. Рассказ есть, а повествования нет. Это и не сказка, и не сказ. Но мне понравился стиль. Неспешно, обстоятельно, грамотно подогнаны предложения друг к другу. На этом - все. Кажется, для автора важнее было показать, как он владеет слогом. Нет начала истории, нет развития сюжета, нет и конца. Куча, куча вопросов по содержанию. И главный - а зачем идти домой? Зазывательная кликуха, а не название. Ну, я так полагаю, здесь так принято)
Persian_Cat
Здравствуйте, автор!
Мы говорили о вашем рассказе на стриме. Мне он понравился, несмотря на некоторую зарисовочность.

С 59:59
https://youtu.be/lgPJizmR2mM
Hilda
Кукабара
Спасибо за отзыв и интересные вопросы!
1)рассказ сразу писался с целью очаровать ПРОЛЕТ и в чем то это удалось. ЦА это вопрос тонкий и каждый автор решает его по своему, я думаю, что, поскольку каждый автор имеет некий общий знаменатель с какой-то группой читателей, они и станут его ЦА. Главное, искренне писать о том, что интересно. Детям рассказ нравится, взрослым, которым не хватает в реальности доброты и простых милых эмоций вроде горсти брусники в ладони, тоже. Вот и ЦА. А вообще хотелось поговорить о новгородской колонизации северо запада, о чем говорят мало, об ассимиляции и оттеснении коренного угро финского населения, которое вынуждено было отойти с приневских земель. Потому ягодки и уходят в свою Тапиолу, а мальчику снова показывают на избушку и говорят Иди домой, в том смысле что ладно, теперь твой дом здесь.
2) финский не знаю, свёкор слова подсказывал. Но ошибку не стала исправлять, чтоб да, была отсылка к слову Мистика.
3) дедушка ягодок - финский бог Тапио из волшебной страны Тапиола, в которой "все есть". А значит, там и щенок найдется)) русские, конечно, пришли со своими собаками, но карело-финские лайки видимо, были в охоте более эффективны. Кстати отвечу, а чего на заимке у бати своей собаки не было - так обычный ход вещей. Может был кобель новгородский, да в этих лесах не годится и его волки сожрали.

Добавлено через 2 мин. 36 с.

Всем огромное спасибо за внимание к рассказу и добрые отзывы!
Ваш комментарий,


 Включить смайлики |  Включить подпись
Здесь расположена полная версия этой страницы.
Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.