Поскольку условия дуэли предоставляют настолько восхитительную свободу, что это вызывает некоторую оторопь, думаю можно говорить, о чём хочется. То есть о погоде. Шутка. Тем более предложенный рассказ игнорирует данную тему настолько, насколько это вообще возможно. Вот такая вот ультрамеганедоработка у автора. Посмотрим, сможет ли остальное это искупить.
Для меня самое интересное в рассказах герои, поэтому и говорить буду о них. Если официально, о художественных образах людей на страницах данного рассказа. Хотя бы потому, что рассказ предлагает нам несколько, скажем так, видов людей.
Есть в рассказе обычные люди, такие как: Гош, Яри, Таська, сестрёнка Гоша, мать Гоша, соседка Тари, тётка Арна и председатель, ой, простите, староста.
Есть ещё в рассказе люди не первой свежести. Люди, которые умерли, но которых хоронить никто не стал, вместо этого они шуршат по хозяйству. Их называют – предки.
Очень удобно, лошадей, к примеру, держать не нужно, когда можно в соху покойных тестя и тёщу запрягать. Я когда это прочитала, хохотала до слёз. Потом представила, какие выводы сделал бы Фрейд, и смеялась ещё больше. Автор большой шутник, однако. Большая ему благодарность за реализацию мечт или мечтов всех затюканных зятьёв.
Людью второй свежести является отец Гоша. Тот самый, что не омертвел ещё совсем. А поэтому может раз в месяц слово сказать, ему можно оставить ребятёнка понянчиться, а ещё он может что-то планировать. К примеру, свадьбу сына, строительство нового дома и... не припомню больше ничего.
По поводу сестрёнки вопрос. Понятно, что у них с людьми в деревне полная жо катастрофа (немного шутка, но такая, шутки в ней не очень много), но обычно в семьях, если детей не с кем оставить, то старший ребёнок смотрит за младшим.
Если ситуация такая, что других детей нет, или они заняты, то почему не отвести ребёнка к соседке? Ведь в деревнях все немного друг другу родственники. И должны быть такие детишки, с которых оброк брать ещё рано, но за другими присмотреть они уже могут. Но это в обычных деревнях, а в той, что нам нарисовал автор, почему-то не так. Почему, автор не объяснил.
Третья свежесть – видимо тесть и тёща, которые пахать могут, но если их не направлять, то самостоятельно могут только стоять и языками цокать.
Кстати, сцена пахоты вызвала у меня сомнения.
«В поле отец с мешком семян шел за дедом и бабкой, запряженными в плуг».
Очень захотелось спросить у автора, а зачем ему мешок с семенами? Ведь неудобно пахать, когда у тебя мешок в руках. Представления о таком дивном действе, как пахота, у меня чисто книжные, но они таковы, что лошадь тащит плуг вперёд, а пахарь держится за ручки (забыла, как они называются) и направляет его, чтобы получалась борозда. Во всё это мешок, в моём понимании, совсем не вписывается.
Есть ещё люди четвёртой свежести. К ним относится прадед Гоша. Тот самый, который может только сидеть за околицей с такими же дедушками. За ним нужно внимательно следить. Подшивать одежду, чтобы не бродил голым, латать кожу, если она вдруг разъезжаться начинает, и срезать с него грибы.
Есть ещё предок бортника, он на досуге лопает гнилушки (должны же быть антидепрессанты в мире грибов), а по необходимости лупит чужих дружинников дрючком. Но это какой-то особый экземпляр, способный самостоятельно принимать решения.
Кроме перечисленных героев, есть ещё дружинники и барин Лексей Семёныч.
Эти живут в усадьбе, гоняют по дорогам на боевых богомолах и попивают кровушку. И то правда, где ж это видано, чтобы барин, да кровь народную не пил. Всё как завещал нам великий Ленин.
Автора хочу похвалить за то, как он постепенно выкладывает информацию, направляя мысли читателя в разные стороны.
На момент оброка и понимания, что дружинники – кровососы, в голове выстраивается картинка, у меня, во всяком случае, пока не очень явного противостояния между предками и дружинниками. Где предки кажутся защитниками рода, а кровопивцы – кровопивцами и кажутся. И ты, как золотая рыбка, исполняешь желание автора и клюёшь на этот конфликт, заранее представляя, как Гош во главе народного ополчения побеждает злого барина и вместо кровушки народной поит его водой болотной.
Но оказывается, дурачина ты, простофиля совсем не то корыто поспешил схватить, чтобы преодолеть хитросплетения сюжета.
На этом хочется немного передохнуть и вернуться к нашим... баранов в рассказе нет (куда дели всех млекопитающих?). Пусть будет к гнилушкам! Судя по предку бортника полезная весчь гнилушки. Поговорим немного о главном герое данного царства-государства, а именно о грозе пауков, скорпионов, чужих дружинников и первом парне на деревне Гоше.
Гош парень непростой. И понятно это становится с самых первых абзацев рассказа, где его девчонка жениться соблазняет, а он не то чтобы отказывается, но и не соглашается. Вот что с детьми отсутствие образования делает!
Если Митрофанушка готов был жениться, лишь бы не учиться, то наш главный герой демонстрирует воистину прискорбное равнодушие в таком важном вопросе, как продолжение рода. Да и судя потому, что детишек в деревне не то чтобы очень много, образование штука хорошая, очень способствующая развитию человечества.
Стоицизм героя просто поражает. Девчонка почти голая на шею вешается, а он о прадеде думает. Не каждый день такие герои встречаются в литературе, обычно они не настолько крепки духом, ну или телом.
Помимо того что Гош парень стойкий, от остальных он отличается необычной заботливостью о прадеде. Если обратить внимание на то, что мать Гоша проявляет к судьбе своего деда равнодушие и другие жители тоже, раз их предки бродят по деревне голыми и в грибах, то эта его забота и сердечность, кажутся его отличительной чертой.
А ещё Гош парень с воображением, точнее не так – с пониманием.
«Но потом устыдился таких мыслей, представив, как его самого, такого же уже деревянного, с лишайником и плесенью, с покрытыми коркой глазами и стертым носом мелкие потомки лишают рук и ног…».
Может представить себя на месте другого человека. Или мертвяка.
На этом моменте возник у меня ещё один вопрос. Вот озвучено в рассказе, что предки, когда делаются сильно старыми и уходят в лес, то после они становятся опасными. И даже кусить, по словам автора могут. А если укусят, то укушенный сам предком станет. Почему же крестьяне не додумались до такой простой мысли, как перебивать ноги предкам, которые достигли опасного возраста? Пусть бы посиживали себе за околицей, пока совсем не развалятся?
Нет, я бы поняла, если б им вера не позволяла, но веры им никакой не завезли, даже грибопоклонства. В столицу малость закинули, но что там не сказали, «ибо тайна сия – великая есть», а вот в деревню глухую нет. Хотя в столице мир-гладь и благодать, зачем им бог? Им бы в агностиков веселее играть. Хотя может так оно и есть, а упомянутое лишь развлечение для ума отдельных особо озадаченных чудил.
Но вообще история развития цивилизации подсказывает, чем ближе народ к природе, тем более он нуждается в религии. Для обезболивания, так сказать, последствий столкновения с природой-матушкой, для которой человек, что живой, что дохлый...
Почему в деревушке, недалече от поля дикого, где баре берут кровавый оброк, никакого утешения для угнетённых не придумали? Очень жестоко. Могли бы они верить, если мертвяка не обижать, то и вырастет в нём гриб, а если обижать, то шиш. Тогда бы... Хм... тогда пофигсткое отношение к старичкам было бы странным.
Ну раз дошли мы до грибов.
Можно и о них поговорить, ведь они полноценные герои данной истории. Начиная с того, что большой гриб царство защищает от одичавших мертвяков, заканчивая маленькими грибами оберегающими, но не кусок земли, а людей, с которых он кровью кормится.
«И покрывает гриб этот, защищая мертвяков от безумия, не территорию – а людей. То есть тех людей, с которых дружина кормится и чью кровь передает грибу, ну и соответственно предков их. Мертвяков. И если, к примеру, ты перестанешь давать оброк, через пару лет твои предки одичают и могут кинуться на тебя. Потому что гриб наш не получил твоей крови, не признал тебя, а через тебя не остановил твоих предков. Понятно?»
Понятно-то понятно. Но получается, если вдруг уйдёшь ты за пределы территории, управляемой грибом, то получается, чужие предки на тебя кинутся, потому что ты другому грибу оброк не давал? Так?
Жестоко-жестоко.
Но зато очень удобно, никакой отмены крепостного права не надо. Все счастливы и без Юрьева дня.
А ещё у меня вопрос – насколько хорошая память у гриба? Если у барина семь деревень, и он берёт оброк с каждого раз в год, значит память хорошая. Но чтобы предки в деревнях не взбесились, барину нужно брать оброк со всех деревень? Логичнее всего делать это равномерно, чтобы никто не остался неосчастливленным, а не ваша хата ближе, знать и кровь будем посасывать чаще. Или не так?
Но в самом начале, автор нам сообщает.
«С меня в прошлом месяце брали, - ответил Гошка»
А потом отвечает.
«Пораненные идут, проиграли, видать, так что со всех возьмут.»
Так вот тут у меня это «раз в году» и «в прошлом месяце брали и снова возьмут» не состыковывается. Совсем-совсем. Хотя я помню, когда прежний барин воевал, оброк брали чаще. Так и не семь деревень у того барина было. Нерационально у них там с распределением оброка.
И чего деревенские и всполошились, увидев барина? Раз берут раз в году, они должны примерно знать, когда это будет и тогда полошится им совсем ни к чему. Или в прошлом месяце только у Гоша брали? Ну, он же парень особенный. Тогда только одному дружиннику кровь нужна была? Или у них неорганизованно всё проходит?
Мне кажется, для барина было бы логичным составить план. Приехать в деревню и всем дружинникам кому надо попить кровушки разом, потом в другую ехать. Или в эту же, но к другим людям. Или одни едут в одну деревню, другие в другую. Зачем брать с того, кто месяц назад давал?
Минимальный срок между сдачей крови так-то два месяца. Вдруг помрёт и тем самым перейдёт на сторону потенциального противника. Да и кормовая база от такой оплошности снизится. Кто ж режет дойную коровку? До другой деревни ехать далеко? Или автор не досчитал чего? Пусть барин эконома себе заведёт, тот составит ведомость... Перепись опять же сделать можно.
Так, мы выяснили – грибы в рассказе умеют кровь пить, мертвяков контролировать, да и не только мертвяков, большой гриб и Лексея подчиняться заставил, вырастают эти грибы внутри мертвяков, защищают тех, кто их кормит. Ну не все. Есть гигантский гриб-альтруист, который мертвяков ест, совсем порченых. Но он один. Все остальные помельче и рационалисты – «ты мне – я тебе».
Можно идти дальше.
Ещё одна группа весёлых нелюдей в рассказе – дружинники, а с ними дядька их... Лексей Михалыч, простите Семёныч, по сути такой же дружинник, только гриб его в начальники выдвинул.
Тут у меня снова вопрос. Если гриб выбирает барина, и вообще у них там грибократия, потому что грибы высшая ступень эволюции, и без грибов им никак не выжить, как же могло получиться, чтобы один барин у другого гриб отбирал? А?
Получается, если барин умер, то гриб выбирает, а если барину соседний барин помог, то гриб такой: «Лады. Раз ты такой шустрый, умеешь резать, умеешь бить, то будь моим зайчиком». Как-то несерьёзно грибы к обязанностям относятся. Или им нравится, когда питание становится более разнообразным?
А что будет, если такой вот умник-гриб, впадёт в гурманство, и пожелает крови первой группы? Ну к празднику. Или они не ради праздника через костёр там скакали?
Про дружинников, в принципе, сказать нечего. Они присутствуют в рассказе. Но буковки, не люди. Ничем они не примечательны, не интересны, имена у них разные, обычаи там какие-то есть. Но личных особенностей нет, поэтому, хотя имена в рассказе звучали, это было в пустоту.
Только несколько вопросов у меня появилось к этим самым дружинникам?
«впереди трюхал на своем богомоле старый дружинник, можно даже сказать дряхлый, из тех, кого Гошка до вчерашнего вечера не видел».
Имеется такое упоминание. Оно не очень интересное, кроме того странного факта, что противоречит факту «все дружинники раз в месяц берут оброк». Барин уточняет, что если оброк брать не будут – это смерть.
Как же старичок оброк брал, чтобы выжить-то? В другой деревне? А как туда попадал? Дорога в них не мимо Гошкиной деревни? Если не мимо, хорошо. Но раз Гошкина деревня самая близкая, почему бы всяких калечных туда не отправлять? Или это резервная территория, куда с острыми нуждами гоняют?
«У меня дружина не самая слабая, – молвил после долгого молчания Лексей Семеныч. – Но за последние пять лет это уже третий погасший гриб в округе».
И тут снова вопрос. Помер гриб. Почему бы тому же Лексею, узнав о том, что сосед остался не у дел, не попытаться расширить свои возможности? Ладно, я поняла, он барин мирный, своих людей хватает, а за другие деревни биться не хочет. Но почему бы не укрепить дружину?
Он знает времена смутные. Знает, есть соседушка милый, который пойдёт на него войной, когда гриб у него погаснет. Почему барину не принять на службу несколько чужих дружинников? Ведь у них прямой интерес. Им надо выжить. Значит, они согласятся. Но даже намёков на это в рассказе нет. Хотя судя по тому, что деревень у барина много, он может себе позволить усилить войско. Но почему-то нет? Почему? Гриб не велит? Или боится, что пришлый дружинник с грибом сбежит? Далеко ведь не убежит, еда-то в деревнях сидит, а грибу кровь нужна. Изловить не проблема.
Есть ещё один маленький вопросик уже к миру, пусть мы и не о нём
Есть у матери Гоша некая сестра... Вот в связи с ней и вопросы.
«когда к матери приезжала сестра – в пример, когда умер отец».
Сугубо патриархальное общество. Связанное кровью. Семья Гоша живёт вместе с предками матери. Крестьяне в полной зависимости у барина, кругом дикие предки, они опасны для людей. В другом барстве, чужие предки тебя не признают и нападут. А ещё периодически стычки междоусобные, и бесхозные дружинники норовят оброк взять. А сестра разъезжает?!
На чём они вообще ездят? На предках? Лошадок-то немае. И откуда у деревенской бабы, у которой у самой детишки и прочая муть, время ездить? Если это соседняя деревня, то всё равно опасно. Встретится на дороге чужой одичавший предок, и нет сестры.
Да и повод вызывает вопросы. Понятно, что в нашем мире умер муж – это горе. А у них-то, ну помер, да помер. Всё равно никуда не делся. Во дворе ползает, сына воспитывает, с дочкой нянчится, землю пашет. Совсем другое отношение к смерти у них должно быть. Ну и приезд именно, когда отец умер, вызывает вопрос, а как они там новости передают? Стрекозятня это хорошо. А что барин ради таких, в общем-то, рядовых событий и держит стрекоз?
Самый интересный из дружинников это барин. Оно и понятно. У барина есть страх, что гриб умрёт, и он останется без людей. А способов уничтожать взбесившихся предков они не придумали? Например, всех собрать и сжечь? Бабу Маню, или как там её, сожгли, а с другими почему так не сделать?
Понимаю, что инфраструктура рухнет без работников. Но почему они даже не пытаются выжить? Жить охотой, богомолов заставить пахать? Почему зная о том, что после гибели гриба будет верная смерть, они не пытаются что-то предпринять?
Это, конечно, вопрос не к Лексей Семёнычу, а вообще. Почему дружинники, кто остался без гриба, даже не пытается защищать тех, кто их кормит. Просто сожгли всех предков и зажили. Или грибократия гораздо сложнее устроена? Дело не только в том, что гриб может управлять предками, но и в том, что он управляет и дружинниками? Без него они не слишком сообразительны?
Почему, если в глуби страны кровь не берут, крестьяне не пытаются туда убежать? Дорога опасна из-за чужих предков? То, что дружинники запирают, я видела? Но всё-таки. До реки добрался в лодку сел, парочку дрючков от погони отпихиваться и в путь. Нет? Соображения не хватает? Или плоты-лодки не изобрели? Странно, пашут-то не сохой, а плугом, а лодок нет. Понятно, что в столицах могут быть им не рады. Но когда выбор смерть потом, и смерть здесь и сейчас, разве ответ не очевиден?
И ещё? Раз любой предок это в принципе мина замедленного действия, которая в любой момент может взорваться, почему ни крестьяне, ни «дворяне» не додумались до такой простой вещи, как уничтожение потенциального врага? То есть пока предок полезен, его можно и нужно использовать, но как только польза снижается, а в будущем он опасный противник, разве не логичнее пустить его в расход?
Понятно, что дружинникам вреда от них... Если вспомнить предка бортника, то может быть. Но они же могут влиять на кормовую базу. Если они покусают людей и все станут предками, то дружинникам-то хуже всех от этого будет. Есть смысл максимально обезопасить людей.
Или маленькие грибы растут только в мертвяках четвёртой свежести? Если так, небольшое гетто разве не усилило бы шансы поиска новых грибов? И раз крестьяне не в курсе про грибы вообще, то чтобы они не поступали сугубо рационально и не уничтожали бяку, нужна мистическая составляющая, которая бы объясняла, почему так делать нельзя.
Вернёмся к барину. Кроме умения строить прогнозы на будущее и вполне понятных опасений у Лексей Семёныча есть планы, как выжить, если собственный гриб умрёт. Правда они какие-то странноватые, но хотя бы есть. У барина есть мысли о духовном воздаянии, не очень выраженные, но есть. У барина есть талант разбираться в людях и не просто принимать происходящее, но и обдумывать его.
Короче барин удачный.
Он очень хорошо демонстрирует, насколько для рассказа важен антагонист. Живой, умный, с амбициями, но не картонными «я хочу захватить весь мир», а естественными и понятными – он хочет выжить.
Что делает Гош как герой?
Да ничего особенного он не делает! Грибы с деда срезает, да от чужих дружинников убегает. Даже жениться его Яри заставляет. Все хозяйственные вопросы за него родители решают. Никаких подвигов, никаких особо ярких поступков. Обычный деревенский недоросль. Но... Есть барин. Барин, который раскрывает ему мироустройство. И не просто мироустройство, но и прямо говорит – Гошка парень не простой, а необыкновенный, свершит он то, не знаю что, и настанет счастье. А барин всего лишь хочет, чтобы и его счастье не миновало.
Всё как в сказке, герою и делать ничего не надо, достаточно щуку поймать, чтобы стать царём. Вот и Гошу делать ничего не надо, счастье его само нашло.
Причём момент «я тебе расскажу, ты ничего не поймёшь, расскажу, ты всё поймёшь и пожалеешь, и покажу», очень актуальный. Понравился. Готовая классификация авторов. Ну и небольшая отсылка к сказкам, тоже нравится.
Именно на фоне барина поступки Гоша обретают смысл. Не просто свадьба, а обхитрение противника, не просто гриб не взял, а не захотел барину подчиняться, не просто чужих дружинников утопил, а целую разбойничью банду помог раскрыть. И благодаря именно антагонисту человечность Гоша обретает новые краски.
Ведь отношения Гоша и Лексей Семёныча это противостояние рационального и гуманного.
Барин хочет выжить. Это не дикое животное стремление. Это обдуманное и осознанное желание. Желание, которое включает не только самого себя, любой ценой, но и понимание того, что защищая себя, он защищает людей и бережёт землю. При этом смешано оно с изрядной горечью осознания того, что как только он перестанет охранять границы, то и нужен не станет.
Гош о выживании не беспокоится.
Ему и терять-то собственно нечего. Ну станет он предком, но для него стать предком – это естественно. Настолько естественно, что альтернатива стать кровососом ему больше не по душе.
Гош свои стремления не очень-то и формулирует.
«Но Гошка помнил его с тех пор как осознал себя».
«Но при этом было что-то в высохшем предке своё. Вроде и бесполезен он, и на человека совсем не похож, но – свой. Родной, близкий».
«Прадед молчал – впрочем, на своей памяти Гошка ни слова от него не слышал, хотя одно из первых его воспоминаний – как он лежит, за окном темно, а прадед мерно покачивает его в колыбели, час за часом, без устали».
«Потому что если он заберет гриб у прадеда, то тот рухнет на месте, прекратит свое – пусть и без того давно уже бессмысленное – существование. Но на это Гошка пойти не мог».
Он не пытается понять суть своего отношения к прадеду. Оно просто есть. Для него прадед не стал бесполезным мертвяком, как для матери, стоило перестать работать, не стал бессмысленной колючкой, как для барина, он для него такой же человек, как и другая живая ещё родня.
И гриб для него не средство для торга. Он понимает, сколько преференций можно выторговать для себя. Например, избежать попадания в дружинники. Но в момент, когда Гош видит гриб, он думает не о том, что себя надо спасать от неугодной судьбы, а о том, что для прадеда, если забрать гриб, закончится существование.
Больше всего в этом рассказе хочется отметить именно этот момент истинного человеколюбия, который является высшей точкой развития, как и рассказа, так и героя. И что автору удалось сделать это без пафоса. Человеколюбия настолько мощного, что оно оживляет почти совсем развалившееся тело прадеда. Настолько мощного, хоть и поданного обыденно, что мёртвое становится живым. Настолько мощного, что заряженное им мёртвое несёт этот заряд дальше.
Очень трогательный момент, когда старик возвращается в деревню и пашет землю, то есть по сути мёртвое делает всё для сохранения живого. Оно и весь рассказ так, но это уже более глубокий уровень омертвения, поэтому и выглядит воистину чудесно.
И не только для читателей, но и для обитателей мира, для которых это норма.
Очень достоверно передана реакция людей на произошедшее чудо. Это только кажется, что люди готовы к чудесам. Нет. Они не готовы. Чудеса заставляют их нервничать, потому что выбиваются за рамки привычного.
«-Темные дни настают, раз уж предки из леса выходят, - качал головой староста.
- Это от свадьбы все, от свадьбы и не такое бывает, - утверждала мать, которую новый старый работник тоже беспокоил, но при этом и радовал, особенно с учетом новой хаты, для которой только место разметили.
Селяне перешептывались, многие приходили поглазеть на прадеда, но никто не требовал прогнать его обратно в лес или сжечь».
Человеколюбие Гоша оказывается настолько мощным, что полностью преображает природу и превращает прадеда в грибного «ангела-хранителя».
Это потрясающе. И это удивительно.
И показывает, как на самом деле бесконечно много может сделать любой человек. Не нужно ему сворачивать горы, нужно просто любить.
И собственно на этой приятной ноте, хочу закончить отзыв.
Тем более что, хотя у нас нет ограничения по объёму, секундант активно намекает, что отзыв не должен быть по объёму больше рассказа. А нам же только дай клаву в руки – не остановишь. Да и не хочется утомлять читателей, которым всё это читать. И судей, которым это всё ещё и судить.
Вспоминая слова небезызвестного автора «что мертво – умереть не может», после прочтения этого рассказа могу добавить – оно может стать грибом. И да будет так.