Я пришел в сей дом и прочитал рассказ по приглашению его хозяина. Так что, если что - пеняйте на себя.
В отзыве я просто описываю свои впечатления от рассказа и личное мнение, не претендующие на истину в последней инстанции.
Критерии и цифры я использую исключительно для удобства передачи и восприятия информации, и на абсолютную объективность я не замахиваюсь.
Если так будет проще - после каждой фразы можно мысленно добавлять: "По крайней мере, мне так кажется".
В отзыве может присутствовать и юмор, так что не стоит воспринимать его слишком серьезно.
Название: 0/0. Очень хорошее название. Интересное, яркое. А использование такого характерного, но незаезженного маркера, как морошка дает +100 очков к оригинальности. И как следствие - к запоминаемости. Лично мне это название буквально въелось в мозг. Браво. Тоже так хочу...
Мир: 2/2. Очень сочно выписанна атмосфера местности. Рассказ наполнен кучей мелочей, деталей, не цепляющий внимание, но пропитывающих текст характерным духом, колоритом. Причем витает он где-то на границе сознания. Так, что читая ты его и не замечаешь-то толком. Но вот зато когда начинаешь думать о произведении — прямо чувствуется эта полусказочность местности, ее тесная связь с фольклором. Явственно видно, насколько хорошо автор знает эту страну и как сильно он влюблен в нее.
И к слову о фольклоре. Вот тут мне есть, что заметить о мире в негативном плане. Во-первых, без изначального знакомства с финским фольклором рассказ не работает и вполовину также хорошо, как должен. И нет, не надо про "А вы посмотрите, кто такие Ахти и Мерьята в финской мифологии". Не работает это так. Все необходимое для понимания текста должно быть в самом тексте. Это аксиома. Все что сверху - приятный бонус, но не более того. А тут такое незнание откровенно мешает полноценному восприятию рассказа на самом базовом уровне.
Во-вторых, стоило раньше и ярче, громче этот самый фольклор заявлять. А то вышло так, что все фэнтези, весь фандоп оказался сосредоточен в концовке. И в результате тебе приходится уже потом, задним умом по прочтении додумывать смысл сцен, которые изначально казались лишними... *перекатывается в следующий пункт*
Сюжет: 1,5/2. ...и это действительно проблема. Не надо так. Ведь одно дело, когда все работает и так, все на своих местах, а информация, вскрывшаяся в концовке лишь добавляет дополнительных смыслов уже прочитанному. И совершенно другое, когда без запрятанных в развязке сведений сцены выглядят совершенно ненужными.
Тем более, что это усугубляет более существенную проблему сюжета рассказа. Он кабздец, какой медленный и затянутый. Очень много времени уделяется... да в общем-то толком ничему не уделяется. Инспектор ходит туда-сюда, "любуется" местными красотами да перебрасывается фразами с аборигенами. Собственно событий в рассказе - чуть. И на таком медитативном фоне (что само по себе не плохо, но это просто не подходит имеющемуся объему и создает серьезный дисбаланс с точки зрения композиции) кульминация и концовка выглядят просто ужасающе скомканными.
И еще пройдусь по кульминации. Бога пристрелили из обычного пистолета. Серьезно?
Бога пристрелили из обычного пистолета... Да это же даже звучит глупо! Пусть это метафора на убийство богов/природы техногенным способом, но работает она плохо. Потому, что чтобы метафора сработала, собственно, на метафорическом уровне - она сначала должна работать на буквальном уровне. А на буквальном уровне это звучит глупо.
Ладно, с
калометанием дегтем покончили. Ведь несмотря на все перечисленные недостатки - сюжет тут интересный, крепкосбитый, с грамотно (заблаговременно) вывешенными и стреляющими сценарными ружьями. А еще он - отлично передает заложенные в рассказ смыслы и идеи. А недостатки его скорее косметические, чем фундаментальные. И мне действительно понравилась смысловая нагрузка текста. И слои, заложенные в него, сами по себе, без оглядки на озвученные проблемы с их подачей, мне тоже пришлись по душе. Действительно хорошая работа.
Персонажи: 2/2.Цитата
любопытство – вообще удел недалёких умов
И все ученные мира резко приуныли...
Я это к чему. Какой же противный у вас, автор, вышел гг. Местами прям с перегибом и не думаю, что в этом был смысл.
Но вообще, конечно, не могу не признать, что персонажи у вас вышли на редкость живыми и фактурными. И Эйнар, и Ахти, и второстепенные герои. Нечего добавить. Придраться могу только к тому, что неприятная натура фокала местами меня вышибала все же из повествования. На тех самых перегибах. Вот. Все, идем дальше.
Диалоги: 0,5/1. А точнее взаимодействие персонажей в целом. Как друг с другом, так и с самими собой. И диалоги тут прописаны очень естественно. Сразу чувствуется набитая многолетним опытом рука. Да и внутренние кипения героя показаны не менее профессионально и живо. Отличная работа.
Но я хочу отдельно поговорить именно о взаимодействие главных местных действующих лиц - Эйнара и Ахти. И вот тут я уже буду
ругаться бомбить. Дети, беременные и прочие нежные души - можете
смотреть читать дальше. Ничего особо страшного не будет.
Итак. Что это, *пип*, за ЖЕЛАНИЕ, вспыхнувшее по щелчку пальцев?! Ни слова, ни намека на хоть какую-то симпатию, хотя бы на уровне внешности, а тут БАМ. Увидел его разок голым и на тебе:
Цитата
Эйнар стиснул уступ валуна так сильно, что шероховатый гранит оцарапал ему руку, и боль помогла ему хоть немного вернуть власть над собой.
*пип*, ему сколько лет? Он что никогда
голой девушкиобнаженного парня не видел? Откуда такая резкая и сильная реакция?! По какому такому мановению *пип*аной
волшебной сценарной палочки произошло такое преображение отношения к человеку? Да, от любви до ненависти один шаг. И наоборот это тоже работает. Но надо же все же сделать это шаг! А не просто телепортироваться!
И плевать мне на истинную сущность Архи, выводящую сцену в разряд метафоры о том, как человек влюбляется в страну, стоит ему только увидеть ее "обнаженной". Во-первых, вспоминаем тезис о метафоре из пункта о сюжете (кульминации, если быть точным). Во-вторых, это все равно так не работает. Не влюбляются люди в ненавистную чужбину столь же резко и внезапно, как снег выпадает зимой для ЖКХ. Должен быть какой-то переход. И да, там было что-то в этом духе про легкую смену отношения Эйнара к этой местности
Цитата
Эйнар даже нашёл в себе силы на снисходительное великодушие: наверное, ни один край не виноват в том, что природа его обделила?
Но тут мы снова возвращаемся к тому, как работают метафоры - сначала буквальный уровень, который в первую очередь воспринимает человек. В обратном порядке это не работает, так как предполагает буквально противоположную причинно-следственную связь.
И этот момент в клочья рвет всю химию между персонажами. И как следствие - здорово подрывает и доверие к самой истории.
Язык: 1/1. Очень хороший, приятный и весьма самобытный язык. Одновременно очень простой и легкий, и в тоже время чрезвычайно емкий, насыщенный. Сочный.
Цитата
выгибали кошачьи спины невысокие холмы
Цитата
бессмысленно смотрела в небо россыпью прозрачных мелких озёр
Цитата
Ахтисаари двинулся к берегу, тревожа плавающие в воде отражения облаков.
Цитата
неторопливо взмывали ввысь, как опрокинутый дождь,
Пр-релесть просто. Но ближе к концу рассказа автору, кажется, стало не доставать времени на вычитку. Хотя даже так я могу выделить только одну откровенно неудачную фразу:
Цитата
Ахтисаари стоял под разлапистой елью, как занавес, отведя в сторону одну из её низко склонившихся веток
По смыслу выходит, что это Ахтисаари стоит "как занавес". А по логике это он ветку в сторону похожим образом отодвигает.
Юмор/Драма: 0/1. Хм... Хммм... Хм-хм-хм...
А они тут вообще есть? Я не заметил. Хотя вроде должны быть. Тема располагает. Но всю драму угнетенного народа Карьялы - и даже малую ее часть - совершенно не дает прочувствовать скотское отношение фокала к данной теме. Нам, как читателям, просто не предоставляют такой возможности. Ведь Эйнар одновременно не чувствует этой драмы сам, и не участвует в создании этой драмы у других персонажей. Так что проникнуться ею мы можем лишь по косвенным моментам. А этого все же маловато.
Был еще намек на личную драму в Эйнара в финале рассказа, но как я уже говорил - он слишком смазан. Финал в смысле смазан, а не намек.
Фишка: 0/1. Тут я имею ввиду нечто такое, чем рассказ держит помимо всего остального. Это может быть и экшн, и саспенс, и интрига или загадка или еще что-то. И, ну, как бы пусто и тут. Не нашел я ничего такого, за что мне удалось бы зацепиться.
Итого: 7/10. Это хороший, крпекосбитый и весьма сильный рассказ. Но мне он не очень понравился, к сожалению.
ВРЕМЯ ДАРОВ ДРАКОНА*Открывает сокровищницу*
*Достает волшебную палочку*
Ближе к концу рассказ над текстом все же нужно немного поколдовать с нею.
*Достает зубы дракона*
Остались от дантиста. Посадите их в землю, они прорастут и насытят первые две трети рассказа непосредственно
событиями.
*Достает сапоги-скороходы*
Помогут ускорить темп повествования в первой половине произведения.
*Достает живую воду*
А этим плесните на Эйнара, чтобы его переход от ненависти к вожделению стал более органичным.