[ Поиск ] - [ Пользователи ] - [ Календарь ]
Полная Версия: Не бойся тьмы
Призрак Форума
Рассказ финала шестого Нокаут-конкурса «Пятёрка» (зима 2020 года).

Текст рассказа: «Не бойся тьмы»
Тема: «Чем дальше в лес, тем меньше тропок»

Приветствуются комментарии читателей.

Голосование до 29.02.2019 23-59 на конкурсную почту 5@fancon.org (нужно расставить рассказы всех финалистов по местам начиная от лучшего, по вашему мнению). Принять участие в голосовании могут финалисты, а также все, кто хотя бы раз участвовал в «Пролёте Фантазии», «Штрихах Пролёта» или «Пятёрке» в любом качестве (участник, член жюри, член оргкомитета, участник конкурса критиков, неистовый читатель) или специально приглашен организатором конкурса.

Участникам голосования просьба не раскрывать результаты своего голосования.

Авторам просьба не раскрывать авторство до объявления результатов.
Aster
В этом рассказе есть то, что мне очень понравилось, есть то, что показалось спорным, и то, что не понравилось совсем.

Очень понравилось, как написано – поэтично, у текста есть своя гипнотическая мелодия, атмосфера переменчивого сна. Отчасти эта атмосфера оправдывает некоторый всё-таки перебор красот для выбранной тяжёлой темы, точнее, не самих красот, а их интонаций.
Понравилось, что рассказ очень гармоничен своему объёму, движется естественно и живо.

_Очень_ понравились вот эти отрывки:
Цитата
Потом, когда они вернулись домой из Хемшира, мама принесла из университета пластинку с музыкой, сыгранной по нотам тех времён, когда короли дрались за клочки земли размером с огород, а по дорогам звенели доспехами рыцари. Старинные инструменты, спасённые из музеев, звучали как голоса другого мира, мелодия сбивала с толку морем незнакомых струнных, но Дерри помнил, как сидел с открытым ртом, поражённый тем, что расслышал за ними тот самый ритм, мелодию цвета заката, пахнущую травой на хемширском холме. Словно рука, протянутая сквозь время – сквозь историю войн и прогресса, сквозь неизбежную смерть каждого человеческого существа – к твоей руке.


Цитата
Ночь вошла в ту пору, когда затихают даже те, кто живёт в ней, как дома. Лукас молча позволил Дерри идти первым, и, сам не зная, как, Дерри вывел их на гулкий ржавеющий мост над железной дорогой. Пути спешили через город, как река, текли в неизвестность, уже через сто шагов скрытую смогом; поезда, гружёные углём, лесом, нефтью, шли по ним даже ночью. По-хорошему, Дерри нужно было думать о своём главном желании – иначе зачем они здесь? – но он провожал поезда глазами, кашляя, когда мост окутывал шлейф дыма из паровозных труб, и у него в голове было пусто.
Почему непременно нужно хотеть? Стремиться? Неужели жизни достойны только те, кто острыми глазами находит за горизонтом цель и чертит к ней путь по линейке, разрезая надвое города и леса, взрывая скалы, пугая пасущиеся на придорожных лугах стада? Что плохого в том, чтобы отдать себя на волю ветра и посмотреть, куда он тебя принесёт?


Прямо очень круто, эта простота, глубина и при этом индивидуальность мыслей, их неразрывная связь с окружающим миром очень подкупают. Конечно, для тринадцати лет и описанных условий это немного слишком философски, но интонации героя делают размышления убедительными.

Что показалось сомнительным: то, как герой и его невидимый друг лихо перепрыгнули пронизывающую весь рассказ скорбь по родителям и погрузились в проблематику социализации и танцев. Как-то это....не знаю. Вроде нужные связи есть – возвращение к счастливым воспоминаниям, попытка разогнать тьму настоящего, но какой-то мне привиделся в этом крен не туда. Если бы Дерри было двадцать, он жил один и тяготился одиночеством, его тоска была бы дальше и глуше – это было бы очень хорошо, как преодоление и полёт. Но тут...не знаю. Слишком жалостливо описано всё до этих пор. Чего-то не хватает, чтобы этот эпизод вписался в происходящее естественно. А тут проблематика танца важна вот прямо настолько:
Цитата

Дерри закрыл глаза и попытался представить отца. «Танцы – не дело для настоящего мужчины», ворчал тот, глядя на пойманные в воздухе гибкие тела на афишах театра балета. Да. Настоящие мужчины не танцуют и не плачут. Они читают газеты за завтраком, и носят усы, и в один прекрасный день уезжают с женой в гости и умирают.


Для более взрослого человека, чьи воспоминания уже отчасти истёрлись, для человека, который уже может смотреть на родителей как на обычных людей со своими недостатками и предрассудками, такая мелочность понятна. Но не для той беспросветности, в которой живёт герой, для которого память о родителях по сути – религия.

Что мне совсем не понравилось: бедный, одинокий сиротка, которого бьёт хозяин магазина, да так, что он "чувствует своё тело только тогда, когда ему причиняют боль" – ну очень уж сильно сгущены краски, до манипулятивности. Ну и финал. Тут, на самом деле, не хватает трактовки автора. В чём идея финала, кроме того, что всё было плохо, а стало ещё хуже? На свете счастья нет, но есть покой и воля? Вспомните Улитку и не гуляйте с бронзовыми статуями, это до добра не доведёт, даже если вдруг покажется, что вокруг волшебство? Герой, как минимум, стал инвалидом(судя по брошенным соседями фразам про руки), но обрёл надежду? Нет, я не к тому, что финал надо обязательно объяснить в тексте. Просто сейчас не хватает чего-то, что уравновесило бы его, придало цельность истории не просто как грустному отрывку жизни невезучего мальчика. Хотя сама эта надрывность, катартичность, мощь финала мне понравилась, я понимаю пленительность таких концовок, когда за миг до исполнения мечты всё непоправимо рушится. Но в этом всё-таки должен быть смысл. То, есть дело не в том, что развязка печальна. Просто, как и в случае с танцами, не хватает какого-то связующего перехода, чтобы всё сложилось так же мелодично, как и само звучание текста.
Лютеция
Охохоюшки хохо!
Прочла я рассказ. Потом ещё и ещё.
Мне понравилось начало.
История мальчика, который живёт в лавке.
Но вспомнила я Горького, а не Данте.
Хотя студенты навеки застрявшие в аду, это символично.

Как выяснилось в финале мальчик тоже там же и застрял.
Его учили не бояться тьмы, но врагом его оказался свет.
И хотя написано, что тьма накинулась на него, это обман, руки сжёг ему свет.
Так то это очень мощная тема - не есть ли свет ваш, тьма.
Но... но... но...

Друг поманивший мнимой свободой скрылся.
И хотя герой понял всё, он почему-то ждёт его обратно.

К сожалению, вся центральная тема с танцем не нужна.
Она ни к чему не ведёт и ниоткуда не исходит.
Она мешает, но воспринимать её как сюжетные перипетия не получается.
Потому что нет преодоления, просто обман, как и вообще всё.
Жаль на неё потрачено много того, что могло бы быть потрачено на мальчика и на его обманщика.
Лютеция
Когда они пришли на могилу Аделины Кроу, у меня прям дрогнуло сердце.
Я думала.
Вот оно!
Но автор не остановился там. И правда историй про проклятые вещи кучи.
Про вещи которые можно распроклятить, если сделать что-то тоже.
Хм... подумала я, что же это будет?

Получилось, автор забыл про героя и повёл нас танцевать.
Это могло бы быть даже красиво.
Бедный забитый мальчик с помощью танца преодолевает страх.
Танец действительно может многое.
Может сделать... я не знаю. как это нормально сказать, получается только пафосный пафос, типа из человека человека.
Но это потому что для меня это так.
Я бы с удовольствием прочитала про это.
Потому что лично для меня это интересно.

Но танец оказался лишь фальшивой обманкой, игрушкой в лапках злого невидимки, выдающего себя за друга.
Это мне не нравится. Мне прямо физически неприятно, что красоту смешивают с обманом.

Впрочем и свобода от мнимого друга оказалась фальшивой.
Зачем его ждать обратно?
Почему не осознать, что то не очень хорошее, что у мальчонки было, отнято пустотой, страхом...
Если бы хотя бы это.
Я бы приняла и поняла рассказ.
А так нет.
Извиняюсь, конечно, перед автором, но для меня не сложилось.
Астра Ситара
Как чудесно. Чем-то неуловимым рассказ напомнил мне сказку Астрид Линдгрен "Братья Львиное Сердце". Наверное, концовкой, которая может обернуться началом. Если кажется, что здесь слишком мрачный акцент, то, для сравнения, детская повесть Линдгрен начинается со смерти главных героев.
К чему я это? Правду говорят, что свет ярче во тьме, а тьма сгущается перед рассветом. В этом рассказе я словно побывала под звёздным небом и, осознав звёздное великолепие, поняла, что стою в темноте, а свет - так недостижимо-высоко.
Каково это, когда тебя окружает тьма? Не просто темнота, а беспросветный, тёмный мир, из которого не выбраться? И лишь крохотная искра света дарит надежду, что "возможно", "когда-нибудь"...но это лишь надежда среди моря тьмы.
Не спроста автор с самого начала даёт отсылку на "Божественную комедию".
...так что не каждый может дочитать /"Божественную комедию"/ целиком.
«Поэтому, - говорила она, смеясь, - многие мои студенты так и остаются в аду…»

Смех и ад.) Ведь никакого ада не существует. Но вдруг ты не заметишь, что уже находишься в аду?
Весь рассказ — противопоставление тьмы и света. Визуально (через светопись) и осмысленно (через жизнь города и героев).
В обычной жизни есть такие нестрашные вещи, от которых становиться жутко. И среди волшебства ночи автор умело вписывает жизнь в сказку.
Его будит фабричный гудок. Я знаю, он раньше работал на фабрике и до сих пор вздрагивает, когда его слышит, и больше не может уснуть…
Той бессонной, бесконечной ночью до Дерри наконец дошло, что никто за ним не придёт.
Это очень по-настоящему. Старик выбрался с фабрики, но вздрагивает от воспоминаний о тяжком труде, не может спать. Ребёнок не понимает, что значит смерть. Чтобы осознать потерю родителей и собственную судьбу от этой потери, ему нужно время. И однажды это осознание приходит.
Разве не жутко от таких деталей? Это образ Тьмы, которая столь буднична в наших жизнях.
Но тем ярче свет.
Образный ряд Света:
Фонарь - лунные цветы - нимб вокруг головы - музыка и танец - башня пожарной станции (именно пожарной, это важно)
Свет ведёт героя всё выше, но волшебство света всегда соседствует с мрачными и печальными вещами.
Кладбищенские цветы, светящееся надгробие, заброшенная церковь. Грустная надежда. Пока свет есть, но совсем скоро исчезнет. Вот, что больше всего зацепило меня в рассказе. Читать эту историю всё равно что удерживать в ладонях огонёк свечи посреди снегопада. Знаешь, что огонь неизбежно погаснет, но пока тепло и свет всё ещё с тобой.

Так много хороших мыслей, которые очень цепляют. Например, что свет нужно искать в себе и сравнение с луной, которая "не светит сама по себе". Если в тебе есть свет, то мир отразит его.
- - /Цветы/ отражают свет чистых сердец.
…вокруг головы робким мерцающим нимбом разрасталось белое сияние, и ночь вокруг отступила ещё на шаг.

Но это цветы с могилы девочки, которой когда-то подарили фонарь.
Здесь показана смерть. Образ смерти очень сильный в истории: смерть родителей, девочки, кладбище.
Но вдруг на сцену выходит образ жизни.
И жизнь эта нелёгкая, для неё нужны силы.

Раскрасневшиеся, не попадающие в ритм, одетые в лучшую из своей унылой, заношенной одежды, они были прекрасны, потому что были живыми, и Дерри никак не мог взять в толк: как им хватает сил радоваться? Как им хватает храбрости радоваться, если уже завтра им придётся ломать спины на заводе, нянчить кричащих детей, чистить трубы, стирать чужое бельё?

Мне понравилось, как автор рассказывает, что значит быть по-настоящему живым. Музыка, танец, порыв. То есть, мы это знаем, но рассказ делает то, что делают хорошие истории — вдохновляет. И более того, дарит надежду. Здесь есть воодушевление, призыв, мотивация.
Автор обращается к читателю также как к своему герою — протягивает руку и предлагает потанцевать.

Про то, что, раз уж у нас есть руки, почему бы за них не держаться, раз уж у нас есть ноги, почему бы не посмотреть, как высоко они смогут прыгать…
И немножко про веру, что, если прыгнуть изо всех сил, можно взлететь.
…Путь в тысячу миль начинается с одного шага». Никто не говорил, что это должен быть шаг вперёд.
Дерри шагнул на месте, и в него хлынула музыка.
…Неужели жизни достойны только те, кто острыми глазами находит за горизонтом цель и чертит к ней путь по линейке, разрезая надвое города и леса…? Что плохого в том, чтобы отдать себя на волю ветра и посмотреть, куда он тебя принесёт?


Взлететь - шаг - ветер…И это не только для героя, это для читателя. Мы поднимаемся вверх, над смогом города, и видим мир с высоты лестницы, ведущей в небо. Но так ли всё просто в нашем мире? Может ли надежда победить страх? Да, на бумаге так всегда и бывает. Вспомним, что герой сам говорит "думал, будет как в книжках". Но автор напоминает нам, что в жизни не всё так просто. Как легко теряется вера, как быстро рушатся мечты...
Заводской гудок, разрушающий волшебство. Человек, который когда-то работал на фабрике и теперь боится туда вернуться, вздрагивает от звука гудка.
Почему разрушаются наши надежды? Почему темнота догоняет и преследует нас? Тьма - это страх.
Концовка очень мрачная, но я помню историю "Братьев Львиное сердце" и даже в этом рассказе мне чудится надежда. Ведь именно о страхе и надежде поведал нам автор.
Я не знаю победит ли рассказ, но желаю автору написать много-много историй, потому что миру нужны наследники Астрид Линдгрен, нужно волшебство, нужно напомнить, что тьма реальна и с ней нужно бороться и что свет есть в нас самих.
От всей души - огромное спасибо за работу!

- Наверное, с темнотой так же, да? – сказал он, перекрикивая треплющий его волосы ветер. – Её нет. Есть только отсутствие света… и те, кто его боится?
Лукас отвёл глаза.
- Если бы, - негромко сказал он. – Если бы всё было так просто.
WoodNight
Блин, вы заманали столько писать.
(Это вышеотписавшимся)
Сложный текст....
Читая его, будто сквозь тягучий мёд продираться пытаешься.
Ужас, конечно, но, блин...круто.
Vladimir
Вот я и добрался до последнего непрочитанного рассказа, который может стать первым в моём топе. Или последним. Сейчас узнаем!

Цитата
Господин Тэтч никогда не желал Дерри доброй ночи. Вместо этого он каждый раз рявкал: «Увижу, что ты снова жжёшь газ – убью!»

Это было прекрасное начало. Без иронии!

Итак, экспозиция хорошая, понятная, написана здоровым языком. Неприятный Тэтч, его "Хижина чудес" антикварная лавка, всякая чертовщина по ночам. Нравится.

Ш-шш, малыш. Это всего лишь я.

Цитата
Дерри протёр глаза, не понимая, где он. Может, до сих пор спит? Иначе как объяснить, что рядом с ним сидит высокий стройный юноша с волосами, белыми, как снег, и фонарём на коленях, одновременно чужой – и очень, очень знакомый?
- Ты – сон? – прямо спросил Дерри, не придумав ничего лучше.
- Если тебе так нравится, - ответил Лукас.

Класс. Вот с этого момента история зацепила. Надеюсь, она окажется достойной такой хорошей завязки.

Рррр... Сноска. Вот зачем она тут, автор? Как же бесит эта манера вставлять в коротенькие рассказы сноски. Если кто-то не знает, откуда цитата, пускай гуглит. Ведь дальше по тексту мальчишка и так рассказывает, что это цитата из любимой маминой книги, и про что книга, но, блин, сноска... Всю атмосферу портит.

Цитата
Дерри закрыл глаза и попытался представить отца. «Танцы – не дело для настоящего мужчины», ворчал тот...

Бестолковый папа. Танцуй, Дерри, и все дамочки твои. Проверено. :wink:

Дочитал. Хорошая грустная сказка с открытым (по крайней мере, для меня) концом. История словно из миров Андерсена. Спасибо, автор, это было хорошо.
Одно плохо: теперь придётся сделать сложный выбор между весёлой и грустной сказкой для первого и второго места в своём топе. Я подумаю об этом завтра.
Лиса
Ух,сколько написано комментариев на такой небольшой объем...

Рассказ оставил противоречивые ощущения.
Написано отлично, более чем. И тут даже больше философии и рассуждений о смысле и ценности жизни, свободы, чем самой истории мальчика-сиротки. И думаешь, слова ли это мальчика-подростка?
С одной стороны - это некая страшилка, о вещице, которая отбирает жизнь у своих маленьких владельцев, когда они проживают последние дни своего двенадцатого года жизни. А тринадцать так и не исполняется, или исполняется, но так ... сурово. Мистическое тринадцать.
С другой стороны - серьезная и глубокая история с посылом, который я не совсем могу уловить.
Не бойся тьмы - она настоящая? Бойся искусственного света - он придуман кем-то. И этот кто-то не всегда с чистыми помыслами? ...
Лучше навсегда сгинуть во тьме, чем видеть свет, который причиняет боль?...
Вот этот луч надежды, который согрел мальчика, а потом опалил его огнем. Зародил в сердце веру, но обрел его на вечные страдания? Или минута истинного счастья и безграничной свободы стоит целой жизни в страдании? Но этот миг быстро забывается, а жизнь каждый день диктует свои правила.
После тьмы всегда наступает рассвет, а день сменяется ночью.
Мне понравился рассказ тем, что в историю так ненавязчиво вплетена философия, очень красиво и в какой-то мере лирично описана ночная прогулка Лукаса и Дерри, да и сами герои - им веришь. Но вот финал - я не совсем согласна с ним.
В любом случае - автору спасибо за эту трогательную историю!
Nvgl1357
Прочитано
Свернутый текст
Всё, что написано ниже, исключительно моё личное мнение, абсолютная вкусовщина. Не претендую на объективность и ничего не смыслю в качественной критике.

Сразу ответственно заявляю: автор могёт. Язык и стиль - моё почтение. Замечательная образность, причём не только для глаз. Картинка, звуки, ощущения - автор создал настоящий мир, цельный и завораживающий.
Понравилась идея (то, как я её понял, конечно): умение видеть в обыденном, и даже в не слишком приятном, магию, слышать музыку водосточных труб. Идея о том, что нужно стремиться к мечте, не позволять всему плохому, что есть в мире, страху темноты править собой.
А вот решение, предложенное автором, мне не подходит. По сути, предлагается бросить всё, не победить дракона, а сбежать от него.
В тот момент, когда герои поднялись на башню, я сразу подумал о самоубийстве под влиянием лунатизма. Не угадал, но было близко. Мысли о грёзах вообще приходят вместе с ожившим Лукасом. И здесь для меня кроется главный минус рассказа - слишком он близок к манипуляции, для меня слишком. А уж в финале совсем толсто: безрукий мальчик-сирота. Беда-печаль.
Ну и ещё вопрос: а был ли мальчик? Тот, который раб лампы? Полагаю, это оставлено на откуп читателю. Лично мне, рассказы, где гг в конце просыпается, всегда казались сомнительными в плане фантдопа. Но каждому своё, конечно.
Удачи на конкурсе.
Vladimir
Цитата(Nvgl1357)
А вот решение, предложенное автором, мне не подходит. По сути, предлагается бросить всё, не победить дракона, а сбежать от него.

А если убрать всю сказку, не выйдет ли, что мальчишка спалил лавку с помощью друга-подсвечника, но не успел далеко уйти до взрыва? :)
Aster
VladimirZ, нет, вообще никак не выйдет. Никаких идей о деструктивности или мести в рассказе нет, а вот желание отправиться вслед за родителями, которое потом преобразуется в "подальше отсюда" - вполне.
Но вообще, если убрать всю сказку, получится, что не слушал Дерри мистера Тетча, жёг газ по ночам, ну и без рук остался. В этом случае, кстати, никакого фэнтези в рассказе вообще нет, так что лучше уж сказку не убирать.
Vladimir
Цитата(Aster)
не слушал Дерри мистера Тетча, жёг газ по ночам, ну и без рук остался

Не слушала Ариэль родителей, влюбилась в прынца, ну и без хвоста осталась. А потом вообще померла.
А что, неплохо! ::D:
Aster
VladimirZ, тут скорей "Девочка со спичками".
Just D
Отличная вещь, атмосферная и удивительно гладко написанная :respect:

Как и один из комментаторов выше, в определённый момент я напряглась, подумав, что щас выяснится: всё это - безумие пацана. И он сиганёт самоубийцей вниз. Обошлось... Хотя, как сказать.

Не хватило немножко предыстории фонарщика (линия с умершей девочкой). И немножко сомнения по концовке. Получается, главгеру всё приснилось, и пока он спал произошёл взрыв?..

В любом случае история хороша. И идеей, и исполнением.
Астра Ситара
Цитата(Aster)
Но вообще, если убрать всю сказку, получится, что не слушал Дерри мистера Тетча, жёг газ по ночам, ну и без рук остался.

Там есть один момент, который не рифмуется с саморазрушением или безумием Дерри (??? неожиданный поворот в комментах). А именно - заводской гудок, который разрушает всё волшебство. Прямая отсылка на мистера Тетча и его страх перед фабрикой. То есть, внешняя сила противодействует счастливому концу, а не ошибка самого Дерри (типа желания умереть, наоборот — здесь всё о желании преодолеть страхи и жить, танцевать, подняться над смогом мира).
Для меня история о том, что большая мечта изменить жизнь, вера в чудо и тд может обернуться провалом. Такое частенько бывает, что мечтателей жизнь придавливает. Ну, это не повод опускать руки...даже если кажется, что рук уже и нет. Как правило, даже после таких "взрывов" жизнь продолжается и свет снова показывает путь.
Aster
Астра Ситара, в принципе, согласен. Мне тоже не кажется, что тут буквально про суицид или проклятый фонарик, убивающий детей. И если бы Дерри помешал собственный страх, нерешительность, неготовность к переменам, страх тьмы, я бы принял такой финал. То есть если бы мысль была в том, что за провал, за свой путь, свой выбор ответственен сам человек. Здесь же получается, что на героя незаслуженно рушатся и рушатся беды, причём именно после того, как он обретает силу, готовность, вдохновение жить - происходит катастрофа. Такое бывает, да...но в том изложении, что мы видим сейчас, это выглядит скорей стремлением прокатить читателя на эмоциональных качелях, создать остроту за счёт этого перепада, в ущерб смыслу. После слов о том, что руки герою придётся отнять и сам он вряд ли долго протянет, последние слова создают ещё большую беспросветность. Потому мне очень интересна трактовка автора в данном случае - я допускаю, что не вижу какого-то важного акцента здесь.
Джени
Я вижу, многие очень волшебно трактуют этот рассказ, а по-моему это исключительно мрачная история про то, как мальчик жил в постоянном кошмаре после смерти родителей, был неосторожен с газом и взорвал дом, и все чудесное путешествие можно трактовать либо как просто галлюцинации, либо как мистический опыт. Наверное, Лукас станет его провожатым на последнем пути, в этом и суть разговора про "уехать отсюда".
Написано хорошо, некоторые эпизоды очень красивые, но сюжет... это же, простите за прямоту, рассказ про безногую собачку. Было плохо, мелькнул свет и надежда, и стало еще хуже.
Астра Ситара
Цитата(Aster)
После слов о том, что руки герою придётся отнять и сам он вряд ли долго протянет, последние слова создают ещё большую беспросветность.

Ну, это итог того, что человек поверил, а жизнь его обломала. Кто провалы переживал, знает, что на руинах собственной жизни становится вовсе не так трагично после пары чашек чаю. Для меня весь рассказ — чистая метафора, настолько здесь всё символично. Свет и Тьма, и Фонарь, и Кладбище, и потеря "рук" — я эту историю как будничный факт из реалий в обще не воспринимаю. Поэтому упрёк в "манипулятивности" и "про бедного сиротку" — это как Андерсона обвинять, что он круто обошёлся с оловянным солдатиком. Ну, серьёзно, неужели комментаторы не читали авторские сказки? Там же каждая история такая, что кто-то юный и невинный помирает трагической смертью. Вот, Астрид Линдгрен, на которую я всё здесь грешу, начала одну сказку с того, что "убила" в пожаре старшего брата итак умирающего (и впоследствии умершего) мальчика-инвалида. Ну, не жесть? Самые лучшие сказки, которые переосмысляют жизнь — они именно такие.))) Так что ничего ужасного в финале я не вижу. Это типичное начало истории для последующего обретения Света через испытания. Герою показали Свет, теперь он должен его заслужить сам, ничего так просто не даётся. В тексте это обозначено обещанием Ланса найти Дерри.
Aster
Астра Ситара, для меня в тексте слишком много бытовой конкретики для того, чтобы воспринимать его как такого уровня метафору. Я вижу очень отчётливый перепад между полным волшебства сном и реальностью.

Цитата(Астра Ситара)
Кто провалы переживал, знает, что на руинах собственной жизни становится вовсе не так трагично после пары чашек чаю.


Далеко не всегда. Это зависит от тяжести провала и буквальности руин.
Тут же речь не о провале мальчика, который мечтал танцевать, сбежал от родителей, но его не взяли в балетную школу, и этот провал передан через метафорическую боль. Тут тщательно выписан сирота, которого постоянно избивают, а в конце отрывают руки. Ну, как ни крути, перебор. Есть огромная разница, между началом истории об обретении Света через испытания, и отдельным рассказом, который заканчивается вот так. Даже если принимать эту метафору, никакой готовности преодолевать испытания в финале нет, герой собирается просто ждать, пока за ним придёт Лукас.
Манипулятивность потому и называется манипулятивностью, что использует человеческие страдания для достижения определённого эффекта. Это необязательно плохо. Но принять подобное просто как удачную метафору я не могу. Пока происходит падение с башни во тьму - да, несмотря на всё отчаянье момента, это именно символизм. После того, как к Дерри возвращается сознание - уже нет. Ведь неслучайно явь и сон прописаны очень по-разному, даже звёздное небо в реальности и во сне различны.
Смерть - это смерть, боль - это боль. Сказки тоже должны быть в этом честны, на мой взгляд, и Андерсен(которого с точки зрения психологии нельзя назвать хорошим примером, ну да ладно)) был в этом честен. Прибегая к таким мощным стимулам, автор должен чётко понимать, зачем он это делает. И "может быть, когда-нибудь всё наладится, и вообще всё метафора и понарошку" тут, на мой взгляд, неэквивалентно размаху задействованного мрачняка.
А так-то сама идея финала понятна, и не могу сказать, что он мне однозначно не нравится, в плане эмоций он прекрасно написан. Но определённо чего-то не хватает, чтобы дотянуть до трактовки, которую вы предлагаете, а вот противоречащие такому объяснению детали в тексте есть.
Имхо, конечно же.
Vladimir
Цитата(Aster)
Тут тщательно выписан сирота, которого постоянно избивают, а в конце отрывают руки.

Почему сразу отрывают?
1. То, что какой-то тип из толпы бросил "придётся отнять" ещё не значит, что у него высшее медицинское образование. Мальчишка, возможно, обжёг руки или сломал их, и ещё поправится.
2. А может, придётся отнять сжатый в руках подсвечник?

Короче, оставьте простор для светлого будущего, чё вы все такие злые?
Лютеция
Цитата(Астра Ситара)
Вот, Астрид Линдгрен, на которую я всё здесь грешу,

Я вот читаю потихоньку сейчас Астрид Лингрен.
Да истории в чём-то очень тяжёлые.

Но пока не заметила, чтобы свет оставлял там того, кто ему доверился, в ещё худшем состоянии, чем изначально.
Да я понимаю, что свет, что тьма... им вполне могут быть абсолютно безразличны страдания людей.

Но такой свет, который отбирает у сироты руки, для меня не свет.

А танцы в этом рассказе обман.
Они нужны только для того, чтобы завлечь.
Вся эта сказка - мальчик фонарь обманывает того, кто ему доверился.
Он берёт его с собой, но не для того, чтобы дать что-то, он манит мальчика на мечты и заводит всё дальше и дальше.
А цель - отнять жизнь.

У него не получается. То есть получается, но не совсем. Мальчик неизвестно выживет или нет.
Но без рук он останется точно.
И даже, если выживет, он собирается ждать Лукаса.
То есть свет цели своей достиг.
Мальчик не будет жить, даже если оправится.
Что это за свет такой?
Не нужен мне такой свет.

Не хочу я читать про такой свет.
Человек должен бороться.
А то, что мальчик узнал свою мечту и теперь будет бороться я не верю.
Не будет - он будет ждать Лукаса, того кто его сжёг.

И название подтверждает - не бойся тьмы, потому что свет может быть вовсе и не другом.
Да так может быть. Свет может быть хуже тьмы.
Но тьма не предлагает здесь альтернативы.
Если бы был хоть намёк, что обжегшись о свет, он примет тьму и будет жить.
Но нет.
Aster
VladimirZ, я думаю, если у них город в основном состоит из работников фабрики, не очень страшную травму бы так не обозначили. Ну это, конечно, домыслы. Но диалог завершает рассказ и каждая реплика в нём важна, получается у нас есть взгляд со стороны(горожане и их мрачные прогнозы) и состояние Дерри(ничего, кроме боли, остаётся только ждать, когда Лукас придёт). Что-то весёлое сложно из этого вывести.

Цитата(VladimirZ)
оставьте простор для светлого будущего, чё вы все такие злые?


Ну автор-то не оставил)) Не мы такие, жизнь такая.
Лютеция
Цитата(VladimirZ)
оставьте простор для светлого будущего, чё вы все такие злые?

Если бы в тексте был на это хоть малюсенький намёк... я бы с радостью.
Истории про сироток, которых жизнь пускает в расход - это не то о чём хочется читать.
Хотя определённая жизненная правда в этом есть.
Но я не согласна.
Vladimir
Цитата(Aster)
Ну автор-то не оставил

А я оставил. Дерри сделал себе вместо руки металлический крюк, и отправился спасать других сироток. Правда, это всё тоже потом переврали, но это уже совсем другая история.
Persian_Cat
Красивая, но невыносимо грустная сказка. Выворачивает на изнанку. Она одновременно обжигающе теплая, как лампа в руках, и такая холодная, как ночной туман.
Такие вещи иногда нужно читать. Просто, чтобы начать замечать, что хорошего есть в твоей собственной жизни.
Спасибо, автор. Это было ценно.
Боб
Прочитал рассказ.
Все, как я не люблю: сентиментальная сказка про детей без интриги и с оттенком голубизны. Ну камон, оттоптались почти на всех моих комплексах :-) Ещё и финтифлюшек накрутили в таком маленьком тексте.
Единственное, в чем выигрывает у Больнее - хоть понятно что к чему.

Мальчика зовут Дерри? А чего друга тогда не Барренс?
Элиза Маджерская
Ух ты, даже забавно, сколько высказано мнений про то, что свет и персонаж, его персонифицирующий - коварный обманщик :) Он его, видите ли, танцевал, прекрасное будущее предлагал, поматросил и бросил.
На мой взгляд, эта сказка именно что в духе "Девочки со спичками", только если бы под рукой у девочки оказалось что-нибудь легковоспламеняющееся. Ну не спички же виноваты, право слово.
И что за "оттенок голубизны" такой, тоже непонятно - мальчику 12 лет, никаких признаков пробуждения романтики и сексуальности в нём за весь текст не обнаружено. С другой стороны, если бы фонарь был фигуркой девочки, народ ещё более охотно воспринял бы их линию за романтическую, только без осуждения, разумеется. Хотя - воображаемый друг же, ну! Ребёнок и воображаемый друг - это не романтика :)
Хотя, возможно, это я так вижу. Если романтический оттенок был-таки автором задуман, я не осуждаю ;)
Ещё вон претензия была к тому, что для героя память отца недостаточно священна. Ну так мать ему ближе была, вроде как. Ну и детскую нелогичную обиду на "вы меня бросили, оставили одного" никто не отменял.

Сама сказка меня пробрала, в финале - до слёз. Функцию свою рассказ, значит, выполнил.
Бонусом - хороший пример грамотного колорита, который работает на сюжет, а не против него, как в "Нитях" и "Больнее".
Aster
Цитата(Элиза Маджерская)
Ещё вон претензия была к тому, что для героя память отца недостаточно священна. Ну так мать ему ближе была, вроде как. Ну и детскую нелогичную обиду на "вы меня бросили, оставили одного" никто не отменял.


Претензия была не к этому.
Мать была ближе - логично и хорошо показано.
Детская нелогичная обида - да, понятная вещь, хотя не сказать, что в рассказе это отчётливо в целом.
Но "замшелый ретроград, погрязший в гендерных стереотипах" - слишком конкретно и как раз слишком логично для этого этапа проживания горя, на мой взгляд. Именно на общем фоне, на фоне той глубины горя, что здесь есть. Возможно, будь в целом больше разных деталей из прошлого, воспринималось бы ровнее, и понятно, что в такой объём их не уместить.
Джени
Цитата(Элиза Маджерская)
мальчику 12 лет

Тринадцать. Самый возраст для транзиторной подростковой гомосексуальности )))
Если серьезно, странно отрицать тут романтический оттенок отношений. То есть, конечно, смотря с чем сравнивать. Если с рейтинговыми текстами на фикбуке — то, конечно, может показаться, что тут ни намека. А если с обычными книгами про детскую и подростковую дружбу — то сразу чувствуется разница.
Элиза Маджерская
Aster, ну, если бы герой и правда делал именно такие выводы, то да, можно было бы заподозрить, что что-то с ним не так. А он не делает выводы, он просто вспоминает слова отца (которые ему и до смерти оного, видимо, были обидны).

Добавлено через 5 мин. 51 с.

Джени, ну да, опять же, возможно, я и ошибаюсь :) Отношения и в самом деле получились очень близкие. А уж какая именно близость, можно трактовать по-разному.
Лиса
Рассказ прочитан давно,а размышления о нем до сих пор меня не покидают)
О чем же на самом деле этот рассказ? Не бойся тьмы ... Это ведь утверждение, правда? Не бойся тьмы - не бойся своих страхов, прими их. А мальчик не хотел принимать. Не хотел принимать смерть своих родителей. Боялся белоглазых статуй, старинных вещей, голодных, злых, страшных, - в ЕГО воображении. Но были ли они для него на самом деле опасны? ... Дерри придумал себе мнимый свет, чтобы быть в некой безопасности. Друга, в ЕГо же воображении. Свет, который лишь временно приглушал его страхи, но причинял телесную боль: ведь часто Дерри доставалось от дяди за то, что он жег газовую лампу.
Это как придумывать спасательный круг и убегать от тьмы и собственных страхов, вместо того, чтобы принять их. Понять, что тьма не так страшна. Что белоглазая статуя - это всего лишь кусок мрамора или гипса, сточенная рукой скульптора до нужных форм. Что старый диван - всего лишь дерево и ткань, картины - холст и краски. А все страшные их свойства - игра собственного воображения.
А вот попытка разглядеть, что во тьме, вместо того, чтобы просто существовать в ней - может привести к еще более тяжким последствиям.
Но вот эта надежда, что Лукас вернется ... Ведь и Лукас был порожден собственным воображением, собственным светом, который всегда был внутри Дерри. Что эта за надежда? Надежда вновь услышать себя так четко? Почувствовать, какой истинной свободой может обладать человек?
Но вот скоро уже появится автор и сможет, надеюсь, рассказать, что же по настоящему хотел донести в этом рассказе)
Натанариэль Лиат
Дратути, всем спасибо за шоу.
Нормально отпишусь попозже.
mr. Lucius
Коничива, я прочитал рассказ.

Я, конечно, не любитель подобного жанра лирики, но надо отдать автору должное - старания видны за версту.
Возможно, я не совсем достойный читатель для сего шедевра, но середину я пролистал - показалась затянутой. В целом рассказ хороший, давит на эмоции... но на мои не надавил, поэтому я бы поставил 7/10.
Понравилось начало и конец - не знаю это может сказать обо мне (может быть то, что меня зацепила чернуха - каюсь).
Кста, по тексту заметил пару орфографических ошибок, но искать их заново лень. Не смертельно, но все-же.

Не знаю, кому сдалось мое мнение по этому рассказу, но нате.
Желаю всем успехов в конкурсе, пока! Ах ну да, это же потенциальные конкуренты )) ((
Миша Гамм
Цитата(Dio Burand?)
Кста, по тексту заметил пару орфографических ошибок, но искать их заново лень. Не смертельно, но все-же.

Не верю. (с)
Ваш комментарий,


 Включить смайлики |  Включить подпись
Здесь расположена полная версия этой страницы.
Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.