Здравствуйте, уважаемый Автор, я прочитал ваш рассказ.
Цитата
Кислорода почти не осталось. Поняв это, он всхлипнул, больше даже не от отчаяния, а от нелепости последних событий, но задышал ровно и глубоко. Умирать в безысходном ужасе, скребя лёд под собой, и воя на нависавший громадой Юпитер с его луны не хотелось.
Он лёг на спину. Попытался найти среди тусклых звёзд Землю. Последний раз глубоко вздохнул и разгерметизировал скафандр. Нет, он не сдался. Шансов уже не оставалось, а смерть от переохлаждения легче.
Раскинув руки, он остался лежать на поверхности замерзшего океана Европы. Это было вполне в его духе: он и при жизни любил полежать в море на спине.
Вкусно пишете. Как будто космонавт просто прилег отдохнуть и поискать среди тусклых звезд Землю.
Вы явно никогда не испытывали
смертельного ужаса (и слава богу!). Жуткого, пещерного, иррациональнрого, парализующего волю и застилающего сознание чернотой. Когда в голове не остается никаких мыслей, кроме одной "ЖИТЬ! Как угодно, что угодно, только ЖИТЬ!" И хочется скулить, выть и зубами выгрызать свое право пожить еще хоть пару лишних минут.
Если бы Матео нашли среди обломков пластика, рядом с изуродованной дверью, со следами страшных в своей безнадежности предсмертных попыток попасть внутрь станции - я бы поверил.
А так - чёт приуныл и прилег... Не верю.
Именно после такого начала я начал копить в себе скепсис. И мои ожидания вполне оправдались.
Поехали.
Идея.Напомню, что идея - это основная мысль, которую писатель утверждает своим рассказом. Идея доказывается в финале путем разрешения главного конфликта.Вы знаете, я долгое время не мог эту идею даже сформулировать.
"Давайте жить дружно"? Но это идея для детей старшего дошкольного возраста. Тогда надо было писать в стиле Носова, Маршака или Успенского.
В конце концов мне помогло название. И на третий день Зоркий Глаз наконец разглядел идею: "Иногда взрослые ведут себя как дети. Но цена ошибки при этом совсем не деЦкая".
Идея неплоха, но в рассказе далеко не очевидна. Может, только для меня?
Как можно было сделать идею более очевидной? См. ниже.
3/5
КонфликтКонфликт - это то противоречие, решив которое Автор доказывает свою идеюКонфликт здесь очевиден: "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (с)
Но не мотивирован. Об этом мы поговорим чуть ниже.
4/5
СюжетСюжет - это развитие и разрешение конфликтаЗдесь его можно описать буквально несколькими словами: двое поссорились, а третий из-за этого умер.
Ну, в общем,-то сам дурак, что умер. Психануть, хлопнуть дверью и пойти проветриться в соседнюю деревню можно на Земле, но не на Европе. Как-то странно ожидать от тёртого космонавта такой беспечности...
Ну и остановлюсь еще на экспозиции.
Экспозиция для того и существует, чтобы обозначить в глазах читателя характеры персонажей, в соответствии с которыми они и будут действовать дальше. И что же мы узнаем из экспозиции? Что Глеб и Матео - кобели, а Эндрю морально устойчив? Что Глеб любит раков, а Матео - дикий мёд? Это как-то поможет вам потом развить конфликт?
В общем, констатирую, что экспозицию вы, уважаемый Автор, провалили, не использовав по назначению от слова "совсем".
3/5
ПерсонажиПерсонажи - это те самые средства, которыми через конфликт Автор доказывает свою идею. Персонажи совершают
поступки. А поступки должны иметь свою
мотивацию в соответствии с
характером персонажа (или внешними обстоятельствами. Но, опять же, на внешние обстоятельства персонаж реагирует в соответствии со своим характером). Если поступок в глазах читателя не мотивирован, то это авторский произвол, и читатель перестает верить в происходящее.
Вот давайте посмотрим чем мотивирован конфликт в вашем рассказе.
Жили были два молодых, здоровых, доброжелательных и психически устойчивых человека. Жили-жили не тужили, и вдруг - бац!
Цитата
всё началось с того, что Глеб и Эндрю сменили коды своих отсеков на новые, и не сообщили их друг другу.
ЗАЧЕМ? Зачем они сменили коды? Что им там было прятать друг от друга, кроме старых кальсон?
Все оборудование, связь, транспорт на любой станции в общем доступе. В каютах, если таковые есть - только трусы и носки. Ну, письмо маме. Всё. ЗАЧЕМ? Не знаете? Ах, чтобы конфликт обозначить...
А в результате чего он возник, этот конфликт? В результате внешних обстоятельств, да еще и страшно далеких.
Я вот не могу поверить в то, что взрослые люди, да еще выживающие вместе в страшно недружелюбном человеку мире, когда от каждого зависит жизнь и смерь остальных, поссорятся только из-за того, что их страны ввязались в войну. Они скорее скажут "как же задрали эти политики!" и накатят за дружбу народов. Да еще и песни споют, сначала на английском, потом на русском, а потом еще и на испанском.
Но конфликт-то нам все же нужен. Где его взять?
А вот где. Война никогда не начинается
вдруг.
https://www.youtube.com/watch?v=4CU5pmXgtaA
Перед войной обязательно идет эскалация напряженности. И наши герои не могут этого не заметить. И вряд ли останутся безучастными к тревожным новостям с Земли. Они наверняка будут обсуждать их за ужином. И вот тут самое место для возникновения конфликта: один осудил не слишком чистоплотные действия другой стороны; второй возмутился, сказал "да чем твои лучше!" и привел контрпример. И понеслось...
По личному опыту, именно в таких кухонных посиделках и рождаются конфликты, после которых вчерашние друзья месяц не разговаривают. У меня такое было пару раз.
Вот вам конфликт - раз! Убедительный - два! И совершенно "детский" (...Ты мне больше не дружок! Не играй в мои игрушки и не писай в мой горшок! (с) ) - три!
Именно детскость конфликта и поможет читателю разглядеть главную идею рассказа.
В общем, персонажи - 2/5. Плоские и неубедительные. Имея такие возможности развить интересный и глубокий конфликт, автор ими не воспользовался.
Итог: вполне предсказуем: мне не зашло.
Рассказ не плох. Но он и не хорош. Он мне никак. Ни единой струны в душе не зацепил.