[ Поиск ] - [ Пользователи ] - [ Календарь ]
Полная Версия: Чак Паланик: забудьте эти глаголы...
Mixtura
Чак Паланик

Через шесть секунд вы начнете меня ненавидеть.

Но через шесть месяцев вы станете писать лучше.

С этого момента – по крайней мере, в ближайшие полгода – я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: «думать», «знать», «понимать», «осознавать», «верить», «хотеть», «помнить», «представлять», «желать» и сотни других, к которым вы так любите прибегать.

В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть».

И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже.

До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника, что прошлой ночью он ушел».

То есть вам придется писать что-то вроде: «Затем по утрам Кенни отсутствовал, дожидался последнего автобуса, до тех пор пока не брал такси и возвращался домой, где видел, как Моника притворяется спящей – притворяется, потому что она никогда не могла спать спокойно тогда утром. Она всегда ставила только свою чашку кофе в микроволновку. Никогда не его». Вместо того чтобы сделать героев знающими что-то, вы должны придумать детали, которые помогут читателю лучше узнать их. Вместо того чтобы заставить персонажей желать чего-то, вы должны описать все именно так, что сам читатель это захочет.

Не нужно писать «Адам знал, что он нравится Гвен». Гораздо лучше «Между уроками Гвен прислонялась к его шкафчику, когда он подходил к нему, чтобы открыть. Она закатывала глаза и медленно уходила, оставляя след черных каблуков на крашеном металле и запах своих духов. Кодовый замок все еще хранил тепло ее задницы. В следующий перерыв Гвен снова будет здесь же».

Никаких сокращений. Только специфические эмоциональные детали: действие, запах, вкус, звук и чувства.

Как правило, писатели прибегают к мыслительным глаголам в начале части. (В таком виде они становится чем-то вроде «Формой отчетности», и я еще выскажусь против нее чуть позже.) То есть они устанавливают с самого начало интенцию всей части. А то, что следует дальше – это словно иллюстрация.

Например: «Брэнда знала, что не успеет. С самого моста была пробка. Ее телефон садился. Дома ждали собаки, которых надо было выгулять, или там был беспорядок. К тому же она обещала соседям полить их цветы…» Вы видите, как первое предложение перетягивает на себя смысл последующих? Не пишите так. Переставьте его в конец. Или измените: «Брэнда никогда бы не успела всего в срок».

Мысль абстрактна. Знание и вера нематериальны. Ваша история будет сильнее, если вы покажете только физические действия и материально воплотите отличительные черты ваших героев, а читателю самому позволите думать и знать. А также любить и ненавидеть.

Не сообщайте читателю: «Лиза ненавидит Тома».

Вместо этого дайте конкретный пример, как адвокат на суде, деталь к детали. Представьте доказательства. Например: «Во время переклички, в тот момент, когда учитель назвал имя Тома, а он еще не успел ответить: «Здесь», Лиза громко прошептала: «Подтертая задница»».

Одна из самых частых ошибок начинающих писателей в том, что они оставляют своих героев в одиночестве. Вы пишете – и можете быть одни. Читатель читает – он также может быть один. Но ваш герой не должен оставаться наедине с собой. Потому что тогда он начнет думать, беспокоиться и интересоваться.

Например: «Ожидая автобус, Марк начал беспокоиться о том, как долго продлится поездка…»

Но лучше написать: «По расписанию автобус должен был прийти в полдень. Марк посмотрел на часы – было 11:57. Отсюда была видна дорога до самого торгового центра, но автобуса на ней не было. Без сомнения, водитель припарковался на другой стороне и вздремнул. Водитель спит, а Марк вот-вот опоздает. Или хуже, водитель напился – и Марк отдал свои семьдесят пять центов, чтобы умереть в дорожной аварии…»

Когда герой один, он может начать фантазировать или что-то вспоминать, но даже тогда вы не имеете права использовать мыслительные глаголы или каких-то их абстрактных «родственников».

И не надо глаголов «забыть» и «помнить».

Не надо никаких переходов типа «Ванда помнила, как Нельсон расчесывал ей волосы».

Лучше: «Тогда, на втором курсе Нельсон проводил по ее гладким, длинным волосам своей рукой».

Опять же – расшифровывайте, не надо писать коротко.

Еще лучше – быстро столкните одного героя с другим. Пусть они встретятся и начнется действие. Позвольте их действиям и словам показать их мысли. А вы сами держитесь подальше от их голов.

Когда начнете избегать мыслительных глаголов, с большой осторожностью используйте пресные глаголы «быть» и «иметь».

Например: «Глаза Энн были голубые», «Энн имела голубые глаза».

Лучше так: «Энн закашлялась и начала махать перед своим лицом, чтобы отогнать сигаретный дым от своих голубых глаз, а потом улыбнулась…»

Вместо бледных, утверждающих «быть» и «иметь» попробуйте раскрыть детали портрета своего героя через действия и жесты. Тогда вы покажете свою историю, а не просто расскажете ее.

И тогда вы научитесь расшифровывать своих героев и возненавидите ленивых писателей, которые ограничиваются «Джим сел около телефона, спрашивая себя, почему Аманда не звонит».

Пожалуйста. С этого момента вы можете меня ненавидеть, но не используйте мыслительные глаголы. Я готов поспорить, после Рождества вы сами не захотите к ним возвращаться.

Домашняя работа на этот месяц.

Выкиньте из каждого предложения мыслительный глагол: устраните его, «расшифровав». А потом пройдитесь так же по какой-нибудь художественной литературе. Будьте безжалостны.

«Марти представил, как рыба прыгает в лунном свете».

«Нэнси вспомнила, как попробовала вино».

«Ларри знал, что он мертвец».

Найдите их и перепишите. Сделайте фразы сильнее.

Взято с http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?num=1442635370
Tttttt
Да, классная статья.
Три раза перечитывал за последнюю неделю, чтоб ВКУСИТЬ. И, надо сказать, опробовав сей прием, я понял, что так мне нравится гораздо больше, нежели, например, "Она была одиночкой и ни с кем не хотела общаться".
Aster
Мой любимый принцип!)) Очень люблю, когда так пишут, правда, практика показывает, что приём этот диво как хорош если текст читают любители Паланика и Ко, а в других случаях м.б. лучше писать «Адам знал, что он нравится Гвен» или «Лиза ненавидит Тома»))) Но увы, если стиль уже "испорчен", ничего с этим не сделаешь)))
Mixtura
Цитата
приём этот диво как хорош если текст читают любители Паланика и Ко

Я не любитель Паланика и не знаю, кто в его Ко.

Но когда в третьем пролетном рассказе подряд читаешь, что "Маша любит Пашу" и "Саша не любит Дашу так, что даже ненавидит" — возникают приступы зевоты до боли в челюстях. Поэтому рекламирую.
Aster
Mixtura, я имею в виду поколение современных писателей - его ровесников или младше. Они даже если фантастику-фэнтези пишут(к примеру, Митчелл), то как-то так.
К самому Паланику охладел уже несколько книг назад.

Дон Алькон,
Цитата
А POV дело такое, у них там с этим делом явный перекос.


Есть такое дело, кстати. И очень сложно найти баланс, если мозг уже заточен так воспринимать окружающий/вымышленный мир - по-другому описывать уже не хочется, уходит драйв от написания, собственное погружение в историю. Но при этом получается что текст может воспринять только очень узкий срез читателей. Не очень понятно чего тут можно придумать, чтобы и себя не ломать, и рассказывать адекватно.
Aster
Дон Алькон, да я вроде всё так и делаю...правда с рассказами опыт действительно невелик - утрамбовывать историю в объём мучительно.
Из книг мне стилем понравилась недавняя Картахена, например. Это мистический детектив, по задумке несложный, сложный больше про структуре и стилю - автор много чего придумывает и в итоге форма сильнее содержания. Но тут даже я понимаю, что такой язык - это перебор. Найти бы что попроще, но не намного...

Цитата(Дон Алькон)
Кстати, у Паланика был лучший текстик на тему писательства.
Могу поискать, если интересно


Поищите, интересно))
Aeirel
Да, Паланик может дать Молодым Талантливым Авторам пару советов как нужно писать, чтобы они не писали ту жуткую муть, что уже в печенках сидит. Но не больше. В общем текст говорит о том, чтобы переложить выводы на плечи читателя, вместо того, чтобы хардкодить их в тексте, потому что если текст и вывод противоположны, читатель закрывает книжку. Не самый лучший способ писать креативы, но кто я такой чтобы критиковать Паланика, у него же столько фанатов! Всем нравится тепло задницы Гвен на кодовом замке.
Aster
Цитата(Дон Алькон)
Не знаешь, автор что - живёт в Италии?


Нет, вроде бы, сейчас в Латвии, но Италия в этой книжке очень приятная и много всяких интересных деталей есть.
Там не все герои итальянцы, насколько помню.

Цитата(Дон Алькон)
язык не такой чтобы сложный - и есть определенный темп и ритм


Там дальше есть моменты позакрученней - несколько центральных персонажей и у них различная манера изложения мысли. Но, насколько помню, всё равно сам стиль не сильно сложнее, чем в начале, так что рекомендую при наличии времени почитать.

Спасибо за статью!
Aeirel
Дон Алькон ага, есть такое дело.
Ваш комментарий,


 Включить смайлики |  Включить подпись
Здесь расположена полная версия этой страницы.
Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.