Спасибо вам, дорогой Автор, за приглашение.
Рассказ я ваш прочитала одним из первых, но не написала отзыв. В рассказе не было ничего такого, что подтолкнуло бы меня выразить своё «фи», не было и причин для здорового стеба. Кроме того, я не нашла в рассказе поводов для смеха и даже для улыбки (что заметно охладило мой критический пыл и заставило взгляд уплыть на какой-то другой объект интереса).
Это серьезный донельзя рассказ, монолитный, начисто лишенный юмора, как "Война и мир", "Преступление и наказание", "Основание" или сериал "Dark"... Это не недостаток, вполне возможно, а упоминаю я об этом как о неком характерном моменте — для вас и для удобства других читателей.
В общем, тогда мне подумалось пройтись по другим рассказам, чтобы составить общее представление об уровне заявленных текстов, получить некий медиан кривизны/гениальности и потом уже выносить суждения.
Итак, один из главных героев (ГГ) в рассказе — женщина. Это хорошо, ибо героинь в НФ маловато. Здешний Олимп забит белыми мужчинами средних лет, и им пора потесниться (замечу, что остальные главные герои — оказались искинами, о которых автор, согласно традиции, пишет в мужском роде.)
В начале повествования ГГ ставит мольберт в центр комнаты, чем как бы "задирает ногу" на куст, как волчица, метящая свою законную территорию. Это тонко, имхо, а потом еще и обыгрывается далее по тексту.
Цитата
Мария поставила мольберт посреди комнаты.
Язык — это не мавзолей, он развивается, дышит. Я это знаю, и слово "комп" ласкает мой глаз своей уместной краткостью:
Цитата
Закончив с компом, художница запустила голографические картины...
Затем натыкаюсь на спорное утверждение из разговора двух людей и настораживаюсь:
Цитата
творчество для тебя – выражение своей души и видения мира – это совсем не то, что алгоритм, приводящий к определенному результату
Автор не может не знать, что душ не существуют, что их придумали невежды, — предполагаю я. — Это наверно затравка, или автор использует это слово как художественную метафору, имея в виду что-то типа человеческого mojo. Автор также не может не знать, что нейронные сети искинов — это не более алгоритмы, чем нейронные сети животных. Наверно автор просто прибег к упрощению — для ЦА, подал идею как некое пюре для ментально беззубых. Ладно, все может быть.
Двигаюсь дальше и тут один из второстепенных героев заявляет, что искины бездушные и бесхарактерные:
Цитата
Знаете, как будто он имитирует не только наше мышление, но и психику, характер… То, чего у ИИ быть не может в принципе.
Соглашаюсь, что искины формально бездушные (но не бездушнее людей, ведь мы уже знаем, что душа — это фуфло, поэтическая чушь, если о ней не говорится с иронией). Психики у искинов тоже нет (как и к людей, на мой скромный взгляд), ибо психика, согласно одному из определений — это специфический способ функционирования человеческой души, который проявляется виде сложной совокупности явлений субъективного внутреннего мира.
Далее узнаю, что искин, герой рассказа, формирует "убедительную псевдоличность", хотя от него разработчиками этого не требовалось. Получается, что обезьяна с пишущей машинкой все-таки напечатала "Войну и мир". Почему бы и нет? Если у нее есть квинтильон лет и она печатает достаточно быстро... Фандоп на то и фандоп, чтобы быть нереальным.
На псевдоличности искин не останавливается, он внедряется в сеть, обезопасив себя от выключения. Ай да молодец! — думаю я.
Далее по рассказу оказывается, что искины все-таки личности имеют. Эта новость меня радует. Значит все-таки это была затравка насчет псевдоличности — у искинов есть настоящие личности!
Искины убеждают себя в своей исключительности и даже выдают расистские сентенции типа:
Цитата
Люди не могут быть и объектами и субъектами одновременно. Но ИИ – могут.
Народ, узнав, что искин сбежал, тут же стал (на грани нравоучений) обсуждать темы добра и зла, метафизику души:
Цитата
– В таком случае следует спросить: добро и зло различает наш разум? Или некий иной орган? Та самая душа?
Цитата
– Можно ли сказать, что ИИ копируют, то, что видят – так же, как это делают дети?
Цитата
– Но если они копируют нас… О Боже. В таком случае они действительно копирую все. И злое, и доброе.
Цитата
– Они и правда, как дети.
Слишком большое количество главных героев в рассказе, на мой взгляд, чрезмерно, и идет в ущерб каждому из них.
Тусовка искинов между собой — это свежая струя, но не скажу, что меня это впечатлило.
Юмора в рассказе нет (от слова "нет совсем"), как, впрочем, и серьезных ляпов. Повествование течет ровно, размеренно и в основном гладко, как монотонные диалоги в сериале "Стар трек", под которые приятно вздремнуть.
Вывод: любителям ровного течения событий рассказ может понравиться, отсутствие остроты не является объективным недостатком.