Иииии... здравствуйте!
Рассказ из списка "Самых зацепивших названий", хотя наверное пора его переименовать в список "Вы меня не ждали, а вот зря".
Ну ничего, в жизни каждого автора иногда наступают дни, когда в рассказ приходит гопота от критики. И вот я здесь)
(Я вижу, тут уже побывал Астер? Тем лучше. Можно не копаться в идеях и смыслах, а сразу перейти к читательским впечатлениям)
Скажу честно, что самое начало рассказа мне ну очень зашло! Я вообще люблю янг-эдалт, люблю истории "без купюр" и здесь у меня было ощущение, что вот оно – рассказ для меня!
Но чем больше я читала, тем больше у меня возникало сомнений. Каких? Ща расскажу.
Знаете, признак высокого мастерства – это когда читаешь рассказ, и ты весь там с головой. Когда ты прочитал, вынырнул – и всё ещё там. Когда ты садишься анализировать, и вроде как понимаешь, какие приемы и фишки использовал автор, но тебе пофиг, потому что когда ты читал – ты этого не видел, не чувствовал, не замечал и близко.
Так вот.
Ощущение, что образ девочки ща будет активно использоваться для эксплуатации, чтоб вызывать жалость у читателя, у меня возникло примерно тот момент, когда её тащат, а в голове у героини звучит колыбельная. То есть, вот её схватили, её тащат, она там по ходу очень не рада этому, но совершенно отстранённо так вспоминает колыбельную.
И вот оно вроде сделано очень классно. Технически очень чётко так. Но меня насторожило с ходу. И возможно, если бы дальше продолжилась вот эта техничность, чёткость, я бы нырнула в текст в головой. Но дальше пошли то самое, что только подтвердило мои ожидания: привычный сценарий наворачивания жалости.
Вот тащат героиню... А автор всё накидывает флэшбек за флэшбеком. А её тащат и тащат... А у неё и волосы почему-то воняют потом, и глаз один, и друган тоже один, и росла в приюте, и у бабушки её отняли, и вообще жизнь – боль...
Примерно на лягушках я бросила читать. Мне надоела эта бесконечная жвачка, когда действие всё никак не хочет куда-то развиваться. Казалось, что крабы топчутся на месте, вместо того, чтоб куда-то уже дотащить одну мелкую девчонку и сюжет бы пополз дальше.
Вернулась к рассказу, когда снова пошла по списку, и вспомнила "о, я ж начала читать, и вроде было ничего так!"
И тут у меня возник вопрос к автору:
От чьего лица ведётся рассказ?Кто там предаётся воспоминаниям? Чьи ощущения, мысли мы считываем из текста? Чьими глазами видим происходящее?
Луны? Или глазами автора?
Смотрите сюда:
Цитата
Мелодия колыбельной не шла из головы. Билась взволнованным прибоем, отстреливала в виски.
Это ПОВ персонажа. Взгляд изнутри головы Луны.
Цитата
— Лёвка-а-а-а-а! — перекрикивала девочка засевшую в голове колыбельную.
Девочку звали Луна. С ударением на «у».
А это авторский ПОВ.
И у вас такие скачки сплошь и рядом. Особенно раздражает, когда в воспоминаниях девочки внезапно начинается показывание её же самой со стороны. К примеру:
Цитата
Луна помнила, как они сидели с Лёвкой на качелях детдомовского двора, как смотрели в кислородную толщу неба, встрепенувшегося алыми парусами заката, и мечтали о Марсе. Рядом, в пестреющем ряской пруду стрекотали лягушки, выпрыгивая на клумбы просушить брюшко. В тот момент на свете не было никого счастливее их. Их и лягушек.
— Марс — это будущее Земли! — Луна рассказывала другу то, что успела считать в головах взрослых. Радужка её глаза сияла удивительной, наполненной апрелем, синевой.
Лёвка смотрел на хрупкую одноглазую девочку с белёсыми кудряшками и верил ей.
— Однажды махнём, — кивал в ответ.
Лёвка мечтал стать космонавтом. Наслушался дурацких книг Хайнлайна, Рейнольдса, Ларинцева. Наслушался — потому что читать не мог. «Дислексия», — объясняли про него взрослые. А то, что Лёвка сам собрал звукометр, взрослых не занимало.
— Махнём же? — Лёвка воодушевлённо заглядывал в единственный глаз Луны и верил в осуществление.
"Помнила" Луна, однако при этом она видела свой глаз со стороны и отыгрывала ещё и за Лёвку?
Цитата
Наверное, именно из-за притупленного зрения у Луны обострился слух. Слух и кое-что ещё. Вряд ли она могла бы выразить это словами. Скорее — музыкой. «Лунной музыкой», — говорил Лёвка. Такое сращивание имён луноокого спутника и земной Луны казалось ему невероятно удачным.
И тут внезапно пов Левки. Откуда? Если сам Левка в рассказе ещё вообще не появился толком?
Вот эти скачки постоянно сбивают с толку, мешают погрузиться целиком в шкуру вашей героини. Понимаете, автор?
Язык и стилистикаСтилистика мне местами нравится, но
местами язык оооочень перегружен. Вы явно старались придумывать необычные метафоры, но многие из них читаются тяжело, натужно, из-за чего текст про детей вроде бы, а нет вот этой детской лёгкости (к слову, это я о завязке). И в противовес этому, когда героиня на корабле, в окружении девочек, язык становится простым и чуть ли не примитивно штампованным, как в каждой второй истории про девочек, для девочек.
В итоге, если в первой половине рассказа я продиралась, но читать было интересно. То во второй я прям разочаровывалась – ведь только привыкла!
Но вот вначале периодически возникает ощущение, что героиня отдельно, а то, что автор пытается вложить ей в голову – отдельно. Кроме того из-за этой перегруженности появляются ещё и корявые несуразные места.
К примеру:
Цитата
Луну сокрушил стоп-кадр взгляда в упор, перепрыгнувшего оправу очков.
Тут целиком коряво
Цитата
— Нет, Луна. Я этого не говорила — вслух.
Сузившиеся, как от солнечной вспышки, зрачки. Потупленный взгляд Луны. Мелкая дрожь в пальцах, поправляющих повязку на глазу. Она сделала что-то не так?..
Значки видит Луна?
А её потупленный взгляд кто видит?
И что не так сделала повязка?
Цитата
Луна помнила, как они сидели с Лёвкой на качелях детдомовского двора, как смотрели в кислородную толщу неба, встрепенувшегося алыми парусами заката, и мечтали о Марсе. Рядом, в пестреющем ряской пруду стрекотали лягушки, выпрыгивая на клумбы просушить брюшко. В тот момент на свете не было никого счастливее их. Их и лягушек.
Опять же коряво: выпрыгивали лягушки, не было никого счастливее их (читается как лягушек). А потом внезапно "их и лягушек".
Цитата
Луна вырывалась из их клешней. Изо всех своих девчачьих сил.
Неудачно из/изо. Она вырывалась из клешней и из своих девчачьих сил.
Это не единичные примеры. Корявостей много. И из-за того, что они зачастую соседствуют с непростыми метафоричными образами и обилием причастий – читается это всё довольно фигово. А жаль.
ОписанияТуда же к языку. Иногда мне приходилось по несколько раз перечитывать одно и то же предложение, чтобы понять, какой у него вообще смысл, какая картинка (хотя б приблизительно) должна возникнуть в моей голове.
К примеру:
Цитата
Трепыхаясь в руках краба, она словно висела на конце кислородной нити, с одной стороны обрывающейся в её лёгких, с другой — подкатывающей к изножью космоса. Луна чуяла его, это изножье. Кислород истаивал у чернеющей космической бездны, точно волны, облизывающие берег, точно музыка, истончающаяся в пространстве.
Если честно, я затупила на моменте "изножье космоса". Причем, изрядно так. Космос – это же пустота, бесконечное пространство. Для меня оно скорее бездна, в которую падать и падать. Изножье же – это нечто монументальное, массивное.
И как "нить" может "подкатывать"? О_о
В итоге у меня в голове одно противоречит другому. И картинки нет. А кроме того, я опять буксую на месте, вместо того, чтоб двигаться по рассказу дальше. И таких болот в тексте не раз и не два.
Цитата
Такое сращивание имён луноокого спутника и земной Луны казалось ему невероятно удачным.
Это весьма неудачно – назвать Луну (не девочку, а планету) лунооким спутником.
И вот ещё вопрос, который меня занимал до такой степени, что я не раз возвращалась перечитать начало:
Сколько глаз у Луны?Смотрите:
Цитата
Луна была несказанно этому рада. Рада ещё и потому, что детдомовцы перестали обращать внимание на её отсутствующий глаз. И прекратили нарочно сдёргивать повязку
Я если честно, сперва думала, что у нее один глаз – свой. А второго нет, повязка там.
Потом решила, что под повязкой – имплант. Вот почему:
Цитата
Вживлённый имплант был практически бесполезным. Годился разве что для устрашения — никогда не успевал за взглядом Луны, вращаясь по собственной пугающей траектории. Поэтому воспитатели, ужасаясь и кривясь, заставляли носить повязку.
Но когда Луна не смогла определить расстояние до машины (два см или два метра), я подумала, что у неё глаз один и тот имплант. Но если он постоянно под повязкой... Или не постоянно?
А вот дальше я узнаю, что:
Цитата
"Плакала двумя глазами. Из того, вытекшего, тоже лились слёзы".
То есть, один глаз все же нормальный. Ок. Если один нормальный, второй хоть и имплант, но под повязкой – что мешает, когда её тащат к машине, смотреть одним нормальным глазом?
(Ответ на вопрос "сколько у Луны глаз?" я нашла только в сцене знакомства с Ёлкой)
Ещё мне интересно:
Как Луна вообще ориентировалась в пространстве, если такое монокулярное зрение ей совершенно непривычно и помогает чуть меньше чем никак?
Опять же – если Луна видит всё не так, как люди, и даже не может определить разницу между 2 см и 2 м, почему она так четко различает:
"
стоп-кадр взгляда в упор, перепрыгнувшего оправу очков."?
"
Сузившиеся, как от солнечной вспышки, зрачки"?
А также
"
Крабы кивали, переглядывались и молчали."
И прочие описания, которые автор вставляет, когда ему нужно?
Я даже начинаю подозревать, что прописать целиком ПОВ от лица героини, которая почти не видит, довольно сложная задача. А писать отстраненный авторский ПОВ – так это же не влезть в голову к девочке. А влезть очень надо. Вот автор неопытной рукой и прописывает текст, так ему, автору, в данный момент удобно.
В общем, это тот момент, который очень бы хотелось, чтоб вы проработали. Но опять же, как на мой взгляд, всё зависит от того, на какую ЦА рассчитан рассказ. Если брать таких вот тёток, как я, то мне было бы вкуснее с необычным взглядом изнутри. Но если история (я ща немного забегаю вперед) задумывалась как фантастика для подростков, то чрезмерно усложнять, пожалуй, не стоит. Лучше поискать золотую середину.
У вас языковые средства больше работают на атмосферу, это здорово, этого у рассказа не отнять. Но хочется ещё и кино в голове смотреть. Понимаете?
Ещё вопрос:
Цитата
Когда существование на предыдущей планете становилось невозможным, они переправлялись на следующую, пока технологии не выходили на нужный для заселения погибшей планеты уровень. И какая из планет была истинной прародиной человечества, сейчас вряд ли кто-нибудь мог бы сказать с полной уверенностью. Неоспоримым оставался лишь тот факт, что сегодня Земля умирала.
То есть, предки человеческой цивилизации в вашем рассказе, не с Земли? Потому что вот этот абзац читается именно так, словно Земля всего лишь одна из кучки планет. Но не самая первая, с которой люди отправились покорять космос.
А теперь давайте сыграем в игру:
"Сколько раз слово "бабушка встречается в этом отрывке? И можно ли его местами ликвидировать, прежде чем оно успело набить читателю оскомину?"Цитата
Луна поймала колющее чувство дежавю. Однажды она уже переживала этот момент «переселения». Переживала тогда, когда её забирали от бабушки и увозили в детдом.
«Астра» должна теперь стать её очередным детдомом, а Земля была её оставленной умирать бабушкой.
— У неё прогрессирующая деменция. Она не в состоянии заботиться о ребёнке. — Кажется, это были последние слова, которые Луна слышала о своей бабушке.
Луна и сама понимала это про бабушку. Сначала та перестала разговаривать, ориентироваться в пространстве, а после и вовсе застыла в своём иссыхающем кресле. Луна пыталась достучаться, но слабые всполохи мыслей в бабушкиной голове затухали. Бабушка казалась живым трупом или, скорее, гробом, в нутре которого захоронили угасающее сознание
Эх, вычитка-вычитка.
Опять же: кресло-то почему иссыхало?
Дальше по тексту есть хорошая фраза про то, что бабушка и кресло уже стали одним целым. Но вот эта опережает события.
Цитата
Луне приходилось уговаривать себя, что боль — всего лишь реакция мозга на давление.
Цитата
Это всего лишь импульсы для мозга, чтобы тот среагировал на опасность повреждения тканей. Среагировал на опасность...
Вот тут меня смущает "научность" в мыслях Луны. Она словно в приюте целыми днями диссер писала.
Цитата
Эти двое и сами походили на крабов. Бронированных, головогрудых.
И у меня вместо образа в голове возникает страница из учебника: крабы – тип ракообразных, вид головогрудых... Ну, или как там. Тоже в степь об атмосфере, но отсутствии картинки.
И вот это странное научное мышление для ребёнка, вперемешку с натужными метафорами, делает для меня рассказ очень туговоспринимаемым. В результате я трачу кучу времени, чтоб просто продраться через языковые дебри к смыслу.
При этом, местами у вас получаются очень хорошие штуки. Вроде
"Эта сторона корабля была ныне слепа, как глаз Луны"Или вот самое начало рассказа. Ну хорошее же! Короткие точные фразы вам удаются куда лучше, чем перегруженные прилагательными и причастиями описания.
Зачем вы постоянно усложняете там, где можно сказать проще? Возможно, хочется вкусности, образности. Возможно, это попытка передать восприятие героини.
Но вот пока оно получается очень не очень, потому что образы, которые вы пытаетесь рисовать, дисгармоничны сами по себе. Если б эта дисгармония шла через весь рассказ чётенько так из головы героини – оно бы выглядело органичнее. Лично я, как читатель, свыклась бы, что это просто Луна, что она вот так воспринимает мир. Ок. Но в рассказе стилистика постоянно скачет. От такой вот натужно-странной, до очень ёмкой, сочной и в итоге уходит в совершенно простяцкую, словно автор устал играться и хочет как можно скорее дописать рассказ.
СюжетИтак, треть рассказа у нас занимает завязка. Когда они наконец погрузились на корабль, я даже вздохнула в облегчением. Ура! Поехали!
Если честно, мне было очень интересно – а чё же дальше? Я почему-то ждала, что дальше Луна насчёт как-то действовать, начнется основное эге-гей...
А там такое неспешное опять же бытие на корабле. У меня сложилось впечатление, что всё оно (Корабль, робот, девочки) было нужно только чтоб привязать рассказ к теме бессмертия. Потому что основная история героини она как-то вообще тут мимо скользит. Типа "эгей, малявки, я тут транзитом!" и как оказалось – да.
А вот и привет "Голос моря"!))
Цитата
Но был иной звук, который всецело захватил внимание. Низкий и утробный, звук выступал откуда-то издалека, из глубин самого космоса. Он раскатывался всеохватывающим гулом, мрачным и необъятным, будто шёл из желудка гигантского, как все галактики, кашалота. Неповоротливый дремлющий организм словно поднимался из нутра океанских глубин
Он же, да?)
Кстати, грубоватая лесть автору "Голоса" ранее по тексту тоже считывается))
Цитата
Светлые кудряшки уже не колыхались водорослями, но прилипли ко вспотевшему лбу. Повязка на глазу тоже намокла.
Мне интересно: если на Корабли внезапно включилась гравитация, почему героиня этого не почувствовала? А только кудряшки ко лбу прилипли? И отчего повязка намокла? Весь предыдущий "океан" был ведь не по-настоящему.
Цитата
Ремни безопасности щёлкнули раскрывшимися замками. Соседки Луны повскакивали со своих мест.
Спишем всё на новые технологии, позволяющие девочкам с лёгкостью переносить перегрузки?))))
Цитата
В камбузе было не протолкнуться
На камбузе
Цитата
Вокруг орудующих огромными черпаками поваров собралась детвора.
Цитата
— Не-ет, только не ка-аша...
То есть, в то время, как космические корабли бороздят просторы Вселенной... и детей кормят манной кашей. С малиновым джемом. И комочками.
Хм...
Что ж, это не просто очередной момент, который для меня сигнализирует о неправдоподобности ситуации. Вот знаете, самое начало рассказа (несмотря ни на что) меня зацепило. Я ожидала жёсткого, хлёсткого произведения... Хрен, думаю, с этими привычными штампами: сиротка, необычный дар, приют, злые взрослые, единственный друг.
Но эта каша...
В общем, тут у меня зародились подозрения, что я читаю такую типичную сказочку для подростков (ключевое слово "типичную"). Мне захотелось закрыть рассказ во второй раз.
Но к этому моменту отзыв уже перевалил за 10 тызнов. Ладно, думаю. Дочитаю. Вдруг ошибаюсь и там чёт внезапное?
И таки да!)
Цитата
«Если замедлить все биологические процессы на клеточном уровне, то каждый из нас сможет услышать пульс камней».
Вот честно: пульс камней и вообще общий смысл фразы – это очень круто!
Но "если замедлить все биологические процессы на клеточном уровне" – это жопа. И жопа тем более, что это речь Лёвки.
Ну неужели, если вы пишете НФ, вы не можете сказать то же самое, но простым языком? Или у вас там приют для вундеркиндов, где дети мыслить простыми категориями ваще не умеют, а даже в столовую идут такие "Что сегодня на ужин? Свернувшиеся животные белки хордовых? Надеюсь, хоть гарнир без глютена"
Да-да, я помню, что "Лёвка сам собрал звукометр". Кстати, а из чего?
Что у них там за приют такой, где дети так усиленно занимаются наукой?
Очень смутили уникальные девочки, собранные на "Астре".
В последний момент, когда планете уже каюк.
У меня вопрос: а раньше чё? Почему этих "уникальных" не собрали раньше всех в одном месте, а судя по сцене с Луной, в последний момент собирали на корабль? (Ой, мне ща такой пошлый анекдот вспомнился!)
Цитата
уверенно припечатав мысленным «Прочь с дороги!»
Внезапно! А с чего это вдруг Луна начала мысленно управлять людьми? К слову, почему, когда её тащили к машине, она не проделала такой фокус? Почему до тех крабов она не смогла достучаться, а тут смогла?
Котика я оценила)
Коты-роботы на корабле с уникальными девочками – это отличная фишка для ЦА!
Цитата
Моя мама, — вдруг сказала Ёлка. — Она продала себя на органы, чтобы я могла оказаться здесь.
Оу! А как же "уникальные девочки"?
Ай-яй-яй, и тут всё куплено)
Цитата
«Несмотря на замедление всех жизненных процессов на клеточном уровне, сознание «одноглазой девочки» развивается прежним темпом», — тикало в голове кота.
А откуда оно взялось это замедление? Само собой возникло? Просто потому, что девочек впихнули в корабль?
И тут же ответ:
Цитата
Похоже, коты (Луна обнаружила на корабле с десяток) являлись приборами, обеспечивающими процесс. Возможно, они распространяли специальные волны или что-то ещё...
Ну да, ну да. Твердая НФ. Никаких сомнений!))))
Рояльный Лёвка не удивил)
Как и лёгкость, с какой Луне и Лёвке удалось свалить с корабля.
В общем, первую половину рассказа я была заинтригована и ждала, что будет дальше. А вторая половина разочаровала :(
В итоге, имеем полный набор для девочкового романа: избранная, котики, рояли...
Однако расписать рассказ на несколько алок – и вот вам первый том.
Уверена, для подростковой ЦА такая история будет очень интересна. Это я говорю без иронии, совершенно серьезно.
Удачи вам, автор!