совриголова
Исчадье Ада Сообщений: 2475 профиль
Репутация: 1112
|
Меня просили почитать этот рассказ, и я это сделал. Ланнистеры-слоупоки всегда платят свои долги медленно и не вовремя. Сразу скажу то, что интересует вообще всех, меня сегодня на улице спрашивали, я аж дернулся. Это не сюрреализм. И даже не авангард. Сюрреализма здесь не больше, чем в кричащей мандрагоре из Гарри Поттера, а авангарда – меньше, чем в зале с летающими лестницами оттуда же. Зато это действительно хороший рассказ, который приятно прочитать и подумать о смыслах и вкусах. Очень видно, что у автора все хорошо с языком, с созданием атмосферы и прочим таким базисом, который позволяет получить от новичков парочку обвинений в избиении младенцев. Но мне не слишком нравится говорить, мол, ну вот, хорошо, крепко, читабельно – и прочие очевидные вещи про рядом с профессионализмом лежало. Поэтому лучше скажу о частностях. Отличный образ Кинезело, и в плане визуализации, и в плане некоторых штрихов характера эдакого трикстера из африканских сказок, кажущегося воплощением хаоса. Он ничего особо и не делает вроде, но в отсутствии харизмы его упрекнуть нельзя. Не менее крутой образ – точнее, наверное, силуэт, место для образа – злого песочного человека, нечта, который в буквальном смысле убивает неспящих. Обыгрывается он мягче и поэтичнее, чем наше все Фредерик Крюгер, и это на самом деле очень здорово. То, как прописано желание поскорее уснуть, то, как героиня пытается спастись в лесу от неизвестности – это хоррор без хоррора, тонкий и психологичный саспенс Хичкока, в который веришь. В целом обилие вот таких штук: Цитата Десять лет дружбы будто стерлись после его смеха над моим главным страхом Цитата В мире, полном счастья, я чувствовала себя неуютно и беззащитно, и от этого хотелось смеяться - которые просто звучат, но сложно пишутся, мне нравятся вроде бы довольно элементарные, но достоверные и реалистичные детали, они дают ощущение жизни и настоящих эмоций. Момент с «остальные ушли от него в другое место», и в целом вся эта маленькая сценка с реакцией соплеменников на неожиданную милость госпожи к чудачке. Лаконично, но цепко, дает прочувствовать всю жестокость отношения. Весь этот шевелись плоттвист, ради которого все, наверное, и задумывалось – элегантный, торкающий, сама вот эта возможность увидеть и прочувствовать все с другой стороны – достаточно редкая штука, которую просто не встретишь в плохих рассказах. Не знаю, как сказать больше, не кидаясь совсем уж спойлерами. В общем, здесь много таких вещей, которые мне кажутся и удачными, и сильными. Поэтому, ну, два плюса без раздумий, гудлак. Ну, а теперь поговорим об остальном, фух, наканецта. Дисклеймер: я на самом деле не критикую рассказы, просто рассуждаю о том, что в моих глазах не позволяет им назваться гениальными победителями международных премий. Думаю, любой человек, которого обидят мои высказывания, может без труда открыть мой профиль и обнаружить там, что сам я беспросветный бездарь. Так что далее можно просто не читать. Постараюсь покороче и по сути – почему я, скорее всего, не буду брать этот рассказ на первое место моего топа и вот это все.
Суть первая. Рассказ преисполнен минорного настроения. Небольшой вводник сразу же намекает, что стандартной фэнтези-героики ждать не приходится. Героиня – странная чудачка-отшельница, круглая сирота, опекающая слепого братика, днем ее бьют, а ночь соткана из страха и желания поскорее забыться. Единственный друг – черствый фрик, который игнорирует главное ее устремление, а взамен обещает какую-то ерунду. И это все размазано по тексту ровным слоем, без возможности продохнуть. Почему это плохо?
Ну, во-первых, когда тебя так душат грустью и поводами для жалости – очень хочется вынырнуть во что-то светлее и радостнее, глотнуть воздуха. Я окинул пристальным взглядом текст и пришел к выводу, что действительно светлой оказывается только встреча с ласковыми тиграми. Все остальное, так или иначе, связано со стрессом, страхами и напряжением. У меня язык не повернется назвать это беспросветной чернухой, но все-таки от такого просто морально устаешь на больших рассказах, мне последний раз так муторно читать было Максима Горького в десять лет. В самом деле, основы сценарного мастерства со всем этим чередованием на манер зебры не просто так же придумали. Но ладно. У автора есть история, он хочет ее рассказать о том, что ему интересно, я это принимаю.
Тогда - во-вторых. В центре истории у нас перерождение героини из вселюбящей и всепрощающей в, гм, вот то, во что она потом превратилась. Именно с этим связана ее максимально слезливая и печальная судьба, именно на это работают многие образные средства и постоянное наращивание градуса мелодраматичности. Это такое типично мифологическое сказание о том, как закаляется божественная сталь. И все было бы круто, потому что удары судьбы разнообразны и изобретательны, но проблема здесь в том, что на этот боксерский поединок явился только один боксер. В смысле, причин для ненависти ей жизнь подкидывает с лихвой, но противопоставление при этом не работает, как мне кажется. Просто потому что вот эта ее большая любовь к людям, заявляется вслух, но не играет даже десятой долей того, что на нас вываливают в плане негатива, вполне конкретного и осязаемого. Да, девочка в разных местах текста робко заявляет о своей любви и прощении, да, отказывается от постоянных предложений кого-то убить ради нее, но это, собственно, и все, что можно засчитать этой любви доказательством. Ну, то есть, это просто (временный) отказ от негатива. И конфликт светлого и темного начал в ней оказывается немношк холостым из-за этого. Нам говорят: она уникальная, она такая несчастная, но всех любит. Мы спрашиваем: что она делает от этой любви? В чем она проявляется? Где в конечном итоге полноценная сторона конфликта, которая сделала бы кульминацию более сочной и яркой? Нет ее. То есть, да, в принципе, можно было записать к отказам от убийства сам факт ее дружбы с кем-то, кого все боятся, и кто на эти убийства способен, но дружба эта случилась во многом из неожиданности и любопытства, есть определенная разница между просто хорошим человеком, дающим воды попить, и практически святой. А после… Честно говоря, вот эта навязчивая идея бросить соплеменников и слепого брата, наплевав на всю любовь, ради чудесных земель из рассказов Кинезело – говорит скорее об эгоизме и прочей любви к себе. Что еще? Может, в дружбе с госпожой проявляется какая-то особенная любовь? Тоже не видно ее. Отреклась от нее и убежала, хороша дружба, если она и была. Поэтому «у моего брата проблемы» и «нас ненавидят» смотрятся гораздо убедительнее, чем «я не хочу делать больно своим людям», которое заявляется. Поэтому получается, что любовь на ринг не явилась, чего-то действительно про любовь, чистую и незамутненную, но предметную и осязаемую, в тексте нет, и благодаря этому рассказ читается так тягостно. Просто в нем нет баланса. Ударов судьбы много, а сама конструкция любви – хлипкая и прописана пунктиром.
Суть вторая. Насколько мне нравится все маленькие психологичные детальки про чувства и переживания героини, настолько режут в этом тексте условности, связанные с ее взаимодействием с другими персонажами.
Кинезело крут и харизматичен. Чем он занимается по тексту? Рассказывает сказки и куда-то уходит. Постоянно предлагает кого-то убить аки Якен Хгар – Арье Старк. Знакомит с тиграми. Говорит, что Ния воплощение любви и одна такая на весь мир. Наконец убивает кого-то зачем-то, вроде бы с ее согласия, чем завершает, хм, своеобразную инициацию, которой долго дожидался. Это стильно, это здорово, если не задумываться. Но целый пласт истории про то, что там в действительности случилось между ним и белыми людьми, выпадает, будто и не было его. Испортили сердца? Орли? Такое объяснение выглядит как отсутствие объяснения, поэтому все эти штуки с окаменением и соком кричащих плодов почти не работают. Мраморные статуи в лесу (счастливые) буквально никак не играют. Красочность ради красочности, которая очень обедняет персонажа и делает из его многомерного образа достаточно одномерно одержимого манияка, опекающего чудачку из племени смуглых. В концовке такое поведение отчасти объясняется, но это, м-м, все равно что сказать – все предопределено, в том числе и странность образа персонажа. В его отношении итоговая развязка оказывается чем-то вроде развязки Темной Башни для образа Роланда – проще разрубить узел, чем развязать его, давай по новой, перепишем. Это грустно.
Или вот, например, Руфаро – очень здоровская и противоречивая в потенциале девушка, которая бродит по ночам по лесу и ищет там свою судьбу. Много всего можно вложить в такой образ – постоянная угроза смерти, вечное одиночество среди верных, но ненавидящих слуг, радость от возможности наконец подружиться хотя бы с кем-то и видимый конфликт с привычками считать всех смуглых людьми низшего сорта. Она старается одарить новую знакомую всеми благами, что в итоге приводит к противоположному результату и достаточно жестокой для нее сцене отречения. И что такая богатая на драматические возможности героиня в итоге делает, как решает сложную ситуацию, как реагирует на сказанные слова? «У моего брата проблемы». «Окей, нет брата – нет проблемы, хехе». «Я не хочу делать больно своим людям». «Давай я прикажу неграм вырезать стариков и детей, это не больно, хехехе, муахаха». Серьезно? Ну то есть – серьезно, да? Ох. И что она говорит после? «Я думала, это мешает твоему счастью». «Прости». ??? Да вдумайтесь, она решила, что счастью главной героини мешают брат, старики и дети. Из лучших побуждений сократила популяцию обезьянок, добывающих кричащие плоды. Я не могу назвать это иначе, чем авторский произвол, настолько нелепо оно выглядит, даже в индийских мелодрамах подводки к трагедии убедительнее.
Или вот, например, все остальные люди здесь, не считая печального инвалида Пио, который нужен только для того, чтобы нагнетать тоску в читательском восприятии и по итогу стать той самой последней каплей для героини. Соплеменники вроде и есть, а вроде и нет их, какая-то безликая масса, отношение к которой сложно сформировать и сформулировать, несмотря на то, что она вроде бы и прогрессирует в своей жестокости к героине. Надзиратели, несмотря на то, что в целом их историю объяснили, убежали недалеко – нам просто дают понять, что любви к белой госпоже они не питают.
Вообще, все эти белые, черные, смуглые – дичайшая условность. Блин, да пусть они оказались бы трехногими, трехрукими и со стандартным набором конечностей, в любом случае, дико в лоб даются все эти морали про то, что все мы люди, а понятия людей второго и третьего сорта существовать не должно. Ну да, не должно, кто ж спорит. Но рассказ вроде серьезный и взрослый, а не сказка для детей младшего школьного возраста, откуда в нем вот эти наивно звучащие телеги про равенство, примерно столь же убедительные, как и многократно проговоренные уверения героини в том, что она всех любит и всем желает добра. На фоне авторского умения правильно подать реакции и чувства в отдельные моменты – такая топорность прям разочаровывает. И корни ее лежат все там же – в древней истории про горных, пустынных и лесных, которую спешно склеили из нескольких шаблонов, и особого внимания не уделили, как и Кинезело.
Суть третья. Плоттвист здесь не один, а целых два. Первый из них, с превращением героини в то, чего она больше всего боялась, в нечто, убивающее неспящих – прекрасен, я совсем недавно прошел одну игру с похожим поворотом, и очень проникся и там, и здесь. Почти до дрожи вот эта сцена, где она ходит между домами, не может тронуть людей благодаря магии сна, но может убить бодрствующих, хотя и помнит, что их любила. А вот второй сразу после первого – с время-это-замкнутый-круг, с эпичной цикличностью, создает некоторую перегруженность. С одной стороны, это технично, разнообразно, больше плоттвистов к трону плоттвистов, раз уж автор силен по части их выдумывания. С другой же – ну, честно говоря, весь этот символизм с переселением душ и выращиванием новых людей из кричащих плодов, во многом кажется той самой попыткой разрубить узел. Возвращаем всех на стартовые позиции и запускаем цепочку из проклинающего ни за что африканского демона, из непременно последней белой госпожи, ошалевшей и обезумевшей от одиночества среди людей низшего сорта, из главной героини с ее поддельно-настоящей любовью и мерцающей заботой о брате. И это очень так по-голливудски – прикрыть перезагрузкой все вопросы к логике происходящего, которые возникают в количестве, но которых я не задал и половины (например, про тигров), при всей незамысловатости посылов с точки зрения морали. В общем, второй поворот мне нравится меньше первого, и такая развязка для меня немного рушит очарование того первоначального сопереживания и сочувствия героине, превратившейся в нечто. Потому что там она еще хранит в себе человеческие черты, а разговаривая с будущим человечеством – выходит на такой многопафосный и чуточку патетический мифологический уровень, который можно оценить, как все еще техничный и красивый, но уже максимально отстраненный. На мой вкус, здесь и выше.
Как-то так. Итого, в рассказе – для меня - мало проявлений настоящей любви, много условностей и недосказанностей, ну, и спорное сочетание сюжетных поворотов, которые в этом танце просто наступают друг другу на ноги. В остальном он очень крут, и реально в финал влетать должен со свистом, за психологизм моментов, за работу с мифами, за то, что вызывает желание с чем-то спорить и не соглашаться. Желаю удачи автору и хороших читателей тексту.
|