совриголова
Исчадье Ада Сообщений: 2475 профиль
Репутация: 1112
|
Здоровский рассказ, один из тех, где чувствуется большой опыт в важных и определяющих нюансах рассказывания историй. Мне нравится закольцовка с бабочкой. Нравятся герои – хотя здесь, наверное, стоит отметить, что читать про таких героев не совсем мое, но зато очень мое – быть одним из таких героев, что автоматически добавляет понимания и доверия. Нравятся разложенные конфликты, довольно четкие и понятные, расставленные по правильным местам. Нравится, что протагонист выходит из рассказа не таким, каким в него входил. И переживает личный катарсис не благодаря дикой магии в буквальном ее смысле, дикой магией здесь оказываются шарм и обаяние героини, которые втягивают его в неприятную заварушку, но и позволяют пересмотреть взгляды на жизнь. Нравится общая эстетика и умение автора достаточно лаконично передать образы и атмосферу мест, где происходит действие – взять тот же стартовый прием, кэб, которым герой добирается к Витраж, ее подвал или, допустим татуировки. Нравится фантдоп, вполне богатый в своем потенциале и прописанный удачными штрихами, хоть и без технофэнтези обошлось. Нравится, что читалось легко и приятно, а сюжет внимание держит – и в целом довольно последовательный. Мне кажется, рассказ должен быть в финале, и своими пятью копейками я к этому приобщусь.
После прочтения я какое-то время думал о проблемах рассказа, и пришел к выводу, что здесь есть одна основная проблема, которая затем распадается на более мелкие. И хотя они, наверное, очевидны, я о них скажу пару слов чуть позже.
Основная проблема такая: при всей очевидной законченности истории, которую нам хотели рассказать, рассказ выглядит незавершенным. В отзывах на конкурсах люди часто говорят, мол, автор, а давайте-ка на роман теперь это все распишите, а мы потом когда-нибудь почитаем и похвалим. Как правило, такие люди несколько лукавят в своем энтузиазме, и, опять же, как правило – проверить это на самом деле затруднительно. Причин бывает несколько: либо так круто, что хочется еще, либо так много всего, что на несколько других рассказов хватило бы. Здесь, на мой взгляд, третья из возможных ситуаций: если бы это был сериал, то рассказ был бы чумовым пилотником, потому что тут прям целые пласты даже не белых пятен, а моментов, прописанных пунктиром, каждому из которых можно посвятить новую серию. То есть, со своей задачей быть лицом он вполне себе справляется, но к нему возникают вполне логичные и понятные вопросики.
И при чтении довольно выверенного и качественного рассказа возникает ощущение из анекдота про запасливого украинца – а там помидоры посажу. Все жизненно необходимое здесь есть, и оно не выглядит как-то неловко, но достаточно часто хочется отвлечься и узнать больше, сверх того, что здесь есть.
Например, стартовый прием вообще не описывается, завязка почти полностью состоит из диалога, но при этом полноценно передается атмосфера (в воображении он вполне себе дорисовывается, как ни странно, благодаря выступлению Тревю). И, ну, можно сделать вывод, что главный герой со своим другом довольно близки к элите, к которой мы навскидку относим Витраж. Учитывая заданные условия, можно допустить, что друг все-таки ближе – и на прием этот герой попал благодаря его везучести и характеру. И вот эта пред-предыстория – это первый пласт, который остается за кадром и скорее подразумевается.
Например, особенности дружбы с Альвендо. Это классический образ друга, который максимально отличается от героя и гармонично дополняет его недостатки и странности, что автоматически делает их хорошей командой. Они вроде бы достаточно близки для того, чтобы Альвендо мог вот так в лоб резать, очевидно, малоприятную правду, и это воспринималось как забота, а не как быдланство и зависть, тут довольно тонкая грань. У них общее дело, и максимально ясно, что за всем этим стоит какая-то история. Эта история – второй пласт закадрового, который позволил бы лучше понимать суть их дружбы и отношений. Но, кстати, с персонажем Альвендо связаны два чисто технических момента. Во-первых, он пропадает слишком резко, и это в любом случае выглядит странно – достаточно забить в поиск его имя и посмотреть объем текста с его разовым случайным упоминанием. Друзья, бизнес-партнеры, в любом случае их многое связывает, и просто забить на образ персонажа – не лучшее решение. Даже если потом и дописать в концовке, что сам Альвендо совсем не удивлен пропаже товарища на целый месяц, хотя до этого будто бы и переживал заранее, что он свяжется не с той компанией. Во-вторых, честно говоря, в момент, когда в карете оказывается человек, замотанный шарфом, примерно равная вероятность, что это будет Альвендо или Тревю, и первый вариант мне в момент чтения показался более логичным, что ли, учитывая прочитанное до.
Далее.
Например, особенности измены бывшей жены с садовником, а через это – само то обстоятельство, что даже столкнувшись однажды с суровой реальностью, главный герой умудрился сохранить ту легкую наивность, которую в других обстоятельствах можно было бы назвать розовыми очками. Еще немного информации о том, какой была жена, и как вообще так получилось, помимо того, что в итоге герой оказался успешнее, чем конкурент, так сказать, и в принципе преуспел – это очередной пласт закадрового.
Например, сами эксперименты Витраж – и те, которые проводились до встречи с главным героем, и те, которые могли проводиться уже после знакомства с ним. Да, нам показывают подвал и плоды предыдущих попыток, объясняют теоретическую базу и суть того, что происходит, и как именно должна использоваться дикая магия, как проявляться. Дают тот базис, необходимость которого очень хорошо понимают. Но ведь подобные эксперименты при таком фантдопе – это в принципе максимально вкусная часть, то самое мясо, которого всегда хочется больше. Кроме того, чисто технически: секс – это здорово, конечно, но личная вовлеченность героя в общее дело играет достаточно важную роль, не зря же он обиделся, когда предположил, что его собираются сделать мальчиком на побегушках. Даже если он изначально и не горел желанием заигрывать с дикой магией, а все же со временем как-то доходит до точки, которая случается с ним в кульминации. Витраж была уверена в том, что эта точка произойдет, а у читателя такой уверенности немного меньше, в основном за счет того, что в тексте не так много моментов, где они что-то делают вместе. И это еще один хороший и богатый пласт закадрового, которое подразумевается, но не показывается.
Например, сам вот этот социум, построенный на добровольном ограничении в использовании магии, и приверженцы технологий, как антитеза, что ли. Деталей хватает, и текст они делают вкусным, но всегда остаются вопросы. Типа: в какой момент появилось это деление, почему дикой боятся, что случилось на самом-то деле, и насколько серьезными могут быть последствия не для отдельных героев, а в целом для людей. И это еще один пласт.
Вы уже поняли, наверное, в рассказе много таких моментов, которые в общих чертах угадываются и не выглядят прям белыми пятнами, но от отдельных серий, посвященных им более конкретно, никто бы не отказался. И это главное, что хочется сказать по итогу.
Еще одно, чуть менее важное, но довольно заметное обстоятельство состоит вот в чем. В момент пересечения границы темп рассказа сильно ускоряется, и на пользу это ему не идет. Я бы сказал, что торопливость и неуверенность происходящего в непосредственной близости от кульминации экшона – это чуть ли не единственный технический недостаток исполнения, который объективно бросается в глаза. При условии, что объективность реально существует, что вряд ли, конечно. Улыбает мысль, что для пересечения границы всякий раз приходится придумывать новые, все более изощренные способы. Потому что на самом-то деле главная уязвимость любой границы – не в способах, которыми ее преодолевают, а в протяженности, наверное. Довольно мутные манипуляции в плане действий происходят с Тревю, который в остальном очень хорошо справляется со своей ролью раздражителя и человека-контраста от того, к чему стремится главный герой. Почему-то он оказывается невероятно беспомощным и нерасторопным, а протагонист так и не находит конкретного противодействия этому обстоятельству, из-за чего все эти терки с отловщиками звучат и выглядят сумбурно. Ну и, конечно, немного поспешно раскрывается итоговая суть плана Витраж и сам тот момент, когда главный герой проявляет характер и тем меняет условия игры в свою условную пользу. Думаю, эти сценки можно бы расписать более уверенно и размеренно.
А в остальном – все круто. Рассказ не обещает ничего такого, что не может дать, и в итоге оказывается приятной и увлекательной историей, где в достаточно сбалансированных пропорциях смешаны авантюрность и драма. Редко какая птица на Пролети может похвастаться чем-то подобным, поэтому впечатление положительное, спасибо за.
|