Я прочитал рассказ, и впечатление неоднозначное моё.
Начиналось всё бодро, лёгко и грамотно, но к середине и к концу неуклонно покатилось куда-то вниз, теряя и бодрость, и лёгкость, и грамотность, и самое главное - внятность. К финалу я уже вообще перестал что-либо понимать и потерял все возможные нити.
Зачем масситам львы и зачем львам масситы? Почему Ольга вначале пришла и выпила, а потом стала отнекиваться, что, мол, не хочу-не буду и вообще я не такая? Чем вообще так УМНЫ львы? И если умны, почему лев хотел убить героев? Варвары в рассказе вроде как люди в целом и масситы в частности, ну а как же "умный" лев? Хотел убить на ровном месте, просто так, и большую Ватту в Ольге, кажется, не распознал ни сном ни духом.
Но самое печальное даже не все эти вопросы, а то, что мне совсем не хотелось рыться в тексте и пытаться найти ответы. Всё, чего мне к концу хотелось, вместе с героями свалить уже из этой Африки и никогда не возвращаться.
Отдельно должен пройтись по виду от первого лица. Такое повествование вообще очень ответственное и ко многому обязывает. При удачном исполнении добавляет напряжённости, нерва, при неудачном - превращает происходящее в какой-то аттракцион, постановочный квест. Вот несколько примеров:
Цитата
одного его присутствия, запаха пороха
Ну, во-первых, про дробовик не пишут "присутствие". "Одного его вида" или "наличия", а во-вторых, какой ещё запах пороха? Охотиться он, по собственным словам, не собирался. Значит, будет ходить и стрелять в воздух? Тоже не похоже - впоследствии при всех опасностях даже ни разу в руки оружие не взял.
Цитата
Я колдовал над ним целый час
Вот именно так про машину скажет тот, кто ни в черта в этом не разбирается. И не про себя, а про того, кто разбирается. Поэтому никакое "Я колдовал" невозможно в принципе. Это "я колдовал" - отмазка, чтобы не писать, что именно он делал. Хотя, что он там мог "колдовать" в пустыне целый час? Помучил бы немного свечи, немного аккумулятор, а потом с толкача бы пыжились.
Цитата
Про мобильную связь нас ещё на родине знающие люди предупредили, что не стоит в Африке на неё рассчитывать
А про спутниковую связь знающие люди ничего не рассказали?
Цитата
что-то прокричала старику на языке масситов
Главный герой не знает языка масситов и может лишь догадываться на каком языке кричит тётка
Каждая такая фальшивящая мелочь снижает градус повествования от первого лица, снижает достоверность и не даёт погрузиться в историю, выбрасывает из неё. Или вот например:
Цитата
Вы отравили Ольгу «таорэ»!
Ну фальшиво ведь. Ну не мог он среди всей этой информации так быстро выделить незнакомое слово, запомнить и повторить. Тем более что через несколько абзацев он говорит так:
Цитата
Есть какое-то противоядие от этой вашей гадости, от «таорэ»?
Может, тогда стоило в первый раз как раз так и написать - "Вы отравили Ольгу этой вашей гадостью!".
Ещё одно место, слова старика:
Цитата
Да узнай о львах твои белые люди, они армию сюда пришлют, чтобы убить всех: и львов, и нас
Старик имеет полное право так считать. Он дикарь, он тупой, он кровожадный сам, и других меряет по своему подобию. Но почему главгерой не возражает. Он-то прекрасно понимает, что львов никто армией убивать не станет. Их захотят изучать, исследовать, использовать для наживы, собственного развлечения, острых ощущений и видео в TikTok. Кого-нибудь потом, конечно, обязательно сожрут и, может, даже начнётся вендетта, но не так же тупо и прямолинейно всё будет, как считает старик.
Но боюсь, что тут мы подходим к основной сути рассказа, которая сводится к тому, что люди - тупые кровожадные твари, а львы (зайцы, медведи, тритоны, кальмары, блохи, плесневые грибы и т.д. и т.п.) - умные и высокоразвитые. Я эту тему не признаю в принципе, особенно когда она так слабо раскрыта.
Слабо раскрыты, кстати, и персонажи. Мы, например, не узнаем, что именно изучала Ольга и зачем ей жирные черви. Под вопросом также странная "призрачность" главгероя - его в упор не замечают вначале львица и львёнок, а потом тётки в племени. В какой-то момент я даже подумал, что он просто мёртвый, но, похоже, нет. Но эта "призрачность" получилась очень характерной, ведь по большому счёту у него нет вообще никаких мало-мальски индивидуальных черт.
Рассказ, конечно, годится для полуфинала, да и вообще имеет задатки и может быть доведён до ума (я вообще люблю истории про избранных). А столько критики от меня, конечно, не в обиду, а скорее потому, что начало истории было многообещающим. Ну ещё и потому, что вы сами вписали меня в табличку, а значит, и сами предпочитаете скорее критику, чем воздушные поцелуи.
Удачи!
P.S. Ах, да, чуть не забыл. Кото-псы?!