Junto, надеюсь когда-нибудь написать рассказ и прочесть от вас хотя бы: «Мне почти понравилось»))
Спасибо всем за то, что так вдумчиво читаете и, конечно, за комментарии!
В тексте был кирпич размером больше 5Кзн., который, если бы остался, то, возможно, вопросов по нему возникло бы меньше. Однако, когда покончила с финалом, оказалось, что по знакам перебор. Перечитав текст, поняла, что сама на этом кирпиче засыпаю. Его и порезала, как наименее сюжетообразующую часть.
Немного развею туман о той части истории, которая осталась за пределами текста, учитывая, что вопросов по ней возникло больше всего.
Дирижабль действительно прилетает, но редко, раз в полгода или несколько месяцев. Государство не бросило часть своей суши, и проявляло разумный минимум мероприятий для поддержания государственности на острове.
Все, кто хотел и мог покинуть остров – сделали это тогда, когда произошла катастрофа – места на дирижабле стоили очень дорого, поэтому улетела вся элита. Однако при наличии достаточных средств это можно сделать и сейчас. Но ни у кого их нет.
В момент происходящих событий дирижабль прилетал и не приземлялся, никого не высаживал и не забирал. Происходил т.н. обмен информацией: отчетность о текущем положении вещей на постановку дальнейших задач перед губернатором острова. Это основное.
(Возможно, если когда-нибудь решусь переписать рассказ в повесть, я закручу жизнь острова вокруг ценного экономического ресурса, ради которого государство поддерживало остров, но на этапе написания рассказа этого ресурса не было. Государство поддерживало, потому что должно)
Снабжение продуктами – вторично, т.к. надо понимать, что для государства – это статья затрат невосполнимая, дотация, поэтому это делалось, но на минимальном уровне, и прежде всего для поддержки тех, кто служит государю. Когда я прописывала корзину, то хотела отразить в наборе продуктов, что есть такие, которые завозились: рис, гречка, апельсин и орехи. Остальные продукты выращивались и собирались на острове: куропатки посредством охоты, овощи – посредством огородничества, чай – сбором трав и т.д. И конечно, водоем с пресной водой имел место – исторически так сложилось, что люди селятся возле воды. И то, что полуостров стал островом на водоем не повлияло.
Государственный аппарат при этом продолжал работать и в силу своих возможностей помогал людям: не только распределял те продукты, которые привезли на дирижабле, но и осуществлял заготовительные мероприятия в рамках города – поддерживал сельское хозяйство, охоту и рыбалку. Государственным служащим при всех прочих отдавался приоритет, остальным людям – как получится и что останется.
С мебельщиками и кузнецами хотелось показать конечность ресурсов, которые их окружают. А через это и неотвратимость грядущего экономической катастрофы в данной отдельно взятой реальности. Если топить помещение можно от того, что приносит море, т.н. плавник, то хорошая древесина, из которой можно делать мебель, так же как и железо – уже стали дефицитом, поэтому и дорого. Что же касается того, что людям нечего есть, откуда у них деньги на мебель – так или иначе жизнь продолжается, и вновь образовавшейся семье хочется иметь не только свой угол, но и свою табуретку, поэтому пусть и небольшой, но спрос все-равно будет, даже в таких условиях.
Одним из решений губернатора было отдать чужую собственность – покинутые особняки – под жилье нуждающимся. Получал он на то добро собственников и властей? Почему нет? Возможно на условиях аренды за те же трудо-часы. Т.к. особняков было немного, то приоритет как уже понятно, был у госслужащих с семьями. Прохору с женой выделили две комнаты, когда родилась Рада. На одном этаже проживало несколько семей, была общая гостиная и столовая, где обедали все вместе (вроде коммуналки, только в мини-дворце)) А когда умерла Ольга, соответственно, эти комнаты перераспределили для более многочисленной семьи, а им предложили жилье хуже – подвальное помещение, где раньше располагалась каморки для слуг.
Так же была введена условная валюта – трудо-часы, которые человек мог обменять на товары через посредника. У государственной службы велся собственный учет – через заготконтору, у обычных людей – через старьевщиков. Также хорошо процветал бартер. Деньги в натуральном виде почти вывелись из обращения (о причинах можно написать много), и их ценность невероятно выросла. Именно поэтому сложилось такое отношение к настоящей монете.
Почему не организовали сообщение с материком по воде? Аномалия, та же, из-за которой часть материка стала островом. Но не о ней ведь речь.
Хотела вкратце описать, но получилось много, и я прошу прощения, если наговорила лишнего и не сумела ответить на все вопросы.
Немного проясню по поводу живых картин и почему Прохора удивил полет птицы. Здесь все просто - мастерство Рады росло от картины к картине. Если Осень была нарисована так хорошо, что было ощущение капель дождя на полотне, но при этом сама картина была статична, то Стрекоза уже «дрожала крыльями», также и в других картинах были опробованы "живые" фрагменты. Я убрала описание Стрекозы, т.к. посчитала, что текст будет ими перегружен. Но изначально он был такой: «Рада писала. Каждая следующая картина выходила живее предыдущей. Они уже отметили «премьеры» распускающейся розы; изменчивое на закате море с настоящими волнами и прибрежной пеной. Великолепна была «Стрекоза» - на нарочито грубом фактурном фоне она выглядела скорей творением ювелира – тончайший хрусталь крыльев, бархатная глубина множества глаз, в которых отражался тот, кто на неё смотрел. И при этом восхитительно живая!»
Птица стала больше, чем живой – Рада вложила в нее сострадание и способность сделать то, чего сама не могла – сжечь боль. Каждая картина была откровением в сравнении с предыдущей и превосходила по мастерству.
Пару слов о детективной части. Признаюсь, она писалась с одной целью – компактно рассказать о том, что именно коллекционирует благодетель, какие таланты. Поэтому здесь злодей лежит на поверхности и расследование больше напоминает служебное, а люди, рассказывающие о пропавших родных столь эмоциональны. Возможно, это получилось криво и не совсем достоверно. Спасибо тем, кто обратил на это внимание. Я подумаю над этим.
Монета. Монета от благодетеля – носитель его магии, пыль от нее – магический след. И не важно, оставил себе человек монету или нет – он принимает ее из рук злодея и попадает под его магию. Мне очень хотелось передать это сменой настроения и мыслей Прохора после того, как он подержал монету в руках пошел домой. Как только он ее взял – уже угодил в ловушку.
Финал - он получился, как заметили, закономерным и скажу более - таким, каким был задуман. Возможно, будь у меня больше времени, я постаралась бы сделать его менее вторичным. И обещаю также над этим подумать)
В завершение отвечу на вопросы Весёлой:
1. Вы не ошиблись. Закапываний в историческое прошлое было не так много, лишь по отдельным моментам, например как выглядел рынок, что на нем продавали, как работали сыскные службы. Одежда. Без глубокого погружения в предмет.
Не могу сказать, что я выбирала антураж. Стрельнула идея, а антураж для нее народился сам. Не знаю, как это работает.
2. Извне не вдохновлялась. Образы, картинки пришли сами, извне я добирала их, дорисовывала.
3. Рассказу, конечно тесно в этих рамках. И полотно выше этому подтверждение) То, что я хотела воплотить – я воплотила и считаю это произведение законченным, несмотря на то, что оно сильно ужато и в чем-то незрело.
В результате проведенного на конкурсе времени я сделала важный для себя вывод: выходить в финал не только приятно, но и полезно. Такого обилия конструктивных отзывов и мнений по своим рассказам я еще никогда не получала. И еще одним открытием стало, что эти мнения могут настолько разниться.
Вы открыли новые смыслы в моем рассказе, целые пласты смыслов! И это такое богатство, с которым я ношусь в голове уже целый месяц и не знаю, что с ним делать)). Каждый день меня кидает в разные стороны: от переписать все к такой-то матери до - нет! Ничего не трогать! Так до сих пор и не определилась. Но это очень ценный опыт для меня! И спасибо вам огромно за ваши отзывы!