совриголова
Исчадье Ада Сообщений: 2475 профиль
Репутация: 1112
|
Хороший маленький рассказ, законченный и цельный. Написан крутым и умелым автором, эта уверенность чувствуется буквально в каждой строчке и подкупает. Мне многое здесь нравится: стиль, полностью завязанный на восприятие мира главным героем и его достоверность; уклон в психологизм, где нам предлагают ощутить себя в шкуре довольно редкого для литературы персонажа, и его мыслям веришь; довольно тонкая смесь фантастики и легкого, травянистого сюрреализма; компактность и выразительность развернувшейся драмы, ее локальность, которая, очевидно, одновременно апеллирует к глобальным вещам. Мне нравится сама атмосфера соприкосновения с иной стороной, пугающего и притягательного одновременно – как это было в Очень странных делах, как это было в каком-нибудь Контрол с его кристаллическими структурами. Мне вообще нравится читать вещи, похожие на мои любимые вещи, я чувствую себя хорошо, когда это делаю. И все же я не расцениваю этот рассказ как однозначную и окончательную победу автора надо мной в качестве читателя. Я не могу его развернуто критиковать, но я могу развернуто поспорить с некоторыми моментами, рассказать, к чему я отношусь нейтрально, а что вызывает у меня (не)здоровый скепсис. Во-первых, он предсказуемый. Не буду пошлить, проговаривая вслух основные сюжетные события, эдак любой сюжет начинает звучать странно, но их достаточно мало, они логичны, последовательны – и при этом узнаваемы. То есть, мотив враждебной и злой силы, которая закована в цепи и ищет слабости и уязвимости, чтобы куда-то прорваться (к нам) – это даже не уровень фантастики или хоррора, это отсылает нас еще к более давним вопросам религии и веры, к параллели с дьяволом. И это само по себе здорово, потому что там, где неопытный автор скорее всего налажает, хороший – напротив, сможет сделать так, чтобы оно выделялось в хорошем смысле. Здесь выделяется, но. Для максимального эффекта и влияния на своего читателя это все-таки должно было быть не маленькой повестьюрассказом, а новеллой. В смысле, нести в себе непредсказуемую концовку, проистекающую из повествования, но неочевидную. Такой штуки я здесь не увидел, потому что конец немного предсказуем примерно с момента, когда с главным героем сразу после Коллапса начинает говорить убитая Структурой Нанджи – уже ясно, что ничем хорошим это не закончится. Читать рассказы с предсказуемым финалом хорошо бывает не всегда. Во-вторых, ставка на отсутствие чувств. С точки зрение стиля это самое отсутствие реализовано, на мой взгляд, безупречно. Все очень тонко, продуманно и здорово – достоверно передать мысли главного героя и раскрыть его образ получилось. Но читатель, конечно, хочет сопереживать, а полным, хм, социопатам, как правило, сопереживать довольно сложно. Поэтому происходит правильная и нужная вещь: самым первым предложением, где герой чувствует смерть родного человека, нам намекают, что полностью убрать все чувства не получится, как ни крути, останется как минимум шестое. То есть, предлагают умный и интересный диалог о том, насколько в итоге мы зависимы от чувств и чего можно добиться с их помощью. Рассказ короткий, отсутствие сопереживания большую часть текста ему не мешает, а вот этот стартовый крючок только подогревает интерес и обещает какой-то важный контраст впоследствии. Контраст случается, но он предельно ужат и даже сумбурен, как мне кажется, потому что ограничивается одним абзацем перед самой развязкой. И, что более важно, происходит некоторая подмена понятий. Рассказ начинается с чувства, продолжается манипуляторами, которые эти чувства забирают, а в итоге нам показывают обостренное и детализированное восприятие, уровень ощущений – запахи, вкусы и все такое, а к чувствам притрагиваются максимально вскользь – «меня трясет от счастья. От облегчения». Этого очень мало, и, конечно, никакого контраста оно не создает. Скорее всего, так и задумано, но меня вот несколько огорчило по итогу. В-третьих, фантдопущение. Хорошо это или плохо, но подобные штуки, наполовину сюрреалистичные, наполовину реалистичные – обычно выбирают довольно сдержанный масштаб. Действие происходит в маленьком городке, или в мистическом здании – на ограниченной, в общем, территории. И при этом в плюс-минус сжатые сроки. А на всякие глобальные последствия для мира и нашей реальности нам в разной степени удачно намекают через концовки. Происходит это не от недостатка амбиций или воображения, просто в таких достаточно скромных условиях гораздо легче контролировать разные важные детали и нюансы фантдопа. В рассказе нам предлагают не локальную катастрофу с прорывом неведомой силы, корежащей все, до чего может дотянуться, а полноценный постапокалипсис, по сути. Мир, который пережил глобальный выход Структуры, нашел способы ее сдерживать и одновременно – с ощутимой долей полноценности функционировать долгих двадцать пять лет. Постоянно изучая новые обстоятельства, реагируя на изменения, которые приносят Коллапсы, в общем, отвечая на сюрреалистичные обстоятельства твердым научно-техническим и, хм, научно-эмпатическим прогрессом. Ближайшим аналогом такого расклада мне как отпетому геймеру видится нечто в духе Дэз Стрэндинг, в котором происходит выход Смерти, по своим характеристикам напоминающий выход Структуры. Но в тексте нет ничего, за что можно было зацепиться в плане достоверности и реалистичности мира, постоянно живущего в состоянии латентной катастрофы. Что мы знаем о Структуре? Иногда она прорывается в рандомных точках, причем в момент прорыва остановить ее не может никто и ничто. При этом потом последствия этих прорывов могут до определенной степени устранить и сгладить манипуляторы. Иногда Структура захватывает сверхчувствительных людей особого сорта, вроде главного героя, чтобы изучать окружающий мир и искать способы захватить его полностью. С этим человечество справляется успешнее – таких людей находят и всячески контролируют с помощью тех же манипуляторов. В критические моменты вокруг Коллапса контроль становится круглосуточным, и бдительность усиливается в разы. Потому что такие люди – обоюдоострые лезвия, они могут не только вредить, но и приносить пользу исследователям, их важность первостепенна. Для изучения Структуры, контроля над блуждающими и координации манипуляторов созданы специализированные Институты. Таковы правила игры, не я их придумал. Так вот. Теория хаоса говорит нам о том, что сложные системы жестко зависят от стартовых условий, и любые мелкие перемены в окружающей среде могут привести к по-настоящему серьезным и непредвиденным последствиям. Описанные в рассказе условия – это, безусловно, сложная система. А начинающая говорить человеческим голосом Структура – это, наверное, достаточно мелкая и частная перемена, все-таки речь о всего одном человеке, хоть и необычном. Но на самом деле – это не так. Слишком многое поставлено на карту, слишком очевидным образом система зависима и уязвима именно к переменам в личностях блуждающих. И эта система держится уже двадцать пять лет, напомню, а это тридцать три Коллапса. Поверить в то, что за такой продолжительный срок ни с одним из блуждающих не случалось ничего чрезвычайного, что задрало бы уровень внимательности и контроля до небес – невозможно. Наверняка случалось. Поверить в то, что манипуляторы не ощущают груза ответственности и могут просто «подарить сон», потому что решили, что подопечный «надежный, спокойный» - невозможно. Привязанности возникают, само собой, но система должна строго учитывать этот фактор, и менять манипуляторов еще до того, как им в голову взбредет что-то подобное. Поверить в то, что вместо заключения в Институте на период Коллапса, к блуждающему домой отправляют манипулятора и никак его не контролируют – тоже практически нереально. Ладно, допустить, что за все это время ни один особенный не нападал на своего манипулятора – можно, хотя и с трудом. Представим, что Райге такой вот беспечный ангел, не ждущий абсолютно никакого подвоха от самых опасных людей на планете. Но, ребята, как быть с несчастными случаями или другими непредвиденными обстоятельствами? Вдруг у здорового с виду человека сердце остановится под нагрузкой от чужих чувств? Да по любой жизненной логике подобные уязвимости должны жестко страховаться, и раз уж они там сидят по домам, то манипулятор должен быть не один, а уж как минимум с кем-то менее одаренным, который оперативно сообщит о любой проблеме. Я еще многое мог бы сказать о том, как на самом деле должна бы была рухнуть подобная устойчивая система, продержавшаяся десятки лет и Коллапсов (спойлер: совсем не так до абсурдного просто, никакая теория хаоса это не объяснит) – но чет подустал уже. Кроме того, я действительно вижу робкие попытки указать нам на то, что главный герой единственный в своем роде, до него ничего подобного не было, и это совершенно непредвиденная вещь – говорящая в чужой голове Структура. Но никакой заметной уникальности герой не проявляет, да и то, что ничего подобного не было – тоже довольно спорное утверждение. Особенно если учесть, что даже к главному герою в коротеньком тексте проявляют доброту и расхлябанность тремя разными способами – разрешают посмотреть сон, вести «долгие разговоры обо всем на свете» с Нанджи, ну, и поворачиваются спиной, когда у него возникает намерение убить. Если спроецировать такой комплексный подход манипуляторов на всех остальных блуждающих, получим простой и логичный вывод – система должна была рухнуть значительно раньше. Слишком все непрофессионально и плачевно, и это заметно портит серьезность фантдопущения, которое действительно замахивается на масштаб и глобальность. В-четвертых, подача ключевых персонажей, Нанджи и Райге. Одновременно и плюс, и минус. Потому что, с одной стороны, крайне здорово, что их образы подаются вот так сухо и скупо – в соответствии с эмоциональным состоянием главного героя. С другой стороны, они закономерно оказываются для читателя какой-то периферией, чем-то фоновым, на уровне обстоятельств, а не живых людей. В рассказе нет ни одного диалога, и я, конечно же, признаю это авторской задумкой, приемом и фишкой. Но этот прием мне кажется спорным, потому что главный герой лишен чувств, но не памяти (иначе всего этого не случилось бы), а диалоги могли бы сделать образы персонажей более яркими и выразительными там, где это нельзя сделать в силу самоограничений в авторской речи. Не сказать, что Нанджи вела долгие разговоры и была добра с героем, а дать их. Хотя бы одним глазком посмотреть. Потому что в текущем виде кульминация с развязкой и не пугают – как я уже говорил, текст немного грешит предсказуемостью; и не вызывают ярких чувств по отношению к герою – потому что чувства эти во многом завязываются на его отношения с другими людьми. То есть, на мой взгляд, концовка могла быть сильнее, и здесь есть возможности ее усилить. Это в любом случае здоровский рассказ, по исполнению близкий к профессиональному, я проголосую за него в финал и подумаю над топом, если буду голосовать. Но все-таки хочу заметить, что в некоторые важные моменты он предпочитает условности и не самые сложные пути реализации идеи и задумки. Из-за этого получается эгоцентричная история, жертвующая другими людьми для более достоверного изображения тонкого вынужденного социопата – и жертвующая читателями для большей обособленности и оригинальности итогового конкурсного рассказа. Удачи и вдохновения, я рад, что прочитал этот рассказ. Что столько здесь понаписывал – рад несколько меньше, но тут уж придется меня извинить.
|