Странник
Автор Сообщений: 1099 профиль
Репутация: 542
|
Прочитал ваш рассказ, автор. Хорошо) Люблю рассказы, которые дают толчок – подумать, поспорить. Здесь ассоциацией шли отголоски: «Бесы» Достоевского, «Катехезис революционера» Нечаева, хроники Красного террора, «Конармия» Бабеля, «Чевенгур» Платонова и т.д., многоголосие мемуаров свидетелей того времени. Одно время болел попыткой понять, как могло всё это страшное, кровавое произойти, много читал как о психологии масс, так и отдельно взятого человека. Здесь – зомбировали. Душу вынули, красную нить вставили, импринтинг на вождей сбацали – и вперед, к победе коммунизма. Красиво, метафорично.
«Полу-живо. Но сам погляди, как хорошо, как удобно: то, что бесполезным грузом лежало в кладбищенской землице, больше не лежит, а идёт! Идёт на всеобщее благо. Ничего – заметь, Андрюша, ничего! – взамен не требуя. Полуживое не ест и не пьёт, не спит и вовсе никак не отдыхает. Никаких потребностей не имеет, даже тлеть перестаёт, только служит – день за днём, ночь за ночью. А самое главное – его ни в чём не нужно убеждать. Приказываешь – исполняет. А служит оно, Андрюша, тем, кого первым увидит, кто его оживит, понимаешь?».
В сущности, почти не противоречит моим отчаянным раскопкам – объяснить себе эту одержимость одних и подчинение других. Прельстили, поманили, оглушили горнами, заманили в свой подвал, как наивного Андрея «с сердцем горячим» /а такие – легкая добыча, сами на огонь летят "со взорами горящими"/, и начали красные нити из них тянуть, перед этим всё, что в них было человеческого, живого – убив или переиначив.
А как тонко, иронично и чертовски грамотно показано умствование Андрея о жизни и смерти во имя Революции
«Он мог бы рассказать о жизни и смерти во имя, о том, что это и есть лучшая «судьбина» и там уж всё равно, хоть одно, хоть другое, […] он хотел поговорить о бескорыстном служении делу Мировой революции».
А затем отчаянное и запоздалое прозрение, попытка вырваться и совсем не восторженно-жертвенное во имя МР.
«…понял, как хочет выбраться из этого подземелья, понял что-то непереносимо грустное и вспомнил – почему-то – учителок. В какие-то мгновения он много чего понял и как-то вперемешку, страшно быстро вспомнил, рванулся было к лестнице, но там сидел Торопов...»
Да… были такие, что пытались вырваться, поняв, но поздно…
Нейминг – Горн – хорошо) Играет, заманивает – дудочка Крысолова. А вот Торопова упорно переименовывал в Топорова) Как-то в связке шли – Горн зазывает, Топоров рубит. Один козел-провокатор на бойню ведет, а другой там уже – обушком.
Точный эпиграф – про чёрта, и кто кому нос натянул в итоге, кто первую скрипку играл, а кто подпевал? Так-то, конечно, не скажу, что это новая мысль и толкование событий. Многие думали и писали в этом ключе. Древние ещё говорили о зависти богов или играх со смертными – вознести, чтобы потом человечишку, который уже уверовал в свою избранность – с размаху бросить вниз. Не оттуда ли пошло «гордыня вредна»?) Ослепляет, отупляет.
Вот тут хорошо, талантливо, /с оттенком чеховского – через мелкие, жизненные детали, но точно/ показано: «Он, как и Сапожков, работал на Обуховском заводе, но насколько же рабочий рабочему рознь. Андрей много читал, постоянно самообразовывался и давно уже не был рабом страхов перед всегда объяснимыми явлениями природы.»
Андрей считает себя умнее, развитее Сапожкова. А ведь тот оказался прав – выли собаки к покойнику) Тут метафорой можно поиграть – вся прежняя Россия уже обречена была. Так и случилось. Заманили, убили. Теперь не воскресить. И можно только гадать, что было бы сейчас – если бы тогда не удушили, красными нитями не переплели) Лучше? Хуже?
И отличная придумка о жилах, жизненной силе, что некоторым людям – двужильным, от рождения больше других отмеряно. Красивая придумка, редкая. Не встречал до этого. И она хорошо укладывается в голове, созвучна какой-то нутряной правде, коду. И по-разному эту жизненную силу использовать можно. Как самим обладателям, так и людям, их окружающим или направляющим. Во имя жизни и добра или нечисть штамповать, во всём послушную.
Нити – как тропы. Метафорично. Тропы – они куда угодно завести могут. Ведь главное – камень на перекрестке – сделай выбор. Что выберешь, туда тропа и поведет. «Мы же с красным знаменем цвета одного») «Эти ниточки – они как тропы, и приведут они нас к неминуемой победе.» Но победа может быть с запахом подвала – «Да ещё и этот запах... В затхлом, застоявшемся воздухе витало что-то тошнотворное. Было оно еле уловимым, но несомненно было». Ну куда свернули, как шли, что в дороге делали – такая и победа)
Финал закольцевал спиралью. А иначе не стоило огород городить – верно? Финал – привет из прошлого в настоящее. Красные нити лучше не откапывать?) А дедушкам /или их правнукам/ про чертей-зомби не рассказывать. Иначе – подстрелят, отравят, в психушку, тюрьму закроют, или что там в ходу у власти? У наследников или новых зомби? Зачем им «искажение истории»? В доме повешенного не говорят о веревке, когда в этом доме до сих пор живёт палач и его помощники. А всё-таки - правдокопателям - моя признательность.
Спасибо, автор. Рад, что прочитал ваш рассказ. Люблю, когда умеют кратко, ясно, красиво и многосмыслово. А ещё и широко – общечеловеческое и социальное. Пишите – у вас это отлично выходит. Кнопку в финал нажал, хотя и толку от этого мало. Судьи решают. А по читательскому голосованию тут другое всегда больше на слуху.
|