Прочитала ваш рассказ, автор. Предыдущие отзывы не читала, так что может мой где-то повторяет чужие мысли.
Получилась хорошая, светлая, местами наивная история, но мир вашего рассказа, если честно, как-то у меня в воображении почти не нарисовался. Вроде и есть отдельные локации (святилище Аргата, набережная, дом Иджи в кизиловых кустах, склады, порт), но они, кроме заводи со святилищем, описаны очень скромно. Город мне представить было сложно, он так и остался для меня очень смутной и абстрактной картинкой.
Атмосфера. Даже не знаю. Ее вообще не почувствовала. Есть некая убаюкивающая монотонность (не считаю это недостатком, к слову), но вот какими красками пронизан мир рассказа? Тут нет безнадежности и мрака, хотя в рассказе присутствует наркотическое вещество, которое ломает жизни. А что есть, никак не пойму. Больно оно неосязаемое.
Мне ваш рассказ напомнил акварельный рисунок. Все в пастельных тонах, но только краски, которыми вы рисовали, ну очень сильно разбавлены. И следы на бумаге они оставляют едва заметные. Такая нежная акварель на рисовой бумаге. Что-то подобное в плане красок и ощущений стояло перед глазами, когда читала ваш рассказ.
Герои. Они тоже акварельные. То есть у них мотивация, они что-то делают, но они какие-то отстраненные. Они двигаются в этих размытых декорациях, принимают решения, но при этом остаются смутными фигурами, театром теней на стене. Я все никак не могу избавиться от ощущения «японскости».
Ладно, понятно, почему такое впечатление производит Иджа. Ее в рассказе крайне мало. Мы видим ее характер только в паре сцен. Потом с ней случается толченка, и девушка до самого конца остается в общем-то предметом мебели, который то витает в облаках, то кричит, то в принципе никак не реагирует на происходящее вокруг.
А вот почему, даже после повторного прочтения рассказа, характер Вэйхи для меня тоже остался смутным и блеклым? Казалось бы, герой активный, что-то делает, что-то решает, взаимодействует с другими людьми, но он прям максимально нейтральный какой-то. Нам словно не дают заглянуть в его внутренний мир. Даже когда любимая женщина, ради которой он отрекся от имени и богатства, выгоняет его, это описано совсем сухо и коротко.
«Он пытался запретить Идже пить толченку, пытался не пускать в мастерскую. Но Иджа сказала: «Если не нравлюсь тебе такая – уходи». Вэйха остался.
Он не мог ее потерять.
Но терял, терял все равно. Иджа почти не говорила. Забывала есть. Порой даже не замечала, что Вэйха рядом, или смотрела – и будто не узнавала его. Выносить это было все трудней.
Вэйха теперь не спешил возвращаться домой, бродил по набережной до темноты. Знал, что Иджа не ждет его, не беспокоится – спит или просто не помнит о нем. Тяжелей всего были дни, когда на верфи не было работы для заклинателя. Время тогда тянулось слишком медленно. Вэйха садился в лодку и плыл, плыл, пока не оказывался в заводи, возле святилища Аргата»Можно конечно представить при желании, что за этими короткими предложениями
«Он не мог ее потерять. Но терял, терял все равно» скрывается страшная боль, но сами по себе они такой эмоциональной нагрузки не несут. Если бы в предыдущем абзаце были как-то более глубоко раскрыты чувства Вейхи, эти короткие фразы могли бы сыграть как такая убийственная в своей лаконичности концовка. А что мы видим в предыдущем абзаце? Рассказ о новой работе Вейхи.
Думаю, вышло бы куда сильнее, если бы нам перед этим показали всю сцену между Вейхой и Иджей, а в конце бы рубанули вот этим:
«Если не нравлюсь тебе такая – уходи» А то мы видим только упоминание. Даже работа Вейхи показана более живо. Это конечно сбивает, потому что конфликт изначально вырос на почве любви Вейхи к Идже и невозможности быть вместе, но мы не видим ни ее завязки, ни душевных терзаний обоих героев. Нам это все показали очень крупными штрихами.
Может оно бы сработало лучше, если бы дальше Вейха раскрылся глубже. А то по ощущениям получается что-то вроде: ну, ушел из дома и ушел, ну, нашел работу в порту, ок, ну, расстроился, что девушка подсела на толчанку. Кстати, такой вопрос: почему он ничего не сделал, когда заметил первые признаки зависимости у Иджи? Почему не уволок ее, пусть и силой, к монашкам, чтобы те помогли ей пережить ломку? Он же вроде так любил ее, что все бросил ради этой любви, но при этом дотянул до последнего. Хотя ладно, тут я придираюсь. Ни одного наркомана нельзя вылечить насильно.
То есть он по одним вопросам вроде бы и что-то делает, какие-то судьбоносные решения принимает, но в то же время по другим ничего не делает, соглашаясь пассивную роль. Даже этот учитель приходит к герою сам, учит его, дает буквальные инструкции, когда пойти и спалить отцовские склады.
Я вот чего надумала. Есть подозрение, что вы, автор, немного неудачно выбрали некоторые ситуации и сцены, на которых расставили акценты в повествовании. Вначале есть яркая сцена, где Вейха ругается с отцом и уходит, а потом какие у нас еще сильные сцены? Вроде только прочитала, а так и не вспомнила больше ни одной, кроме поджигания складов. Присваивание нового имени еще красиво описано. Оно вроде несет в себе смысл, ведь герой по сути потерял старое имя, отрекся от всего, но при этом иной функциональной и смысловой нагрузки я в той сцене не увидела. Вы довольно детально пишете о том, как Вейха катается на лодке, как он говорит со своим новым начальником. При этом другие сцены, которые имеют мощный потенциал воздействия на читателя, даете небрежными штрихами, простым пересказом.
Что могло бы мощно сыграть? Вышеупомянутая сцена, где Вейха мог бы с жаром уговаривать Иджу бросить толчанку, просил бы ее, настаивал, а в конце она бы его срезала этим своим
«Если не нравлюсь тебе такая – уходи» «Город теперь изменился. Стал жестоким, насмешливым, полным презрительных взглядов. Раньше казалось – заклинателю открыты сотни дорог, выбирай любое ремесло, везде тебе рады. Но теперь перед Вэйхой захлопывались двери, отовсюду его гнали. Колдовать умеешь? И что с того, от безродных, отверженных одни несчастья, пошел вон!» - А представьте, как бы заиграло, если бы вы показали нам Вейху, который с чувством отчаяния и безнадежности идет на верфь, вспоминая буквально слова, которыми его унизили в условной пекарне, в банке (если в вашем мире они есть), на постоялом дворе и т.п. Не эта вот отстраненная констатация фактов, а реальный ушат помоев, который кто-то не глядя плеснул на парня из окна, а он едва успел увернуться. В прежней своей жизни он такого отношения не знал.
Описание хотя бы одного дня из той недели, когда Вейха выхаживал Иджу. Это же какую глубокую драму можно было показать. Ведь всю эту неделю он смотрел на то, как мучается его любимая женщина, всю неделю толком не спал и не ел, ждал и надеялся, что Иджа выживет. Вы же наверняка хоть раз испытывали это страшное чувство бессилия, когда ты вынужден наблюдать страдания живого существа, будь то близкий человек или домашний питомец, но по факту ничего сделать не могли? Мне кажется, такой опыт, пусть и в малых дозах, но пришлось вкусить каждому. А вот теперь представьте, что должен был чувствовать Вейха час за часом, день за днем сидя у постели любимой женщины (которая, к слову, осталась его единственным близким человеком, ведь семья от него отреклась), страдающей от жуткой ломки? Покажи вы это читателям, и герой бы раскрылся полнее, и привязка к нему стала бы крепче, появилось бы больше сочувствия.
Ниже кое-какие моменты, где мне не хватило немного логики.
1.До 16 лет Вэйха-Гардир никогда не видел и не слышал о том, что с людьми делает толченка? Почему он так легко согласился, чтобы Иджа приняла ее?
2.
«У меня все лучше получается. Ты видел? Но я хочу, чтобы были не просто узоры, хочу нарисовать журавля. Как будто он летит и отражается в реке. Так еще никто не делал, но если я смогу, тогда твой отец все поймет, разрешит, ведь я же буду лучшей» - Я так понимаю девушке тоже лет 15-16? Ладно, допустим, она святая наивность. Но при этом она тоже никогда не видела зависимых от толченки? Живет-то девочка в бедном по сути районе, наверняка должна была и не такое повидать. Немножко странно.
3.
«Гардир больше не мог себя обманывать. Стал внимательнее следить за работниками в мастерских и заметил, что каждую неделю кто-нибудь исчезает. Некоторые возвращались – худые, с темными кругами под глазами – и жадно пили толченку перед сменой. Гардир расспросил старшего над цехом, мастера-заклинателя. Тот пожал плечами: «Выгорают. Может, и от снадобья вред, а, может, магия их сжигает. Не учились же ничему, не знают, как управлять силой» - А раньше, когда он бывал на отцовских мануфактурах, не видел, не знал, не замечал? Он же наследник, уж к 16 годам должен все это понимать и быть в курсе. Мастер-заклинатель с какой целью врет?
Что если бы Гардир знал о вреде толченки, и Иджа знала, но ей, например, предложили якобы какой-то новый экспериментальный сорт это дряни? Допустим, сказали, что если испытания пройдут успешно, то она сможет творить, не впадая в зависимость и не теряя себя? Короткий разговор, где Гардир и она беседуют об этом, его беспокойство, ее надежды – и вуаля, закрылась бы эта логическая дыра.
4.Устроиться на новую работу, после того как отец от него отрекся, Гардиру-Вэйхе непросто, но как это связать с утверждением, что очень мало заклинателей, тем более обученных магии? Любой состоятельный человек с радостью нанял бы его она службу. Такие специалисты должны быть нарасхват.
5.
«Склады отца стояли нетронутыми. Сторожей там немного, можно подобраться незаметно, но стены заколдованы от чужих чар и взлома. Ворота откроет лишь тот, у кого есть заговоренный ключ. А еще тот, кто рисовал охранные знаки, подмешивал в краску капли своей крови» – Отец ни разу не насторожился? Не подумал увеличить число сторожей, выставить охрану? Вокруг кто-то либо крадет толченку (которая, между прочим, очень много стоит) и маскирует кражи под пожар, либо нашел реальный способ уничтожать ее. У него весь бизнес на этом стоит, и он не забеспокоился даже? Настолько был уверен в защитной магии сына? Так ему ведь рано или поздно завозить новую толченку, а где ее взять, если, например, корабли с ней будут прямо в портах сжигать? Человек с коммерческой жилкой, тем более опытный торговец, так не мыслит. Он будет слушать, мотать на ус, думать, делать выводы и что-то предпринимать, чтобы защитить свое. Он будет чуть ли не на автомате просчитывать свою выгоду и потенциальные риски.
Итог. В общем, мне кажется, что основная проблема здесь в тех самых неверных акцентах, прожектор не всегда подсвечивает то, что надо. А так мне ваша литературная акварель очень даже нравится. Понравились журавли в качестве символа свободы, надежды. С них все началось ими же и закончилось. Очень поэтичный образ. Похвалю еще язык рассказа, он легкий и лаконичный. В финал отправила уже давно, несмотря на спорные моменты, которые увидела в тексте. Удачи))