совриголова
Исчадье Ада Сообщений: 2475 профиль
Репутация: 1112
|
Приятная и немножко убаюкивающая (в хорошем смысле) сказка про то, что для органичного пребывания в шкуре взрослого приходится что-то жертвовать и от чего-то отказываться. И про эгоистичных нонконформистов, которые отказываться не хотят. Мне кажется, это хорошая тема, одна из не то чтобы вечных, но востребованных и нужных на литературных конкурсах. Написано хорошо и гладко, читалось легко. Сюжет, ну, как минимум есть – то есть было еще и довольно увлекательно следить за персонажами и стараться угадать, чем именно может закончиться весь этот расклад. Плюс опять же, закольцовка, флэшбек и прочие технические приемы, которые говорят о том, что автор могет. В целом по ощущениям симпатично. Но если применять к рассказу разные инструменты и прочую прозу жизни, смотреть глазами критика, а не читателя, окажется, что рассказ хорош больше в потенциале, чем райт хиа и райт нау.
Я по пунктам набросаю, почему я так думаю. 1. При кажущейся простоте и некоторой грубоватости, название довольно удачное. Здесь не просто обыгрывается смысл выражения, но и происходит некоторый грустняво-ироничный диалог с тем, что деревья, в общем, тоже растут. 2. Факт использования закольцовки тоже хорош, многие уже, наверное, не по одному разу слышали, что этот прием мне нравится. Но. Для того, чтобы полноценно заиграла вот эта смена поколений, нужно как минимум больше внимания уделить образу пятилетнего мальчишки, добавить ему характерную черту, которая выделяла бы его и намекала на то, что, ну, что-то все-таки меняется к лучшему, и люди, подобные главным героям, будут появляться. Потому что в текущем виде это скорее не полноценная закольцовка, а просто способ описать итоговую судьбу персонажей глазами наблюдателя, с некоторым реверансом в сторону названия. 3. Первые два абзаца при этом немного скороговорка. Точнее, много скороговорка. Потому что нельзя же давать сразу описание локации, историю из детства и резкий рывок к шестнадцати годам, это какой-то прям явный перебор скорости перемещения мысли на квадратный сантиметр текста. 4. Мне нравится симбиоз жанров: то, что начинается как фантастика и антиутопия, оборачивается сказкой, а потом возвращается к антиутопии и фантастике. Это хорошо. Крутой и весь этот общий мотив обряда инициации и перехода к взрослой жизни через прохождение испытаний и взаимовыручку. Но обоснование этого перехода пока выглядит как _просто_потому_что_. Ну, вот есть такой фантастический город с деревом и поездами, выходишь за его пределы, закрываешь глаза, а там – фэнтези. Если более внимательно и тонко относиться к таким вещам, обосновать и сгладить такой волшебный переход, все воспринималось бы лучше. Хотя, может, это можно списать на восприятие эдаких детей-не-детей, которые ничему не удивляются и готовы к любым поворотам судьбы. Впрочем, реакция энивей довольно странная в пределах моей системы координат. 5. У текста в целом две ключевые проблемы. Первая: мотив и общий ход сюжета действительно ясные и правильные, а вот структура не совсем. Вторая: ключевые фишки обыгрываются не то чтобы совсем никак, но явно недостаточно. 6. Про сюжет: недостатки стартовых фрагментов я уже описал, но дальше многое тоже выглядит сомнительно. Например, акцент на том, как героиня вспоминает альбиноса, но сомневается, тот или не тот, чтобы затем сходу обратиться к флэшбеку и описать их первую и последнюю до этого момента встречу. Получается, по-моему, немножко масло масляное, чутка натужная подводка читателя к тому, насколько все же этот человек запал героине в душу. Еще. Понятный и традиционный брифинг от куратора заканчивается лишней фразой про залог и возможность пользоваться привилегиями. Это, по сути, такой отложенный спойлер, который уже толсто намекает, что это действительно анти-, а не утопия. Впечатление только усиливается от ощутимой неадекватности поведения взрослых в бэке. Бэк, кстати, сам по себе очень спорный, но об этом чуть позже. Еще. Для сюжета, основанного на вот этой инициации и преодолении, сюжет удивительно однообразен. То есть, при чтении интерес есть, а стоит немного оглянуться, и видишь примерно вот что: закрыли глаза, разошлись в стороны, гипноз, камни, спасение героини альбиносом, существо, гипноз, спасение альбиноса героиней, появление существа покруче, получение дара и чудесная перемотка к старту квеста. Разнообразие ситуаций и взаимоотношений героев в виде реакции на эти ситуации – это самый сок подобных историй. Над этим можно и нужно поработать, усилить, потому что в текущем виде – то ли не хотелось, то ли манила и звала к себе поскорее концовка. Еще. Схема с «простые лозунги понятны всем» не то чтобы работает в рассказах, которые завязаны на эдаких поэтических допущениях. Недостаточно просто назвать слова, полученные героями, а затем показать их синхронное желание избежать подобной участи. Это не должны быть сухие «память» и «любовь». Такое выражение смысла просто мешает как следует прочувствовать трагизм ситуации, не дает сопереживать персонажам. Ну, мне так кажется. Они должны реально ощутить, что именно у них забирают, а вместе с ними – и читатель. Тогда это сработает. Пока слишком отстраненно. 7. Про ключевые фишки. Два момента, за которые цепляется внимание – напарник-альбинос и раздражение. Цепляется не просто так, а потому что на это упирают, делают акценты и всячески кружат вокруг этого. Так вот. То, что он альбинос, играет достаточно так себе, в основном какими-то косметически-экзотическими моментами вроде глаз и влияния солнца, а в ключевые оказывается не особо-то и нужным, хотя вроде бы и должно, иначе зачем это все. А постоянное упоминание раздражения главной героини вызывает – вы не поверите – раздражение. То есть, это такой дедовской и кустарный метод – просто постоянно писать про одну и ту же эмоцию человека вместо того, чтобы показывать химию отношений и то, как она меняется и эволюционирует через весь текст. Показывай, а не рассказывай, и вот это вот все – здесь оно справедливо. 8. Возвращаясь к сюжету: кульминация немножко, как говорится, коитус интерруптус. То есть, нам раскрывают суть фантдопа, герои ужасаются и говорят, мол, не хочу – о, и я не хочу. Как в том меме про «отвратительно – мне тоже не нравится». И-и-и-и все. Пережили приключения, лучше узнали друг друга, что-то поняли – и тут на них напала кора. Конец. В смысле, не конец, а переход к мальчику, который спрашивает про новые деревья – и таки конец. Возможно, это прозвучит оголтевшей вкусовщиной, но я в целом не так себе кульминации представляю; а здесь устойчивое ощущение, что автор немного устал и подвыдохся, что делать в ключевые моменты текста все-таки не стоит. 9. Просто мелочь – сноска не нужна от слова вообще, ну. Тут все свои, уж такие-то отсылки должны отстреливать влет.
В общем, я бы глубже интегрировал бэк и факт знакомства в происходящее далее по сюжету, постарался сделать события более разнообразными, а общению и взаимодействиям попробовал бы выкрутить психологизма, подумал над кульминацией и концовкой, чтобы максимально раскрыть весь поэтический и драматический потенциал допущения – вполне приятного и интересного. Но можно ничего из этого не делать, потому что рассказ и так неплохой, сорри за занудство. Всех благ!
|