Я прочитал рассказ.
Прочитал давно, и долго о нём думал.
Из прочитанного на данный момент он точно самый необычный. Очень сложная, своеобразная вещь.
Текст невероятно характерный и плотный. На мой взгляд, задумка здесь реализуется начиная с уровня кинестезии слов в предложениях. Слова связаны, срощены ритмом, но при этом между ними звучит почти осязаемый стук, сложное взаимодействие. Как верно заметил Эсхатолог, "все существа города Тумалин - единое целое, хоть местами и конфликтующее само с собой". Так же и со словами в этом тексте. Мне это показалось очень интересным, т.к. тот же принцип - в основе всех процессов города, вся жизнь которого крутится вокруг Завода трансплантационных органов. Не только повседневность и работа героев, но и религия, и лотерея.
История перед нами, вообще-то, довольно простая, но при этом эмоциональная и авантюрная. Начинается демонстрацией работы дудочников, простым делом, которое пошло не так. Затем за героями мы следуем к их школьному приятелю, ныне – преступнику Маркизу. С этим эпизодом связан очень полюбившийся мне момент, вот этот:
Цитата
«Сердце, предупредил он, дефектное: то и дело сбивается с ритма при виде убогих и обездоленных.»
.
затем – наблюдаем за жертвоприношением храме и узнаём сложную семейную ситуацию Валя, чтобы отправиться к сердцу города – Заводу…и покинуть город Турмалин.
Очень насыщенное путешествие, в котором главный герой теряет друга, понимает что-то очень важное о себе:
Цитата
«Почти, подумал он. Вот и вся моя жизнь так — почти: почти сын, почти верующий, почти врач, почти гордец, почти жених. Ну разве что дудочник — настоящий. И всё. Почти жизнь, улыбнулся он бледно.»
– чтобы преобразиться, из «почти» сделавшись «вместе». И найти новый путь.
Всё это даётся очень насыщенно, сцеплено, переплетённо – как будто в нескольких плоскостях. Нахрапом и на конкурсной скорости этот рассказ не взять, в том числе из-за самой темы в сочетании с очень осязаемыми описаниями. Но это то, что называется one of kind. Не только (и, может не столько) сюжет и герои, но само то, как создаётся в этом рассказе погружение, даёт уникальный опыт.
Тем не менее, есть решения, которые мне показались спорными (или до меня что-то не дошло).
Первое. Очень много предложений с обилием шипящих. Я понимаю, что этот выбор обусловлен про-польским неймингом и сеттингом, но всё-таки польский не настолько шипит. Это не очень удачно ещё и в том плане, что рассказ очень активный, подвижный, в нём много драйва и боёвки. Это подразумевает, как мне кажется, выбор слов почётче, порезче и позвонче, шипение, напротив, тормозит текст.
Второе – тоже касается боёвки. Ритм в ней, на мой вкус, медленней, чем нужно. Если в основной части необычные ассоциативные образы добавляют тексту новых слоёв, то в динамичных темп из-за них размазывается и ощущение погружения падает. Исключение - финальный бой, когда Валь уже слитен с Аникой. Очень сильно понравилось, как даны в нём общие движения и мысли.
Третье – вероятно, я туплю, но я не понял чётко жизненный цикл грышаков. Им подселяют трансплантационные органы на Заводе, отпускают, а затем ловят? Или эти существа изначально проживают в городе, а дудочники их ловят? На грышах сделан сильный акцент, мне немного не хватило информации о них.
Ещё об одной особенности истории(это уже просто в порядке общих размышлений) я задумался вот в этот момент:
Цитата
«Шут с ними, неуверенно подумал Валь. Шут с ними со всеми, горожанами и обывателями, гостями, проезжающими, приезжей рабочей силой...»
- и по этому описанию, и когда мы смотрим на город издалека, он кажется очень плотно населённым. Но, хотя герои проводят на улицах много времени, других жителей мы не видим, только сюжетных персонажей. Потому, хотя история Валя и компании проходит по всем важным для города точкам и темам (теневой бизнес Маркиза, храм, аристократия, чиновники, завод), хочется увидеть и общий социальный аспект. Он как бы подразумевается, но всё время остаётся за кадром, как здесь:
Цитата
«Где-то отчаянно вопили и громыхали мусорными баками, ещё дальше истошно визжал кто-то, кого неуклюже брали в оборот не то грабители, не то стражи правопорядка.»
. Но я понимаю, что Валю нет дела до посторонних, и, если честно, не представляю, как тут можно было показать этот подслой, но вот эта особенность, что город кажется одновременно густонаселённым и безлюдным, мне запомнилась.
Да и вообще многое запомнилось.
Рассказ очень цепляющий, он вгрызается в память, его герои и мир впечатываются в сознание.
Автору спасибо и респект за такую необычную работу.