Я прочитал рассказ.
Рассказ интересный, мне многое в нём понравилось.
Во-первых, могу себе(наверное) представить шок автора из-за всеобщего не-восприятия темы древних. Объективно говоря, им в истории посвящено немало места. Проблему вижу в том, как подан первый монолог попутчика:
Цитата
«Тилли с мамой подсели к какому-то господину за столиком у окна. Тот представился профессором археологии и теперь, отчаянно жестикулируя, втолковывал что-то им обеим.»
….
Цитата
«Мама не слушала, лишь рассеянно гладила Снежинку. Интересно, а здесь, на Нова Мантерии, опоссумы водятся?..»
Мама не слушала, и судя по тону текста в этом месте, Тилли тоже слушала не особенно внимательно (да и мне захотелось отвести глаза от такого немотивированного и беззастенчивого инфодампа). «Какой-то», «что-то», «не слушала» - информация есть, но она промаркирована с двух сторон, как не особенно важная, потому не запоминается и не связывается со снами.
А так, все сны Тилли ведут к постепенному принятию правды аталонов (это производное от «атлантов»?). Вообще, экологическая тема сама по себе здесь подана серьёзно, и не слишком в лоб. Интересное размышление о путях развития индустриального мира, и неутешительный вывод: планету и природу можно спасти, только вычеркнув из уравнения человека.
Мне понравилось, что, намеренно или нет, даже в начале, даже в самые светлые моменты, текст сохраняет ощущение давления, какой-то тяжести за гранью восприятия.
Мне понравилась Галка – она говорит своим голосом, и это классно. Её образ достоверный, сочетает презрение к дешёвым романчикам про принцесс, стремление вычеркнуть себя из этой стороны жизни, и одновременно – тоску по чему-то, олицетворяемому ими. Именно этим оправдано столь сильное впечатление при появлении Тилли и, собственно, этим и объясняется, почему тут кочегар девочка, а не мальчик. Вообще, мне кажется, Галке стоило бы дать полноценный второй голос, она ярче Тилли, и при этом её маловато.
Вообще, сама по себе романтическая линия хорошая. И мистическая линия тоже неплоха.
Проблема для меня в том, что они не звучат вместе. Я думаю, они могли бы зазвучать, будь объём рассказа в два раза больше, или если бы «три пути» были чётче распределены на уровне персонажей. Прямо напрашивается расклад «папа-Галка-аталоны», но Галка остаётся сама по себе, и при этом именно отношениям с ней посвящена большая часть рассказа. Причём отношениям, которые с момента первого поцелуя, несмотря на подростковую пылкость, не развиваются, застывают. Мне кажется, тут упущена очень хорошая возможность рассказать о прошлом обоих девочек не обширными лобовыми флешбеками, а через общение, в развитии. Да, Тилли скрывает настоящую фамилию – но это ведь готовый конфликт, почему бы его не использовать. Я понимаю, что т.к. героини – подростки, им не до разговоров, и именно поэтому мне кажется, что тут лучше бы смотрелись отношения на этапе осознания, принятия себя и своих чувств. Секс сбрасывает всё эмоциональное напряжение и набрать его снова рассказ не успевает. Подозреваю, что ставка здесь на эмоциональные качели, «всё прекрасно-всё ужасно», но поздновато для этого. На читателя (и на бедную Галку) сваливается очень много информации об аталонах, причём эту информацию излагают сами аталоны(зачем?). Чувствуется, что лор про них продуман, но его не успеваешь осмыслить. И одновременно этот внезапно детализированный лор не позволяет хотя бы эскизно сформировать образ этих аталонов. Как будто есть детали паззла – но не совсем те. В итоге они, конечно, не выглядят какой-то типовой хтонью - но до цельного, свежего образа проработки не хватает тоже, а момент, когда открывается правда, когда Галка входит в кабину машиниста, выглядит это как в не очень серьёзном хорроре. И это влияет на впечатление от истории в целом. Ведь это финал. Как бы ни был хорош момент, когда, промчавшись мимо свободных и нетронутых лугов, Тилли видит во сне застроенный, задымлённый мир, момент этот остался позади, а итог путешествия звучит совсем иначе.
Не очень серьёзно – в том числе, из-за интонаций, ритма фразы, выбора слов – звучит и прыжок Галки в топку. Я не поверил, мне кажется, это совсем не стыкуется с тем, как до того подавался её характер. Ясно, что автору виднее, но смотрится сейчас всё-таки драмой ради драмы и очередной переклички «чёрный дым-белые облака».
Что касается Тилли, её голос, мне кажется, слишком сливается с голосом рассказчика и образ складывается не до конца, точнее, распадается на два (или три?). Думаю, проблема тоже в недостатке места. Т.к. вот эта девочка:
Цитата
«Может быть, там, где на него не смотрят с ненавистью, папа сможет снова разглядеть за пеленой боли, ради чего он делал то, что делал. Может быть, ему хватит сил захотеть продолжить. Может быть, он даже позволит Тилли помочь. Она могла бы быть секретарём или ассистенткой, да кем угодно, хоть просто варить ему кофе...»
И вот эта:
Цитата
«- Я хочу с тобой, - вдруг выдохнула Тилли, больше не плача. – Сбежать. Куда угодно. Только с тобой. Пожалуйста.»
- для меня два разных персонажа. Именно потому, что вся линия Тилли-отдельно-от-Галки посвящена её стремлению как можно больше узнать о работе отца. Все эти подслушивания под дверью, тайное чтение газет и т.д. – да, их может затмить влюблённость, но тогда она затмила бы всё напрочь, и никаких мыслей о будущем папы в момент путешествия не было бы, только мысли о Галке. Наверное, между этими эпизодами не хватает сцены, где одно стремление превратилось бы в другое. Вообще, вот этих моментов, когда чувствуется нехватка связующего эпизода, который оживил бы момент сильнее, много. Например, очень не хватает реакции Тилли на пробуждение рядом с мёртвой Галкой. Да, она зачарована аталонами. Но даже мимолётная реакция могла бы оттенить сцену. Сейчас получилось немного механистично.
Итак, мы возвращаемся к этим самым аталонам ака третьему пути, финальной, т. сказать, остановке.
И подводки к ней не хватает тоже.
Цитата(Тэхсе ан Фогейр)
"Всё как ты мечтала. Счастье для всех. Всегда." - ээ, а когда она о таком мечтала?
Вот-вот. Не мечтала она об этом. И тут особенно чувствуется, как не хватает тексту полноценной Галкиной арки и как мешает замещение её исключительно романтикой. Ведь именно судьба Галки – живой пример того, от чего отец Тилли хотел спасти людей. Именно в этом смысле встреча с Галкой могла бы связать эти три пути. Работа отца привела к катастрофе, жизнь в Свартхамне – тоже катастрофа сама по себе. Да, в каком-то смысле всё это есть – но слишком уж намёками, основной акцент на другом.
ещё несколько небольших замечаний
Пейзажам, сквозь которые мчится поезд, на мой взгляд, немного не хватает индивидуальности, силы личного впечатления. Может быть, из-за общего ощущения давления, о котором я писал в начале, может, автор писал уставший. Но мне кажется, стоит ещё раз на них взглянуть потом свежим взглядом и что-то поискать поярче. Но это очень субъективно.
В принципе, похожее ощущение возникает от второстепенных героев – папы, мамы, какой-то дамы, в которую Тилли влюбилась в двенадцать… всем не хватает какой-то точно схваченной черты, чтобы ожить до конца. Особенно это сказывается на образе папы, конечно.
«Задорно торчащие соски» — это ужас, не надо так))
«- А Галка – это такая птица с чёрным клювом» - перекличку с финалом я увидел, само объяснение классное, но они же не по-русски это обсуждают.
Но, в любом случае, история интересная и читалась приятно. Хоть мне и кажется, что объём в ней распределён не очень рационально, сложная задумка и нелобовой подход к центральной идее мне понравились.
Автору спасибо.
Добавлено через 12 мин. 51 с. Цитата(Тэхсе ан Фогейр)
И в конце там вообще дают новый ПОВ от "Тилли", точнее, от древнего нёха, которого в кадре было две копейки. Да и то не его, а какого-то другого.
По-моему, это последний сон Веры Павловны, то есть Тилли, а не нёх))