RPG-ZONE
Новости Форумы Путеводитель FAQ (RPG) Библиотека «Пролёт Фантазии» «Штрихи Пролёта» Дайсы
>  Список форумов · Внутренний город · Форумы Арт-пространства «Понедельник» · Скрипторий Здравствуй, Гость (Вход · Регистрация)
Страницы: (3) 1 [2] 3  Открыть все 
 Ответ
 Новая тема
 Опрос

> Литература о литературе, сборник ссылок на тексты о литературе
   Первое сообщение.    16.3.2021, 00:05, Fun пишет:
Привет!

Я знаю, что многие авторы интересуются не только художественной литературой, но также историей литературы, теорией ее создания и прочими аспектами текстового мира.

В этой теме я решил собрать различный контент, посвященный литературе: тому, как пишутся книги, как они изучаются и как продаются. Для удобства я разделил контент данной темы на следующие категории:

Крупная научная литература
Научноп и коучинг литература
Научные статьи, публицистика, блоги
Окололитературный контент (видео, подкасты и т.п.)


На каждый пункт я постараюсь привести рецензию (собственную или мнение какого-либо иного реального человека). Если рецензии нет — на месте рецензии будет стоять прочерк.

К сожалению, у меня недостаточно знаний, чтобы сложить некую иерархию накопленных текстов, поэтому данный список является скорее таким себе хабом — местом скидывания материалов на одну тему с субъективными отзывами. Собственно, тема создается именно с целью уточнять и расширять данный хаб.

Итак, начнем.

Крупная научная литература
Свернутый текст
Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика
Отзыв: Данную книгу я больше смотрел, чем читал. Это сборник научных статей, привязанных к конкретным русскими писателям (подробнее см. в оглавлении, ). Лично мне рекомендовали эту книгу, так как в ней есть разбор романа Набокова «Дар» — возможно, самого известного русского романа писателя о писательстве.

М.М.Бахтин. Формы времени и хронотопа в романе
Отзыв: Это самая известная книга по теории литературы в мире русской филологии. В начале 20-го века Михаил Бахтин под влиянием обсуждаемой в то время теории пространственно-временной зависимости Эйнштейна вывел по аналогии концепцию отношений пространства и времени — но в литературе. И назвал ее «хоронтопом». Хронотоп — это представление о том, что в каждом тексте есть свое отношение пространства и времени. Всю книгу целиком читать не рекомендую — только вступление, заключение и раздел про греческие романы (и то только потому, что уж больно греческие романы похожи на современную приключенческую литературу).

М.М. Бахтин. О полифонии романов Достоевского
Отзыв: Полифония — еще один фундаментальный термин для русской филологии. В нач. 20-го века Бахтин обратил внимание ученых на то, что в произведениях Достоевского имеется не один, а сразу несколько главных героев. Если очень огрубить, то полифония — это когда сразу несколько персонажей в тексте борются за место главного героя. Считается, что с Достоевского в принципе начинается полифония в мировой литературе. Читать текст целиком не рекомендую, только начало и вывод. Этого для развернутого понимания концепции полифонии достаточно.

Борис Успенский. Поэтика композиции
Отзыв: Читал выборочно по учебе. Успенский занимается проблемами точек зрения в произведении. Грубо говоря, изучает то, кто именно рассказывает историю в тексте. Рекомендую читать эту работу только после знакомства с более популярными и проще изложенными статьями Ролана Барта и Мишеля Фуко на схожую тему (см. раздел со статьями), а также хотя бы диагональным знакомством с понятием «полифония».

Елена Ковтун. Сайт со статьями
Отзыв: Ковтун является родоначальником фантастоведения в России. Это человек, на котором во многом сходятся все пути теории фантастической литературы. Читал ряд ее статей, мне показались они полезными.

(2001) Скоропанова. И.С. - Русская постмодернистская литература: Учеб. пособие.
Отзыв ТехнОкраТ: Книга подробно рассказывает о том, что такое постмодернизм, показывая его историческое развитие с опорой на соответствующее развитие философской мысли. Уже поверхностного чтения одного введения (подробно останавливающегося на важнейших для понимания предмета понятиях постструктурализма, деконструкции, симулякра, психоанализа, текста и пр., связанных с трудами Дерриды, Делеза, Барта, Лиотара, Хассана и др.) достаточно, чтобы словить культурный шок от озарения, что зачастую постмодернизмом называют и пытаются оправдать то, что постмодернизмом может и не быть (а быть, например, китчем).
Отзыв Fun: «Русская постмодернистская литература». Это один из первых больших учебников на тему пм, но один из самых мною нелюбимых. Скоропанова там называет постмодернизмом и Пелевина, И Ерофеева, и Пригова и чуть ли не Бродского, и делает каких-то штук пять непонятных классификаций пм. Короче, весьма спорный текст.

В.Я. Пропп — Морфология сказки
Отзыв Боб: Тут я, собственно, могу рекомендовать, потому что читал, впечатлен и все такое.


Научноп и коучинг литература
Свернутый текст
Борис Акунин. Как написать Хороший текст. Главные лекции
Отзыв: Читал выборочно и бросил. В книге представлен ряд не связанных с Акуниным и (на мой субъективный взгляд не очень полезных) статей о литературе, а также статья Акунина о том, как он подготавливает материал перед написанием книги. К прочтению не рекомендую. Хотя сама статья Акунина интересная и показывает, сколько нужно готовится к работе даже при написании детектива.

Стивен Кинг. Как писать книги
Отзывы
Отзыв: Прочел чуть меньше половины и бросил, потому что так и не дочитал до непосредственно обучающего материала о том, как писать книги. Текст больше вдохновляющий, чем учебный.

Отзыв krikskrik: Книга делится на две части. Первая – автобиография Кинга, и в ней нет ничего интересного. Вторая же часть книги –советы. Не сказать, что их много, но я, вроде как, все их выписал.
Кинг считает, что писатель должен обладать тремя вещами:
1) Словарь
2) Грамматика (советует по минимуму использовать пассивный залог, дробить сложные предложения, быть аккуратнее с наречиями, научиться пользоваться абзацами (чувствовать ритм))
3) Постоянная практика
Из советов: много читать (как хорошую литературу, так и не очень, чтобы понимать, как не стоит делать). Много писать (взять за правило какой-либо объем и выполнять его каждый день).
Кинг делит литературное произведение на три части:
1) Повествование, которое передвигает действие из точки А в точку Б и т.д до конца
2) Описание, составляющее чувственно-реальный мир для читателя
3) Живые диалоги
Кинг пишет, что все сюжеты, которые он придумывал, во время написания сильно видоизменялись, поэтому стоит дать истории развиваться самой.
Также он советует переписывать произведение минимум пару раз. После написания дать произведению вылежаться, а потом же сесть за корректировку (несоответствия, опечатки, мотивация). Кинг советует пользоваться формулой: Второй вариант = Первый вариант – 10% (из разряда того, что всегда есть что сократить и это только на пользу).
Вроде, основное перечислил. Если что, у меня она есть в цифровом формате могу скинуть.

Максим Ильяхов. Пиши, сокращай.
Отзыв: данная книга по сути не связана с писательским ремеслом, но прочел ее по ошибке в силу ее популярности. В книге представлены базовые знания о том, как работать копирайтером и в других смежных текстовых профессиях.

(англ.) Shawn Coyne — The Story Grid: What Good Editors Know (2015)
Отзыв ТехнОкраТ: Автор книги — опытный редактор, утверждающий, что в наше время писателям жанровой литературы будет лучше, если научатся быть сами себе редакторами, способными анализировать свою историю, задавать себе вопросы и выявлять проблемные места, а также ориентироваться в том, как эти проблемы решать. Автор рассматривает характерные особенности и закономерности жанров, а также предлагает инструмент для самостоятельного анализа своего творчества, который подробно рассматривает сначала в общем, а затем — на конкретном примере книги "Молчание ягнят".

(англ.) Craig Batty — Movies That Move Us. Screenwriting and the Power of the Protagonist's Journey (2011)
Отзыв ТехнОкраТ: Автор этой книги уделяет большое внимание тому, как мономиф воспринимается и на уровне физических событий, и на уровне психологических, которые с эмоциями переживает зритель/читатель, наблюдая за преображением героя. Рассматривается сопоставление разметок Путешествия Героя Кристофером Воглером и Джозефом Кэмпбеллом, которое затем переопределяется в широко известную в интернетах двенадцатиступенчатую модель. Наверное, уже ради этого начинающему писателю стоит ознакомиться с первой половиной книги (ну и вторая, где приводятся примеры взгляда на истории через призму мономифа, тоже не будет лишней).

(англ.) John Gardner — The Art of Fiction. Notes on Craft for Young Writers (1991)
Отзыв ТехнОкраТ: Автор делится с начинающими писателями своим взглядом на то, какой может быть художественная литература как искусство, а также даёт полезные советы по ремеслу, касающиеся исполнения обещаний, создания персонажей, разработки сюжета, работы с рассказчиком и многим другим. Упор в основном, конечно, на английский язык, но суть мыслей можно перенести и на тот язык, на котором хотел бы творить читатель. Кроме того, книгу можно рассматривать как своеобразную прививку от популярных нынче курсов, где объясняют "правила" того, как нужно подходить к созданию произведений, какой схеме сюжета следовать, каким должен быть стиль и какие слова нужно выкидывать.

(англ.) James Frey — How to Write a Damn Good Mystery: A Practical Step-by-Step Guide from Inspiration to Finished Manuscript. (2004)
Отзыв ТехнОкраТ: Целевая аудитория книги — начинающие писатели. У этой книжки есть переводная версия, называется "Как написать гениальный детектив". Автор в ней сам отмечает, что несмотря на завлекающее название, не научит писать гениальные детективы. Однако, чтение книги может подарить просветление на тему того, чем отличаются детективы от произведений, которые лишь заимствуют их элементы; как может выглядеть процесс создания детективной истории и почему к детективу следует изначально относиться как к серьёзной литературе (спойлер: чтобы избежать разочарования читателей, которым не интересно оправдание в стиле "ну это же жанр такой").

(англ.) Christopher Booker - The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories (2005)
Отзыв ТехнОкраТ: Автор обобщает сюжеты популярных историй, сводя их к семи типам, каждый из которых подробно рассматривает (что и позволяет использовать их как готовые укрупнённые планы), уделяя внимание как ключевым моментам, так и действующим лицам. Жанровая принадлежность этих типов сюжетов практически неограничена, и, например, то, что называется у автора "преодолением чудовища" может быть и в основе сюжета НФ-триллера, и в основе мелодрамы. Книгу может быть очень интересно (и, возможно, очень полезно) читать уже после принятия мысли, что мономиф — не догма, и почти всё можно в нём убирать, переставлять, дублировать и менять, если понимать, как это пойдёт на пользу замыслу. Собственно, этому пониманию, связанному с темами и архетипами, лежащими в основе сюжетов, и посвящена большая часть книги.

Олег Дивов. Кто сказал, что фантастика жанр?
Отзыв constp:в книге на доходчивых примерах разъясняется, что фантастика - широкое понятие и включает в себя не только чисто фантастические жанры типа разнообразной НФ или разнообразного же фэнтези, но и такие "классические" жанры, как детектив, боевик, сатира, буффонадную комедию, а так же не чурается эротики или Призывов ЦК КПСС...

Юрий Никитин. Как стать писателем
Отзыв constp: много личного от известного автора, который сам себя "сделал", потому что "не хотел стоять у мартена". Но есть и редкие полезные мысли, не встречающиеся в других подобных книгах. Например - пояснения, как делать динамичные описания. Кстати, это единственная книга, где мэтр предостерегает от распространенной среди начинающих ошибке в использовании местоимения "свой".

(англ.) John Truby — The Anatomy of Story: 22 Steps to Becoming a Master Storyteller
(рус.) Джон Труби — Анатомия истории: 22 шага к созданию успешного сценария
Отзыв ТехнОкраТ: Книга ориентирована в первую очередь на сценаристов, но на самом деле много кому может показаться любопытной. В ней подробно рассказывается о методе разработки художественного произведения, который ставит главной целью повысить качество работы писателя, чтобы каждый следующий черновик был лучше предыдущего. Метод заключается в проектировании произведения, начиная с проблематики, сети персонажей и других элементов задолго до того, как будет написана первая строчка черновика. Время от начала работы над произведением до первой написанной строчки может при таком подходе исчисляться неделями, но, если верить автору, оно того стоит, и известные ему сценарии успешных фильмов и книжные истории создавались именно так.

Самуил Лурье — Такой способ понимать
Отзыв Hollowman: Книги Самуила Лурье - это чистая литература о литературе. Много лет назад прочёл его книгу "Такой способ понимать" и пропал. Был поражён умом, парадоксальностью, умением видеть целый мир в капельке воды. Знакомые книги перечёл с ним как бы заново. И также - заново - он научил меня "читать".
Очень интересна его книга "Изломанный аршин". Самуил Лурье написал эту историю из острого чувства справедливости /как он сам об этом говорил/. В защиту Полевого.
Да все его книги отличные. Так же как и многочисленные рецензии.

Урсула Ле Гуин - "Парус для писателя от Урсулы Ле Гуин"
"Парус для писателя от Урсулы Ле Гуин". Как управлять историей. От композиции до грамматики (Steering the Craft. A Twenty-First-Century Guide to Sailing the Sea of Story).
© Ursula K. Le Guin, 1998, 2015
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2022
https://www.mann-ivanov-ferber.ru/assets/me...ead_stamped.pdf
Отзыв Дон Алькон: Такая книга, скажем, практическая, по-существу, в ней по полочкам разложены кое-какие вещи, к примеру - точки зрения повествования и пр. Для авторов с опытом такие книги не очень нужны, автор с опытом уже в начале работы представляет, вокруг какого героя группируются событий и как группируются, поэтому выбрать рассказчика и точки зрения не является для него затруднительным. Но для начинающих авторов - книга полезная, т.к. без опыта точки повествования и знания возможных и наиболее выгодных технических вариантов повествования - это темный лес, т.е. при неправильном начальном выборе легко можно запутаться, потерять темп, зайти в тупик.

(англ.) Joseph Michael Straczynski — Becoming a writer. Staying a writer (2021)
Отзыв ТехнОкраТ: JMS - один из моих любимых авторов, ответственный за телепроект "Вавилон-5", работавший над т/с "Сумеречная зона" и написавший сценарий к фильму "Тор" (2011).
Как он пишет, эта книга нацелена на тех писателей, которые ищут точную, практичную и продвинутую информацию, которую нельзя получить в классе или со страниц обычной профильной литературы: подсказки, трюки и методики, которые приходят с годами работы.
Первая половина книги больше повествует о том, как автор шёл по пути развития мастерства, принимая участие в разных проектах, слушая дельные советы и перенимая чужой опыт. Вторая половина предназначается авторам, уже добившимся некоторого успеха и намеревающимся подняться на следующий уровень или переизобрести себя.
Естественно, следует помнить, что это взгляд человека, который строил свою карьеру зарубежом и в другое время, но книга всё равно показалась мне очень любопытной.

Лиза Крон — С первой фразы: как увлечь читателя, используя когнитивную психологию. (2017)
Отзыв Death Continuum: Прикладная книга о том, как писать истории, играя на страстях психологии читателя.


Научные статьи, публицистика, блоги
Свернутый текст
В поисках утраченного жанра. Филдинг, Гоголь и память жанра у Бахтина. Перевод с английского Т. Каратеевой
Отзыв: статья о становлении русского романа в России
подробнее
Основной акцент статьи делается на внутреннем общественном конфликте между русскими и западными текстами. Описываются примеры первых русских романов, подражавших европейским текстам, и то, как постепенно формировался российский книжный рынок, уходя от европейских подражаний. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ СТАТЬИ: то, что сегодня воспринимается как «Золотой век» русской литературы, в глазах русских 19-го века выглядело как период напряженного ученического отпачкования от европейского влияния (в основном — от французских текстов и французских переводов).

Формально статья посвящена Гоголю, поэтому первая страница статьи (про Бахтина) может смутить. Но дальше идет два общих раздела с историей развития романа в России. Поэтому пусть странное название статьи не смущает. Общее описание ситуации с романом занимает эти два раздела. Первые 50% статьи (по ссылке представлено где-то 40% текста, т.е. почти все самое интеерсное). Дальше уже идет углубление в истоки творчества Гоголя.

Эту статью стоит прочесть хотя бы для того, чтобы узнать, почему же Гоголя называли «литературной сорокой».

Время чтения: +-30 мин

Ролан Барт «Смерть автора» и Мишель Фуко «Что такое автор»
Отзыв: Две данные статьи можно читать по отдельности, но обычно их обсуждают в паре. Обе статьи посвящены той революции, что произошла в 20-м веке в вопросе того, от чьего лица излагается текст в произведении. Также в данных статьях выводится концепция «скриптора» — пустого рассказчика, такой себе голой камеры-наблюдателя. По сути скриптор — самый распространенный рассказчик современного текста.

Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе
Отзыв: статья посвящена проблеме параллельного отображения пространства в рамках одного описания. По словам автора статьи, до 19-го века текст стремился описывать только одно место — непосредственное место действия. Но сер. 19 нач. 20 веков авторы постепенно внедряют параллелизм. К примеру, в рамках одного описательного абзаца может говорится о том, что происходит непосредственно перед глазами героя и (в этот же момент) описываться нечто происходящее параллельно вне поля его зрения. Осторожно: научный текст.

У.Эко. Заметки на полях Имени розы
Отзыв: небольшая статья теоретика литературы, историка и практика постмодернизма Умберто Эко о том, как он писал роман Имя розы. Сам роман читать не обязательно, материал читается и без него. Статья для тех, кто хочет войти в проблематику постмодернистской литературы.

Мишель Фуко. Это не трубка
Отзыв: Еще одна статья для захода в тему постмодернизма. Точнее — постструктурализма, из которого постмодернизм вытекает. Фуко делает постструктуралистский анализ и дает ряд размышлений на тему картины художника Магритта «Это не трубка». И хотя речь идет о картине, текст во многом имеет отношение именно к теории литературы. Осторожно: научный текст.

Олди Г.Л. Допустим, ты - пришелец жукоглазый...
Отзыв: Известный русский фантаст Олди рассуждает о том, что такое фантастическое допущение. Статья является основой основ для любого писателя и рассказывает о фантдопе в доступной форме.

Олди Г.Л. Четыре Всадника апокалипсиса. Кризис фантастического книгоиздания
Отзыв: собственно, название говорит само за себя. Олди описывает изнутри проблемы современного рынка фантастической литературы.

Виноградов. Стиль Пиковой дамы
Отзыв: Данную статью дают на филфаке как пример того, на что вообще должен быть похожим хороший анализ текста от ученого-филолога. Рекомендую читать после знакомства с «Пиковой дамой» (часа на полтора чтение).

Б. М. Эйхенбаум. «Как сделана „Шинель“ Гоголя»
Отзыв: Собственно, то же самое, что про «Пиковую даму», только про «Шинель» и от другого ученого. Пример разбора текста от классика филологии.
Также прилагаю отзыв от Боб

Юрий Лотман. Художественное пространство в прозе Гоголя
Отзыв: статья о специфике пространства в романах Гоголя. Спойлер: оно у Гоголя, возможно, самое специфичное в русской литературе. Осторожно: научный текст.

Евгения Пищикова. Альфа-самки
Отзыв: статья про литературу, которую так или иначе называют «женской». Название статьи шуточное, но тема обсуждается серьезно, интересный материал.

Крупнейшие издательства России и их самые веселые факапы
Отзыв: почему-то удаленная с Пикабу заметка автора BadBook о монополизации книжного рынка в России. Любопытно почитать.

СТАТЬЯ. Д. Лихачев. Внутренний мир художественного произведения
Отзыв от Боб: статья об отражении действительности в мире художественного произведения. И о разнице между ними. Половина текста про сказки. Центральная мысль в том, что мир художественного произведения - в любом случае вымысел, даже в суровом реализме.

Елена Ковтун. Научная фантастика и фэнтези — конкуренция и диалог в новой России
Отзыв: Если кратко, статья дает самое базовое различие между фентези и НФ, но, что полезно, дает также беглую историю развития НФ от Жюля Верна до, условно, Питера Уоттса. Рекомендую читать с 8 по 12 стр. Очень хорошая справка по истории развития жанра.

Энн и Джефф Вандермееры. Невероятная история научной фантастики: от бульварных журналов до киберпанка
Отзыв: Данная статья представляет собой очень подробный взгляд на англо-американскую историю фантастики (что в статье и не скрывается, выделяя не англоязычным текстам отдельный раздел. Хотя не забыли и о латино-американцах, японцах, Китай, Финляндию ). Причем плотность информации очень высокая. Достаточно взглянуть на разделы статьи: Золотой век фантастики, сonte philosophique (философские повести), послевоенная фантастика, Новая волна, международная научная фантастика, киберпанк и гуманизм как направления-противники. Эту статью можно перечитывать снова и снова, просто чтобы вырывать из нее имена авторов для чтения. Жанр статьи: научпоп. Интересные термины статьи: слипстрим, патафизика, сonte philosophique

Солопина Г.А., Абрамова Е.М. История возникновения и развития литРПГ (2020)
Отзыв ТехнОкраТ: Очень познавательная работа, упоминающая и описывающая много примеров художественных произведений, строящих свой мир с заметной опорой на видеоигры. Обзор охватывает основные вехи развития жанра на протяжении десятилетий и отсылает к не менее любопытной для ознакомления литературе.

(англ.) Ричард Хаммель. Gamelit VS LitRPG: Why is there a difference? (2019).
Отзыв ТехнОкраТ: В этой статье автор подчёркивает необходимость разграничения понятий "ЛитРПГ" (LitRPG) и "ИгроЛит" (GameLit), основываясь на том, что под меткой "ЛитРПГ" можно встретить слишком разношёрстную литературу, а у некоторых читателей уже сформировались некоторые ожидания в отношении того, что хотят видеть под этой меткой. Автор приводит различные подходы к трактовке жанра ЛитРПГ, выделяет общие черты и формулирует четыре признака, которые отделяют историю в жанре ЛитРПГ от других историй в жанре ИгроЛита:
1. Онлайн (игрок заходит в игру с помощью технологии)
2. Линейное развитие (игрок получает статы, умения и навыки через игровые механики)
3. Игрок должен отыгрывать роль (РПГ)
4. Аспекты реального мира всё ещё присутствуют (это необходимо для п.3)

(англ.) Блог "LitRPGReviews". "Defining LitRPG" (2017).
Отзыв ТехнОкраТ: В этой статье автор даёт своё определение жанра ЛитРПГ внутри общего жанра ИгроЛит, так же опираясь на обилие разнообразной литературы на рынке, помеченной одинаково и в то же время не отвечающей сформировавшимся ожиданиям читателей. Последнее, а также несколько разных определений ЛитРПГ и является основой для рассуждений автора, в которых пытается определить границы поджанра, рассматривая следующие вопросы:
- Почему кто-то это читает.
- Насколько это РПГ.
- Чрезмерное использование статов.
- Время в виртуальном/альтернативном мире (отмечается связь элементов реального мира и элементов виртуального).
- Отдельность игрового мира от реального для персонажей (в контексте двухмировой проблемы: персонажи должны объяснить для себя своё текущее положение с позиции мира, откуда они происходит, и мира, в котором действуют).
- Метанарративные комментарии (персонажи знают о том, что они игровые)
Автор выражает надежду, что термины "Мягкое ЛитРПГ", "Лёгкое ЛитРПГ" и "ИгроЛит" приживутся и помогут согласовывать на рынке описание произведения с ожиданиями читателя.

(англ.) Блог "LitRPGReviews": Genres within GameLit/LitRPG.
Отзыв ТехнОкраТ: В этой статье автор подходит к выделению и описанию традиционных направлений в ЛитРПГ, опираясь на примеры популярных произведений.
В частности, автор обозначает разделение ЛитРПГ на: "Жёсткая" (Crunchy / Hard) и "Мягкая" (Creamy / Soft) (подразумевается в первом случае упор на считывание читателем статов с целью их подсчёта. Например, как элемент интеллектуальной гонки с героем, разрабатывающим выигрышную стратегию. Второй случай — противоположность первому, заключающаяся в том, что читателю неоткуда черпать точную числовую информацию о статах и не на чем делать численные расчёты), Стандартное американское приключенческое, Стандартное русское приключенческое, Стандартное японское приключенческое, Корейское приключенческое, "Dungeon Core" (Сюжет построен вокруг подземелья и задач, связанных с его зачисткой), "Monster" (Близкая к Dungeon Core разновидность, в которой монстр получает новый уровень познавательной способности), НФ, Нисповержение/Пародия, Настольная ЛитРПГ (механики опираются на знакомые по настольным играм нежели по клонам ВоВа), Апокалиптические романы (фактически, это персонажи-попаданцы в альтернативный мир), Гаремы, Супергерои, Шутеры от первого лица, Бог / Повелитель Подземелья (история рассказывается от лица, решающего те же задачи, что и игрок в Black & White, Dungeon Master и подобных играх), Эротика


Окололитературный контент (видео, подкасты и т.п.)
Свернутый текст
Как аниме создало и убило киберпанк.
Отзыв: блогерское исследование о том, как жанр киберпанка вырос из технологического бума Японии 70-80-х, а также старха США перед этими бумом. Ну и из аниме (я серьезно). Плюсы видео: очень подробных разбор по годам. Минусы: не все любят и знают аниме, если вы не смотрите анимационное кино, видео после середины можно выключать (где-то до описания ситуации в 90-е годы).

1984 оттенка лжи Джорда Оруэла
Отзыв: блогер-коммунист Андрей Рудой снял критический ролик о романе 1984, подняв очень часто опускаемую тему того, насколько сильно жанр антиутопии связан СССР (осторожно, видео прокоммунистическое). Да и просто бучу по поводу книги на ютубуе Рудой тоже поднял. Книга 1984 всеми признанная, поэтому ролик принялись активно критиковать. На ютубе есть несколько ответов Рудому. Например, вот этот. Если кому-то не хочется считать Оруэла прям совсем «стукачом», как его называет блогер, то лучше смотреть два видео в паре (аккуратно, в видео-ответе есть мат).

Брендон Сандерсон: лекции по литературному ремеслу
Отзыв Дон Алькон: Курс лекций по литературному ремеслу, который Брендон Сандерсон читает в университете Бригама Янга. Три ролика на полчаса в целом. Подстрочный перевод, русские субтитры. В целом крепкий и полезный курс, я посмотрел пару уроков - вполне хорошо по ремеслу дается. Как вводный можно рекомендовать всем новичкам. Но начинающим я все же рекомендовал также почитать книги - потому как видео это хорошо, но формат таких уроков сильно упрощает процесс, подгоняет под средний уровень аудитории. А все на самом деле сложней. И многие тонкости по стилю, сюжету и прочим навыкам можно почерпнуть только в книгах, написанных авторами-профессионалами или известными редакторами.

Виды постпостмодернизма
Отзыв: Даное видео описывает ряд образовавшихся после постмодернизма течений. Ну, и подчеркивает очевидный факт, что постмодернизм уже - часть истории, а не часть современной культурной парадигмы. Также в видео подчеркивается важная для современного литературного процесса идея, что культура (и литература) находится в сильной зависимости от экономики, т.е. что и постмодернизм и метамодернизм и другие производные понятия являются частью капиталистической системы и не должны мыслиться вне ее. (но данную идею, очевидно, лучше читать в первоисточнике. Статья про эту идею называется "Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма").

Дмитрий Костюкевич, Евгений Абрамович — Рукописи горят, или Садись и пиши (дискуссия о писательстве).
Отзыв Death Continuum: О писательстве в формате беседы между двумя писателями.


Схемы
Свернутый текст
Про отход от классической структуры сюжета.
Свернутый текст
изображение


Писательские горки
Свернутый текст
изображение


Предлагаю в этой теме оставлять ссылки и отзывы на схожие материалы.

Материалы для скриптория, но которые пока никто не оставил отзывы:

КНИГА: Метамодернизм: аффект, историчность и глубина после постмодернизма. презентация русскоязычного издания
СТАТЬЯ: Юрий Тынянов. О литературной эволюции.
КНИГА.Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика
КНИГА. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика
КНИГА.Сергей Зенкин - Работы о теории. Статьи
Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма.
Мортимер Адлер "Как читать книги"



Оставляйте отзывы на эти тексты, чтобы их тоже можно было добавить в список

   Сообщение № 31. 16.3.2021, 19:49, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2014
профиль

Репутация: 526
Цитата(Боб)
Это тоже. Но учитывая что там половина текста про сказки - не только. Да, мысль в том, что мир художественного произведения - в любом случае вымысел, даже в суровом реализме.

так и записал)))

   Сообщение № 32. 16.3.2021, 20:07, БоцманГ пишет:
БоцманГ ( Offline )
Странник

*
Графоман
Сообщений: 43
профиль

Репутация: 14
Партизаны живут! Вопреки королям! Мы пишем тут, ибо мы — партизаны судьбы. Рептилоиды нас не достанут!

   Сообщение № 33. 16.3.2021, 23:44, ТехнОкраТ пишет:
ТехнОкраТ ( Offline )
Живой Осциллограф

*
Творец
Сообщений: 9244
профиль

Репутация: 1650
Цитата(БоцманГ)
А как план такой смастерить? Что быть в нем должно?
Цитата(Fun)
на тему плана много пишут авторы в своих блогах, у каждого популярного автора есть либо книга о том, как писать книги, либо просто блог — и всякий раз они там пишут про то, как они составляют план. В чем-то эти планы похожи, в чем-то отличны.

Вспомнилось англоязычное видео Майкла Ла Ронна, в котором он кратко описал десять разных подходов к планированию сюжета произведения:
https://www.youtube.com/watch?v=BhjRZ18JwpY
Говоря о каждом подходе, он отсылал к литературе, которая поможет получить представление о предмете, о достоинствах и ограничениях конкретного метода. Под его прицел в этом ролике попали:
- Путешествие Героя (отослал к "Тысячеликому герою" Джозефа Кэмпбелла)
- Трёхактная структура (отослал к Википедии)
- Plot Points (Сюжетные точки?) (Отослал к ["Киносценарий" Сида Филда], "Story Engineering" Ларри Брукса, и "Structuring Your Novel" за авторством K.M. Weiland)
- Mirror Moment (Зеркальный момент?) (Отослал к "Write Your Novel from the Middle" Джеймса Скотта Белла и к его же книге "Super Structure")
- Метод Снежинки (Отослал к книге "Метод снежинки" Рэнди Ингермансона)
- Lester Dent's Master Plot Formula (Генеральная сюжетная формула Лестера Дента?) (Отослал к этой ссылке: http://www.paper-dragon.com/1939/dent.html )
- Сцены и сиквелы (Отослал к книге "Техники продающегося писателя" за авторством Дуайта Суэйна)
- Story Grid (метод, который описывает Шон Койн в книге из списка выше. Суть в том, чтобы определиться с выбором внешнего и внутреннего жанров истории, и конструировать сюжет исходя из ожиданий читателей, которым интересна жанровая литература)
- Beats and Pre-Production (без понятия, как правильно перевести; отослал к книге "Write. Publish. Repeat" за авторством Johnny B. Truant и Sean Platt)
- Writing into the Dark (аналогично без понятия, как правильно перевести; так понял, что плана сначала нет, и он конструируется автором в процессе писательства по наитию, когда обнаруживает, что ему нравятся конкретные вещи, и хочет сфокусировать историю вокруг них; отослал к книге "Writing into the Dark", написанной Dean Wesley Smith)

   Сообщение № 34. 17.3.2021, 10:20, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2014
профиль

Репутация: 526
Мурашка предложила в скрипту видео

Виды постпостмодернизма

Поскольку тема мне близка, сразу накатаю не него и отзыв:

Даное видео описывает ряд образовавшихся после постмодернизма течений. Ну, и подчеркивает очевидный факт, что постмодернизм уже - часть истории, а не часть современной культурной парадигмы. Также в видео подчеркивается важная для современного литературного процесса идея, что культура (и литература) находится в сильной зависимости от экономики, т.е. что и постмодернизм и метамодернизм и другие производные понятия являются частью капиталистической системы и не должны мыслиться вне ее. (но данную идею, очевидно, лучше читать в первоисточнике. Статья про эту идею называется "Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма").


Я добавлю скрипторий статью википедийное описание статьи Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма. Кто хочет, оставляйте отзыв.

   Сообщение № 35. 17.3.2021, 10:24, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2014
профиль

Репутация: 526
Цитата(Дон Алькон)
Книжки - это хорошо, и лучше книжки, чем обучающее видео, потому что книжки думать заставляют.
Но книжки это не магический амулет, который поможет написать что-то хорошее, - это просто ремесло, которым надо владеть и точка.


я так понимаю, это рассуждение касается именно литературы, призванной обучить читателя писательским навыкам?

   Сообщение № 36. 17.3.2021, 17:25, ТехнОкраТ пишет:
ТехнОкраТ ( Offline )
Живой Осциллограф

*
Творец
Сообщений: 9244
профиль

Репутация: 1650
Вдогонку к теме планов на истории:
(англ.) [Christopher Booker - The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories] (2005)
Автор обобщает сюжеты популярных историй, сводя их к семи типам, каждый из которых подробно рассматривает (что и позволяет использовать их как готовые укрупнённые планы), уделяя внимание как ключевым моментам, так и действующим лицам. Жанровая принадлежность этих типов сюжетов практически неограничена, и, например, то, что называется у автора "преодолением чудовища" может быть и в основе сюжета НФ-триллера, и в основе мелодрамы. Книгу может быть очень интересно (и, возможно, очень полезно) читать уже после принятия мысли, что мономиф — не догма, и почти всё можно в нём убирать, переставлять, дублировать и менять, если понимать, как это пойдёт на пользу замыслу. Собственно, этому пониманию, связанному с темами и архетипами, лежащими в основе сюжетов, и посвящена большая часть книги.

   Сообщение № 37. 17.3.2021, 18:47, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2014
профиль

Репутация: 526
Цитата(ТехнОкраТ)

(англ.) [Christopher Booker - The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories] (2005)


слышал про эту книгу. кажется, много есть статей, кратко перессказывающих эти семь сюжетов

   Сообщение № 38. 17.3.2021, 21:51, krikskirk пишет:
krikskirk ( Offline )
Странник

*
Архимаг
Сообщений: 898
профиль

Репутация: 305
Цитата(Fun)
Скажи, какие и в целом подробней, о чем книга, добавлю в отзыв. или даже лучше заменю)))

эта книга очень важна, т.к. ну очень популярна среди писателей-аматоров.


Прости, только сейчас увидел сообщение :worry:
Завтра-послезавтра накатаю кратко, о чем там пишет мастер ужасов)

   Сообщение № 39. 18.3.2021, 10:48, Dax пишет:
Dax ( Offline )
Cpt.

*
Творец
Сообщений: 7516
профиль

Репутация: 1782
К вопросу о графической визуализации трехактной структуры сюжета и сюжета вообще.
Развернутое представление о 3-рёхактной структуре.
Я аттачами их сделаю, чтоб на форуме сохранились.
Свернутый текст
Присоединённое изображение


Про отход от классической структуры сюжета.
Свернутый текст
Присоединённое изображение


Это взято из вот этого паблика - https://vk.com/forwriters.
Там есть визуальный расклад по актам применительно к известным фильмам.
Не бесспорно, но пищу даст.
Также там, где "Ссылки-Меню" есть подборка статей про всякое-разное.

P.s. Взгляд на сюжет такой вот: )))
Свернутый текст
Присоединённое изображение






   Сообщение № 40. 24.3.2021, 00:25, krikskirk пишет:
krikskirk ( Offline )
Странник

*
Архимаг
Сообщений: 898
профиль

Репутация: 305
Вот и пришло время отработать авансовый чеканный от Fun’a (знал, чем подкупить) и пояснить за книгу Кинга «Как писать книги». Подготовился, перечитал, быстро расскажу, что да как.
Книга делится на две части. Первая – автобиография Кинга, и в ней нет ничего интересного. Вторая же часть книги –советы. Не сказать, что их много, но я, вроде как, все их выписал.
Кинг считает, что писатель должен обладать тремя вещами:
1) Словарь
2) Грамматика (советует по минимуму использовать пассивный залог, дробить сложные предложения, быть аккуратнее с наречиями, научиться пользоваться абзацами (чувствовать ритм))
3) Постоянная практика
Из советов: много читать (как хорошую литературу, так и не очень, чтобы понимать, как не стоит делать). Много писать (взять за правило какой-либо объем и выполнять его каждый день).
Кинг делит литературное произведение на три части:
1) Повествование, которое передвигает действие из точки А в точку Б и т.д до конца
2) Описание, составляющее чувственно-реальный мир для читателя
3) Живые диалоги
Кинг пишет, что все сюжеты, которые он придумывал, во время написания сильно видоизменялись, поэтому стоит дать истории развиваться самой.
Также он советует переписывать произведение минимум пару раз. После написания дать произведению вылежаться, а потом же сесть за корректировку (несоответствия, опечатки, мотивация). Кинг советует пользоваться формулой: Второй вариант = Первый вариант – 10% (из разряда того, что всегда есть что сократить и это только на пользу).
Вроде, основное перечислил. Если что, у меня она есть в цифровом формате могу скинуть.

   Сообщение № 41. 24.3.2021, 19:31, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2014
профиль

Репутация: 526
Спасибо, очень подробный отзыв!

И спасибо, Технократ, что обновил табличку!!


Меня так измотал ОК-21, что, боюсь, к списку контента, который еще никто не прочел и на который пока не оставили отзывов, я вернусь лишь через месяцы. Но так и бывает со сложным контентом. Я верю, что дело наше живет, друзья! Для меня эта тема — один из стимулов возвращаться на форум.

   Сообщение № 42. 25.3.2021, 21:24, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2014
профиль

Репутация: 526
В процессе разговора с Юки о разнице между фентези и фантастикой прочел вот эту статью:

Научная фантастика и фэнтези - конкуренция и диалог в новой России

Если кратко, статья дает самое базовое различие между фентези и НФ, но, что полезно, дает также беглую историю развития НФ от Жюля Верна до, условно, Питера Уоттса. Рекомендую читать с 8 по 12 стр. Очень хорошая справка по истории развития жанра.

   Сообщение № 43. 27.3.2021, 00:21, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18623
профиль

Репутация: 1524
Цитата(Fun)
Очень хорошая справка по истории развития жанра.


Ну, я бы сказал, история довольно однобокая - так сказать, взгляд с окраины.
Просто навскидку - вот куда более подробная история НФ: https://inosmi.ru/social/20180311/241645848.html В качестве затравки цитата: «золотой век для научной фантастики наступает в 12 лет».
А в части рассуждений и обоснований - вообще довольно кхм... спорно.

Гостья из прошлого ( Offline )
И попробуйте мне запретить)))



Вредина и сказочница)
Сообщений: 10970
профиль

Репутация: 1313
Я бы сюда ссылку на беседу двух форумчан из дуэли кинула)) они там очень хорошо рассказывают) многое можно почерпнуть))

   Сообщение № 45. 28.3.2021, 20:09, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2014
профиль

Репутация: 526
Боб

У меня создалось впечатление, что ты сравнил два эти текста по степени погружения в историю фантастики. Такое сравнение мне кажется неуместным.

Я бы не стал сравнивать эти две статьи, т.к. одна является научной, а другая — статьей научно-популярной. Одна статья рассказывает историю фантастики на 8 из 20 страниц, а вторая — полностью посвящена погружению в тему истории фантастики (от 18 века до 2015 годов) и уделят этому все полотно текста (во многие разы превышающее 8 страниц). Задача одной статьи — привести аргументы для сравнения нф и фентези, а задача другой — дать экскурс в историю фантастики от журналов до серьезных текстов.

Возможно, причина такого сравнения — в акценте моего отзыва на том, что статья Ковтун дает базовый экскурс в историю фантастики. Но ка я сказал выше, — это не главная тема статьи Ковтун.

что же касается самой статьи...

Невероятная история научной фантастики: от бульварных журналов до киберпанка

Свернутый текст
Отзыв: Данная статья представляет собой очень подробный взгляд на англо-американскую историю фантастики (что в статье и не скрывается, выделяя не англоязычным текстам отдельный раздел. Хотя не забыли и о латино-американцах, японцах, Китай, Финляндию ). Причем плотность информации очень высокая. Достаточно взглянуть на разделы статьи: Золотой век фантастики, сonte philosophique (философские повести), послевоенная фантастика, Новая волна, международная научная фантастика, киберпанк и гуманизм как направления-противники. Эту статью можно перечитывать снова и снова, просто чтобы вырывать из нее имена авторов для чтения. Жанр статьи: научпоп. Интересные термины статьи: слипстрим, патафизика, сonte philosophique


Огромное спасибо, что скинул эту статью. Благодаря ей, я составил себе список для чтения на весь 2021-й.

Особенно приятно то, какое внимание в статье уделяется латино-американцам. Буквально месяц назад я распинался перед знакомым о том, что рассказы Борхеса смотрятся белой вороной в фантастике и совершенно неправильно ассоциируются с магическим реализмом — и тут ты скидываешь статью, где для Борхеса нашлось именно то место, которое он заслуживает в пантеоне фантастов.

это было крайне полезное чтение

   Сообщение № 46. 1.4.2021, 16:47, Весёлая пишет:
Весёлая ( Offline )
мимо проходила

*
Лорд Хаоса
Сообщений: 3809
профиль

Репутация: 1185
Цитата(Dax)
Про отход от классической структуры сюжета.
Свернутый текст

Это взято из вот этого паблика - https://vk.com/forwriters.
Там есть визуальный расклад по актам применительно к известным фильмам


А картинка и расклад по фильмам взяты пабликом из "Истории на миллион долларов" Роберта Макки)

Что касается самой "Истории..." то да, там хватает полезных советов для авторов. И хоть книга написана для сценаристов, начинающие писатели тоже почерпнут для себя много ценного.

   Сообщение № 47. 12.4.2021, 09:34, Dax пишет:
Dax ( Offline )
Cpt.

*
Творец
Сообщений: 7516
профиль

Репутация: 1782
Переношу по месту, где это может быть востребовано.

Пишет Алексей Жарков, он же кэп с Квазара, по итогам работы со своей подсудной группой на НФ2021 (этап проф жюри).
https://m.vk.com/wall-118923680_3449

   Сообщение № 48. 12.4.2021, 14:33, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2014
профиль

Репутация: 526
Цитата(Dax)
Пишет Алексей Жарков, он же кэп с Квазара, по итогам работы со своей подсудной группой на НФ2021 (этап проф жюри).

Жарков стегает новичков плеткой, требуя не писать рассказы ради завязки, но и знать заранее, чем рассказ закончится, прежде чем приступать к тексту)). Кажется, Чехов говорил, что начинает написание своих рассказов с последнего предложения.

Говорит Жарков дело, но лично я раз пять бился об этим грабли, пока не дошло. И то до сих пор не уверен, что дошло.

   Сообщение № 49. 27.5.2021, 16:12, ТехнОкраТ пишет:
ТехнОкраТ ( Offline )
Живой Осциллограф

*
Творец
Сообщений: 9244
профиль

Репутация: 1650
Небольшая подборочка материалов о художественной литературе, которую на мировых рынках обычно помечают тегом "ЛитРПГ". Есть мнение, что так делать далеко не всегда хорошо.

Научная литература:
1) Солопина Г.А. и Абрамова Е.М.: ["История возникновения и развития литРПГ"] (2020)
Очень познавательная работа, упоминающая и описывающая много примеров художественных произведений, строящих свой мир с заметной опорой на видеоигры. Обзор охватывает основные вехи развития жанра на протяжении десятилетий и отсылает к не менее любопытной для ознакомления литературе.

Блоги:
1) (англ.) Ричард Хаммель: ["Gamelit VS LitRPG: Why is there a difference?"] (2019).
В этой статье автор подчёркивает необходимость разграничения понятий "ЛитРПГ" (LitRPG) и "ИгроЛит" (GameLit), основываясь на том, что под меткой "ЛитРПГ" можно встретить слишком разношёрстную литературу, а у некоторых читателей уже сформировались некоторые ожидания в отношении того, что хотят видеть под этой меткой. Автор приводит различные подходы к трактовке жанра ЛитРПГ, выделяет общие черты и формулирует четыре признака, которые отделяют историю в жанре ЛитРПГ от других историй в жанре ИгроЛита:
1. Онлайн (игрок заходит в игру с помощью технологии)
2. Линейное развитие (игрок получает статы, умения и навыки через игровые механики)
3. Игрок должен отыгрывать роль (РПГ)
4. Аспекты реального мира всё ещё присутствуют (это необходимо для п.3)

2) (англ.) Блог "LitRPGReviews": ["Defining LitRPG"] (2017).
В этой статье автор даёт своё определение жанра ЛитРПГ внутри общего жанра ИгроЛит, так же опираясь на обилие разнообразной литературы на рынке, помеченной одинаково и в то же время не отвечающей сформировавшимся ожиданиям читателей. Последнее, а также несколько разных определений ЛитРПГ и является основой для рассуждений автора, в которых пытается определить границы поджанра, рассматривая следующие вопросы:
- Почему кто-то это читает.
- Насколько это РПГ.
- Чрезмерное использование статов.
- Время в виртуальном/альтернативном мире (отмечается связь элементов реального мира и элементов виртуального).
- Отдельность игрового мира от реального для персонажей (в контексте двухмировой проблемы: персонажи должны объяснить для себя своё текущее положение с позиции мира, откуда они происходит, и мира, в котором действуют).
- Метанарративные комментарии (персонажи знают о том, что они игровые)
Автор выражает надежду, что термины "Мягкое ЛитРПГ", "Лёгкое ЛитРПГ" и "ИгроЛит" приживутся и помогут согласовывать на рынке описание произведения с ожиданиями читателя.

3) (англ.) Блог "LitRPGReviews": [Genres within GameLit/LitRPG].
В этой статье автор подходит к выделению и описанию традиционных направлений в ЛитРПГ, опираясь на примеры популярных произведений.
В частности, автор обозначает разделение ЛитРПГ на:
- "Жёсткая" (Crunchy / Hard) и "Мягкая" (Creamy / Soft) (подразумевается в первом случае упор на считывание читателем статов с целью их подсчёта. Например, как элемент интеллектуальной гонки с героем, разрабатывающим выигрышную стратегию. Второй случай — противоположность первому, заключающаяся в том, что читателю неоткуда черпать точную числовую информацию о статах и не на чем делать численные расчёты)
- Стандартное американское приключенческое
- Стандартное русское приключенческое
- Стандартное японское приключенческое
- Корейское приключенческое
- "Dungeon Core" (Сюжет построен вокруг подземелья и задач, связанных с его зачисткой)
- "Monster" (Близкая к Dungeon Core разновидность, в которой монстр получает новый уровень познавательной способности)
- НФ
- Нисповержение/Пародия
- Настольная ЛитРПГ (механики опираются на знакомые по настольным играм нежели по клонам ВоВа)
- Апокалиптические романы (фактически, это персонажи-попаданцы в альтернативный мир)
- Гаремы
- Супергерои
- Шутеры от первого лица
- Бог / Повелитель Подземелья (история рассказывается от лица, решающего те же задачи, что и игрок в Black & White, Dungeon Master и подобных играх)
- Эротика

ЗЫ: Вообще может быть интересно полистать материалы блога LitRPGReviews.
Автор утверждает, что его мотивировало обилие ничего не говорящих о произведениях оценок и отзывов на сайтах магазинов, где продавались книги-ЛитРПГ. Благодаря его обзорам, а также дополнительным материалам блога можно незаметно лишиться стереотипа, что ЛитРПГ — это низкокачественная литература. Суть в том, что многие проблемы этих произведений, ассоциируемые в Интернетах с их жанром, к жанру на самом деле ни имеют никакого отношения, зато имеют к: незнанию авторами важных вещей в драматургии, недостаточному владению языком, непониманию поднимаемых тем, неумению работать с персонажами, сюжетом и миром, непридаванию значения ключевым особенностям жанра, бездумному применению фишечек других произведений в своём... иными словами, к умению хорошо рассказывать истории в сознательно выбранном жанре.
Особенно доставляет вот эта: [Mechanics without Story]. В ней он описывает основные элементы истории, делает, казалось бы, очевидное замечание, что если история проседает по какому-то из них, то должна это восполнять в другом, а затем обрушивается с критикой на ряд обитателей книжных полок, где игровые механики завезли, а про историю забыли.

   Сообщение № 50. 30.5.2021, 18:36, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2014
профиль

Репутация: 526
Цитата(ТехнОкраТ)
1) Солопина Г.А. и Абрамова Е.М.: ["История возникновения и развития литРПГ"] (2020)


Я на выходных глянул этот текст. Там автор статьи говорит, что первый литРПГ контент был опубликован в 2007 году, хотя на википедии написано, что ранобе «Мастер меча Онлайн» вышла еще в 2002. При этом, по данным этой статьи «Мастер меча Онлайн» вышел не в 2002, а аж в 2009. Тут одно из двух: либо на Википедии ошибка (что часто бывает) либо автор пишет какую-то дичь (что на киберленинке бывает еще чаще).

Я помню, ты говорил во флудилке пролета, что у тебя есть претензии к этому тексту. У меня они тоже возникли. Я когда прочел, что Пелевин со своими рассказом по мотивам игры Принц Персии является предтечьем ЛитРПГ в России, то просто выпал. Ну при чем тут Принц Персии и ЛитРПГ? РПГ составляющая появилась раньше, чем компьютерные игры — как минимум в 70-х из настольной игры днд. Ролевой отыгрыш для компьютерных игр является заимствованием извне. Поэтому нельзя так просто приплетать Принца Персии к ЛитРПГ. Не все то, что про комьпютерные игры является ЛитРПГ, иначе приедтся считать, что детских роман Дмитрия Емеца «Месть Компьютера» и «Прозрачные витражи» Лукьяненко это у нас тоже предтечье ЛитРПГ. Просто бред.

   Сообщение № 51. 30.5.2021, 20:38, ТехнОкраТ пишет:
ТехнОкраТ ( Offline )
Живой Осциллограф

*
Творец
Сообщений: 9244
профиль

Репутация: 1650
Цитата(Fun)
Там автор статьи говорит, что первый литРПГ контент был опубликован в 2007 году, хотя на википедии написано, что ранобе «Мастер меча Онлайн» вышла еще в 2002. При этом, по данным этой статьи «Мастер меча Онлайн» вышел не в 2002, а аж в 2009. Тут одно из двух: либо на Википедии ошибка (что часто бывает) либо автор пишет какую-то дичь (что на киберленинке бывает еще чаще).

В защиту авторов можно сказать, что в статье отмечаются обе даты :) С 2002-го года ранобэ публиковалось в сети от имени Фумио Конори (псевдонима Рэки Кавахары), а под именем автора — в печатном виде уже с 2009-го. И Википедия (и не стыдно нам её упоминать... ::D: ), кстати, говорит, что автор удалил свои веб-романы перед печатным переизданием первого романа SAO в 2009-м. То есть на самом деле в этом отношении противоречия между статьёй и Вики нет.

А главная претензия у меня точно та же, да — меня не удовлетворил подход авторов подразумевать под ЛитРПГ всю литературу, где виртуальный/игровой мир лежит в основе произведения.
Сначала я хотел эту претензию пихнуть в отзыв, но передумал, поскольку вижу, что корень её лежит в желании утвердить терминологию, опираясь только на своё видение прекрасного и крепнущую в душе уверенность в себе, когда вижу на просторах Сети мнения, совпадающие с моим или очень близкие к нему. Авторы же в своём исследовании опирались, так думаю, на распространённую практику магазинов и издательств (как отечественных, так и зарубежных) помечать жанром ЛитРПГ очень широкий спектр художественной литературы, что привело к большому количеству разнообразных определений термина ЛитРПГ среди исследователей, о чём авторы очень немногословно пишут в начале статьи. Это большое количество определений становится почвой для выделения общих черт, которые и выступают ориентирами для попытки найти истоки жанра.
То есть несмотря на кажущееся сходство в предмете обсуждения, по сути, лично для меня эта претензия — выражение конфликта между "тем, что есть" и "тем, что хочу, чтобы было".

А тем временем, из-за "того, что есть" можно наблюдать большое количество распространённых уже у читателей трактовок одних и тех же слов в разных уголках Интернета, причём не только русскоязычного, но и зарубежного. Так, например, есть [тема на реддите] (англ.), где пользователи ассоциируют РПГ в названии жанра с игровыми механиками, а не с отыгрышем роли (точнее, отождествляют одно с другим, полагая, что если нет явно заданных механик, то это не ЛитРПГ, а ИгроЛит). Это тоже аудитория со своими ожиданиями и вкусами, но из-за смешивания её с другими аудиториями, проявляющими интерес к игровой литературе, нередко получается, что кто-то огорчится, почувствовав себя обманутым, поскольку, например, вместо истории с трёхчастным миром (воображаемый + виртуальный + реальный, непрерывно взаимодействующие через персонажа, который отыгрывает роль) увидит историю про попаданца в игру, про одушевившихся персонажей в игре, а то и нечто, что воспримет, как халтуру, где автор-архитектор выгрузил на читателя побольше статов, логов и анкет из черновиков.

Вижу конструктивный выход из этой ситуации только один: недовольные такой неразберихой читатели научатся писать сами и создадут новое поколение шедевров. Каждый хорошо написанный роман, которому удастся сорвать банк многомиллионной аудитории, создаст в сознании и читателей, и издателей ассоциативную связь вроде: "РПГ в названии — это вот это" или "<название поджанра> выглядит как-то так". И волна подражателей закрепит её :)
Впрочем, эта мечта строится на представлении о жанрах, как эквивалентах полок в магазине, то есть были бы только претендующие на массовый спрос издания, а жанры тогда "подкорректируют" в соответствии с ожиданиями читателей.

   Сообщение № 52. 31.5.2021, 00:37, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2014
профиль

Репутация: 526
Цитата(ТехнОкраТ)
То есть несмотря на кажущееся сходство в предмете обсуждения, по сути, лично для меня эта претензия — выражение конфликта между "тем, что есть" и "тем, что хочу, чтобы было".


Дельная мысль. Но если у нас с тобой синхронно одна и та же мысль про разедение ЛитРПГ и игролита в целом возникла, разве это не означает, что правда на нашей стороне? Тем более, что в одной из других приведенных тобой статей был общий термин gamelit.

Цитата(ТехнОкраТ)
где пользователи ассоциируют РПГ в названии жанра с игровыми механиками, а не с отыгрышем роли


Я долго думал, и понял, что вот эта концепция отыгрыша роли куда сложнее, чем кажется. В ней вся суть и ее не так то просто описать словами. Что это такое и с чем его едят.



   Сообщение № 53. 31.5.2021, 16:23, ТехнОкраТ пишет:
ТехнОкраТ ( Offline )
Живой Осциллограф

*
Творец
Сообщений: 9244
профиль

Репутация: 1650
Цитата(Fun)
Но если у нас с тобой синхронно одна и та же мысль про разедение ЛитРПГ и игролита в целом возникла, разве это не означает, что правда на нашей стороне? Тем более, что в одной из других приведенных тобой статей был общий термин gamelit.

Думаю, что правда занимает здесь все стороны сразу: издатели придумали и продвигают термин ЛитРПГ так, что он в итоге ассоциируется не только с РПГ (например, [страница Эксмо], где, по описаниям, складывается ощущение, что ЛитРПГ может считаться история про попаданца в другой мир, а приём встраивания информационных сообщений в текст назван ключевой особенностью), авторы, пытаясь пристроить своё творчество, стараются дать свои обобщающие определения термину, исследователи пытаются обобщить обобщения и выявить общие черты, чтобы исследовать от общего к частному, а читатели просто ждут хорошую литературу и надеются, что разбивка по жанрам поможет им найти конфетку :)
Может быть интереснее другой вопрос: нравится ли нам такая правда и что именно делать, чтобы её изменить к лучшему?
Цитата(Fun)
Я долго думал, и понял, что вот эта концепция отыгрыша роли куда сложнее, чем кажется. В ней вся суть и ее не так то просто описать словами. Что это такое и с чем его едят.

Во-во. И при этом от неё было бы неправильно отходить, потому что, во-первых, указание на неё лежит в самом названии жанра, а, во-вторых, отыгрыш роли неразрывно связан с игровыми механиками как части целого.
Чуть разверну эту мысль с помощью картинки.
Присоединённое изображение

Ролевую игру можно представить как взамодействие Игрока и Гейммастера (ГМ), результатом которого становится игровой процесс — события, связанные друг с другом общим для Игрока и Гейммастера смыслом, существующим в рамках игры. Почему имнно в таком ракурсе представление — потому что исхожу из того, что игровой процесс является и целью, и ценностью ролевой игры, а качество игрового процесса постоянно оценивается Игроком и Гейммастером и влияет на их интерес к игре. Упрощённая схема выглядит следующим образом:
1. Игрок создаёт персонажа на основе предложенных Гейммастером механик (новую личность? :kz: ).
2. Гейммастер задаёт игровую ситуацию и предлагает Игроку некоторую свободу действий (черная стрелка от ГМа на Игровой процесс и синяя — от Игрового процесса к Игроку).
3. Игрок примеряет на себя роль созданного персонажа, то есть рассматривает игровую ситуацию, используя мировосприятие, систему ценностей, черты характера и всё такое именно этого персонажа, а не свои (синяя стрелка от оболочки Игрока в оболочку Роли)
4. Игрок принимает решения в соответствии с Ролью и согласует принятые решения с доступными игровыми механиками (синяя стрелка от оболочки Роли к оболочке Механик)
5. Используемые Игроком механики — это сигнал для Гейммастера о том, что игровой процесс продолжается (чёрная стрелка от оболочки Механик к Гейммастеру)
6. Гейммастер развивает игровую ситуацию или создаёт новую, поддерживая тем самым процесс, провоцируя шаги 3-6.

Некоторые функции Гейммастера можно заменить автоматикой, что и делают многие видеоигры — вместо человека партию ведёт машина.
Естественно, Игрок может обмануть Гейммастера и эксплуатировать игровые механики, не примеряя на себя никакую Роль, полагая, что эта часть процесса противоестественна и ведёт в сумасшедший дом, где томятся люди с раздвоениями личности :%): Неоднократно встречал на просторах Интернетов именно такое мнение, и, что забавно, это были тоже игроки в ролевые игры, притом часть из них так же проявляла интерес к ЛитРПГ. То есть и это тоже аудитория, и она как раз очень близка к тем, кто отождествляет игровые механики с отыгрышем.

На мой взгляд, такой подход лишает самого Игрока боброй половины удовольствия от ролевой игры. Более того, такой подход ограничивает Игрока во взаимодействии с другими Игроками в рамках одной ролевой игры, поскольку, исключая отыгрыш как необходимое условие игрового процесса, Игрок сталкивается с неадекватной, с его точки зрения, реакцией других Игроков на раздражители. То же верно и для ситуации, когда Игрок с отыгрышем заваливается в компанию Игроков, которые отрицают отыгрыш как неотъемлемую часть игры.

Зато когда Игроки-с-отыгрышем собираются вместе, игровой процесс можно упрощённо представить уже так:

Присоединённое изображение

Да, порой мне просто нравится рисовать схемки :mrgreen:
Зато отсюда видно, что часть целевой аудитории ЛитРПГ может ждать от содержания произведения.
Игроки 1-4 - принадлежат общему для них реальному миру, и у каждого из Игроков свой собственный "воображаемый" внутренний мир, где, опираясь на собственный опыт, могут в качестве упражнения моделировать других людей (Роли 1-4). ГМ с помощью Механик создаёт Игрокам виртуальный мир, общий для всех и не существующий нигде за пределами игры (это и пытается символизировать подкрашенная одним с ГМом цветом область Механик у каждого игрока). Игроки не изолированы в виртуальном мире, поскольку принимают виртуальный мир как новый уровень собственного внутреннего мира, на который могут переходить из реального/воображаемого и из которого могут выходить по своему желанию.

А ещё отсюда видно, что может ЛитРПГ "из коробки" дать такого, на что принципиально неспособны попаданцы в игровые миры или приключенцы в мире-с-нескрываемыми-игровыми-механиками.
Много Ролей на одного Игрока!
изображение


Присоединённое изображение

Настолки и многие компьютерные ролевые многопользовательские игры предлагают возможность заведения нескольких персонажей, возможность переключаться между ними, а то и даже играть несколькими одновременно. Человек с опытом отыгрыша может переключаться между ролями, как актёр в театре, и это будет отражаться на использовании им игровых механик. А ГМу так вообще порой приходится рулить всеми неписями ::D:

Думаю, что от принятия концепции отыгрыша форма ЛитРПГ не может пострадать, поскольку вижу ключевую особенность жанра не в статах и информационных сообщениях (ничто не мешает заменять их привычным повествованием, сосредотачивая внимание читателя на том, что важным считает автор), а на действиях Игроков, отыгрывающих Роли.
Однако, принятие концепции отыгрыша значительно усложняет создание произведения, поскольку требует от автора понимания игрового процесса и со стороны Игрока, и со стороны Гейммастера, и игры как целого, а также места игрового процесса в жизни Игрока как персонажа художественного произведения. Не говоря о том, что для создания виртуального мира требуется опыт геймдизайнера, хотя бы доводившего до конца работу над диздоком; и что в произведении появляется на один мир больше, и этот мир нужно связать с уже имеющимся (который может быть и реалистичным, и фэнтезийным, и научно-фантастическим), чтобы у читателя не возникало чувства, будто в произведении много лишнего.
Иными словами, основываясь на таком подходе, автор проделает работы на две и больше книг, а результатом станет одна. Неминуемо встаёт вопрос: а стоит ли вложение трудов того? :kz:

И да, почти всё это — махровое ИМХО :%):

ЗЫ: Что любопытно: в числе пионеров жанра ЛитРПГ часто называют "Легендарного лунного скульптора", а это произведение, где есть некоторый отыгрыш ГГ роли (хотя роль эта связана не с игрой, поэтому вряд ли можно считать это большим, чем обычное двуличие), а также взаимосвязь между реальным миром и виртуальным, то есть никакого попаданчества: ГГ нужно пить и есть, он проявляет внимание к близким, пытается устраивать личную жизнь. По сюжету (который, кстати, не дочитал, позор моей микросхеме :kz: ), ГГ в реальном мире встречает проблемы и находит их решение в продаже за реальные деньги виртуальных ценностей, и перед тем, как приступить к их добыче в виртуальном мире, он тренируется и готовится в реальном мире, чтобы поднять свою эффективность. В виртуальном же мире ГГ скрывает свою жадность и проблемные черты характера, прикидываясь хорошим парнем — и это важно для многих юмористических ситуаций, которые в произведении строятся на несоответствии между тем, кто ГГ на самом деле, и тем, за кого себя выдаёт, между мотивами ГГ и его действиями, а также наградой за успех. Более того, поведение ГГ в отношении других игроков поднимает тему душевного исцеления человека через анонимное общение с другим анонимом — и связанные с этой темой идеи находят своё воплощение в судьбах второстепенных персонажей, которые справляются со своими страхами в реальном мире или находят новые смыслы там, где не видели раньше.

   Сообщение № 54. 5.6.2021, 00:01, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2014
профиль

Репутация: 526
Интересно ты завернул в сторону аналитики игровых механик.

Я пока думал над ответом неделю, все мысли растерял.

Короче.

Мне кажется уместным завернуть вопрос ролевого отыгрыша прочь от игровых механик в сторону психологии. Капнуть еще глупше.

Например, сюжет, в котором герой перемещается в прошлое имея опыт себя-настоящего — популярный сюжет исекаев, хнетая и попаданческой литературы. И одновременно — это в целом популярная фантазия людей. Очень многие люди, фантазируют о путешествии в прошлое со знаниями себя-текущего, не имея не малейших представлений об эксплуатирующих этот мотив жанрах. Это тоже ролевой шаблон.

А еще есть ролевики — люди, что фантазируют себя героями фентези и просто рыцарями со времен романов Толкиена.
А еще есть паппиплееры, садо-мазо и т.п. — люди, которые спасаются от тягот жизни в необычных секс- и просто фрик-ролях.

Отыгрыш роли — очень важный и глубокий аспект человеческой культуры. Я считаю, что начинать исследования ЛитРПГ надо с ситуации наводнения культуры второй половины 20-го века эскапизаторскими ролевыми шаблонами. Когда фантазии в духе «я перемещуюсь в прошлое со знаниями себя текущего» начали монетизировать. Человечество всегда отыгрывало роли, но массовая культура и общество потребления в стремлении поднять бабла-ака-три-топора, начало создавать ролевые шаблоны для эскапизма потребителей. На основе этих шаблонов появились и настолки типа ДНД, и РПГ-игры и РПГ-литература и много-много чего другого. Вот эти новые ролевые модели 20-го века — то самое общее звено, что объединяет игры с литературой в поросе ЛитРПГ. Это первопричина.

Так я это вижу в теории. Но это надо доказать. Чего я делать не буду.


   Сообщение № 55. 6.6.2021, 20:41, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2014
профиль

Репутация: 526
Наконец-то сел почитать статьи про ЛитРПГ.

Цитата(ТехнОкраТ)
1) (англ.) Ричард Хаммель: ["Gamelit VS LitRPG: Why is there a difference?"] (2019).


Прикольно. В этой статье говорится, что то, что в аниме называют исекаями, в литературе зовется портал-фикшн — типа героя словно порталом переносит в иной мир. Полауется, портал-фикшн — английский вариант термина «попаданцы»?))

Добавлено через 9 мин. 18 с.

ахринеть, а во второй статье говорится, что Россия — страна, где ЛитРПГ больше все распространено. Мы что, самая ЛитРПГшная страна в мире????

видео, где это говорится

   Сообщение № 56. 6.6.2021, 23:06, Dax пишет:
Dax ( Offline )
Cpt.

*
Творец
Сообщений: 7516
профиль

Репутация: 1782
Я тут малясь всунусь
https://yandex.ru/company/researches/2021/local-words
Вдруг кому будет интересно.

   Сообщение № 57. 15.8.2021, 20:43, ТехнОкраТ пишет:
ТехнОкраТ ( Offline )
Живой Осциллограф

*
Творец
Сообщений: 9244
профиль

Репутация: 1650
(англ.) [John Truby — The Anatomy of Story: 22 Steps to Becoming a Master Storyteller] (2008)
Название, как обычно, обещает гораздо больше, чем человек сможет, поработав с книгой :%): А так-то это тоже из разряда коучинг-литературы.
Вроде бы бывает в переводе — с чуть более скромным названием:
[Джон Труби — Анатомия истории: 22 шага к созданию успешного сценария]

Книга ориентирована в первую очередь на сценаристов, но на самом деле много кому может показаться любопытной. В ней подробно рассказывается о методе, который ставит главной целью создать произведение, где все элементы истории (мир, персонажи, конфликты, сюжет) связаны между собой, а также с темами, идеями и символами. Одна из основных мыслей состоит в том, что каждый элемент (например, персонаж) определяется в глазах читателя/зрителя теми, с кем связан (т.е. другими персонажами, например), — и такое нужно отлаживать задолго до того, как начал создаваться текст. Этот метод проще всего, наверное, охарактеризовать как "сверху вниз": работа идёт сначала от упрощённой формы истории (в виде содержащего всю её суть одного предложения) к ведущему принципу (по которому будет строиться история), к определению ключевых персонажей и конфликтов, к определению главной последовательности событий и диапазона возможных перемен в персонажах; затем от семи-шагового шаблона структуры истории (который может неоднократно воспроизводиться в разных масштабах на протяжении повествования) — к разработке сети персонажей, связанных конфликтами по разным признакам; затем от темы, идеи и жанра — к разработке мира как арены, на которой по системе ясных для читателя/зрителя правил состязаются персонажи, утверждая тем самым идеи; от сети символов — к разработке органичного сюжета и подсюжетов; от разработки произведения на уровне связанных сцен — к конструированию самих сцен и разработке диалогов. Так же приводятся примеры обратной разработки с оглядкой на этот метод многих интересных произведений: от "Вишнёвого сада" А.П. Чехова и старенького х/ф "Головокружение" (и кратких взглядов на шедевры вроде х/ф "Несколько хороших парней" с Томом Крузом, Деми Мур и Джеком Николсоном) до "Звёздных войн", "Крёстного отца", "Тутси" и "Гарри Поттера".

При таком подходе от начала работы над произведением до начала работы непосредственно над текстом могут пройти недели и даже месяцы. Однако, этот подход может быть привлекателен для тех авторов, которые тяготеют к созданию сложных историй, открывающихся перед читателями по-новому с каждым следующим прочтением. Книга может стать полезным руководством для тех, кто уже самостоятельно пришли к такому подходу и хотели бы формализовать работу с ним для более эффективного расходования времени, а также для тех, кто ещё только на пути к изобретению велосипеда (и хотят убедиться, что их кукуха на месте, что такой метод действительно есть и применяется :kz: ) или просто пытаются понять, чего там творится в голове у людей, которые вместо того, чтобы текст писать, вбухивают горы дней в какие-то графы, схемки, карточки, неоднократно что-то перечёркивают, выкидывают, бранятся и рисуют по новой, хотя, казалось бы, какой в этом смысл, если текста ещё нет ни строчки, а в ответ на предложение засесть за написание вообще следует испепеляющий гневный взгляд :%):

   Сообщение № 58. 18.9.2021, 16:35, Ichirou Irabu пишет:
Ichirou Irabu ( Offline )
синий таракан



Исчадье Ада
Сообщений: 2133
профиль

Репутация: 281
Ну, я статьи про литературу пишу чаще, чем саму литературу... Я как-то больше теоретик, чем практик :kz: Еще бы собрать все это в какое-то одно место...

   Сообщение № 59. 12.10.2021, 16:43, Евлампия пишет:
Евлампия ( Offline )
Электрофея

*
Мастер Слова
Сообщений: 2218
профиль

Репутация: 472
Всем здрасти.
У меня вопрос. Вдруг кто-то знает.
Существуют ли книги по художественной аксиологии, можно и учебники, но такие, чтобы мозг не взрывался на третьей странице.
А вообще хотелось бы что-нибудь понятное и желательно читабельное, но это не обязательно, так то я всё могу читать.
Уровень примерно как для студента прошедшего курс, но из того, что там было не помнящего примерно ничего.
Буду очень признательна за совет.

   Сообщение № 60. 13.10.2021, 12:37, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4282
профиль

Репутация: 746
Евлампия
На русском на тему целеполагания - из того, что вспомнил сейчас - было у Станислава Лема в "Фантастике и футорологии". Хотя там отдельной главы по аксиологии нет, а все это размазано в рассуждениях автора в нескольких главах первого тома.
Попробуйте почитать, двухтомник сам по себе замечательный.

0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей);
« Предыдущая тема | Скрипторий | Следующая тема »

Яндекс.Метрика