RPG-ZONE
Новости Форумы Путеводитель FAQ (RPG) Библиотека «Пролёт Фантазии» «Штрихи Пролёта» Дайсы
>  Список форумов · Внутренний город · Форумы Арт-пространства «Понедельник» · Скрипторий Здравствуй, Гость (Вход · Регистрация)
Страницы: (3) [1] 2 3  Открыть все 
 Ответ
 Новая тема
 Опрос

> Литература о литературе, сборник ссылок на тексты о литературе
   Сообщение № 1. 16.3.2021, 00:05, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2013
профиль

Репутация: 523
Привет!

Я знаю, что многие авторы интересуются не только художественной литературой, но также историей литературы, теорией ее создания и прочими аспектами текстового мира.

В этой теме я решил собрать различный контент, посвященный литературе: тому, как пишутся книги, как они изучаются и как продаются. Для удобства я разделил контент данной темы на следующие категории:

Крупная научная литература
Научноп и коучинг литература
Научные статьи, публицистика, блоги
Окололитературный контент (видео, подкасты и т.п.)


На каждый пункт я постараюсь привести рецензию (собственную или мнение какого-либо иного реального человека). Если рецензии нет — на месте рецензии будет стоять прочерк.

К сожалению, у меня недостаточно знаний, чтобы сложить некую иерархию накопленных текстов, поэтому данный список является скорее таким себе хабом — местом скидывания материалов на одну тему с субъективными отзывами. Собственно, тема создается именно с целью уточнять и расширять данный хаб.

Итак, начнем.

Крупная научная литература
Свернутый текст
Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика
Отзыв: Данную книгу я больше смотрел, чем читал. Это сборник научных статей, привязанных к конкретным русскими писателям (подробнее см. в оглавлении, ). Лично мне рекомендовали эту книгу, так как в ней есть разбор романа Набокова «Дар» — возможно, самого известного русского романа писателя о писательстве.

М.М.Бахтин. Формы времени и хронотопа в романе
Отзыв: Это самая известная книга по теории литературы в мире русской филологии. В начале 20-го века Михаил Бахтин под влиянием обсуждаемой в то время теории пространственно-временной зависимости Эйнштейна вывел по аналогии концепцию отношений пространства и времени — но в литературе. И назвал ее «хоронтопом». Хронотоп — это представление о том, что в каждом тексте есть свое отношение пространства и времени. Всю книгу целиком читать не рекомендую — только вступление, заключение и раздел про греческие романы (и то только потому, что уж больно греческие романы похожи на современную приключенческую литературу).

М.М. Бахтин. О полифонии романов Достоевского
Отзыв: Полифония — еще один фундаментальный термин для русской филологии. В нач. 20-го века Бахтин обратил внимание ученых на то, что в произведениях Достоевского имеется не один, а сразу несколько главных героев. Если очень огрубить, то полифония — это когда сразу несколько персонажей в тексте борются за место главного героя. Считается, что с Достоевского в принципе начинается полифония в мировой литературе. Читать текст целиком не рекомендую, только начало и вывод. Этого для развернутого понимания концепции полифонии достаточно.

Борис Успенский. Поэтика композиции
Отзыв: Читал выборочно по учебе. Успенский занимается проблемами точек зрения в произведении. Грубо говоря, изучает то, кто именно рассказывает историю в тексте. Рекомендую читать эту работу только после знакомства с более популярными и проще изложенными статьями Ролана Барта и Мишеля Фуко на схожую тему (см. раздел со статьями), а также хотя бы диагональным знакомством с понятием «полифония».

Елена Ковтун. Сайт со статьями
Отзыв: Ковтун является родоначальником фантастоведения в России. Это человек, на котором во многом сходятся все пути теории фантастической литературы. Читал ряд ее статей, мне показались они полезными.

(2001) Скоропанова. И.С. - Русская постмодернистская литература: Учеб. пособие.
Отзыв ТехнОкраТ: Книга подробно рассказывает о том, что такое постмодернизм, показывая его историческое развитие с опорой на соответствующее развитие философской мысли. Уже поверхностного чтения одного введения (подробно останавливающегося на важнейших для понимания предмета понятиях постструктурализма, деконструкции, симулякра, психоанализа, текста и пр., связанных с трудами Дерриды, Делеза, Барта, Лиотара, Хассана и др.) достаточно, чтобы словить культурный шок от озарения, что зачастую постмодернизмом называют и пытаются оправдать то, что постмодернизмом может и не быть (а быть, например, китчем).
Отзыв Fun: «Русская постмодернистская литература». Это один из первых больших учебников на тему пм, но один из самых мною нелюбимых. Скоропанова там называет постмодернизмом и Пелевина, И Ерофеева, и Пригова и чуть ли не Бродского, и делает каких-то штук пять непонятных классификаций пм. Короче, весьма спорный текст.

В.Я. Пропп — Морфология сказки
Отзыв Боб: Тут я, собственно, могу рекомендовать, потому что читал, впечатлен и все такое.


Научноп и коучинг литература
Свернутый текст
Борис Акунин. Как написать Хороший текст. Главные лекции
Отзыв: Читал выборочно и бросил. В книге представлен ряд не связанных с Акуниным и (на мой субъективный взгляд не очень полезных) статей о литературе, а также статья Акунина о том, как он подготавливает материал перед написанием книги. К прочтению не рекомендую. Хотя сама статья Акунина интересная и показывает, сколько нужно готовится к работе даже при написании детектива.

Стивен Кинг. Как писать книги
Отзывы
Отзыв: Прочел чуть меньше половины и бросил, потому что так и не дочитал до непосредственно обучающего материала о том, как писать книги. Текст больше вдохновляющий, чем учебный.

Отзыв krikskrik: Книга делится на две части. Первая – автобиография Кинга, и в ней нет ничего интересного. Вторая же часть книги –советы. Не сказать, что их много, но я, вроде как, все их выписал.
Кинг считает, что писатель должен обладать тремя вещами:
1) Словарь
2) Грамматика (советует по минимуму использовать пассивный залог, дробить сложные предложения, быть аккуратнее с наречиями, научиться пользоваться абзацами (чувствовать ритм))
3) Постоянная практика
Из советов: много читать (как хорошую литературу, так и не очень, чтобы понимать, как не стоит делать). Много писать (взять за правило какой-либо объем и выполнять его каждый день).
Кинг делит литературное произведение на три части:
1) Повествование, которое передвигает действие из точки А в точку Б и т.д до конца
2) Описание, составляющее чувственно-реальный мир для читателя
3) Живые диалоги
Кинг пишет, что все сюжеты, которые он придумывал, во время написания сильно видоизменялись, поэтому стоит дать истории развиваться самой.
Также он советует переписывать произведение минимум пару раз. После написания дать произведению вылежаться, а потом же сесть за корректировку (несоответствия, опечатки, мотивация). Кинг советует пользоваться формулой: Второй вариант = Первый вариант – 10% (из разряда того, что всегда есть что сократить и это только на пользу).
Вроде, основное перечислил. Если что, у меня она есть в цифровом формате могу скинуть.

Максим Ильяхов. Пиши, сокращай.
Отзыв: данная книга по сути не связана с писательским ремеслом, но прочел ее по ошибке в силу ее популярности. В книге представлены базовые знания о том, как работать копирайтером и в других смежных текстовых профессиях.

(англ.) Shawn Coyne — The Story Grid: What Good Editors Know (2015)
Отзыв ТехнОкраТ: Автор книги — опытный редактор, утверждающий, что в наше время писателям жанровой литературы будет лучше, если научатся быть сами себе редакторами, способными анализировать свою историю, задавать себе вопросы и выявлять проблемные места, а также ориентироваться в том, как эти проблемы решать. Автор рассматривает характерные особенности и закономерности жанров, а также предлагает инструмент для самостоятельного анализа своего творчества, который подробно рассматривает сначала в общем, а затем — на конкретном примере книги "Молчание ягнят".

(англ.) Craig Batty — Movies That Move Us. Screenwriting and the Power of the Protagonist's Journey (2011)
Отзыв ТехнОкраТ: Автор этой книги уделяет большое внимание тому, как мономиф воспринимается и на уровне физических событий, и на уровне психологических, которые с эмоциями переживает зритель/читатель, наблюдая за преображением героя. Рассматривается сопоставление разметок Путешествия Героя Кристофером Воглером и Джозефом Кэмпбеллом, которое затем переопределяется в широко известную в интернетах двенадцатиступенчатую модель. Наверное, уже ради этого начинающему писателю стоит ознакомиться с первой половиной книги (ну и вторая, где приводятся примеры взгляда на истории через призму мономифа, тоже не будет лишней).

(англ.) John Gardner — The Art of Fiction. Notes on Craft for Young Writers (1991)
Отзыв ТехнОкраТ: Автор делится с начинающими писателями своим взглядом на то, какой может быть художественная литература как искусство, а также даёт полезные советы по ремеслу, касающиеся исполнения обещаний, создания персонажей, разработки сюжета, работы с рассказчиком и многим другим. Упор в основном, конечно, на английский язык, но суть мыслей можно перенести и на тот язык, на котором хотел бы творить читатель. Кроме того, книгу можно рассматривать как своеобразную прививку от популярных нынче курсов, где объясняют "правила" того, как нужно подходить к созданию произведений, какой схеме сюжета следовать, каким должен быть стиль и какие слова нужно выкидывать.

(англ.) James Frey — How to Write a Damn Good Mystery: A Practical Step-by-Step Guide from Inspiration to Finished Manuscript. (2004)
Отзыв ТехнОкраТ: Целевая аудитория книги — начинающие писатели. У этой книжки есть переводная версия, называется "Как написать гениальный детектив". Автор в ней сам отмечает, что несмотря на завлекающее название, не научит писать гениальные детективы. Однако, чтение книги может подарить просветление на тему того, чем отличаются детективы от произведений, которые лишь заимствуют их элементы; как может выглядеть процесс создания детективной истории и почему к детективу следует изначально относиться как к серьёзной литературе (спойлер: чтобы избежать разочарования читателей, которым не интересно оправдание в стиле "ну это же жанр такой").

(англ.) Christopher Booker - The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories (2005)
Отзыв ТехнОкраТ: Автор обобщает сюжеты популярных историй, сводя их к семи типам, каждый из которых подробно рассматривает (что и позволяет использовать их как готовые укрупнённые планы), уделяя внимание как ключевым моментам, так и действующим лицам. Жанровая принадлежность этих типов сюжетов практически неограничена, и, например, то, что называется у автора "преодолением чудовища" может быть и в основе сюжета НФ-триллера, и в основе мелодрамы. Книгу может быть очень интересно (и, возможно, очень полезно) читать уже после принятия мысли, что мономиф — не догма, и почти всё можно в нём убирать, переставлять, дублировать и менять, если понимать, как это пойдёт на пользу замыслу. Собственно, этому пониманию, связанному с темами и архетипами, лежащими в основе сюжетов, и посвящена большая часть книги.

Олег Дивов. Кто сказал, что фантастика жанр?
Отзыв constp:в книге на доходчивых примерах разъясняется, что фантастика - широкое понятие и включает в себя не только чисто фантастические жанры типа разнообразной НФ или разнообразного же фэнтези, но и такие "классические" жанры, как детектив, боевик, сатира, буффонадную комедию, а так же не чурается эротики или Призывов ЦК КПСС...

Юрий Никитин. Как стать писателем
Отзыв constp: много личного от известного автора, который сам себя "сделал", потому что "не хотел стоять у мартена". Но есть и редкие полезные мысли, не встречающиеся в других подобных книгах. Например - пояснения, как делать динамичные описания. Кстати, это единственная книга, где мэтр предостерегает от распространенной среди начинающих ошибке в использовании местоимения "свой".

(англ.) John Truby — The Anatomy of Story: 22 Steps to Becoming a Master Storyteller
(рус.) Джон Труби — Анатомия истории: 22 шага к созданию успешного сценария
Отзыв ТехнОкраТ: Книга ориентирована в первую очередь на сценаристов, но на самом деле много кому может показаться любопытной. В ней подробно рассказывается о методе разработки художественного произведения, который ставит главной целью повысить качество работы писателя, чтобы каждый следующий черновик был лучше предыдущего. Метод заключается в проектировании произведения, начиная с проблематики, сети персонажей и других элементов задолго до того, как будет написана первая строчка черновика. Время от начала работы над произведением до первой написанной строчки может при таком подходе исчисляться неделями, но, если верить автору, оно того стоит, и известные ему сценарии успешных фильмов и книжные истории создавались именно так.

Самуил Лурье — Такой способ понимать
Отзыв Hollowman: Книги Самуила Лурье - это чистая литература о литературе. Много лет назад прочёл его книгу "Такой способ понимать" и пропал. Был поражён умом, парадоксальностью, умением видеть целый мир в капельке воды. Знакомые книги перечёл с ним как бы заново. И также - заново - он научил меня "читать".
Очень интересна его книга "Изломанный аршин". Самуил Лурье написал эту историю из острого чувства справедливости /как он сам об этом говорил/. В защиту Полевого.
Да все его книги отличные. Так же как и многочисленные рецензии.

Урсула Ле Гуин - "Парус для писателя от Урсулы Ле Гуин"
"Парус для писателя от Урсулы Ле Гуин". Как управлять историей. От композиции до грамматики (Steering the Craft. A Twenty-First-Century Guide to Sailing the Sea of Story).
© Ursula K. Le Guin, 1998, 2015
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2022
https://www.mann-ivanov-ferber.ru/assets/me...ead_stamped.pdf
Отзыв Дон Алькон: Такая книга, скажем, практическая, по-существу, в ней по полочкам разложены кое-какие вещи, к примеру - точки зрения повествования и пр. Для авторов с опытом такие книги не очень нужны, автор с опытом уже в начале работы представляет, вокруг какого героя группируются событий и как группируются, поэтому выбрать рассказчика и точки зрения не является для него затруднительным. Но для начинающих авторов - книга полезная, т.к. без опыта точки повествования и знания возможных и наиболее выгодных технических вариантов повествования - это темный лес, т.е. при неправильном начальном выборе легко можно запутаться, потерять темп, зайти в тупик.

(англ.) Joseph Michael Straczynski — Becoming a writer. Staying a writer (2021)
Отзыв ТехнОкраТ: JMS - один из моих любимых авторов, ответственный за телепроект "Вавилон-5", работавший над т/с "Сумеречная зона" и написавший сценарий к фильму "Тор" (2011).
Как он пишет, эта книга нацелена на тех писателей, которые ищут точную, практичную и продвинутую информацию, которую нельзя получить в классе или со страниц обычной профильной литературы: подсказки, трюки и методики, которые приходят с годами работы.
Первая половина книги больше повествует о том, как автор шёл по пути развития мастерства, принимая участие в разных проектах, слушая дельные советы и перенимая чужой опыт. Вторая половина предназначается авторам, уже добившимся некоторого успеха и намеревающимся подняться на следующий уровень или переизобрести себя.
Естественно, следует помнить, что это взгляд человека, который строил свою карьеру зарубежом и в другое время, но книга всё равно показалась мне очень любопытной.

Лиза Крон — С первой фразы: как увлечь читателя, используя когнитивную психологию. (2017)
Отзыв Death Continuum: Прикладная книга о том, как писать истории, играя на страстях психологии читателя.


Научные статьи, публицистика, блоги
Свернутый текст
В поисках утраченного жанра. Филдинг, Гоголь и память жанра у Бахтина. Перевод с английского Т. Каратеевой
Отзыв: статья о становлении русского романа в России
подробнее
Основной акцент статьи делается на внутреннем общественном конфликте между русскими и западными текстами. Описываются примеры первых русских романов, подражавших европейским текстам, и то, как постепенно формировался российский книжный рынок, уходя от европейских подражаний. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ СТАТЬИ: то, что сегодня воспринимается как «Золотой век» русской литературы, в глазах русских 19-го века выглядело как период напряженного ученического отпачкования от европейского влияния (в основном — от французских текстов и французских переводов).

Формально статья посвящена Гоголю, поэтому первая страница статьи (про Бахтина) может смутить. Но дальше идет два общих раздела с историей развития романа в России. Поэтому пусть странное название статьи не смущает. Общее описание ситуации с романом занимает эти два раздела. Первые 50% статьи (по ссылке представлено где-то 40% текста, т.е. почти все самое интеерсное). Дальше уже идет углубление в истоки творчества Гоголя.

Эту статью стоит прочесть хотя бы для того, чтобы узнать, почему же Гоголя называли «литературной сорокой».

Время чтения: +-30 мин

Ролан Барт «Смерть автора» и Мишель Фуко «Что такое автор»
Отзыв: Две данные статьи можно читать по отдельности, но обычно их обсуждают в паре. Обе статьи посвящены той революции, что произошла в 20-м веке в вопросе того, от чьего лица излагается текст в произведении. Также в данных статьях выводится концепция «скриптора» — пустого рассказчика, такой себе голой камеры-наблюдателя. По сути скриптор — самый распространенный рассказчик современного текста.

Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе
Отзыв: статья посвящена проблеме параллельного отображения пространства в рамках одного описания. По словам автора статьи, до 19-го века текст стремился описывать только одно место — непосредственное место действия. Но сер. 19 нач. 20 веков авторы постепенно внедряют параллелизм. К примеру, в рамках одного описательного абзаца может говорится о том, что происходит непосредственно перед глазами героя и (в этот же момент) описываться нечто происходящее параллельно вне поля его зрения. Осторожно: научный текст.

У.Эко. Заметки на полях Имени розы
Отзыв: небольшая статья теоретика литературы, историка и практика постмодернизма Умберто Эко о том, как он писал роман Имя розы. Сам роман читать не обязательно, материал читается и без него. Статья для тех, кто хочет войти в проблематику постмодернистской литературы.

Мишель Фуко. Это не трубка
Отзыв: Еще одна статья для захода в тему постмодернизма. Точнее — постструктурализма, из которого постмодернизм вытекает. Фуко делает постструктуралистский анализ и дает ряд размышлений на тему картины художника Магритта «Это не трубка». И хотя речь идет о картине, текст во многом имеет отношение именно к теории литературы. Осторожно: научный текст.

Олди Г.Л. Допустим, ты - пришелец жукоглазый...
Отзыв: Известный русский фантаст Олди рассуждает о том, что такое фантастическое допущение. Статья является основой основ для любого писателя и рассказывает о фантдопе в доступной форме.

Олди Г.Л. Четыре Всадника апокалипсиса. Кризис фантастического книгоиздания
Отзыв: собственно, название говорит само за себя. Олди описывает изнутри проблемы современного рынка фантастической литературы.

Виноградов. Стиль Пиковой дамы
Отзыв: Данную статью дают на филфаке как пример того, на что вообще должен быть похожим хороший анализ текста от ученого-филолога. Рекомендую читать после знакомства с «Пиковой дамой» (часа на полтора чтение).

Б. М. Эйхенбаум. «Как сделана „Шинель“ Гоголя»
Отзыв: Собственно, то же самое, что про «Пиковую даму», только про «Шинель» и от другого ученого. Пример разбора текста от классика филологии.
Также прилагаю отзыв от Боб

Юрий Лотман. Художественное пространство в прозе Гоголя
Отзыв: статья о специфике пространства в романах Гоголя. Спойлер: оно у Гоголя, возможно, самое специфичное в русской литературе. Осторожно: научный текст.

Евгения Пищикова. Альфа-самки
Отзыв: статья про литературу, которую так или иначе называют «женской». Название статьи шуточное, но тема обсуждается серьезно, интересный материал.

Крупнейшие издательства России и их самые веселые факапы
Отзыв: почему-то удаленная с Пикабу заметка автора BadBook о монополизации книжного рынка в России. Любопытно почитать.

СТАТЬЯ. Д. Лихачев. Внутренний мир художественного произведения
Отзыв от Боб: статья об отражении действительности в мире художественного произведения. И о разнице между ними. Половина текста про сказки. Центральная мысль в том, что мир художественного произведения - в любом случае вымысел, даже в суровом реализме.

Елена Ковтун. Научная фантастика и фэнтези — конкуренция и диалог в новой России
Отзыв: Если кратко, статья дает самое базовое различие между фентези и НФ, но, что полезно, дает также беглую историю развития НФ от Жюля Верна до, условно, Питера Уоттса. Рекомендую читать с 8 по 12 стр. Очень хорошая справка по истории развития жанра.

Энн и Джефф Вандермееры. Невероятная история научной фантастики: от бульварных журналов до киберпанка
Отзыв: Данная статья представляет собой очень подробный взгляд на англо-американскую историю фантастики (что в статье и не скрывается, выделяя не англоязычным текстам отдельный раздел. Хотя не забыли и о латино-американцах, японцах, Китай, Финляндию ). Причем плотность информации очень высокая. Достаточно взглянуть на разделы статьи: Золотой век фантастики, сonte philosophique (философские повести), послевоенная фантастика, Новая волна, международная научная фантастика, киберпанк и гуманизм как направления-противники. Эту статью можно перечитывать снова и снова, просто чтобы вырывать из нее имена авторов для чтения. Жанр статьи: научпоп. Интересные термины статьи: слипстрим, патафизика, сonte philosophique

Солопина Г.А., Абрамова Е.М. История возникновения и развития литРПГ (2020)
Отзыв ТехнОкраТ: Очень познавательная работа, упоминающая и описывающая много примеров художественных произведений, строящих свой мир с заметной опорой на видеоигры. Обзор охватывает основные вехи развития жанра на протяжении десятилетий и отсылает к не менее любопытной для ознакомления литературе.

(англ.) Ричард Хаммель. Gamelit VS LitRPG: Why is there a difference? (2019).
Отзыв ТехнОкраТ: В этой статье автор подчёркивает необходимость разграничения понятий "ЛитРПГ" (LitRPG) и "ИгроЛит" (GameLit), основываясь на том, что под меткой "ЛитРПГ" можно встретить слишком разношёрстную литературу, а у некоторых читателей уже сформировались некоторые ожидания в отношении того, что хотят видеть под этой меткой. Автор приводит различные подходы к трактовке жанра ЛитРПГ, выделяет общие черты и формулирует четыре признака, которые отделяют историю в жанре ЛитРПГ от других историй в жанре ИгроЛита:
1. Онлайн (игрок заходит в игру с помощью технологии)
2. Линейное развитие (игрок получает статы, умения и навыки через игровые механики)
3. Игрок должен отыгрывать роль (РПГ)
4. Аспекты реального мира всё ещё присутствуют (это необходимо для п.3)

(англ.) Блог "LitRPGReviews". "Defining LitRPG" (2017).
Отзыв ТехнОкраТ: В этой статье автор даёт своё определение жанра ЛитРПГ внутри общего жанра ИгроЛит, так же опираясь на обилие разнообразной литературы на рынке, помеченной одинаково и в то же время не отвечающей сформировавшимся ожиданиям читателей. Последнее, а также несколько разных определений ЛитРПГ и является основой для рассуждений автора, в которых пытается определить границы поджанра, рассматривая следующие вопросы:
- Почему кто-то это читает.
- Насколько это РПГ.
- Чрезмерное использование статов.
- Время в виртуальном/альтернативном мире (отмечается связь элементов реального мира и элементов виртуального).
- Отдельность игрового мира от реального для персонажей (в контексте двухмировой проблемы: персонажи должны объяснить для себя своё текущее положение с позиции мира, откуда они происходит, и мира, в котором действуют).
- Метанарративные комментарии (персонажи знают о том, что они игровые)
Автор выражает надежду, что термины "Мягкое ЛитРПГ", "Лёгкое ЛитРПГ" и "ИгроЛит" приживутся и помогут согласовывать на рынке описание произведения с ожиданиями читателя.

(англ.) Блог "LitRPGReviews": Genres within GameLit/LitRPG.
Отзыв ТехнОкраТ: В этой статье автор подходит к выделению и описанию традиционных направлений в ЛитРПГ, опираясь на примеры популярных произведений.
В частности, автор обозначает разделение ЛитРПГ на: "Жёсткая" (Crunchy / Hard) и "Мягкая" (Creamy / Soft) (подразумевается в первом случае упор на считывание читателем статов с целью их подсчёта. Например, как элемент интеллектуальной гонки с героем, разрабатывающим выигрышную стратегию. Второй случай — противоположность первому, заключающаяся в том, что читателю неоткуда черпать точную числовую информацию о статах и не на чем делать численные расчёты), Стандартное американское приключенческое, Стандартное русское приключенческое, Стандартное японское приключенческое, Корейское приключенческое, "Dungeon Core" (Сюжет построен вокруг подземелья и задач, связанных с его зачисткой), "Monster" (Близкая к Dungeon Core разновидность, в которой монстр получает новый уровень познавательной способности), НФ, Нисповержение/Пародия, Настольная ЛитРПГ (механики опираются на знакомые по настольным играм нежели по клонам ВоВа), Апокалиптические романы (фактически, это персонажи-попаданцы в альтернативный мир), Гаремы, Супергерои, Шутеры от первого лица, Бог / Повелитель Подземелья (история рассказывается от лица, решающего те же задачи, что и игрок в Black & White, Dungeon Master и подобных играх), Эротика


Окололитературный контент (видео, подкасты и т.п.)
Свернутый текст
Как аниме создало и убило киберпанк.
Отзыв: блогерское исследование о том, как жанр киберпанка вырос из технологического бума Японии 70-80-х, а также старха США перед этими бумом. Ну и из аниме (я серьезно). Плюсы видео: очень подробных разбор по годам. Минусы: не все любят и знают аниме, если вы не смотрите анимационное кино, видео после середины можно выключать (где-то до описания ситуации в 90-е годы).

1984 оттенка лжи Джорда Оруэла
Отзыв: блогер-коммунист Андрей Рудой снял критический ролик о романе 1984, подняв очень часто опускаемую тему того, насколько сильно жанр антиутопии связан СССР (осторожно, видео прокоммунистическое). Да и просто бучу по поводу книги на ютубуе Рудой тоже поднял. Книга 1984 всеми признанная, поэтому ролик принялись активно критиковать. На ютубе есть несколько ответов Рудому. Например, вот этот. Если кому-то не хочется считать Оруэла прям совсем «стукачом», как его называет блогер, то лучше смотреть два видео в паре (аккуратно, в видео-ответе есть мат).

Брендон Сандерсон: лекции по литературному ремеслу
Отзыв Дон Алькон: Курс лекций по литературному ремеслу, который Брендон Сандерсон читает в университете Бригама Янга. Три ролика на полчаса в целом. Подстрочный перевод, русские субтитры. В целом крепкий и полезный курс, я посмотрел пару уроков - вполне хорошо по ремеслу дается. Как вводный можно рекомендовать всем новичкам. Но начинающим я все же рекомендовал также почитать книги - потому как видео это хорошо, но формат таких уроков сильно упрощает процесс, подгоняет под средний уровень аудитории. А все на самом деле сложней. И многие тонкости по стилю, сюжету и прочим навыкам можно почерпнуть только в книгах, написанных авторами-профессионалами или известными редакторами.

Виды постпостмодернизма
Отзыв: Даное видео описывает ряд образовавшихся после постмодернизма течений. Ну, и подчеркивает очевидный факт, что постмодернизм уже - часть истории, а не часть современной культурной парадигмы. Также в видео подчеркивается важная для современного литературного процесса идея, что культура (и литература) находится в сильной зависимости от экономики, т.е. что и постмодернизм и метамодернизм и другие производные понятия являются частью капиталистической системы и не должны мыслиться вне ее. (но данную идею, очевидно, лучше читать в первоисточнике. Статья про эту идею называется "Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма").

Дмитрий Костюкевич, Евгений Абрамович — Рукописи горят, или Садись и пиши (дискуссия о писательстве).
Отзыв Death Continuum: О писательстве в формате беседы между двумя писателями.


Схемы
Свернутый текст
Про отход от классической структуры сюжета.
Свернутый текст
изображение


Писательские горки
Свернутый текст
изображение


Предлагаю в этой теме оставлять ссылки и отзывы на схожие материалы.

Материалы для скриптория, но которые пока никто не оставил отзывы:

КНИГА: Метамодернизм: аффект, историчность и глубина после постмодернизма. презентация русскоязычного издания
СТАТЬЯ: Юрий Тынянов. О литературной эволюции.
КНИГА.Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика
КНИГА. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика
КНИГА.Сергей Зенкин - Работы о теории. Статьи
Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма.
Мортимер Адлер "Как читать книги"



Оставляйте отзывы на эти тексты, чтобы их тоже можно было добавить в список

   Сообщение № 2. 16.3.2021, 00:12, ТехнОкраТ пишет:
ТехнОкраТ ( Offline )
Живой Осциллограф

*
Творец
Сообщений: 9050
профиль

Репутация: 1626
Считаю, что этой темы и стартового сообщения в особенности не хватает в [Скриптории] :)

   Сообщение № 3. 16.3.2021, 00:15, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2013
профиль

Репутация: 523
хммм. если я создал тему не в том разделе, могу удалить и пересоздать в другом месте.

По идее, либо всю тему в скрипторий. либо из скриптория темы сюда наполнять), оттуда много взять можно

   Сообщение № 4. 16.3.2021, 00:22, ТехнОкраТ пишет:
ТехнОкраТ ( Offline )
Живой Осциллограф

*
Творец
Сообщений: 9050
профиль

Репутация: 1626
Всегда можно дождаться модераторов/администраторов, которые сверят со своим генеральным планом :)
Это лично мне просто хотелось бы видеть Скрипторий пополняющейся сокровищницей ссылок на книги, статьи, руководства и комменты к ним от тех, кто шарят. И соответственно его время от времени рекламлю, чтобы всё вкусное кидали в него :D

   Сообщение № 5. 16.3.2021, 00:26, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2013
профиль

Репутация: 523
я не против, но тему удалить уже не могу) так что подождем. Если, что текстовка с форматированием ссылок под форум у меня скопирована.

   Сообщение № 6. 16.3.2021, 01:30, Евлампия пишет:
Евлампия ( Offline )
Электрофея

*
Мастер Слова
Сообщений: 2203
профиль

Репутация: 468
ТехнОкраТ
Скрипторий - это звучит так страшно, что туда мало кто пойдёт.
Словно старый пыльный чулан. А тут на миру и смерть красна:)
Fun
Вы знаете какие-нибудь интересные книги по античной литературе?
Тахогоди и Лосева мне во время цикла хватило.
Тронский у меня есть
Что-нибудь написанное нормальным языком для человека впавшего в прелесть собственных трактовок.
Для саморазвития, а не для записи в зачётке.

   Сообщение № 7. 16.3.2021, 08:02, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2013
профиль

Репутация: 523
Цитата(Евлампия)
Вы знаете какие-нибудь интересные книги по античной литературе?

Сам дальше Лосева не копал.
Вот еще у Бахтина в книге про хронотоп есть раздел про греческий роман

   Сообщение № 8. 16.3.2021, 08:40, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18557
профиль

Репутация: 1516
Перенес в Скрипторий.
Честно говоря, тема кажется мне необъятной и в то же время не очень хорошо определенной. Вероятно, из-за этого веет эклектикой. Соседство в одном разделе научных статей, статей на актуальные темы и постов с Пикабу выводит на новый уровень абсурда.

От себя в копилку добавлю вот эту статью: http://psujourn.narod.ru/lib/lih_inworld.htm (просто потому что она у меня недалеко лежит).

   Сообщение № 9. 16.3.2021, 09:42, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2013
профиль

Репутация: 523
Цитата(Боб)
Честно говоря, тема кажется мне необъятной и в то же время не очень хорошо определенной.


как бы ты определил тему?

Цитата(Боб)
От себя в копилку добавлю вот эту статью: http://psujourn.narod.ru/lib/lih_inworld.htm (просто потому что она у меня недалеко лежит).


Да, хорошая статья, увидел ее в скриптории вчера. К сожалению, давно очень читал ее — напишешь отзыв, о чем говорит Лихачев?



   Сообщение № 10. 16.3.2021, 13:03, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2013
профиль

Репутация: 523
Боб
отзыв на Шинель из скриптория приложил. Вижу не первая статья от классиков филологии читана. Мое увожение.

Дон Алькон
отзыв и ссылку на лекции Сандерсона приложил.

Также добавил материалы, которые так или иначе пылятся у меня в закладках либо в скриптории, но которые еще только ждут отзывов.

Буду постепенно переносить материалы из скриптория и добавлять тексты, какие кто пришлет сюда.

ТехнОкраТ
Не хочешь стать еще одним заведующим хаба?

   Сообщение № 11. 16.3.2021, 13:12, ТехнОкраТ пишет:
ТехнОкраТ ( Offline )
Живой Осциллограф

*
Творец
Сообщений: 9050
профиль

Репутация: 1626
Fun
А что делают заведующие хаба?
изображение

   Сообщение № 12. 16.3.2021, 13:17, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2013
профиль

Репутация: 523
Цитата(ТехнОкраТ)
А что делают заведующие хаба?


вносят в список для чтения (красный такой) ссылку и добавляют отзывы.

На данный момент никто не прислал ни одной ссылки и не оставил ни единого отзыва.

Но, я так понял, ты главный сторонник скриптория как места сбора полезных для авторов текстов, поэтому решил предложить разделить эти, пока что символические, обязанности. Ну, еще можно несимволически попереносить материалы из старых тем. Я пока только парочку внес, остальное постепенно буду доносить.

   Сообщение № 13. 16.3.2021, 13:23, ТехнОкраТ пишет:
ТехнОкраТ ( Offline )
Живой Осциллограф

*
Творец
Сообщений: 9050
профиль

Репутация: 1626
Fun
У меня есть особенность: отсутствие специального связанного с литературой образования (что, на мой взгляд, существенный недостаток), а потому веду себя не лучше сороки, таща всё, что выглядит привлекательно :)
Не говоря о том, что большая часть этого привлекательного — англоязычна.

   Сообщение № 14. 16.3.2021, 13:29, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2013
профиль

Репутация: 523
Цитата(ТехнОкраТ)
таща всё, что выглядит привлекательно

Если это "всё" вписывается в одну из категорий, то просто давай засовывать и добавлять больше отзывов — там уж кому надо разберется в степени полезности контента.

Если это "всё" не вписывается ни в одну из категорий — давай создадим новые категории.

Добавлено через 5 мин. 18 с.

Цитата(Евлампия)
Тахогоди и Лосева мне во время цикла хватило.

Кстати, я бы добавил Лосева в список. Сделаешь на него отзыв?)

Вообще мне казалось, что его рассуждения о природе мифа — это не совсем литература о литературе (в том смысле, что современные литераторы мифы не пишут). Но тут так часто его вспоминают

   Сообщение № 15. 16.3.2021, 14:05, Tardigrada пишет:
Tardigrada ( Offline )
fail better

*
Мечтатель
Сообщений: 139
профиль

Репутация: 50
Ура! Я бы ещё предложила тут обмениваться отзывами на курсы и лекции по литературному мастерству (где-то в теме пыталась к этому призвать, но мало кто откликнулся). Обязательно поделюсь ссылками и отзывами на всякое разное)

   Сообщение № 16. 16.3.2021, 14:07, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2013
профиль

Репутация: 523
Цитата(Tardigrada)
Ура! Я бы ещё предложила тут обмениваться отзывами на курсы и лекции по литературному мастерству


ага. вот с этой целью как раз создал раздел с видео и подкастами.

   Сообщение № 17. 16.3.2021, 14:11, ТехнОкраТ пишет:
ТехнОкраТ ( Offline )
Живой Осциллограф

*
Творец
Сообщений: 9050
профиль

Репутация: 1626
Из того, что на английском читал и лично мне показалось любопытным:
(отнёс бы к категории англоязычного научнопа и коучинг литературы)

1. [Shawn Coyne - The Story Grid: What Good Editors Know] (2015)
Автор книги — опытный редактор, утверждающий, что в наше время писателям жанровой литературы будет лучше, если научатся быть сами себе редакторами, способными анализировать свою историю, задавать себе вопросы и выявлять проблемные места, а также ориентироваться в том, как эти проблемы решать. Автор рассматривает характерные особенности и закономерности жанров, а также предлагает инструмент для самостоятельного анализа своего творчества, который подробно рассматривает сначала в общем, а затем — на конкретном примере книги "Молчание ягнят".

2. [Craig Batty - Movies That Move Us. Screenwriting and the Power of the Protagonist's Journey] (2011)
Автор этой книги уделяет большое внимание тому, как мономиф воспринимается и на уровне физических событий, и на уровне психологических, которые с эмоциями переживает зритель/читатель, наблюдая за преображением героя. Рассматривается сопоставление разметок Путешествия Героя Кристофером Воглером и Джозефом Кэмпбеллом, которое затем переопределяется в широко известную в интернетах двенадцатиступенчатую модель. Наверное, уже ради этого начинающему писателю стоит ознакомиться с первой половиной книги (ну и вторая, где приводятся примеры взгляда на истории через призму мономифа, тоже не будет лишней).

3. [John Gardner - The Art of Fiction. Notes on Craft for Young Writers] (1991)
Автор делится с начинающими писателями своим взглядом на то, какой может быть художественная литература как искусство, а также даёт полезные советы по ремеслу, касающиеся исполнения обещаний, создания персонажей, разработки сюжета, работы с рассказчиком и многим другим. Упор в основном, конечно, на английский язык, но суть мыслей можно перенести и на тот язык, на котором хотел бы творить читатель. Кроме того, книгу можно рассматривать как своеобразную прививку от популярных нынче курсов, где объясняют "правила" того, как нужно подходить к созданию произведений, какой схеме сюжета следовать, каким должен быть стиль и какие слова нужно выкидывать.

4. [James Frey - How to Write a Damn Good Mystery: A Practical Step-by-Step Guide from Inspiration to Finished Manuscript.] (2004)
Целевая аудитория — опять-таки начинающие писатели. У этой книжки есть переводная версия, называется "Как написать гениальный детектив". Автор в ней сам отмечает, что несмотря на завлекающее название, не научит писать гениальные детективы. Однако, чтение книги может подарить просветление на тему того, чем отличаются детективы от произведений, которые лишь заимствуют их элементы; как может выглядеть процесс создания детективной истории и почему к детективу следует изначально относиться как к серьёзной литературе (спойлер: чтобы избежать разочарования читателей, которым не интересно оправдание в стиле "ну это же жанр такой").

   Сообщение № 18. 16.3.2021, 14:21, БоцманГ пишет:
БоцманГ ( Offline )
Странник

*
Графоман
Сообщений: 43
профиль

Репутация: 14
Братка, я там выше не читал, и мб не пон о чем трете, но ты филологически крут, и согласно теме спрошу актуальное для себя — план текста... Нужно ли всегда иметь его, дабы текст не отымел мозг автора. Прост я обычно пишу без плана и, похоже, лагаю на этом.... А как план такой смастерить? Что быть в нем должно? Господа, проясните пжлст...

   Сообщение № 19. 16.3.2021, 14:21, Евлампия пишет:
Евлампия ( Offline )
Электрофея

*
Мастер Слова
Сообщений: 2203
профиль

Репутация: 468
Цитата(Fun)
Кстати, я бы добавил Лосева в список.

Низафто!
Этот самый Лосев на корню убивает желание читать и понимать античную литературу, а я на него отзывы писать...
Нееееее
Вот найду что-нибудь действительно классное, тогда напишу:)
Цитата(Fun)
Вот еще у Бахтина в книге про хронотоп есть раздел про греческий роман

Я читала) Но мне не греческий роман интересен.
Я нынче очень сильно подсела на греческую трагедию, хочу ознакомиться с какими-нибудь интересными монографиями.
Но что-то мне в ответ возле виска крутят.
Подозреваю начитавшись этого самого Лосева.

   Сообщение № 20. 16.3.2021, 14:28, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2013
профиль

Репутация: 523
Цитата(БоцманГ)
Братка, я там выше не читал, и мб не пон о чем трете, но ты филологически крут, и согласно теме спрошу актуальное для себя — план текста... Нужно ли всегда иметь его, дабы текст не отымел мозг автора. Прост я обычно пишу без плана и, похоже, лагаю на этом.... А как план такой смастерить? Что быть в нем должно? Господа, проясните пжлст...


на тему плана много пишут авторы в своих блогах, у каждого популярного автора есть либо книга о том, как писать книги, либо просто блог — и всякий раз они там пишут про то, как они составляют план. В чем-то эти планы похожи, в чем-то отличны. К сожалению, навскидку я помню только статью Бориса Акунина о том, как он готовится к написанию текста (указал его в разделе научпоп, текст в свободном доступе по идее). В моих ванильных мечтах я однажды собираю хотя бы штук 50 таких заметок состоявшихся писателей о своих планах и вывожу общие для всех них критерии составления плана.

а еще где-то на форуме была, кажется, тема, кто как планы пишет.


Добавлено через 11 мин. 54 с.

Цитата(Евлампия)
Но что-то мне в ответ возле виска крутят.
Подозреваю начитавшись этого самого Лосева


да, очень специфичный запрос. я даже ни одного преподавателя не знаю, который бы прям преподавал античку и всерьез интересовался. в вузах моего города античная литература находится в аппендиксе образовательной системы.

   Сообщение № 21. 16.3.2021, 15:10, Евлампия пишет:
Евлампия ( Offline )
Электрофея

*
Мастер Слова
Сообщений: 2203
профиль

Репутация: 468
У нас тоже античка была галопом по европам, при чём часов было в два раза меньше, чем у филологов, но точно так же сдавали экзамен. И спрашивали точно так же.
И все её ненавидели, потому что сами понимаете, как читать того же Лосева и Тахогоди.
А преподша у нас как раз таки была очень увлечённая предметом.
Что для нас обернулось избиением младенцев.
Потому что она искренне считала, что всяевропейская литература держится на античной традиции, что собственно и правда, и считала, что её предмет обязаны знать все.
Короче это было эпично, долго и для тех, кто это пережил, осталось в памяти одним из самых мрачных кошмаров.
Причём она это понимает.
Поэтому понять, что бывшие её студенты ни с того ни с сего начинают вдруг интересоваться предметом, она просто не может.
И так получилось, что начитавшись, я поняла всё как всегда по своему.
И таким образом совершила смертный грех...)
Вот я и хочу найти книги, где есть хотя бы какая-то своя мысль по этому поводу, а не повторение того, что я уже читала.

Добавлено через 3 мин. 7 с.

Цитата(Fun)
, как он готовится к написанию текста

Ой, а есть же какой-то дядька, которого все знают и который написал книжку, как написать книжку.
Он русский.
Только я не помню, как его фамилия, и я не читала.
По-моему он автор-фантаст какой-то.

   Сообщение № 22. 16.3.2021, 15:43, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18557
профиль

Репутация: 1516
Цитата(Fun)
напишешь отзыв, о чем говорит Лихачев?


Об отражении действительности в мире художественного произведения. И о разнице между ними.

Добавлено через 2 мин. 31 с.

Цитата(Евлампия)
Ой, а есть же какой-то дядька, которого все знают и который написал книжку, как написать книжку.


Ну Никитин поди.

   Сообщение № 23. 16.3.2021, 15:58, Евлампия пишет:
Евлампия ( Offline )
Электрофея

*
Мастер Слова
Сообщений: 2203
профиль

Репутация: 468
Цитата(Боб)
Ну Никитин поди.

Да он)
Я много слышала хороших отзывов об этой книжке именно от мужчин авторов фентези.
Может и Боцману подойдёт)

   Сообщение № 24. 16.3.2021, 16:36, Мурашка пишет:
Мурашка ( Offline )
Myrmecia gulosa



Исчадье Ада
Сообщений: 2614
профиль

Репутация: 811
Стюарт Хорвиц
Роберт Макки
сборник отечеств. писателей Как мы пишем — сделать?

прекрасное начинание

   Сообщение № 25. 16.3.2021, 16:37, Dax пишет:
Dax ( Online )
Cpt.

*
Творец
Сообщений: 7437
профиль

Репутация: 1754
Цитата(Мурашка)
сделать?

Кто ж откажется? ))))

   Сообщение № 26. 16.3.2021, 16:42, Мурашка пишет:
Мурашка ( Offline )
Myrmecia gulosa



Исчадье Ада
Сообщений: 2614
профиль

Репутация: 811
да у меня этого добра полный книжный шкаф и жесткий диск отдельно забит, — времени нет для вас отрецезить)) но я буду делать постепенно обязательно)) считайте, эти парни заняты))

Добавлено через 1 мин. 59 с.

Я б еще на художку тему завела

   Сообщение № 27. 16.3.2021, 17:12, krikskirk пишет:
krikskirk ( Offline )
Странник

*
Архимаг
Сообщений: 898
профиль

Репутация: 305
Из всего списка прочитал только Кинга, но если Fun не смог дочитать, то я добрался-таки до конца.
Если кратко: есть полезные советы, но их мало

   Сообщение № 28. 16.3.2021, 17:30, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2013
профиль

Репутация: 523
Цитата(Евлампия)
Короче это было эпично, долго и для тех, кто это пережил, осталось в памяти одним из самых мрачных кошмаров.


:DDDDDDDD

А моя покойня преподша читала напофиг. Помню, как пришел к ней, не прочтя ни одного билета, и мне выпал Сенека.
Она спрашивает:
-Итак, что ты знаешь про Сенеку?
Я говорю.
-Ну, мне бабушка про него говорила...
У преподши глаза на лоб:
-В смысле бабушка? Что она вам говорила?
-Она говорила: как сказал поэт Сенека, нет ума — считай, калека.

Преподша так долго смеялась, что не смогла задать второй вопрос экзамена и отпустила с тройкой. Первый и последний раз видел от преподавателя подобную гомерическую истерику.

Вот так и учимся.

Цитата(Дон Алькон)
Посмотри еще вот эту тему: Учебники писательского мастерства


Ага, эту тему в первую очередь перенести надо.


Цитата(Боб)
Об отражении действительности в мире художественного произведения. И о разнице между ними.


смутно припоминаю, что там как-то конкретней у Лихачева сформулировано))) Там случайно не про то, что реалистические произведения нельзя сравнивать с реальностью? А то есть такая распространенная проблема...

Цитата(Евлампия)
Да он)
Я много слышала хороших отзывов об этой книжке именно от мужчин авторов фентези.


А я вообще не слышал. Если кто-то читал и может написать подробней, о чем книга — велкам

Цитата(Мурашка)
Стюарт Хорвиц
Роберт Макки
сборник отечеств. писателей Как мы пишем — сделать?


Конечно! У нас тут образовательный плюрализм.

Цитата(Мурашка)
да у меня этого добра полный книжный шкаф и жесткий диск отдельно забит, — времени нет для вас отрецезить)) но я буду делать постепенно обязательно))


Я вообще такую литературу читаю редко, буквально 3-5 материалов за год.
Цитата(krikskirk)
Если кратко: есть полезные советы, но их мало

Скажи, какие и в целом подробней, о чем книга, добавлю в отзыв. или даже лучше заменю)))

эта книга очень важна, т.к. ну очень популярна среди писателей-аматоров.

   Сообщение № 29. 16.3.2021, 18:21, Евлампия пишет:
Евлампия ( Offline )
Электрофея

*
Мастер Слова
Сообщений: 2203
профиль

Репутация: 468
Цитата(Fun)
Вот так и учимся.

Я столько уже наслушалась баек про то, как все классно сдавали анитчку, что ничему не удивляюсь.
Такое ощущение, что преподы воспринимают её как проходной предмет.
У нас в принципе тоже ничего сложного не было.
Надо было просто прочитать обязательный список, полностью, накатать по нему читательский дневник, с понравившимися тебе цитатами.
Прочитать Лосева и Тахогоди, написать контрольную.
После чего ты допускался к экзамену, где мог получить свою законную оценку после беседы с преподавателем.
И как результат - самый высокий процент отчислений именно из-за античной литературы.

Поэтому когда я явилась к преподавателю с вопросами, она видимо решила, что я задумала ей отомстить:)

Добавлено через 4 мин. 32 с.

Цитата(Мурашка)
Стюарт Хорвиц
Роберт Макки

История на миллион?
Это же для сценаристов.

Тогда уж Жоржа Польти тоже надо добавлять.

   Сообщение № 30. 16.3.2021, 19:16, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18557
профиль

Репутация: 1516
Цитата(Fun)
Там случайно не про то, что реалистические произведения нельзя сравнивать с реальностью?


Это тоже. Но учитывая что там половина текста про сказки - не только. Да, мысль в том, что мир художественного произведения - в любом случае вымысел, даже в суровом реализме.

0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей);
« Предыдущая тема | Скрипторий | Следующая тема »

Яндекс.Метрика