Я прочитал рассказ.
Пока читал, не мог отделаться от мысли, что это вариация продолжения
Джунглей будущего. Там были очень схожие мотивы: терраформирование, симбионты, размышления о контакте человека и природы, и в конце как раз история пришла к изобретению симбионта-ИИ для этих целей. Симбионта-ии ростом с ребёнка. Возможно, автор и не в курсе, в этом случае рекомендую почитать – там дан взгляд на все эти вопросы с другой стороны, архаичной и мистической.
Рассказ очень прочувствованный. Мне он был интересен стремлением автора не просто рассказать, но и прожить эту историю. Сама тема симбиоза ИИ и человека довольно классическая, но здесь дана под интересным углом с глубоким погружением, что я всегда очень ценю.
Никаких сложностей по мере чтения у меня не было, однако волей-неволей я задумывался над тем, почему может быть сложно читать. Мне показалось, причина может быть в предложениях вот такого плана:
Цитата
«Жизнь зато есть: вот имплант, ее условие, на груди у Каби в прозрачном плоском кейсе, в который Коржик носом уткнулся: едва мерцает ток в рваных многослойных углеродных и металлических кружевах…»
- в этом предложении совмещены и «детский» стиль мышления Коржика, и научная терминология, и немного всё-тки перекрученная красивость про «равные-многослойные-углеродные-и- -механические кружева». Здоровский, необычный образ, но это всё-таки ту мач – не для меня, а в принципе.
В целом, я понял концепт стилистики – совмещения научного взгляда ИИ с «эмоциональной прошивкой». Но мне кажется, этой самой прошивки получилось многовато. Например:
Цитата
«Элементов голема уцелело – три горсти Каби, наверно. Едва хватило слепить в груди и запустить крохотный реактор, чтоб питать сам жалкий голем – как в начале маленький, каким отдали Каби. Десятилетиями Коржик рос, сохранял в себе каждый атом, каждый фотон – и опять как пятилетний ребенок. Немой и бессильный… Никчемный. Он лег на сиденье, свернулся спиной наружу. Как больно быть все сознающим, все видеть и ощущать.»
– маленький, крохотный, жалкий, бессильный, никчёмный, свернулся, как больно – по-моему, это всё-таки перебор. Мне кажется, моменты, где нет этого давления и накатывания эмоциональных слов, звучат куда искренней и чище. То же «было горько» в финале, например (и то перед этим опять «тихонько» и «кусочек»).
С терминологией тоже местами есть перегибы. То есть, наблюдать-то за иллюстрацией всех этих процессов интересно, но иногда мелькало всё-таки впечатление, хммм, не сердитесь, автор, как от испанского в «Мальгато», ну, пересыпано слегка. Например:
Цитата
«для симбионта элементарно не хватало аденозинтрифосфа?та»
- может, я не прав, но, по-моему, поставить рядом «аденозинтрифосфат»(по проставленному ударению понятно, что автор предполагает, что слово будет для читателя сложным и незнакомым) и «элементарно» можно только ради шутки, а текст ведь серьёзный))
Очень интересным получилось сочетание характеров Коржика и Каби. Вроде как, Коржик очень хороший, всё для Каби делает, а Каби такой вот деструктивный, хоть талантливый. Но подчёркнутость заботы, гиперопеки, моменты, которые вспоминает Коржик(всегда в работе, ничего для себя) если немного отстраниться, выглядят жутковато. Решение о контакте с симбионтом Каби принял в 10 лет, всё же, не самый сознательный возраст. И при таком холеричном, эгоцентричном характере чувствовать постоянное присутствие другой сущности, которая воспринимает тебя в духе «глупая злая обезьяна, я-то всё для тебя, а ты» - наверное, такое действительно может свести с ума. Для человека очень важен этап сепарации, тем более, для человека-творца, Каби же возможности прожить этот этап лишён, в общем, неудивительно, что в итоге случилось что случилось.
Что я недопонял. Симбионты, по-идее, созданы не только для поддержки и работы, но и вроде как чтобы избежать ситуации, которую мы видим в кульминации рассказа. Тем не менее, в критический момент, когда зашкаливший эмоциональный фон Каби приводит к катастрофе буквально мирового масштаба, Коржик оказывается бессилен. Я понимаю, что идея рассказа в том числе в этом – обезьяна всегда победит ИИ. Но по факту получается, что технология бесполезна? Или фактическое разрушение целой планеты для предложенной вселенной – ерунда, допустимые потери? Фокус истории очень сильно смещён на личные отношения Коржика и Каби. Каби стыдится и переживает из-за того, что разрушил Коржика, оба много рефлексируют в связи с этим, но то, чему они оба стали виной, их словно бы и не особенно волнует. Это несколько смазывает общий вроде как гуманистический посыл о заботе и доверии. Для Каби вверенные ему люди – просто часть пейзажа, просто частью пейзажа они остаются и в панораме рассказа. Впрочем, возможно, это результат того, что пространства в одну алку для истории, которая помимо личных взаимоотношений затрагивает и такие глобальные темы, всё-таки недостаточно.
Эта недостаточность алки влияет и на «отношенческую» часть. Получается, что мы видим завязку отношений, кульминацию и развязку. А вот развитие дано беглым пересказом. Мне кажется, впечатление «слишком плавного финала», о котором говорит Фан, сгладилось бы, если бы развитие, тот момент, когда сотрудничество человека и ИИ перерастает в конфликт, тоже было в кадре. Хотя бы одной сценой – ведь весь рассказ построен на таких вот сценах-воспоминаниях. Но понятно, что тут этого можно было добиться либо выходом за пределы лимита, либо сокращением тех сцен, что уже есть – с неизбежным снижением погружения.
Финал с гибелью Коржика в конце довольно реалистичный. Как бы человек ни носился с новым девайсом, как бы ни очеловечивал его, при необходимости он израсходует его в ноль и пойдёт дальше, вершить и покорять. Вообще, учитывая эту самую «эмоциональную прошивку», выкрученность эмоций Коржика, я этот грустный финал воспринял больше как освобождение, что ли.
В целом, рассказ неординарный, и, хотя не все авторские решения мне понравились, разбирать его было интересно, а сам подход к истории, мир, поставленные вопросы заставляют о многом задуматься. Автору спасибо))