совриголова
Исчадье Ада Сообщений: 2475 профиль
Репутация: 1112
|
Слушайте, честно говоря, запарился я уже озвучивать разные осторожные факты о рассказах: грамотно, читабельно, сюжет есть, главный герой прописан подробно, идея в наличии. Если бы все эти базовые элементы хороших рассказов встречались в текстах из таблички не так часто, я бы, наверное, проявил бы больше терпения и предметно восхитился старательностью. Просто потому, что рассказ выглядит очень основательным, внушительным и продуманным, а старательность – это антоним моего второго имени, и я умею ценить то, чего у меня нет. Мне действительно нравится идея о симбиозе пилота и корабля, заточенная под удачу и интуицию. Возможно, она слишком романтична, но даже звучит как-то… элегантно, что ли. Поэтому мне нравится и сама концовка, весь этот шевелись плоттвист, который искупает отчасти многие проблемы сюжета. Рассказ стоило прочитать, и за это спасибо. Только добираться к стоящим вещам здесь довольно трудно, даже со скидкой на мое глубокое уважение к авторским стараниям. Я правда постараюсь расписать основные моменты кратко, чтобы никого не мучить – особенно себя. Но их много. Вступление скучное. Первый абзац призван сходу дать максимальный заряд космической романтики и предварить образ парня с его свойственным юности энтузиазмом и умением очаровываться ночным небом. Подход умный, исполнение звучит так себе. Все эти «огромное полотно», «нависало и укутывало» и другие схожие штуки находятся за гранью пошлости, по-моему, потому что сложно сказать про звездное небо что-то более банальное. Даже со скидкой на мысли героя всегда нужно помнить, что начало, которое строится на затасканных образах – не лучшее начало. Продолжение поддерживает благородный почин первых предложений – ну, то есть, вообще не цепляет. Нам дают сам образ героя с телескопом, дают флэш-форвард – тоже умный прием, и опять скучное бытовушное исполнение, дают кусочек текста курсивом, в котором много патетики и мало понимания о происходящих событиях, что не столько дает интригу, сколько раздражает. И только после вот этого все переходит к первому событию, озвученному пассивно через телевизор и разговоры (а вот это уже не самый умный и тонкий прием) – мы не одни во Вселенной. Ну, ок. Сам рассказ начинается примерно со слов «боец» и «повестка». И, в общем, завязка со своей задачей справляется – вызывает интерес и интригует. Пусть она и построена на цепочке совпадений, где передовой отряд, от которого зависит аж статус нашей планетки в межгалактических отношениях, набирают из школьников и студентов, по приколу (или не очень) написавших, что они хотят пилотировать космические корабли, а потом еще и обнаруживших в своем прошлом проявления дикой удачи. Да господи, само допущение о том, что среди сотен разумных видов не находится хотя бы какого-то необходимого количества экземпляров с развитой интуицией, прям настолько, что это способно возвысить всех дикарей-землян до статуса господ – звучит невероятно и фантастически. Но это я уже забегаю наперед, конечно, потому что пока героя только собираются принять в ряды спасителей человечества на основании прохладной истории из детства. Сюжет делает следующий шаг и перебрасывает нас к брифингу от невзрачного человечка (кстати, мелким шрифтом и на полях: невзрачная внешность – ок, невзрачное имя – вообще не ок, перебарщиваете с этим шпионским пафосом, курсанты или запомнили бы, или придумали ему новое, или все сразу, потому что он главный раздражитель, по сути). Брифинг запоминается отнюдь не длительным разговором о том, чего именно нет у человечества, и почему мы лохи позорные и твари дрожащие. Хотя разговор этот, очевидно, нравится автору и кажется ему достаточно оригинальным, поэтому ему и уделяется достаточно много места, пренебрегая практической ценностью для живых людей, которые (представим) слушают эту скучную лекцию. Нет, главная особенность брифинга – то, что его (сам брифинг или лектора на выбор) можно назвать именем римского легионера из безвредных советов Сапковского, кажется: Коитус Интерруптус. Догадаетесь, наверное, что это значит. Не можем, не умеем, не понимаем, говорит нам невзрачно-взрачный военный агитатор, но вот есть одна штука… такая штука… подпишите контракт и идите в жопу, будьте здоровы. Лолшто, ну вы серьезно. Я понимаю логичное стремление к тому, чтобы развивать интригу и давать информацию порциями, но посмотрите на ситуацию со стороны и обдумайте, что вообще должно их мотивировать в этой пламенной речи, кроме денег и ссылки в самую дальнюю дыру в случае отказа. Как будто и ничего, а? Теперь немного по поводу курсивных фрагментов. Я как настоящий дикарь преклоняюсь перед людьми, умеющими добывать огонь и собирать в приличные предложения столько технологических и научных слов сразу, но. Читаются эти ваши куски сумбурно, тяжко – и со своей задачей, ролью эдакой раздробленной кульминации, предваряющей ударную концовку, практически не справляются. Возможно, вы уже делали что-то подобное при написании, но тем не менее: попробуйте собрать их все в один текст и прочитать как полноценную миниатюру. Это обозначит места, где нужно дать больше конкретики, где стоит подтянуть динамику, а где оставить сцепки-переходы от одного курсива к другому, чтобы предыдущий фрагмент еще не забывался перед чтением текущего. Отрывок с обучением на Марсе и тактико-техническими характеристиками преподавателей – хороший, живой. В нем есть любопытные детали и есть по-настоящему объемный образ препода по конструкции корабля. Это здорово, потому что с персонажами, помимо главного героя, у рассказа если не полный швах, то близко к тому. Невзрачный человек – полностью построен на стереотипе. Макс – человек-собеседник, разговаривающий только о фантдопе, а действующий лишь однажды – когда он первым отправляется пилотировать, в остальном никакого характера не демонстрирует. Семья – дежурные фразы. Парень с кудряшками запоминается только кудряшками. То есть, к чему это я – мне кажется, живые люди в рассказе просто необходимы, потому что без них дико трудно нормально прописать конфликты и отобразить развитие главного героя. Сейчас нельзя сказать, наверное, что в тексте этого вообще нет, все-таки в курсивных вставках как минимум много борьбы и преодоления, а в конце протагонист становится другим. Ну, буквально. Но полноценное взаимодействие с другими людьми позволило бы добавить граней, которых здесь не хватает. Сцена в каюте кажется немножечко пережевыванием уже жеванного и напрасной тратой знаков. Серьезно. Вообще ваше постепенное раскрытие допущения ощущается довольно забавно. На комиссии задают дословный вопрос про родившихся в рубашке —-> на брифинге звучат какие-то невнятные намеки на штуку, которая делает их избранными —-> СПУСТЯ ГОД (примерно) курсанты все еще гадают, а че такова, делятся историями из прошлого, но так и не приходят ни к чему определенному, хотя и догадываются, что тот вопрос про родившихся в рубашке был, вероятно, не просто так. Когда Боженька раздавал ум, эти ребята стояли в очереди за удачей. То есть, про фортуну и второстепенную роль имплантов пытливый читатель вполне способен догадаться и сам, на мой взгляд. И если то белое пятно в брифинге было именно ради этого, чтобы герой впервые допустил мысль о том, насколько все же важна для инопланетян удача, то, ну, если взять отдельное субъективное мнение – очень зря. И уж даже если так, все равно подобный разговор должен был состояться ощутимо раньше, чем это показывается в рассказе. Ну, и по мелочи: кусочек диалога, где Макс говорит, что парень с кудряшками не сел на самолет, а потом повторяет то же самое, потому что герой вроде бы не въехал в смысл фразы с первого раза – смотрится странно. Сцена с предвкушением настоящей задачи и раскрытия главной интриги рассказа, впрочем, написана достаточно хорошо, и деталь про бананы читается вполне психологично и качественно, хотя сложно было ожидать чего-то радикально иного. Чуток все портит разве что сожаление о том, что даже здесь мало настоящего Макса, который вполне мог бы стать верным другом, если бы. Ну, и концовка мне понравилась, я говорил уже. Есть в ней что-то вдохновляющее, из-за чего чтение оказалось не напрасным. Словом, снимаю шляпу за труд, проработку, романтическое допущение и красивый твист в конце. И прошу прощения за понаписанное выше, в сглаживании острых углов я не силен. Удачи на конкурсе!
|