Меня пугают вопросы без ответа. Каждый раз, когда моё ограниченное человеческое сознание сталкивается с неразрешимым противоречием, я снова чувствую шаткость той системы, по которой жил всё это время. Ведь если нельзя быть уверенным в своей способности правильно оценивать окружающее, то нельзя быть уверенным и в своей безопасности.
Но можно схитрить и, вместо поиска ответа, попытаться найти гармонию в этом противоречии. Отсеять всё лишнее и придумать идеал — придумать образ. А образ содержит ответ в себе, не отделённый и не выраженный.
И я для себя вижу причину, по которой этот рассказ вызывает "какой-то очень глубокий катарсис в момент чтения", хотя "морали там никакой нет". Причина — время и то, как оно здесь изображено.
Наверное, каждый понимает, что такое время, и даже может его представить в уме, но вот объяснить, что же это такое на самом деле не так-то просто. В нашем восприятии, если подумать, время всегда сводится к каким-нибудь изменениям. Что-то меняется — время течёт. И в рассказе такой вот точкой изменения служит скала.
Скала окружена океаном — под скалой умирает сестра деда — а вот дед уже со своим внуком — дед давно умер, и выросший внук приходит к его могиле. Мы можем увидеть эти изменения и почувствовать время. Но оно не последовательно — оно и продолжительно, и одновременно. Чтобы там вокруг ни менялось — скала продолжает стоять на месте, и нет разницы между людьми на пикнике и ракушками из океана. Скала символизирует некую предопределённость, может быть саму жизнь, зачем-то нам данную. И это неподвижное течение жизни и времени очень красиво. Просто замечательно. Спасибо, Автор.
Мне после таких красот всё остальное в рассказе уже не интересно, и даже родничок, а также вино (которое может "за столько лет в уксус превратиться") мне кажутся примитивными. Хорошо, что только кажутся.
Но если всё-таки спуститься на землю, то можно и сделать пару-другую замечаний (от слова заметить).
Главный герой... или не главный... Короче, Игорь — человек самый обычный, описан достоверно, но, всё-таки пара странностей присутствует.
Цитата
Игорь вспоминал Лавкрафта, одну из немногих книг что он осилил к моменту поездки. Там герой засыпал, глядя на Полярную звезду, и попадал в Страну снов. Полярной звезды с кровати видно не было, зато была видна грудь Кассиопеи - тоже неплохой вариант, мысленно улыбался Игорь.
Лавкрафт — ничего необычного, но вот то, что он может различать звёзды на небе, уже удивительно.
Цитата
Игорь не читал «Преступление и наказание», но ему казалось, что так Соня Мармеладова должна была смотреть на Раскольникова, узнав, что тот зарубил старушку.
Ничего не имею против, когда слова автора не соответствуют контексту истории. Но всё же если обращаешься именно к "тезаурусу" Игоря, то надо за эту область не выходить. Ну вот как Игорь узнал о Соне и Раскольникове, если он книги не читал? Может быть, услышал на литературе? А, может, рассказал кто-нибудь? Может, может, может... Но вопросов меньше не становится.
Впрочем, это такая мелочь, что мне про неё писать даже стыдно.
Про условку. Авианосец Йорктаун пишет: "...всё начало не особо-то и нужно — в данном случае причины ссылки героя в деревню не имеют никакого значения". Я не согласен. Причины делают ссылку обоснованной, сразу же дают Игорю характеризацию, задают начальные условия (ноутбук, например). И самое главное — мы можем понять, что у Игоря сейчас переходный этап. Это хорошая завязка.
Ну и меняться Игорь не должен. Если он что-то натворил, попал в переделку, то это не значит, что он постоянно так делает. Тем более описана реакция семьи: они явно ничего такого от него ожидали. У меня самого в этом возрасте были похожие ситуации. Да и бывает так, что дома подросток ведёт себя тихо, а с товарищами совсем иначе. Потому я не вижу ничего странного в том, что "главный герой особо не развивается — он очень быстро переходит в состояние трудолюбивого и любознательного паренька".
Про диалоги. Есть один замечательный момент:
Цитата
— Ясно. Соболезную, — Игорь почувствовал настроение деда, и вложил в слово максимальное сочувствие — вполне искреннее. Но прозвучало всё равно не очень, как-то сухо… — Царствие Небесное, — поспешно добавил Игорь, вспомнив что дед почти всегда добавляет это, если говорит о ком-то умершем.
Он сказал это так... неуклюже. И очень натурально.
Но в то же время:
Цитата
«братик меня защитит… братик меня защитит…»
Как-то анимешно. Такими фразами любят на жалость давить. Обычно по имени зовут. И в третьем лице говорит. Да ещё и перед смертью...
Цитата
«предкам»
Никогда, нигде, ни разу в жизни не слышал, чтобы кто-то серьезно называл родителей предками. Встречал это слово только в литературе, когда пытаются по-молодёжному. Ну так вот это совсем не молодёжно. Хорошо помню "родаков", но "предков" — ни разу. Хотя, может быть, это что-то региональное, потому не слышал. Но сомневаюсь.
В общем, рассказ просто пушка. Большое спасибо.