Я определённо не хочу рассказывать людям, как жить.
Мы говорили с первого дня: "Думайте сами".
Если кто-то достаточно туп, чтобы просто следовать за кем-то, то это его собственная ошибка.
Джеймс Хетфилд, Metallica.
Саундтрек.Я прочитал рассказ.
В
мире, до боли напоминающем наш (средневековый), разворачивается история, которая, на поверхности выглядит рассказом об истачивающей душу алчности, ведущей к неминуемому жестокому концу. В самом деле, жители собирают выносимые озером богатства, которые им не принадлежат, и пытаются изобрести какой-то обманный путь разменять добычу на золото, которое затем складируют, не используя, и продолжают превозмогать непростые условия жизни. Что это, если не неявное поклонение золотому тельцу?
*напевает на мотив песни "Это за окном рассвет" группы Браво*
А это за окном то-ска,
Это в жизни нет до-бра,
Красок нету ни ма-зка,
Кто-то вновь налог со-брал.ГГ полагал, что из-за нищего состояния деревни с неё не брали налоги, или же о ней тупо забыли. Я не понял, специально жители там поселились, узнав о чудо-озере, или же узнали потом, когда уже обосновались, но понял то, что живут они не одно поколение, и из поколения в поколение община воспитывает Матеусов, которые служат торговой связью с остальным миром.
А раз есть торговая связь, и на рынке появляется товар, то его путь не может остаться надолго незамеченным для конкурентов — и это подсказывает мне, что о деревне не забыли. А раз о деревне не забыли, то и налоги с неё должны были собирать, но ГГ убеждён, что этого не было. И вот, по сюжету, станет ясно, что Матеусы давно пришли к успеху, скупая дорогущие штуки за бесценок и реализуя товар. Мне нетрудно представить себе, что Матеусы купили право платить налоги вместо деревни, а ещё купили людей, которые обеспечивали деревне спокойное время, чтобы продолжать "доить" озеро.
Никто не придёт в деревню, чтобы рассказать о том, как устроены законы в королевстве — Матеусы позаботились. Никто не будет просвещать деревню и миссионерствовать — Матеусы позаботились. И никто не придёт перехватывать контроль над источником богатства — Матеусы, стопудов, следят за этим и тоже заботятся. Думаю, что не в последнюю очередь из-за этого деревня представляет собой закрытую общину, которая боится угрозы из внешнего мира и доверяет лишь Матеусам, которых жители сами воспитывают и отправляют торговать на долгие годы, не контролируя, чем воспитанники занимаются на самом деле.
И вот,
сюжет преподносит новый дар озера — утопленника с сундуком. Утопленник, очевидно, симпатизирует ГГ и обучает его разным языкам, просвещает, используя Писание, а через какое-то время — выходит золотым "драконом" в люди и срывает башню людям, взывая... не, не к совести, а к её заменителю, чем, по сути, бросил вызов монополии, к которой побежали жаловаться Матеусы, почувствовав, что какой-то сверхъестественный слишком много знающий старикан так просто взял и отобрал у них источник дохода. Понимали ли Матеусы, каким будет ответ архиепископа? Думаю, да. Когда пришла внезапная испанская инквизиция, Матеусы дождались удобного момента и пошли грабить сокровищницу. Судьба жителей общины их особо не парила, им было главное, чтобы золотой ручеёк не принадлежал кому-то другому.
Абур просёк ситуацию и помог своему подопечному спастись и узнать правду о Матеусах и их отношении к сельчанам (и, в особенности, отношении Матеуса Завтрашнего к Лорине). ГГ потом выучился, исследовал доставшееся от золотого дракона Писание, пришёл к каким-то выводам — и задумал отправиться к Земле пресвитера Иоанна вслед за наставником. Это уже так, финал. Гораздо интереснее то, что он возложил вину за конец деревушки на Абура.
Сжёг ли Абур деревню? Нет, её сожгли инквизиторы.
Было ли следствие? Нет, зато для карания был отличный повод — жители произносят не то, что следует, и не останавливаются, и действо сопровождается спецэффектами.
Был ли повод для реагирования раньше — ну, ГГ говорит, что "впоследствии" узнал о слухах про деревню, и поначалу я понял это как то, что слухи ходили уже во время того, о чём рассказывал ГГ. С другой стороны, "впоследствии" можно понять и так, что слухи пошли после того, как жителей сожгли заживо. Склонен думать на первое, потому что жителям деревни было известно, что из озера поднимется золотой дракон и спалит всё дотла. А раз так, то это могло бы быть известно и за пределами деревни, и почва для слухов благодаря Матеусам могла быть.
И вот из-за этого "могло быть" особенно некрасиво смотрится то, что Архиепископ и его люди не реагировали на слухи, пока Матеусам не припекло, то есть служители церкви не заботились о том, что проповедовали и для кого.
Думаю, что вместе с поднимаемой
темой роли религии в жизни общества устанавливается и развивается идея, площадка для которой, по сути, троекратно повторяется в истории. Жители, подозревая, что могут нарушать закон королевства, не озаботились тем, чтобы понять, точно ли что-то нарушают и как избежать наказания, не совершая преступление — они воспитывают торговца, который будет, выходя в мир, думать вместо них.
Жители, когда явился в золотом Абур, увидели в нём источник знания о том, как правильно себя вести — и доверились ему, чтобы он думал вместо них. Могли бы они предвидеть, что архиепископу не понравится то, как они причащались? Запросто.
Точно так же и жители других поселений в низине, у которых не было сверхъестественного Абура, зато был естественный архиепископ, который допускал обман и сомнительным способом обогащение. Что там ещё за дичь творилась под его покровительством остаётся только догадываться. А кто ему что предъявит? У него работа такая — быть на страже Веры и думать за других.
Мораль в этом свете вынес бы такую: "думай своей головой" — очень актуальная вещь в нынешние времена, когда вместо собственных рассуждений всё чаще обращаются к авторитетам и беспрекословно следуют тому, что им скажут, даже если это принимает форму чего-то подобного фетишизму, не только провоцирующему глупости, но и подталкивающему к разделению на "своих" (кто, например, носят то, что положено) и "чужих" (кто, например, не носит).
Мне рассказ зашёл.