Здравствуйте, Автор! Я прочитала ваш рассказ пару дней назад, «переварила» содержимое и готова писать отзыв.
С самого начала я с подозрением относилась к рассказу именно из-за названия. «Волейбол». Вот что тут можно сказать? Учитывая, что со спортом я не дружу, единственная отсылка – небезызвестные аниме, где юзается тема соревнований. Поэтому я долго приглядывалась, ходила кругами, иногда тыкала мышкой в файл, чтобы через какое-то время его закрыть, ибо не решалась погрузиться в мир произведения. Наконец, собралась и прочитала (если откровенно, не будь этот рассказ в списке стрима, то так бы он и остался для меня безликой строчкой в череде 279).
С самого начала автор грузит читателя множеством волейбольных терминов – нереальное количество сносок. А я ещё читала с телефона, поэтому ссылки для меня корректно не работали, а сразу же перематывали весь текст в самый конец. Это напрягало, причем довольно сильно, потому что потом приходилось листать наверх. Как итог, я забила на кликанье по незнакомым терминам и ничего не потеряла. Если автор хотел подобным образом дополнительно погрузить читателя в кулуары спортивных соревнований, то вышла промашка – я только раздражалась всё больше.
Весь сюжет строится на волейбольных матчах с призраками. Причем об этом мы узнаем где-то в середине, когда продираемся сквозь дебри сюжетных вех. А историю подобных соревнований – в конце через реплики спортивного комментатора. Для меня это ещё один минус, так как я уже успела в голове составить определенную картинку, что с неприятным звоном рассыпалась.
*Здесь Ветеррок поморщилась в надцатый раз*
На протяжении всего рассказа автор раскрывает антропологическую тему: обращение к человеческому естеству. Здесь мы встретим верность и предательство, раскаяние и веру в собственную правоту. Отсюда вытекает занятная проблематика – нравственная, которая подается через призму главного героя – Сергея. Если брать тему верность и предательство – проблема внутренней несвободы от принятых ранее решений; раскаяние – проблема прощения и принятия себя. Так что можно сказать, что автор стремился нам показать, какие превратности выпадают на долю главного героя, и как благоприятные и неблагоприятные случайности в жизни стремительно меняют его положение, мироощущение. В большей степени мы-читатели видим, как сам Сергей «держится» в этом потоке несущих событий: кем он себя ощущает, сломается или же выдержит.
Больше всего негодования у меня возникло по отношению к системе образов. Итак, начнем.
Катерина – краеугольный персонаж, вокруг жизни которой и завертелся рассказ. Милая девушка, летящая, нежная, украшение всего авторского мира. Красавица, спортсменка (мы берем за аксиому, что танцы тоже спорт). Больше всего мне импонировало то, что автор на протяжении рассказа называл Катю - Лучиком, этим передавалась нежность, кою испытывал гг к ней.
Мы представляем милую девушку, что горит танцами – они её жизнь, вся её суть:
Цитата
Танцы для Кати – всё. Жизнь, дыхание, воздух, душа, любовь. Она танцует так самоотверженно и беззаветно, как будто каждое выступление для неё – главное, последнее, и нельзя не выложиться до конца. Нужно, д?лжно успеть рассказать за эти минуты всё. Выразить целый мир, все эмоции, переживания, чувства. Заставить восхищаться, любоваться, плакать даже самого искушённого зрителя в зале. Всё её существо переполнено танцами настолько, что Сергей удивляется, как же ему вообще удалось отвоевать для себя хоть немного места? Уместиться в Катином сердце где-то между па и антре. Или как их там…
Так, пылая любовью, почти страстью к танцам, Катерина живет ими, стремится выразить саму себя через танец. Она отнюдь не слабая рафинированная барышня, живущая бесплотными мечтами, нет, Катя борец, ибо:
Цитата
каждое выступление для неё – главное, последнее, и нельзя не выложиться до конца.
И мне абсолютно не понятно, с чего вдруг автор решительно убил данного персонажа. Как так-то?! Где мотивация для самоубийства Кати?! «Предательство» Сергея? Простите, не верю. Я сама по натуре борец, сталкивалась с разными каверзами судьбы, порой было больно до безумия, но любовь к жизни всегда преобладала. Так почему же Катя, которая до одури любит танцы, а они – её жизнь, так поступает? Абсолютно не логичный поступок. Это просто бездарный слив хорошего персонажа, чтобы показать, как непросто приходится Сергею.
Сергей – главный герой. Его жизнь строится вокруг Кати. Она меняется под её влиянием: Сергей становится мягким, нежным, хотя по характеру та еще гадина. Это мужик со стальными яйцами, который пошел в волейбол из-за желания увидеть Катю после её смерти:
Цитата
Профессионально спортом он не занимался, а был владельцем крупного бизнеса. В один прекрасный момент продал его, нанял сразу несколько тренеров, и вот результат, как говорится, налицо! Успешный человек успешен во всём! Сергей не только стал прекрасным волейболистом со сложным ампула связующего, но и помог своей команде добраться до второго места в мировом рейтинге! Браво, Сергей!
Понимаете? Он спецом шел в волейбол погонять мячик с призраками, чтобы только увидеть жену! Сергей вытягивал команду с самого дна турнирной таблицы для одной единственной цели – увидеть Катю. Ещё раз: увидеть! Катю! Так какого Мордреда происходит вот это
:
Цитата
Гусев валится на пол и бьётся в истерике. Свисток. Судья опускает руку и проводит ладонью снизу вверх, показывая ошибку при подаче. Затем достаёт жёлтую карточку. Команда бросается к своему связующему, собираясь увести его с поля. Сквозь крики и шум, свистки, гудки и ругань, над пятитысячной площадкой повисает вой:
— Ка-аатя-ааа!
Якушев хватает Гусева под руки, Михеев помогает удержать. Щагин с Васильчиковым успокаивают, что-то шепчут, похлопывают, даже поглаживают. Пименов пытается переговорить с судьёй, но жёлтая карточка никуда не исчезает. Сергей продолжает вырываться.
Истерика у мужика со стержнем внутри?!
Мерлин, дай мне сил не стереть зубы в порошок! Я опять хочу орать: «Не верю!» Целеустремленный, хороший стратег, борец в квадрате бьется в истерике. Он. Знал. Что она. Будет. Там! Так почему?!
Короче, автор из нормального перса сделал тряпочку для протирки пола в финале. Я могла бы понять, если такой герой со стиснутыми зубами продолжал играть, я бы поверила в его слезы, но не в истерику на полу посреди матча. Не могу я сопереживать такой нюне, в которую превратился Сергей посредством авторского произвола. Поэтому для меня рассказ можно отнести прямо в топку.
*Ветеррок попыхтела, попила кофе, успокоилась*
Стоит заметить, что в рассказе плохо раскрыта мотивация других игроков. Мы узнаем историю только одного персонажа, а хотелось бы всех. Мне было бы интересно узнать про их внутренних демонов, посмотреть на реакцию, когда они увидят за сеткой своих Немезид. Этого не хватило.
Весь рассказ читался хорошо, потому что уровень языка – довольно высокий. Глаз не особо цеплялся за шероховатости, не замедлялся темп динамики (хотя, кого я обманываю? Замедлялся из-за обилия терминов!). Текст вычитан, приведен в должную форму. Даже эпиграф хорошо сыграл – понравилось.
Мораль сей истории такова – не делай того, о чем будешь горько сожалеть или же что имеем – не храним, потерявши – плачем. Учитывая, что я много раз сталкивалась с подобным, для меня рассказ не стал открытием.