Пришло время отвечать.
Сперва большое спасибо всем, кто читал, голосовал, хвалил, ругал и защищал.
Отвечу на вопросы эстафеты, но поскольку основной дублируется, вынесу его отдельно.
Цитата(Ада)
2. Почему вам захотелось написать про самый страшный кошмар двадцатого века? Эта тема вас не отпускает и стучит в сердце «пеплом Клааса»?
Цитата(Элен Мэлиан)
2. Рассказ у вас получился сильный, неоднозначный, и вызывает противоречивые чувства. Что побудило вас написать этот рассказ?
Был период, когда тема холокоста не давала мне покоя. Наверное, виноват, как всегда, Ремарк. Но я читала в основном художественную прозу ("Искру жизни", "Благоволительницы", "Маус", "Список Шиндлера" и т.д.), смотрела документальные и не очень фильмы ("В лабиринтах молчания" – не очень, кажется, известный, но поразивший меня), ездила в Освенцим, была на "Эмалии" и в синагоге Будапешта. Все это, конечно, осталось на подкорке, но жизнь круто переменилась, и я перестала об этом думать.
А потом случился со мной Бакман и его "Медвежий угол". Стиль меня покорил (в переводе), я хотела написать что угодно таким вот языком. Хотела семейную драму, но потом что-то пошло не так и получилось то, что получилось. Наверное, те воспоминания просто дождались момента, чтобы обрести форму. Так что не было задачи писать о войне, хайповать, вызывать дискуссии. Бывает, что истории приходят целиком, без планов и проработки, одним блоком. Вот, тот самый случай.
Для меня это рассказ не о войне, хотя, конечно, трудно в это поверить. И я более всего согласна с тем, что нужно было попробовать вытащить его из этих декораций. Но как только я начинала в нем что-то править, он рушился. Поэтому я тридцать раз переписала вторую фразу, а дальше были только корректировки стиля.
Теперь более предметные вопросы.
Цитата(Ада)
1. В названии рассказа «запах миндаля» и текст им пропах. Только сначала это был запах брецеля (сладкие брецели пекли с миндальной посыпкой), запах волос девочки, запах воздуха. Есть ли в названии ещё и ассоциация с газовыми камерами?
Очень хочется сказать, что да, но увы. Только если подсознательно.
Цитата(Ада)
3. «Бом, бом, бом» - это аллюзия на эпиграф романа Хеменгуэя: «…смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе»?
Нет, я не люблю Хэма в целом и особенно не люблю "Колокол", что не умаляет его достоинств.
Цитата(Элен Мэлиан)
1. Автор, в своём рассказе вы поверхностно, но довольно ловко используете тему фашизма, а довелось ли углубляться? Прочесть книги на эту тему?
Думаю, я ответила в основном ответе. Из документальных только "Банальность зла".
Цитата(Элен Мэлиан)
3. Финал. Почему он у вас такой? Почему мальчик в самый важный момент струсил? Ведь казалось, что преодолел в себе страх и пошёл на риск и нет, отступил и бросил.
После вашего комментария финал я исправила :) Но в целом это просто животный страх. Если в тебя целятся, ты пытаешься спастись. А главное, что он ведь достиг цели – спас Лизу, которую могли принять за труп. Он никого не предал этим бегством, но он испугался. Как-то так.
Еще раз всех сердечно благодарю. Удивительный раунд, удивительный результат.
Пойду раздам плюсы.