И попробуйте мне запретить)))
Вредина и сказочница) Сообщений: 10970 профиль
Репутация: 1313
|
Голосование закончено, пора подвести итоги. Буду медленно не из-за того, чтобы потянуть, а просто планировала завтра сделать, не собирала отзывы судей в один файл. Итак, начнём с голосования. Счёт в пользу шестого. Если вычеркнуть голоса судей, счёт 7-3. Теперь судьи. Все шесть отзывов - не критические отзывы, это эмоциональные потоки)) в паре случаев – фонтаны кислоты(
«Снегурка»:
Йеманжа
Яркая рецка, написанная в духе «а вот сейчас потреплем», - сказал котенок бумажному бантику». Не без недочетов, вызванных, похоже, неудержимой эмоциональностью критика. А также тем свойством, которое в прежние времена запальчивостью и старались искоренять в детях, чтоб старались мыслить ясно и трезво. Ну, Йеманжа сама призналась, что у нее шло к тексту. Иногда претензии к уровню фразы иллюстрируются претензиями к событийному ряду: «А все потому, что баять-то автор и не умеет. Не знает он, как слова в предложения складывать, а из предложений рассказ лепить. Зачинает он с того, что Аришка решается разлучницу со свету белого сжить, ворота дегтем перемазать. Чем же змея подколодная провинилась?»
Критик явно взбешен багами на уровне деталей – и да, в этом нельзя с ним не согласиться: уж слишком много поводов взбеситься, но искренняя радость критика от возможности потоптаться на слабом тексте не кажется вполне приемлемой.
Раз пять, как показалось, критик возвращается к сцене изнасилования, в промежутках лишь затрагивая другие проблемы. Идейная составляющая рассказа разобрана.
Рассказ вскрыт глубоко и с размахом: так и представляешь лихого патологоанатома с мачете вместо скальпеля – для критика рассказ мертв по определению. Точку зрения критика на идею рассказа и текст разделяю и поддерживаю. Обнуление в финале рассказа, наивно рекламирующего православие в его в самом подлом изводе, принимается критиком как жульничество и псевдокахетизаторство.
Самая классная фраза отзыва: «Автор все уютнее чувствует себя в кресле Бога, карая выдуманных героев за выдуманные грехи.»
Шестой.
Начинает с четкой иллюстрации, как псевдокультура и непонимание пунктуации (даже если примерно знаешь правила) губит текст, как ни набивай его старинными словами.
Обнуление в финале рассказа принимается критиком как закономерный баг всей творческой системы (поскольку нет истории, то нечего и обнулять: «Чтобы концовка обесценила историю, нужно, чтобы история была чем-то ценна»)
Точку зрения критика на идею рассказа и текст разделяю и поддерживаю, рассказ в самом деле написан на материале так себе изученной эпохи (вот только не надо, автор Снегурки, сливаться и отвечать, что у меня ж там фентези-мир и значит, можно все как я хочу – не можно), представляет собой плохо скомпанованную мешанину образов и учит подлой псевдоправославной морали: «Потому что главное – помолиться. А делать далекоидущие выводы и думать об окружающих – не обязательно»
Самая классная фраза отзыва: «Автор запутался, натурализм у него или сказочность; он лезет и туда, и туда… и в итоге не удается ни то, ни другое.»
Результат: НИЧЬЯ, поскольку слишком резко по форме написаны отзывы, хотя я согласна с обоими критиками, которые воспринимают текст как мертворожденный. В сумме – по конкретике вскрытых проблем – отзывы прекрасно дополняют друг друга.
Йеманжа эмоциональнее, много думает о себе (жалея) как о читателе, и тонет в мелочах, Шестой логичнее, его отзыв более структурирован, но тоже излишне эмоционален. Автору Снегурки: беспощадные правдивые разборы драгоценны, и не вздумайте воспринимать их как наезд на православие. В вашем рассказе эта религия вот именно что мимо проходила.
2. «С моих слов записано верно»
Йеманжа
Очень спокойный, полный размышлений (после Снегурки-то) отзыв. Очарование истории и сеттинга подействовало на критика в полной мере) Много справедливых похвал. Но также правильно подмечен главный минус рассказа: развязка не оправдывает читательских ожиданий, бесславная закономерная гибель гг в сказке – разочаровывает.
Самая классная фраза отзыва: «в нелинейном повествовании можно было бы много чего спрятать, но когда прятать нечего, то к автору возникает больше вопросов, чем читатель получит ответов.»
Шестой
Справедливые претензии к терминологии и к обоснованию развязки: «Второй важный момент – обоснуй. Мальчик раскололся? Мальчик НЕ раскололся? Как секта не развалилась с такими наивными, не контролирующими себя шпиЁнами?.. То, что я сам себе придумал обоснуй… ну, это я такой оголтелый» - таким критикам любой текст дает больше, чем в нем заложено. Сам факт, что захотелось «додумывать» - плюс рассказу.
Самая классная фраза отзыва: «Если парень РЕАЛЬНО знал всю верхушку и сдал ее, сюжет мгновенно станет хрупким и нелогичным. Тронь пальцем – рассыплется. Но я буду верить, что это не так. Вранье инквизиции – лейтмотив, протянутый сквозь всю историю. А значит, финальный аккорд в рассказе – тоже ложь.»
Результат: Оба критика воспринимают рассказ как жизнеспособный. Точку зрения критиков на идею рассказа и текст разделяю и поддерживаю. Выигрывает Шестой, потому что не поддался на чары автора и своим сначала разочарованием, а потом «додумываением» показал, в чем главная слабость рассказа. А также дал дельные советы.
3. «Правила светлячков»
Йеманжа
Правильно указывает на главный системный сбой рассказа, - что в мире победившего зла светлячков не будет, - и все недостатки, которые этот сбой за собой влечет: «Недоумение усиливается от того, что автор не объясняет: почему отпала необходимость в добре, почему исчезли светлые маги. Нащупав интересную идею, он словно побоялся ее реализовать….» и так далее. В основном отзыв сводится к песне Йеманжи о себе, мол, мир тьмы мой, а вы ничего во тьме не понимаете. Конструктивных идей нет. И хотя я согласна с тем фактом, что рассказ слабый, а слабые рассказы разбирать
трудно и неинтересно, а Йеманже пришлось – отзыв оказался продуктом одной мысли и ацкава раздражения на простодушие автора, не сумевшего создать правдоподобный мир.
Самая классная фраза отзыва: «Мир может быть сколько угодно вымышленным, но им все равно должны управлять реальные законы.»
Шестой
Дан анализ общей парадигмы рассказа, обозначены все слабые места и даны дельные предложения, как можно было бы поправить дело, если б системный сбой текста не был бы так фатален. Главный логический сбой текста внятен и ему – в мире, где победили темники, птички не поют и солнышко не светит. Также есть советы, как в принципе следует приступать к творчеству.
Самая классная фраза отзыва: «ЗАЧЕМ был этот текст? Чтобы рассказать наивную бестолковую историю о том, что хорошо быть хорошим и плохо быть плохим?»
Результат
Шестой воспринимает рассказ как лишь относительно жизнеспособный, но предлагает реанимационные мероприятия. Йеманжа предлагает усыпить, чтоб не мучился. Шестой выказывает больше такта и конструктива, поэтому в «Светлячках» опять побеждает Шестой.
Итог ) Реаниматор Шестой постоянно досочиняет истории, чтобы вдохнуть в них жизнь. Запальчивая Йеманжа ведет себя соответственно своей аватарке, норовя побольше расцарапать как текст, так и самолюбие автора. И тот, и другая несутся на паровозе эмоций, что, в общем, в духе Пролета, но не очень-то свойственно правильной критике. В СССР был слоган: «Критика должна быть конструктивной» - не плохо бы его нам всем напомнить, поскольку топтать слабый рассказ ради одной лишь забавы и стремления вцарапаться на пьедестал критика – поведение незрелое. В отзывах Шестого конструктива значительно больше, он предлагает авторам перспективу, дает дельные советы - поэтому победу отдаю Шестому. Добавлено через 1 мин. 58 с. "Во первых строках письма" хочу отметить литературность отзывов обоих дуэлянтов, их эрудицию и чувство юмора (местами зашкаливающее, но не буду забегать вперед). Читать было интересно. Весело. Теперь буду с не меньшим интересом ждать, как авторы после деанона им ответят. Пулеметными очередями или сразу ракетой земля-воздух? ;)
А теперь по пунктам. "Снегурка". Рассказу досталось от обоих дуэлянтов. Начну с отзыва Шестого. По поводу грамотности - согласна. Запятых в рассказе то не хватает, но от них в глазах рябит. Общая грамотность текста не на высоте. По поводу стилизации - тоже согласна. Либо нужно держать уровень, либо не браться за стилизацию вовсе. По поводу финала и морали Шестой высказал весьма дельные замечания. И в целом отзыв хотя и резкий, но справедливый. Тем более, что читать такой чисто женский рассказ с хромающей логикой мужчине трудно, я понимаю.
Теперь по поводу отзыва Йеманжи. Отзыв представляет собой нечто вроде пересказа истории с критическими замечаниями. Замечания, по большей части, имеют под собой основания, признаю. Но вот подача... Ёрнический стиль - это плохо, потому что автор, скорее всего, просто обидится и не станет вчитываться в отзыв, вопримет критику как издевательство. Так что в этой сходке победа за Шестым.
Вторая сходка и рассказ "Правило светлячков". По мнению Йеманжи рассказ не состоялся как тёмное фэнтези. По мнению Шестого, в рассказе не состоялся, скажем так, "путь героя". Я бы поспорила, но ладно. Оба мнения достаточно здраво аргументированы. Что понравилось в обоих отзывах - критики не просто прочитали рассказ, они вчитались. Они попытались вникнуть и разобраться в сюжете и мотивации героя. Что не понравилось - общие фразы вместо конкретики. Ссылки на авторитеты, которые представляются истиной в последней инстанции. Перетягивание "одеяла" на себя в случае с Йеманжей (вот здесь действительно имеет место самолюбование, а для критика такое поведение некорректно). Я долго думала, кому отдать предпочтение. Отзыв Йеманжи мне понравился литературностью. Но это скорее эссе на тему тёмной фэнтези, чем критический разбор конкретного рассказа. Шестой тоже грешит "лирическими отступлениями", но всё же даёт более полезные советы автору, разбирает, что именно в рассказе недокручено (про куколку и ученика - полностью согласна, кстати!) Так что победа снова за Шестым.
Третья сходка. "С моих слов записано верно". Рассказ у меня вызвал недоумение нелогичностью финала. Как не раз в комментариях замечали автору, это замах на роман, а в рассказе слишком многое оказалось скомканным и оттого вызывает многочисленные вопросы. Практически все эти вопросы озвучил Шестой. И даже предложил оригинальную трактовку финала, спасающую всю историю. Разбор Шестого в данном случае - истинно критический - с вопросами, замечаниями, предложениями. Разбор Йеманжи прекрасен с литературной точки зрения. И она тоже правильно указывает на недочеты автора. Но, поставив себя на место автора, я бы предпочла отзыв Шестого, ибо в нём больше практической пользы. И это, пожалуй, подходит ко всем трём сходкам. Так что победу в дуэли КРИТИКОВ я присуждаю Шестому. Добавлено через 3 мин. 42 с. Скажу сразу: не люблю, когда комментатор пересказывает сюжет (или его кусочки) своими словами, пытаясь объяснить, что в сюжете (или в эпизоде) не так. Болтологии тоже должно быть в меру. Потому что главное – это объяснение, а всё остальное – это вода. Может быть, я слишком зациклен на краткости и информативности. Может быть, это профдеформация, следствие многолетней работы с различными инструкциями. Но я ("увы" для некоторых) считаю, что излишества – они и есть излишества.
Итак, начнем!
Снегурка
Читая отзыв Йеманжи, можно не читать рассказ. Некоторые эпизоды пересказаны достаточно подробно, чтобы составить себе впечатление о происходящем. Но встречаются и другие, освещенные не так детально. Может быть, тут виноваты эмоции. Не знаю. Но начав, надо было бы продолжать в том же стиле. А так – ощущается некоторая несбалансированность текста. Отзыв шестого практически не затрагивает сюжетных перипетий. Он весь в эмоциях. И тут хочется сказать, что я испытывал схожие чувства. Такой рассказ, на мой взгляд, трудно комментировать. И вот тут хочется вернуться к отзыву Йеманжи, в котором не чувствуется раздражения от стиля и грамотности автора рассказа. Пока я не усмотрел, кого бы поставить выше.
С моих слов…
Соглашусь с обоими комментаторами – мир задуман хорошо, но выполнен плохо. Каждый из рецензентов пеняет автору своими словами, но пеняют на одно и то же. И в остальном они согласны друг с другом. Видимо, ошибки настолько заметны, что пройти мимо просто невозможно. На сей раз более многословным оказался шестой. Отзыв Йеманжи короче и конкретнее. Но шестой, на мой взгляд, разобрал ошибки мотивации чуть более подробно. Так что, и тут не просматривается лидерство.
Правило светлячков
В последнем случае оба рецензента развернулись максимально широко! Особенно шестой. Но и у Йеманжи простыни-абзацы не способствуют легкому пониманию сути. И вот тут, словно упавший на чашу весов маленький бриллиант, совет с куклой. Он-то и решил мои сомнения в пользу шестого.
Еще раз о многословности. Я понимаю желание рецензентов оживить сухое чтиво комментариев. Но за отступлениями от сюжета сути не стоит забывать о точности формулировок. Не надо размазывать знаки по экрану. Проблема должна быть указана, словно уколота иглой.
Удачи всем! А особенно авторам рассказов. Поводов для размышления у них предостаточно. Добавлено через 4 мин. 37 с. Выбирая критерий для оценки работ шестого и Йеманжи, еще до ознакомления с их работами я остановился вот на какой фразе «меньше критика, больше критики». Она странная, не имеет отношения к комментируемым рассказам. Но что-то в ней есть. В каком рассказе перевес склонится в сторону критики, того и победа. Сразу скажу: моя начитанность по сравнению с аналогичным показателем любого из критиков – ниже плинтуса. Некоторые вещи я просто не только не понимал, но еще и стыдился гуглить.
Поэтому кратко: Снегурка – ничья. Правила – победа шестого. С моих слов – победа шестого.
Итог: победа шестого со счетом 2-0,5.
Позвольте свои умозаключения я оставлю при себе, т. к. в развернутой оценке работ уважаемых критиков я сам буду слишком субъективен и сам своему же критерию отвечать не буду. Добавлено через 6 мин. 11 с. «Снегурка»: Голос за отзыв Йеманжи – она находит больше косяков и траблов, которые приключились с рассказом. И добавлю, что хоть и жестко, но оба критика ругали рассказ вполне заслуженно.
«Правила светлячков»: За отзыв Шестого – полезные рекомендации как улучшить то, что есть (а есть – легкая и наивная сказка с условностями, какой ей идёт быть), в противовес рассуждениям Йеманжи о сути «мира победившего зла», которые, как мне видится, не совсем то, что необходимо для этой истории.
«С моих слов записано верно»: Оба отзыва глубоки и обстоятельны, на мой взгляд, и потому тяжело выбрать лучший. Йеманжа очень тепло и располагающе ведет с автором беседу о символике произведения и вложенных аллюзиях, что даже мимо проходящему было интересно читать. Шестой, как автомеханик из гаража, разбирает рассказ на запчасти, говоря, где автор перестарался, а где – недожал. Рассуждая над текстом, критики нашли в нём идею, причём, каждый свою, и в зависимости от этого определили, насколько она реализована. Кто оказался ближе к истине и чей отзыв лучше/полезнее – на это может ответить автор. Объективно – оба хороши, каждый по-своему. Но мне, как мимокрокодилу, приятнее было потягивать сидр и смотреть на летающие острова вместе с Йеманжой, чем ковыряться под капотом. Добавлено через 8 мин. 41 с. На самом деле, сложно с ходу реагировать на дуэль критиков, в которой каждая следующая единица нечто отдельное - и мало связанное с классической школой литературного критического анализа. Так мало того. Все три работы, подставленные под критику, пардон, представленные на суд, - крайне разного калибра. Это чувствуется и в оттенках серого из уст критиков. Отзывы на "Снегурочку" - именно имхи, не рецензии, не что-то другое, подобное... Вот Йеманжа куражится, сплеча избивая рассказ, потребовавший читать через силу, боль и здравый смысл, но избивает, как рассказ-соперник, будто на кону последняя фляжка денатурата или шикса погрудастей. Вот шестой принимается лупить дидактически, без злости, но и без сочувствия, поневоле принимая тон и вид усталого школьного учителя, у которого уже отнимается рука с линейкою. И несмотря на то, что рассказ, очевидно, заслужил разгрома, шестому удалось удержаться от слишком яркого самолюбования - а вот Йеманжа подчас выдавала перлы ради перлов, откровенно рисуясь. Вышло смешно, задорно, ярко - и задвинуло в никуда предмет разговора. Балл шестому. Идем дальше. "Правила светлячков" сами по себе наивны, однако уже демонстрируют небезнадёжность... небезнадёжность автора, само собой. Потому что концепция мира недотёмных тёмных - в мире читателя, читавшего "Последнего Кольценосца" (а там ведь СВЕТЛЫЕ!!! и какие...) - ну... детсковата и пресновата. В то же время есть гитики и фишки, и это может вытянуть рассказ, и свинтить его покрепче в мотивациях, так и вовсе... Но я об отзывах. Отзыв шестого, опять-таки, достаточно отстранён. И снова - сильно перекошен в сторону "давай-ка прикинем, как бы это МОГЛО быть, и как бы его улучшить". Это хороший дельный коуч, а может, аспирант кафедры криэйтив врайтинг или фикшн врайтинг в западном универе. Мне зашло очень хорошо, так что... так что посмотрим на Йеманжу. А у Йеманжи, к добру или к худу, в этом месте - критическая рецензия в духе славного старичка "Если". Рад бы, рад бы посетовать на скупость, на формализм; увы и ах. Рецензия есть. Критик виден. Балл Йеманже. К стыду скажу: третий рассказ я не читал. Но сопоставив свидетельские показания, почему-то представил, что он написан так, как люблю писать фэнтези я: обрушивая титанические энергии своей неуемной фантазии в сфере миросозидания в ущерб, возможно, сюжету, последовательности изложения, внятности морали по ГОСТу и так далее. И здесь умение шестого отнестись с сочувствием и увидеть больше позитива в такой манере работы откровенно подкупает. балл Шестому. Добавлено через 13 мин. 54 с. И судья, который приглашён со стороны, Александр Прялухин. Надеюсь, он придёт на площадку на Открытый конкурс (фентези он практически не пишет). С моих слов записано верно
Пару слов о рассказе. Отличная зарисовка о фэнтезийном мире, изобилующая подробностями, которые украшают произведение и затягивают читателя. Даже сказал бы – профессиональная зарисовка. Хоть я и не поклонник скачков во времени, но в данном случае они оправданны сюжетом. Пусть будут. Чрезмерное обилие образности и экзотических терминов тоже можно объяснить – рассказ явно с замахом на лонгрид (надеюсь, с ним так и получится). Потому что в сорока тысячах знаков получается спрессовано и не всегда понятно.
Йеманжа. Отзыв под стать самому тексту. Эдакая рецензия-арт-деко – красиво, величественно, чуть помпезно. С завитушками. Видно, что, участвуя в дуэли, Йеманжа поставила себе целью поразить читателя владением языком и словарным запасом. Это я не ёрничаю, говорю на полном серьезе. Более того – у нее это получилось и отзыв читать интересно. Человек увлечен литературой. Но за красотой иногда сложно разглядеть основную мысль. Ты понимаешь, что рецензент понял в рассказе что-то лучше тебя, но объяснил это так, что ты ничего не понял. Ну и гулять в сторону от разъяснения автору его ошибок не всегда хорошо. То есть в рецензии вообще гулять от этого не нужно.
Шестой. А вот здесь есть искра. И еще искреннее желание объяснить автору все его промахи. Несмотря на то, что отзыв Шестого больше по объему, читать его легко. Да, хитрый рецензент использует свою тяжелую артиллерию – юмор. Но это правилами не запрещено, так что... Главное – за ироничным текстом не теряется смысл, всегда понятно, о чем идет речь, какие именно недостатки есть в рассказе и что с ними делать.
Снегурочка. О рассказе. Стилизация на любителя, конечно, но думаю среди читательской аудитории найдется немало поклонников подобных сказок. Местами жутковато, иногда приторно из-за этих старых слов и слишком религиозно. А в целом зачот. История законченная, нигде не провисающая, если не считать кое-каких нестыковок. Да и то обратят на них внимание конкуренты и рецензенты, а читатели – вряд ли.
Шестой. Нисколько не сомневался, что этот рецензент от души будет топтаться на безграмотности, которую я уже по привычке старался пропускать мимо себя. Ну... Автору наука. Кто-то сделает вид, что не заметил, а другой укажет пальцем и скажет так громко, чтобы все услышали. Разбор очень техничный, хотя и не лишенный эмоциональности. Юмора в этот раз меньше, но читать все равно интересно. И не могу сказать, что я в чем-то с рецензентом не согласен, все по делу. Да, лично мое мнение о рассказе более доброжелательное, но на то она и рецензия, чтобы разобрать все по полочкам, открыть глаза читателям на моменты, которых они сами не заметили.
Йеманжа. Красиво и, как вариант показать автору трудночитаемость текста, стилизация рецензии под стилизацию рассказа имеет право на существование. Не знаю, насколько это оправданно, ведь отзыв по идее не должен быть таким буреломом, но пусть будет. Впрочем, ценность рецензии это нисколько не умаляет. Все по делу, а местами указано даже на то, что Шестой не заметил или о чем он почему-то не написал. Я про то, как ГГ узнала, что разлучницу братья заморозили в подвале. Логические нестыковки они такие... Не согласен с Йеманжой в разборе сцены насилия (из текста я понял, что насилие так и не состоялось, была лишь попытка). И все-таки отдаю в этом поединке победу именно Йеманже. У нее получился более полный и детальный, а главное – разухабистый разбор.
Правила светлячков Несколько слов о рассказе. Чуть затянутая, но вполне себе читабельная история. Критики, несомненно, выкатят вагон и маленькую тележку недостатков, будут искать глубокий смысл, но я скажу автору, что читатель часто (почти всегда, если дочитывает) судит о произведении по началу и концовке. Закольцованность, пусть и такая неказистая, она добавляет очков. Ну и финал в целом несет положительные эмоции.
Шестой. Плюсом у Шестого является то, что он не брезгует копаться в тексте (перечитывая его не два и не три раза), чтобы выискивать подтверждения своих выводов, а потом цитировать их для публики. Многим рецензентам делать это бывает скучно и, прямо скажем, лень. А еще он цитирует других, кто когда-то сказал что-то в тему этого текста. Это отлично иллюстрирует критику рассказа, да и всю рецензию становится читать интересно, почти как самостоятельное произведение. В этом раунде я отдаю предпочтение ему.
Йеманжа. В рецензии Йеманжи я столкнулся с проблемой. Да, рассказ простой. Идея простая. Глубокого смысла не хватает. Но это вовсе не означает, что сама идея не имеет право на жизнь. Миров столько, сколько людей, и даже больше, поэтому оценивать текст с позиции "он неправильный, потому что не вписывается в мое понимание мира темных магов" это по меньшей мере странно. Возможно, автор рассказа как раз и задумывал так, что установилось владычество темных, но мир практически не изменился от этого. Совсем необязательно всюду должны быть изнасилования, кровь и кишки.
|