Божья коровкаОчень люблю такой вот реализм, когда глубокие переживания переданы через обыденное. Простой быт простого человека, и только пару черточек вынесенных из души для читателя. Читатель ведь посторонний, нечего в душе у героя шастать. И вот эта неприступность в купе с такой очевидной понятностью - горе ведь общечеловеческое - создает харизму примитивизма и бытового реализма. Казалось бы, деталюшечки быта и только, но в них какая-то сила. Тут, взгляд, там поварешка... Тоска человеческая - эта жизнь невечная. Ход незатейливой жизни тысяч людей... и это бессловесное понимание. Автор может в эмоциональный минимализм. Герой простой, без интеллектуальных изысков вроде, а художник, созерцатель. Волна непритенциозной меланхолии, созерцательной грусти просто сшибла меня. Автор смог передать посыл, всколыхнуть эмоцию. Именно это в бытовом реализме и ценю, поэтому вах! и супер! Простая история, а зацепила.
Речевая стилистика, под просторечье, находится на стадии разработки у автора. Есть очень удачные моменты, транслирующие ту самую энергетику народной души героя-созерцателя бренности бытия. Есть же неудобоваримые обороты, и банальности случаются, увы. А вот стиль такой, что мелодизм в нем необходим, ритмика. И в простоте банальности не место, она как фальшивая нотка.
Особенно буксует вступление, имхо. Мелодики не хватает. Можно поиграть со словами, чтобы сгладить.
Цитата
Лето. Злой, высушивающий воздух июль. Я примостился на неудобной приподъездной скамейке,
А почему не: "Злой июль, высушивающий воздух"? Здесь разрыв смысловой связки неоправдан, на мой взгляд. Еще споткнулась о "приподъездной". Пару раз перечитала, пока мой мозг выдал решение - это ж скамейка у подъезда. Я не против использования таких емких слов, и усложненных речевых связок, даже за. Они делают текст живее, интереснее. Но я фанат гладких вступлений. Вступление влетать должно так в мозг читателя, чтобы без единой царапинки, напрямую к воображению. Если не думаешь о словах, а видишь картинку - вступление удалось. Тут пришлось думать об этих самых речевых оборотах. Чтобы почувствовать, мелодично ли сочетаются звуки и слова, нужно просто прочесть вслух.
Цитата
Дернул рукой. Щекотание продолжалось.
Лучше: "Нет, щекочет.". А то это "продолжалось" сбивает эмоцию. Рассказ ведь в разговором стиле. Как другу рассказываешь. Экспрессия живой эмоции в реальном времени должна сохраняться. А таких словечек в прошедшем времени по тексту есть малехо. Они напоминают читателю, что это рассказ литературный, а не дружеский.
Цитата
Тени исчезли, едва внушительная фигура моей соседки приблизилась.
Кажется, "моей соседки" звучит неестественно. Просто "её".
Вот это банально, имхо:
Цитата
Пашка, друг, ты здесь…
Лучше: "Пашка, друг, ты теперь крошечный... ", или как-то еще, пооригинальнее. А то ведь момент важный.
А вот тут очень удачно, прямо за душу взяло, как там была)) это ключевая сцена и описана она мастерски. Каждое слово, каждый оборот!
Цитата
Прошаркал до комнаты, вижу – лежит на кровати куча тряпок. Я догадался, что это Пашка отогревается. Буржуйка-то не топлена - нечем. Толкнул легонько его, а он заворочался слабо, на спину повернулся, смотрит на меня громадно так, а в глазах – нету неба. У Пашки всегда в глазах небо плескалось – синее, доброе, тёплое. А тут – серая стынь, блёклая, пугающая. И понял я – конец моему другу. Если слёг – уже не встанет. Посидел рядом тихонько. Когда пар изо рта перестал вырываться, глаза хотел закрыть, а они не закрываются, уставились на меня, словно сказать что-то пытались.
И это предложение понравилось. Очень емко и грустно.
Цитата
Мы вообще научились мало говорить – силы берегли.
У автора круто выходит, но местами не догребает, сбивается стиль.
По поводу темы. Здесь друг не принадлежит изначально иному миру. "Не из этого мира" - вызывает у меня ассоциации с сущностями, изначально не местными)) Но, в принципе, попадание в тему засчитано.
Итого:
Миниатюра влияет, воспринимается цельной, законченной, со смыслом. Оставляет сильное созерцательное впечатление.
Зачатки стиля весьма хороши, но стиль сбивается, нуждается в оттачивании.
Тема, хоть и простенько, и весьма предсказуемо, но раскрыта.
Бес кайфаЭто рассказ-хамелеон. Он все время заигрывает со мной. Прикидывался то одним, то другим... Даже название прикидывается - бес кайва/без кайфа. Перечитываю, а он хамелеонит, паразит! То мне казалось, что встречаются ангел и бес, то ангел и неприкаянная душа в этом мире, то в том... Последнее впечатление определилось этим моментом:
Цитата
– Всё, что у тебя есть, – сказал я. – Любовь, кайф и поб**душки. Похмелья наутро, признания к вечеру, ночи электросвета. Здесь и сейчас.
– Однажды всё закончится, – сказал я. – Ты об этом не узнаешь. Ведь как узнать, если тебя уже нет?
– Это и есть – вечность, – сказал я. – Возможность не осознавать свою смерть. Наслаждайся, ты будешь всегда, бро.
Вот это "сказал я" натолкнуло на мысль, что ангел коннектится со своим альтер эго. Ангел и бес в одном флаконе. Рефлексии душевной растерянности резонирующие в бессмысленности бытия. Очень сильная концовка. Вечность - как вопрос всего лишь веры, или безверья. Кстати, вопрос веры в вечность обыгран в обеих миниатюрах. Там - созерцательно меланхолично. Здесь - сюрно, и кайфово-бредово.
Очень оригинальная миниатюра, очень игривая и задиристая. Она - из тех вещей, которые можно перечитывать снова и снова. Наслаждаясь каждой галлюцинацией, каждой рефлексией. Язык здесь прекрасен. У автора можно поучиться сплетать из слов образы, транслировать мысли и эмоции. Да, рассказ не только эмоционален, но и интеллектуален, поэтому зацепается и за подкорку и за сознание.
От этих отрывков особо кайфонула:
Цитата
Все мы немного в хлам, признайтесь. Все мы немного спим, признайтесь. Чашка кофе с утра, конфета аспирина, таблетка шоколада – и уже бодрячком.
Это как бы разговор с самим собой и со всеми разом. На мой вкус, мастерски!
Яркие художественные обороты, работающие не только на эстетику, но и на смысл:
Цитата
Мы под козырьком подъезда нежилого дома. Перекрёсток семи дорог, кладбище и лысая гора ведьм – место вне времени.
Цитата
Доза ему нужна была больше воздуха.
Цитата
Мы в водном плену дождя.
– Сегодня у меня снова нет причины жить, – говорю я юному бродяге.
А вот с этим предложением что-то не то:
Цитата
Прозрачными так – даже стёкла не бывают, ведь вдребезги его не застать.
А может "но", а не "ведь"?
Смысл и эстетика сыграли здесь синхронно. Бойкие эмоции, интеллектуальные заигрывания, легкая галлюциногенная бредовинка - а как еще можно рефлексировать попытки осмыслить жизнь? Как по мне, очень совкусно)
Итого:
Попадание в тему абсолютно засчитано, если только бес - не альтер эго. А если альтер, все усложняется и переворачивается в полный незачет...
По языку и речевым оборотам - мои восторги. Уровень автора выше среднего, и выше моего нынешнего речевого уровня. Поэтому мне трудно его судить. Таким слогом можно наслаждаться, перечитывая миниатюру в который раз. И это круто.
Я бы наверное еще долго рефлексировала и кайфовала, если бы не Яблоко Раздора Надзора с нагайкой, обламывающей кайф. Пришлось перестать закидываться рассказом и просто отдать ему первое место.