Я прочитала рассказ.
Первый раз прочитала рассказ и готова была расцеловать автора за прекрасную атмосферу карьяльской, но скорее финско-карельской природы))). Которая очень мне нравится! За пейзажи, за чистоту озер. И поставила плюсик)
Но прочитав финал, мне показалось, что я что-то упустила из виду, что-то пропустила по ходу чтения. Поскольку рассказ представлен на Арене, не хотелось бы делать поспешные выводы. Поэтому второй раз прочитала более внимательно.
Начну с названия. Ведь должен был быть - Бог воды и мошки, правда?) Но морошка - оно так по-северному и так приятно на слух. И это на самом деле отличный ход, да) Читаем одно, подразумеваем другое)))
События, происходящие в рассказе, построены, как мне кажется, больше на интуиции и на неком ощущении, чутье каком-то, и топтаться в грубых сапогах критика тут не хочется. Но кое-что позволю себе написать)
Я уже говорила (ага, говорила - печатала), но повторюсь: в рассказе потрясающе передана красота природы, ощущение северного края. И само повествование, оно льется подобно ручью, прозрачно, как те озера. Сколько их тысяч? И вот это уточнение из уст Ахти, оно придает прям весомость всей этой истории. И это очень здорово.
Теперь о том, что рассказ, как много было уже сказано, перекликается с финской мифологией. Это и плюс, и минус. Плюс, потому что можно увидеть, как умело автор играет этой мифологией. Минус в том, как уже сказал Юки, чтобы понять, что здесь включен фольклор, нужно знать этот фольклор. Но с другой стороны, рассказ и без мифологии достаточно автономен, и понять его можно. Так что плюс здесь гораздо весомее.
Теперь о самой истории. Обычный свенский (светский, привыкший к порядку и правильности?) инспектор едет с важным поручении в край Карьялы (корявый, неухоженный, самобытный). Но там происходит то, что меняет всю его жизнь, обрекает его на вечные мучения. Но. Оставляет ему в наследие помимо мучений … знания? И как знать, куда его заведут болота.
И вроде бы всё хорошо. Но…
Поговорю о героях.
Эйнар прописан как совершенно свенский чиновник. Не скажу, что его образ вызывал поначалу отвращение. Нет, он, действительно, просто часть другой культуры. Было забавно наблюдать за его «мучениями» при общении с местными жителями. До случая с Марьяттой. И далее, он уже показывает всю свою сущность, которая скрывалась под покровом «свенской воспитанности». И вот она уже отвращает.
Ахтисаари поначалу представлен автором поэтом-дурачком, а затем оказывается борцом за свободу родной земли. Я немного не соглашусь со мнением многих. И вопросом, почему Эйнар так легко убил бога? Он убил человека, который навсегда остался в сердце Эйнара. Как мне кажется, Ахтисаари действительно был просто поэтом и борцом
(ну и на мальчиков поглядывал больше, чем на девчонок). Но никак не Богом воды. В той сцене (а об этом просто кричит занавес-ветка), где рука его показала на Эйнара, а её зеркально повторил гигант-Ахти из воды, скорее всего, была зеркальной противоположностью. Бог воды, занявший сознание Ахтисаари, отразил своё движение в человеческом теле. (оттого и отрешенный, прозрачный взгяд у Ахтисаари). Но мы верим словам Эйнара, верим и идем по полям, так как, ну не может же быть иначе? Искусно))
Марьятта, как мне кажется, так точно отражает весь народ Карьялы, который не сопротивляется хозяевам, которые больше похожи на захватчиков. Готова растоптать всю себя.
Теперь вернусь к сюжету и к тому повороту, с которого история нарастила небывалый темп и из некой поэтично- идеалистичной пасторали ушла в драму.
Цитата
Он не был готов. Не был готов к …
Он стоял и почему-то не мог оторвать глаз от этого золотисто-рыжего пушка на чужой шее – и тут Ахтисаари обернулся.
…
Какой позор! Быть пойманным врасплох, как мальчишка у замочной скважины женской купальни!.. Следующей мыслью, стукнувшей в висок, было: Ахтисаари теперь совсем не даст ему жизни...
Вся сцена, хоть и отлично прописана, но стоит на шатком основании.
Ну во-первых, сравнение с женской купальней, как по мне, не совсем актуально для серьезного дядечки-инспектора.
Он же не в женское отделение бани зашел, а в мужское. Ну или мы что-то не знаем о порядках свенов?
Во вторых, он мог залюбоваться телом, отметив естественную красоту. И потом как-то перейти к другому чувству. Но здесь явно возникло влечение, что доказывает сцена с Марьяттой. Где Эйнар пытался устранить его, перебить так сказать, доказать самому себе, что нет, это всё не со мной. Но сделал только хуже. Ну может оно конечно так и случается)))
И вот первый раз меня также смутила эта резкая смена берегов. Но если оторваться от событий и взглянуть выше? Подняться над елями, над которыми застыла гигантская водяная фигура бога?
Быть может, у Бога воды был последний шанс? Ведь Эйнар уезжал на следующий день. И возможно, Богу воды всё равно, кого сталкивать? Чьи тела и сердца? Знал, что заманит Эйнара в ловушку? Вот тут, мне кажется, такой посыл. Да, Ахтисаари, возможно тайком поглядывал на Эйнара, но был чудаком. Вольнодумцем даже. Он всячески подтрунивал над инспектором. И напоследок решил вот так пошутить) А вот боги не шутят. Нет.
И оттого финал такой жестокий. Убить и тех, кто служит тебе, и тех, кто робостью своей позволяет топтать родную землю. Природа здесь главная. Вода, мошкора и .. морошка.
Извините, Автор, если излишне потопталась но вашему тексту и спасибо за рассказ! )))