Я пришел в сей дом и прочитал рассказ по приглашению его хозяина. Так что, если что - пеняйте на себя.
Рассказ мог получится просто отличным. И во имя этой причины, что превыше прочих. Во имя просранного потенциала - я пишу сей отзыв.
В отзыве я просто описываю свои впечатления от рассказа и личное мнение, не претендующие на истину в последней инстанции.
Критерии и цифры я использую исключительно для удобства передачи и восприятия информации, и на абсолютную объективность я не замахиваюсь.
Если так будет проще - после каждой фразы можно мысленно добавлять: "По крайней мере, мне так кажется".
В отзыве может присутствовать и юмор, так что не стоит воспринимать его слишком серьезно.
Название: 0/0. Мне кажется неудачной мыслью давать рассказу такое спойлерное название. Даже если звучит оно хорошо.
Мир: 1,5/2. Мир продуман, прописан и даже проработан. Концепция сама по себе очень стандартная. Как в целом, так и отдельными элементами
Яма; Стена, отделяющая от "лучшего мира", как таковая; разделение на неравнозначные касты, со Жрецами во главе; гиеноподобные монстры и далее по мелочи
. Однако, множество деталей - мелких и не очень - придают ему самобытности. Очень понравилась плотоядная стена, которая разделяет миры, за счет трупов "мечтателей". Очень метафорично, в хорошем смысле.
Но вот как представлены эти миры - мне совершенно не понравилось. Возможно, конечно, автор на самом деле и не закладывал туда ничего такого, но я просто не смог не увидеть политической повестки. Да мы живем в яме, в грязи и питаемся крысами, а за стеной богатый и прекрасный мир. Но за то у нас духовность! И еда у них безвкусная! Вот!
И это просто предельно плоская и однобокая позиция. Не говоря уж о ее вредности. Если же это наоборот была сатира на такую повестку, то, на мой взгляд, не хватило гротескности, чтобы это действительно зазвучало, как сатира.
Помимо этого есть еще одна проблемка - нераскрытые детали мироустройства. Например разделение общества Ямы на типы. Смирившиеся, Сломленные и т.п. Это тема затрагивается, поднимается, вскользь упоминается пару-тройку раз и забывается, играя в рассказе лишь прозвищем Мая. А зачем было так делать? Что изменится в этой истории, если вообще вырезать это разделение? Ничего. Совершенно. Это была попытка сказать, что разделение общаства на различные группы по какому-то признаку не имеет смысла? Ну так ведь эта тема тоже никак не раскрывается в рассказе. И это ведь даже не какая-то косметическая деталь мира. Это отличительная, базовая особенность их общества, завязанная на главной отличительной черте этого мира - Стене. И которая при этом не имеет никакого смысла (деталь не имеет смысла, а не Стена). И это печально.
Ну и еще осталась нераскрытой тема про прикованных к дубу Жрецов. К чему это вообще было? Образ, конечно, яркий, но серьезно, я не понимаю зачем они нужны рассказу.
Сюжет: 1/2. Так-с... Сюжет не то чтобы плох. Нет, он динамичный, достаточно интересный. А твист с плотоядной Стеной - вообще лучший момент рассказа. И как деталь мира, и как метафора, и как сюжетный поворот. И ружье с листочками мятными тут весьма неплохо выстрелило. Но все же у него есть весьма существенные проблемы.
Прежде всего - его подача. Очень, очень, ну очень внушительный кусок рассказа - это пересказ событий, вместо их демонстрации. Больше всего этим грешат начало и, внезапно, кульминация. Кульминация, Карл! Момент, когда мы с героем узнаем наконец-то правду о том, что же находится за Стеной. Момент, к которому мы шли весь рассказ. И это просто пересказ событий другим человеком. Вы только, блин, в это вдумайтесь! Ну и в остальном по тексту тоже то тут, то там встречаются подобные моменты.
Это, к слову, в свою очередь является следствием другой фундаментальной ошибки - попытки впихнуть историю, рассчитанную на полноценный роман, в рамки рассказа. Это редко оборачивается удачным решением. Очень редко. Даже если рассказ в итоге выходит хорошим.
Второй момент. Смотрите. История начинается, как история о преодолении некого абсолютного препятствия к "лучшему миру". Мотив уже не слишком свежий и оригинальный, а еще весьма и весьма предсказуемый. Особенно из-за названия. Но все же интересный. А потом где-то на середине пути в сюжет вклинивается еще история об Избранности. Больше частично и отголосками, но все же клишированость и заезженность такой истории уже давно стала притчей во язицех. Зачем же усугублять ею и без того не слишком оригинальный сюжет? А чтобы раскрыть нам суть происходящего. Но блин! Это же можно было сделать десятком более изящных способов и без излишних сюжетных нагромождений! Зачем же работать столь топорно?!
И последний, самый незначительный, но все же цепляющий момент. Амулет. На кой он был нужен? Вот просто на кой? Вот представим, если бы автор не вводил его в сюжет и Яр пробился бы через поле лишь своей Силой. Как бы это повлияло на смысл рассказа? Да никак. Яр, вроде бы, первый из Жрецов совершивший подобное. И его Сила служит объяснением того, как он смог такое провернуть такое. Дополнительного костыля в виде амулета тут просто не требуется. Потому, что если Яр не первый с Силой, кто пытается пробиться через поле, то сильно сомнительно, что до него никто не додумался использовать амулет. И в результате, наличие в сюжете этого амулета только вызывает еще больше вопросов к тому, как Май-то сумел пробиться так далеко?
Персонажи: 1/2. Ну, во-первых, из-за пересказа сюжета, вместо демонстрации сцен герои очень сильно страдают от своей нераскрытости. Так как их характеры нам проговаривают, а не показывают, по большему счету. И этот фактор приводит к тому, что герои вышли достаточно тусклыми и недостаточно фактурными. А оттого не особо-то и интересными.
Во-вторых, развитие Яра, как героя. Он с детства мечтает покорить Стену. Он начинает тренироваться под предводительством своего кумира. Потом он узнает от Жрецов правду о невозможности покорения Стены и том, что за Стеной на самом деле нет ничего хорошего. Он верит им на слово и оставляет попытки. Но потом его кумир все таки покоряет Стену. Это возвращает Яру веру, он начинает свое восхождение на Стену, в результате которого он... опять верит на слово авторитету о том, что там все плохо и даже не пытается узнать правду самостоятельно. Да это развитие Шрёдингера какое-то! Оно вроде и есть, но финальное решение гг просто аннигилирует его!
В-третьих, правда о том, как поступили с жителями Ямы жрецы очень сильно ударила по Яру. А в концовке он уже сам поступает аналогичным способом. WTF?!
Диалоги: 0/1. А точнее взаимодействие персонажей в целом. Как друг с другом, так и с самими собой. В основном диалоги тут нужны только для экспозиции. А если не для нее, то... То диалоги Яра с Маем и Яра с матерью после того, как он узнает правду - убивают все взаимодействие между персонажами напрочь. Сразу. Основательно и окончательно. Настолько это выглядит карикатурно, неестественно и наигранно. А это, если что, самый эмоционально напряженный момент рассказа! Который просто слили в утиль...
Язык: 0,5/1.Цитата
Раз в 20-30 дней
*стон раненного мамонта* БУКВАМИ. Пишите числительные буквами! Это же художественный текст, а не научный доклад!
Помимо этого хочется в первую очередь заметить, что язык рассказа настолько просто, что даже примитивен. И всплывающие время от время от времени неплохие фразы...
Цитата
как мечты россыпью покрыли ее реснички.
Цитата
И хвостик моего имени, хромая, проковылял еще немного и упал рядом с булыжником, растворившись в черном песке.
... делу вообще не помогают. Так как с лихвой компенсируются канцеляритом:
Цитата
магическим образом воздействовало на меня.
Цитата
Цитата
Я рассчитал время так
Очепятками:
Цитата
шестойвечер
И прочими прелестями.
Цитата
горячая доза адреналина.
Не уверен, что парень, не знавший слова "цветы" может знать слова "адреналин". Образованием ребят в Яме явно не балуют.
И еще меня сильно вводило в замешательство тот салат, в который вы покрошили свой рассказ в начале. За чем эти постоянные отступы???
Юмор/Драма: 0/1. Проблемы с подачей сюжета. Проблемы с персонажами в целом и в особенности с главным героем. Проблемы с взаимодействием героев в самые эмоционально напряженные моменты. Все это напрочь убивает любую возможную драму в этом рассказе.
А юмора в этот раз просто не завезли.
Фишка: 0,5/1. Тут я имею ввиду нечто такое, чем рассказ держит помимо всего остального. Это может быть и экшн, и саспенс, и интрига или загадка или еще что-то. Интрига с тем, что же за Стеной сама по себе выдержана неплохо. Но ее раскрытие меня так сильно разочаровало, что я просто не могу не снять за это полбалла.
Итого: 5/10. Мне не понравилось. У рассказа был хороший потанцевал, но реализовать его, на мой взгляд, не получилось.
ВРЕМЯ ДАРОВ ДРАКОНА*Открывает сокровищницу*
*Достает меч-кладенец*
Держите, автор. Поможет отсечь лишнее.
*Достает вавилонский-кирпич*
Из основания той самой башни. Двиньте им по башке своим героям, особенно Яру, чтобы они перестали кривляться когда не надо.
*Достает философский камень*
Текст в золото не превратит, но сделать ваш рассказ более художественным сможет.
*Достает волшебную палочку*
Поможет с вычиткой и превращением цифр в буквы.
*Достает живую воду*
Напоите ею своих героев, чтобы они стали более многомерными и живыми.
*Достает блюдце и наливное яблочко*
А это поможет показывать происходящее в рассказе, а не рассказывать про него.