Странник
Певец Сообщений: 298 профиль
Репутация: 146
|
Зона всепрощения
Автор, я прочитал Ваш рассказ! Конечно же, мне понравилось, но!
Итак, довольно бодренькое начало вызывает в памяти одновременно «Пикник на обочине» и легион макулатуры под знаменем «S.T.A.L.K.E.R.», что, несколько озадачивает. А еще Кастет вдруг становиться Костей, а потом обратно Кастетом. Не то чтобы это перегрузило мой мозг, но чтение я был вынужден прервать, чтобы, так сказать, убедиться, что все нормально и я ничего не пропустил. А вообще, конечно, иронично: Костю сгрызли собаки, гы-гы.
Ладно.
Дальше дела идут много лучше, и мы окунаемся в эпоху, в которую мне посчастливилось родиться, и в место где каждый мальчишка до сорока лет мечтает побывать. Вторая половина 80-х, Советский Союз, «Зона отчуждения». И все это написано со знанием дела и прекрасным языком. Ты читаешь про быт и приключения дозиметристов, и словно бы смотришь сериал «Чернобыль» здорового человека: все правильно, узнаваемо, красиво, интересно и так… ну, человечно, что ли? Читал бы и читал! И фиг с ним, с «мифологической или сказочной составляющей»! И так все отлично: секс, радиация и шашки-шахматы-щенок!
Но потом, сквозь эту слегка «фонящую» своей «правильной атмосферой» благодать начинают проступать ростки весьма нетривиального сюжета. Какая-то там Ведьма, какая-то там стая, радиоактивные животные, которых надо бы истребить… К конфликту нас подводят очень осторожно, ненавязчиво, но объем рассказа слишком мал, что бы мы не почуяли подвоха!
И мы почуяли! Это что же – те мутанты из начала – еще вернуться?
Ладно, может, все не так уж и плохо получится. Но вот, мы уже грузимся в БТР, чтобы ехать травить газом выживших собак. А дальше – немного скомканная кульминация, не самая банальная развязка и… расплывчатая (?) концовка.
Я не могу сказать, что ничего не понял и мне не понравилось. Конечно, нет. В рассказе чувствуется хорошая гуманистическая идея, хотя и с весьма неочевидной моралью, но идея эта, именно что «чувствуется». Мы понимаем, что нам предлагают задуматься над чем-то возвышенным: над бескорыстностью, над состраданием, над всепрощением, возможно?
Но мы не понимаем, какого черта мы должны это делать сейчас? Еще вчера мы Тр@хали повариху в подсобке, летали на бреющем с лихим ветролетчиком над КПП, кормили щенка сметаной с черной икрой и в ус не дули. А вот сейчас с нами произошло НЕЧТО ВАЖНОЕ и мы ОСОЗНАЛИ.
Да, такое, пожалуй, возможно. Но в предельно детализированном, почти документальном, начисто лишенном какой либо рефлексии рассказе такой вот «финт ушами» выглядит неожиданно и чужеродно.
Что мы знаем о внутреннем мире главного героя? У нас есть какие-то отдельные, ничего не значащие фрагменты. Да, он пожалел щенка (и нам даже плюс-минус объясняют почему: потому что убивать радиоактивных собак нужно, а змей – нет, и это несправедливо), но это лишь говорит о том, что герой – нормальный человек, а не жестокий ублюдок, готовый убить живое существо за рубль. А щенок, между тем, пришелся по душе ВСЕМ. И чем же герой лучше того же Зайца в таком случае? Только тем, что он, типа его хозяин, потому что он его нашел? И даже не нашел, а возможно (ВОЗМОЖНО!), отобрал его у Насти? И куда нас, вообще, ведут эти рассуждения?
Короче! Рассказ хорош, но в нем явно есть чужеродный элемент. Что бы он прижился, необходимо несколько раскрыть главного героя. Мы хотим понимать не только ЧТО он делает, но и ПОЧЕМУ (причем, по его собственному мнению). А так, нам остается довольствоваться почти что протоколом или записями из журнала/дневника. Очень красивыми и интересными записями.
И еще. Вот эта чехарда с именами/кличками здорово раздражает! В рассказе довольно много героев, и почти у всех есть кличка, фамилия, имя и отчество (у некоторых еще и звание). Такой объем информации явно избыточен, и постоянно держать в голове что Рома-он-же-Храп, а Костет-он-же-Костя-он-же-Алкаш (?) – неслабо утомляет. И да, понятно, что Храп стал Ромой, но он и до этого много раз в тексте так делал.
Ну и эпиграф намекает нам, что де, во время чтения обратитесь в нюх! А в итоге эта фишка с запахами «выстреливает» только в сцене с Настей (там уж, без этого никуда) да в кульминации и то, как-то нехотя и слабо. Ну и причем здесь Ремарк со своими запахами?
А вообще, спасибо Вам, автор, за эту экскурсию сквозь пространство и время! Мне не все понравилось, но впечатлений осталось много! Успехов Вам и обязательно пишите еще! А я пойду на дезактивацию, а то дозиметр уже задолбал щелкать.
|