Мурашка,
Цитата(Мурашка)
В финале получаешь детское удовольствие: ура, злодеям так и надо, а братья будут жить столетиями в просторах океана.
но ведь не совсем. Потому что Диегу, прямо скажем, ничем этого не заработал, ничего для этого не сделал, за что награда ему? Есть ли у него спокойствие и характер, чтобы жить чудовищем? Есть ли характер, чтобы не стать чудовищем?
На деле это одна из проблем, конечно, потому что лично мне мало было абстрактной братской любви даже в условиях островов и ловли жемчуга, где кроме семьи ничего и нету. А в рассказе не хватило места для того, чтобы показать, что их связывает кроме кровного родства. Ради чего подставлять жизнь - много раз? Я могу придумать, да, создать пласт прошлого, но разве это не должен бы сделать рассказ? А в кадре Диегу - неприятен, и, что важно - без контраста. Он не "проблема, которая когда-то была милым братом, с которым вместе отбивались от чужих стай", а просто - проблема. В итоге чем дальше, тем меньше мне хватало мотивации. Капитаны виноваты в такой жизни в целом? Ну да, но к смерти непосредственно привёл именно брат.
И вот кажется мне, было бы лучше, прыгни в итоге герой за борт один... но это уже слишком близко к "как я бы написал рассказ", простите)
И, вероятно, виной тому то, что рассказ мне действительно нравится. Он цельный, правильный, простой, да, но такой, тёплый и олдскульный, очень приятный. Ну, с фактическими ошибками, мелочь, читать оно не мешает, а двойная история - затягивает же, интересно и ждёшь, что будет. Но именно потому, что рассказ оперирует простым, обидно за какие-то провисания, которые тут, увы, есть. Про брата уже сказал, но дело не только в нём. Меня заинтересовал момент с трансформацией. Не физика, нет, психология.
Зитиарх любит блестяшки и красоту, и это связано с ПРОФЕССИЕЙ Риано, а вот любви его к жемчугу и золоту в тексте нет. Для него даже золотая монета - практичное средство оплатить долги и жить дальше. Они не акцентируются. Жемчуг потом - тоже просто работа. Жемчуг в конце - средство для плана. И я не очень понимаю, почему нелюбимое дело стало основной характеристикой. Ну то есть оно узнаваемо, логично на первый взгляд, а на второй - уже нет. Да, охота на сокровище заполняла жизнь Риано, но не его мысли же, не мечты. И работа не превращается в безусловный рефлекс, мне кажется, да и момент смерти жемчуг как сокровище не рассматривает, вроде. А у остальных оно тоже от профессии, а не душевных склонностей? Тогда я не могу их опознать. Это спорное мнение, конечно, но чем богаты)
При этом мне нравится акцент на хищнике, потому что это как раз верно - Риано море ненавидел только потому, что там было опасно. А став опасностью - полюбил. Осторожность же по сути так до конца и не вернулась - он остался хищником, и это всё - красивые оттенки рассказа)
Но оно ведь, меняя один аспект персонажа, не даёт ему новых. Что есть Риано кроме желания спасать брата и осторожности, которая больше не нужна? Свобода ему нужна ради свободы? В общем, персонаж одновременно живой, конечно - очень, вот с этой осторожностью, ненавистью, заботой и планированием - но мог бы быть ещё живее) Чтобы развязка стала больше, чем просто эскапизмом, как-то так. Чтобы стало глубже, не просто на приятность, а на катарсис. Да, возможно, это потребовало бы ещё тыщ двадцать знаков, но лимит придумал не я, а претензии всё равно к выложенному, простите уж) В общем, добавить ещё слой бы.
Ну и структурное ой тут, конечно, очень жёсткое. Я про вон тот кусок с передачей раковины. Дело не в том, что две истории в разное время - чёрт с ним, это как раз хорошо и оттеняет (хотя море, конечно, приятно, но слегка однообразно). А вот то, что хронологию отследить нет никакой возможности до медузы - это жесть. Автор, вы что, специально сделали так, чтобы читатель дочитал, почесал голову и в недоумении полез обратно перечитывать и сверять имена? Гадал, не по ошибке ли там дальше Риано вместо Диегу?
Оно ведь написано так, что чисто инстинктивно Зитиарх даёт жемчужину именно Риано - оно там последовательно и плавно же. Риано - Зитиарх - Риано, так что Зитиарх даёт раковину сам себе. Даже лока выглядит той же. И никакое "Он нелепо двигается и водит руками." не помогает идентифицировать Диегу, потому что для морского существа все люди так двигаются, наверное, да и про Риану отмечалось, что он не урождённый пловец.
И я не вкуриваю, зачем так. Да, когда это всё понимаешь - потом - то оно ясно. Но вы точно хотели, чтобы читатель посреди текста - в кульминации арки! - стопорился и рассуждал логически, вместо того, чтобы погружаться в текст? Оно чисто механически хорошо, да, но мы читаем не механику, а рассказ, то есть последовательность сцен, связанных чем-то там.
Ну а так - мне понравилось, спасибо :) Да, довольно простое, да, не без проблем, но оно правильное и тёплое, такое, что от истории не хочется отрываться - тащит дальше) "Что можно сделать лучше" тут в основном появлялось уже сильно потом - кроме вон того центрального момента.