Дисклеймер: данный текст относится исключительно к Молодым Талантливым Авторам, которые очень плохо пишут ввиду проблем с самооценкой, незнания матчасти литературы, и отсутствия опыта. Стругацким, Борхесу, Пехову и Пушкину этот текст читать нельзя, во избежание.глоссарий авторских косяковпорождающих у читателя желание бросить на х#й затею читать что-либо, написанное этим автором:-
система костылей и противовесов. Неестественная подпорка, сляпанная из говна и палок, подпирающая грозящуюся обрушиться абсурдную и нелепую конструкцию. Видим невооруженным читательским взглядом, порождает читательское недоверие.
-
литературный вариант пилы Чурова. Возникает из-за неумения автора остановиться когда надо, и продолжать херачить сюжет по затухающей, делая рассказ после определенной точки скучным донельзя. Симптом - затянутая концовка.
-
сверхкритическое давление. Возникает, когда автор начинает изо всех сил херачить по мозгам читателя тем, что он считает признаком литературного мастерства. Из-за этого у читателя начинает закипать мозг, и когда уже нельзя различить жидкую и газообразную фазы оного, читатель бросает креатив и уходит к к холодильнику. Признаком может являться график гиперболы на эмоциографе (но не факт). Порождает два эффекта: или "яних#янепонел", или "будь проще и люди к тебе потянутся" в каментах.
(размышления у холодильника - это то, о чем думает читатель после асиливания креатива, фильма или чего угодно, когда эмоции проходят и остаются только мысли. Если читатель не может у холодильника ответить внятно на вопрос "о чем был креатив" - значит креатив - говно)
-
срыв потока сознания. Обычно возникает где-то на середине креатива, когда читатель перестаёт обтекаться этим самым потоком и идёт утираться в ванную. Происходит или из-за того, что читатель потерял всякую надежду на внятное объяснение той х@#ни, что творится в рассказе. Соседствует с разрывами шаблона и фактом того, что с подавлением недоверия автор не справился. Приводит к непониманию сути креатива и к негативной оценке.
-
пробой подвески. Причина - автор - дилетант, и напихал в рассказ ухабов, корявостей и ошибок больше, чем смогла перенести нежная подвеска ходовой части читателя. Особо нежная подвеска у нас у Лайта. Порождает желание бросить чтение этого креатива и пойти почитать что-нибудь другое
-
расколбас шасси на прямой дороге. Порождается вихляниями сюжета из стороны в сторону без видимых причин, производная от авторского произвола. Для рассказа часто фатальна, ибо порождает в каментах недоумение. Если расколбас шасси идёт на ухабах и виражах - возможен или пробой подвески, или срыв потока сознания, или восторги в каментах "автор лихо завернул сюжет" от тех, кто не знает как это делается правильно.
-
красная сельдь*. Ложная улика, брошенная автором читателям, из-за чего читательские ожидания смещаются в сторону, а финал становится неожиданным. Грязный трюк, часто соседствующий с роялем в кустах. Иногда используется неопытными новеллистами по незнанию [правил применения в том числе]. Правила применения: начписам лучше не пользоваться. Если же пользуется - нужно чтобы наряду с этой селёдкой были и другие "улики", чтобы читатель дойдя до финала хлопнул себя по лбу "какой же я дебил, ведь эта улика - сфабрикована, а я повелся как идиот, ведь были же ещё это и то и вот это", вместо того чтобы сделать фэйспалм "да какого черта, одна улика и та ложная, автор урод и дилетант!".
Цитата(дополнение от bookwarrior'а)
Англоязычный термин red herring, обычно переводимый на русский красная селедка или красная сельдь является общеупотребительным даже и вне литературного контекста, применительно к литературе означает обстоятельство, подталкивающее героя к ложному мозаключению. Как таковой прием ни в коем случае не является авторским косяком, напротив может мастерски использоватся литературными мастерами, и естественно, недотепски — недотепами. Колоритнейшая красная селедка создает существенную часть атмосферы в "Отеле у Погибшего Альпинисьта" Стругацких, на этом приеме целиком построен Борхесовский "Тетраграмматон". Хотя прием сам по себе не является косяком, в руках умелого писателя может быть божественен, хоть бы и в классическом детективе. Но в руках начписа превращается в косяк неминуемо, даже если кажется, что жанр располагает к к разведению этой редкой рыбы.
Прием в принципе не для новичка. Что дозволено Юпитеру то не дозволено быку.
-
мультифруктовый концентрат. автор ужал в рассказ и содержание романа, и целую гору разнокалиберных штучек из разных эпох, стран и ветвей эволюции. Читать такое можно, но читатель часто нифига не понимает, а в каментах эту муру рекомендуется разбавить.
-
клюквенный концентрат. в отличие от предыдущего, этот морс является попыткой автора запихнуть в рассказ все мыслимые и немыслимые стереотипы о повествуемом предмете. Часто ещё и противоречивых к тому же.
-
неуместная кукольная атрибутика. Разноцветные глаза и волосы пришли в онеме из театра, так какого хрена они делают в литературе?
-
пит-стопы. Характеризуются незатухающим пилообразным графиком эмоционального восприятия - следствие того, что автор подходил к снаряду несколько раз, и не мог его асилить, максимум - "брал на грудь", затем у него быстро истощались запасы энергии и он уходил на дозаправку. Читателями может быть воспринято неоднозначно, но всюду в перловке выделяются места, где "вдохновение покинуло поэта", порождая различной степени тупости описания.
-
обрезка по модулю. Часто там, где читатель думает "вот сейчас... вот сейчас!!!", вместо "СЕЙЧАС ЖАХНЕТ" внезапно наступает какая то вялая возня. Нет ни коронных моментов, ни эпичных зарубов, ни драматических сцен - ничего. Ситуация спускается на тормозах. Вместо зажигательной речи герой толкает какую-то невразумительную телегу или жалкую потугу казаться умным и харизматичным. Следствие боязни автором слова "пафос" со всеми вытекающими - все сильные эмоциональные моменты просто тупо обрезаются по модулю, а вместо педали в пол жмется сцепление, что ведёт к потери мощности и сливу кульминационного момента. Обычно сопровождается пилой Чурова на выходе, ибо автора не покидает ощущение что он чего то не досказал, а чего именно - сказать не может, вот и делает вбросы масла в давно потухший костёр (это такое же бессмысленное занятие как и газовать на сцеплении - машина никуда не сдвинется сколько не газуй).
-
реверс вместо форсажа. Разновидность предыдущего косяка, характеризуется тем, что в тех местах, где должно жахнуть, действительно жахает. Только с обратным знаком и слабее чем нужно. Порождает читательскую ненависть к персонажам, которые эпично запарывают ключевой момент. Характеризуется обилием авторского произвола и расколбаса шасси на прямой дороге.
-
забытый штуцер. Вообще штуцер - это патрубок. Ну все в курсе, да, иногда попадается в неожиданных местах и неизвестно зачем. То есть, предназначение его вполне четкое - чтобы на него насадили трубку и направили к потребителю. Однако ещё, штуцер - это такое ружжо. Применительно к литературе - это ружжо Чехова, которое предназначалось для чего угодно - побочная сюжетная линия, например, отрезанная или просто забытая автором. Однако указатель на неё, как пресловутая запертая дверь на военной базе в KOTOR II, в тексте остался. Отличие забытого штуцера от красной сельди в том, что красная сельдь является уликой, а забытый штуцер - криво отрезанным куском текста, который наводит читателя на мысль, что в кульминации всё объяснится. Но оно не только не объясняется, о нём просто, тупо забывают. В виде инверсии, так же встречается
-
заныканный штуцер - автор сознательно прячет от читателя за ворохом текста какую то фразу, которую можно обнаружить лишь при повторном чтении, и которая полностью убирает половину вопросов к креативу. То есть, к классическому примеру - на вопрос "откуда Чехов взял ружжо?!", автор отвечает "список инвентаря, страница 24". Читатель перечитывает под лупой указанную страницу и хлопает себя по лбу "ёпта, точно!". Невнимательность читателя? Нет, косяк автора, ибо прятать ружжо Чехова в московский кошелёк - некрасиво.
-
московский кошелёк - это как раз и есть список инвентаря. Ну-ка кто навскидку скажет с точностью до рубля, сколько сейчас у него в кошельке денег? Термин происходит к весьма известному роману, в котором ставшая бизнесвумэн простая школьная учительница наглядно демонстрирует гламурной кисе, что контроль расходов - наше всё. Так вот, не только читатель, но и автор не может порой запомнить, что и в каком количестве есть в "московском кошельке" рассказа. Читаем второй раз - ба, у главгероя в "кошельке" зажигалка - ну так какого хрена он через пять страниц мыкается в темноте и не может найти выхода? Достал бы и зажег! Но нет, автор забыл. Обычно случается когда инвентарь переписывается под нужды героя несколько раз; размещается в нескольких местах или слишком длинный.
-
заглушка. Внешние симптомы - творится нечто, вполне правдоподобное, но вызывающее недоумение читателя, ощущающего провал в сюжете. При пристальном рассмотрении видим штуцер, который обрезан под корень и заварен пробкой, а затем криво покрашен. Происходит из-за того, что автор выпиливает из креатива какую то сцену и заменяет её на заглушку, призванную убедить всех, что так и надо. Отличается от сварочного шва тем, что на место заглушки ничего не приваривается.
-
сварочный шов Когда при чтении возникает ощущение что абзац писался другим человеком, или что автор был пьян, или что-то в этом роде - в общем, резкий контраст с соседними абзацами - значит автор раздвинул абзацы домкратом и что-то втиснул между ними, после чего приварил. И сделал это криво. Внешние симптомы - несогласованные предложения, неверные окончания - обычно по обе стороны вваренного куска, иной стиль текста (иногда если приглядеться, можно увидеть откуда его вырезали - если не было обработки напильником). Иногда это успешно скрывает обработка напильником, но не всегда. Обычно встречается в многократно изнасилованных редактурой рассказах, содержащих весь спектр сантехники типа штуцеров обоих видов, заглушек и всего прочего (например клапана предохранительного типа "обрезка по модулю").