RPG-ZONE
Новости Форумы Путеводитель FAQ (RPG) Библиотека «Пролёт Фантазии» «Штрихи Пролёта» Дайсы
>  Список форумов · Внутренний город · Форумы Арт-пространства «Понедельник» · Скрипторий Здравствуй, Гость (Вход · Регистрация)
 
 Ответ
 Новая тема
 Опрос

> Знаки препинания - 10 десять основных правил, (шпаргалка для начинающих авторов)
   Сообщение № 1. 20.6.2018, 11:02, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4282
профиль

Репутация: 746
Как-то я заморочился и выбрал основные правила, которые легко
запомнить. Их около десяти. :) Остальное "богатство" правил и исключений помнить даже вредно - голову забьёшь, да и не нужно: если вы активно используете что-то особенное, оно само запомнится. Не сразу, но запомнится. :%): А в случае, когда не уверены, используете gramota.ru и другие сайты, там много примеров и вопросы можно задавать.

Также стоит понимать, что сайты вроде gramota.ru построены на своде правил: "Правила русской орфографии и пунктуации" (утв. АН СССР, Минвузом СССР, Минпросом РСФСР 1956)", - его стоит скачать обязательно и даже распечатать (там всё по полочкам разложено - и всего 100 страниц), для особо сложных случаев имеет смысл надыбать в эл. виде также и Розенталя - хотя у меня до него руки обычно не доходят, но пусть будет :).

Основной косяк всех начинающих авторов лишние запятые. Программы - Ворд и ОРФО - так устроены, что советуют поставить запятую: "возможно, тут следует поставить...". Возможно - чаще значит, что не нужно, но начинающие думают, что раз программа советует, то... :%): А сложные конструкции - вроде запятой с тире - тут ОРФО и Ворд не скажут, что правильно, а что - нет. Но такие сложные конструкции для опытных авторов, и они - за исключением оформления диалога - применяются в сложных описаниях, поэтому начинающий может обойтись и без "переломов" длинных предложений запятой с тире - для начала стоит научится писать просто и понятно

Знаки препинания - 10 десять основных правил
(шпаргалка для начинающих авторов)


1. Точка ставится:

* В конце повествовательного предложения, простого или сложного: Скупо грело солнце. Ветер шевелил траву, которая давно выгорела.

* В конце побудительного предложения при спокойном тоне речи: Напиши письмо. Пойдём.

* В конце развернутых рубрик при перечислении:
Утвердить следующий порядок работы:
1. Отчёт правления.
2. Отчёты представителей первичных организаций.
3. Утверждение плана работы.


* На месте сокращения: Этот факт освещался и в центральной печати (Изв., 1992 г.).


2. Вопросительный знак ставится:

* В конце простого вопросительного предложения: Кто я? Что я?

* В конце сложного предложения, если во всех его частях или в последней части содержится вопрос: Помнишь, как вместе ходили в походы? Неужели вы не знаете, когда это было?

Вопросительный знак не ставится после косвенного вопроса: Выясните у него, что нам делать.

3. Восклицательный знак ставится:

* В конце восклицательного предложения: Не всё продаётся за деньги!

* После обращений: Петя! Привет!

* После междометий: Ах! Какой грех! Бух! Ухнуло где-то вдали.

* После слов да и нет, стоящих перед предложениями: Нет! Никогда я зависти не знал.

В трех последних случаях постановка восклицательного знака необязательна и диктуется намерениями говорящего или пишущего; можно поставить и запятую.

4. Многоточие ставится:

* В начале, середине и конце текста для обозначения незаконченности высказывания, прерванности речи: Помогите мне собраться... А потом посидим напоследок вместе, как сиживали когда-то... Давно...

* Для обозначения пауз при описании быстро сменяющихся явлений, при неожиданности перехода от одной мысли к другой: Хлынули потоки дождя... запрыгал град... столпились тучи... Вдруг топот!.. Кровь её застыла. Вот ближе... скачут...

* В цитатах для указания пропуска слов и предложений: Белинский писал: “...Онегин не был ни холоден, ни сух, ни чёрств... вообще он не был из числа обыкновенных, дюжинных людей”.

5. Двоеточие ставится:

* После обобщающих слов перед однородными членами: Нас было двое: брат и я. Острогой бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, судаки.

* Перед перечислением при отсутствии обобщающего слова, если надо сигнализировать о нижеследующем перечне: Из-под сена виднелись: самовар, кадка, коробочки, узелки и другие мелочи. На собрании выступили: директор завода Иванов, начальник цеха Петров и токарь Сидоров.

* В бессоюзном предложении перед предложением, обозначающим причину, доказательство или раскрывающим содержание предыдущего: Сержусь я на самого себя: сам во всём виноват. Я знаю: в нашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

* После слов автора перед прямой речью или цитатой: В телеграмме стояло: “Приезжай!” Жуковский подарил Пушкину портрет с надписью: “Победителю-ученику от побеждённого учителя”.

6. Точка с запятой:

* Разделяет распространенные однородные члены без союзов, если внутри них уже есть запятые:
Но куклы, даже в эти годы,
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.


* Разделяет достаточно распространенные предложения внутри сложного предложения: У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту.

* Ставится в конце рубрик при перечислении:
Только в единственном числе употребляются:
а) некоторые вещественные существительные;
б) некоторые собирательные существительные;
в) абстрактные существительные.


7. Запятая ставится:

* Между однородными членами предложения: Кругом росли синие, лиловые, голубые колокольчики.

* Для выделения вводных слов и предложений, обращений, уточнений, обособленных второстепенных членов, слов да, конечно, ладно, нет, слова что, употребляемого для вопроса: Нет, рано чувства в нём остыли. Что, испугался?

* При сравнительных оборотах (исключая устойчивое выражения вроде "как зеницу ока" и пр.): как, буд­то, как буд­то, буд­то бы, слов­но, точ­но, что (чем).

* Между частями сложного предложения: Настало утро, и все разошлись по домам.

8. Тире ставится:

* Между подлежащим и сказуемым на месте пропуска связки: Книга – источник знания.

* После однородных членов перед обобщающим словом: В поле, роще, в воздухе – везде царило безмолвие.

* Перед сказуемым или между сказуемыми для выражения быстроты действия или неожиданности: Левей, левей – и с возом бух в канаву! Пришёл – и всех очаровал.

* Для обособления некоторых приложений: Со мной был Бим – вечный мой спутник и товарищ. Березин – высокий высохший старик с пожелтевшими от табака пальцами – подошёл к столу и попросил слова. В саду Петя увидел бабушку, Николая Николаевича – соседа по даче, сестру Катю с подругами.

* Для выделения некоторых вставных и вводных конструкций: Тут – делать нечего – они пожали друг другу руки.

* В неполных предложениях и конструкциях: Он сделал семь мазков: три были большими и широкими, два – как запятые и ещё два – точно уколы кистью.

* Между частями сложного бессоюзного предложения.

* Для отграничения авторских слов от прямой речи: “Пади, пади!” – раздался крик.

* Перед репликами диалога:

– Тит! иди молотить!
– Брюхо болит.
– Тит! Иди кашу есть!
– А где моя большая ложка?


* Между словами и цифрами для указания на пространственные и количественные пределы и интервалы (в значении ‘от ... до’): Поезд Москва – Петербург отправляется через 20 минут. Он подождал 5 – 7 минут.

9. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака:

* Перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного целого на две части, например: Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам (Крылов); Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, – мы этого не знаем (Добролюбов).

* Перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное) или дальнейшую часть того же предложения, например: Могло ли не отразиться в литературе это новое общественное движение, – в литературе, которая всегда бывает выражением общества! (Белинский); Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, – все у него в руках (Л. Толстой).

* В п е р и о д е (значительном по объему предложении, чаще всего сложноподчиненном, которое делится паузой на две части – п о в ы ш е н и е и п о н и ж е н и е) между его частями, например: В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришёл под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея (Булгаков).

* Внутри частей периода, если они значительно распространены, ставится точка с запятой.

* В других случаях сочетания запятой и тире каждый из этих знаков ставится на своем основании, например: Пушкин, величайший наш поэт, – основоположник русского литературного языка (запятая закрывает обособленное приложение, тире ставится в месте пропуска связки).

9. Выделение - кавычки и скобки.

Кавычки выделяют:

* Прямую речь: “Что же будет?” – подумал он.

* Цитаты: “Краткость – сестра таланта”, – отмечал А. П. Чехов.

* Названия предприятий, организаций, изданий, литературных произведений и произведений искусства, марок машин, сортов изделий и т. п.: завод “Серп и молот”, журнал “Огонёк”, роман “Белая гвардия”, автомобиль “Москвич”, торт “Юбилейный”.

* Слова, употребляемые не в своем обычном значении, иронически; слова, впервые предлагаемые; слова устарелые или необычные: Как человек опытный, он начал наставлять меня на “путь истины”. Уже начались “палы”, или лесные пожары.

Скобки выделяют пояснения и дополнения, а также:

* Фразы, указывающие на отношение слушателей к излагаемой речи какого-нибудь лица, например:

(Аплодисменты.)
(Смех.)
(Движение в зале.)


* Вставные конструкции, дополнительно включенных в высказывание сообщений, не согласованных с рядом стоящими частями: В жаркое летнее время (это было в начале июля) мы отправились за ягодами в дальний лес.

* Слова и предложения, хотя и связанные синтаксически с данным предложением, но приводимые в качестве добавочного, второстепенного замечания, например: "Печально (как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась, головкой томною склонясь".

10. Абзац (абзацный отступ):

* Ставятся на месте паузы, выделяющей значимые части текста. Начинает новую мысль, намечает переход от одной темы к другой:
Все математики, с которыми мне приходилось встречаться в школе и после школы, были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными. ...
И всё-таки был один математик в нашей школе, который отличался от всех других...


* В диалоге разграничивает реплики разных лиц:

– Тит! иди молотить!
– Брюхо болит.
– Тит! Иди кашу есть!
– А где моя большая ложка?

   Сообщение № 2. 20.6.2018, 16:28, Тигра пишет:
Тигра ( Offline )
Странник

*
Мечтатель
Сообщений: 153
профиль

Репутация: 37
Самое полезное процитировал. Остальное как-то интуитивно понятно. Кроме запятых, там всегда трындец :blushes:
Цитата(Дон Алькон)
* После однородных членов перед обобщающим словом: В поле, роще, в воздухе – везде царило безмолвие.

* Перед сказуемым или между сказуемыми для выражения быстроты действия или неожиданности: Левей, левей – и с возом бух в канаву! Пришёл – и всех очаровал.


А вот тут, вроде как точка после скобок. Только если в скобках не сокращение:
* Human – человек (англ.).
Цитата(Дон Алькон)
(Аплодисменты.)
(Смех.)
(Движение в зале.)


Или нет :confused:

   Сообщение № 3. 21.6.2018, 04:31, Тигра пишет:
Тигра ( Offline )
Странник

*
Мечтатель
Сообщений: 153
профиль

Репутация: 37
Цитата(Дон Алькон)
Да, это так кажется, я бы тоже бы убрал точку.  Потому и вставил - чтобы не забыть, что не это так:
http://new.gramota.ru/spravka/rules/162-skobki


(Проверка ссылки.)

Точно!

   Сообщение № 4. 23.9.2020, 17:25, Василиса пишет:
Василиса ( Offline )
Странник

*
Графоман
Сообщений: 3
профиль

Репутация: 0
Спасибо за подборку! четко и понятно.
только с количеством пунктов ошибочка вышла, их 11 ) вы дважды цифру 9 использовали:

9. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

9. Выделение - кавычки и скобки.

Простите, не знаю как цитаты делать в окне ответа.

0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей);
« Предыдущая тема | Скрипторий | Следующая тема »

Яндекс.Метрика