Ну что ж. Поспособствую тому, чтобы наш Боб не зарос до глаз
С осени 2015 года я участвовала в Пролёте трижды и, надеюсь, поучаствую ещё. Каждый сезон – это событие, которого реально ждёшь. Разумеется, у конкурса есть не только плюсы, но и минусы. Однако в душу он западает сразу. И крепко.
Теперь подробней по особенностям Пролёта. Немного полезностей для новичков.
Тема
+Её нет. И такая демократия порождает полную свободу творчества в рамках фэнтези. Именно поэтому писать можно абсолютно как хочешь. Именно из-за этого на конкурсе можно встретить Рассказ Твоей Мечты, чтиво на любой вкус и возраст: добрые и жестокие рассказы, детские и 18+, исторические и нереальную прозу, хоррор и юмор, etc.
-Отсутствие темы порождает некоторые «разброд и шатание». На конкурсе можно легко наткнуться на т.н. «низкие жанры»: мэрисьюшные рассказы, жестокие голактеги, ванильные сказочки из дамских журналов, рассказы в стиле «поток сознания», страницы из личных дневников, мозговыносную психоделику, фанфики и т.п. По закону мировой подлости, если вы не желаете такое читать – вам хоть раз, но обязательно такое попадётся. Ибо каждый рассказ на конкурсе – это котяра в мешке. В лучшем случае, котяра. Иногда такое из мешка вылезет…
Авторы
+На конкурсе есть пул отличных постоянных авторов, за которыми весьма интересно следить: наблюдать их развитие и новые эксперименты от сезона к сезону. Кроме того, всякий раз появляются новые занятные лица, среди которых немало матёрых профессионалов.
-Каждый сезон случается наплыв зелёных, ещё не окрепших новичков, опусы которых нельзя читать без кровавых слёз, истерического хихиканья и, порой, мата. Причём таких рассказов, увы, стабильно много.
Критика & критики
+Критика на Пролёте принимает самые разные формы: тут встречаются и мнения в одно предложение, и отзывы на абзац, и огромные полотнища рецензий от профи.
Существует опять же пул активных критиков, которые могут в хорошем смысле разложить ваш рассказ до последней запятой. Есть и критики – профессиональные редакторы (минимум одного знаю точно).
Критика, безусловно, честная и, в большинстве случаев, конструктивная. По сути, это – бесплатный и качественный бета-ридинг. Здесь проверяется и анализируется всё: орфография, пунктуация, «дыры» в сюжете, историческая достоверность и общая логика. Кроме того, зачастую даются весьма ценные советы по улучшению рассказа.
А ещё такая критика закаляет характер и заставляет относиться к творчеству не абы как, а серьёзно.
-Здешние критики быстро сбивают спесь и срывают короны с зазвездившихся графоманов. Если вы, начинающий автор, прислали сюда свой первый «блин», что заведомо комом, будьте готовы к тому, что вас сожгут, как чучело на Масленицу. Если у вас нет стальных нервов и/или вы считаете себя безусловным Гением, будьте готовы рыдать, материться аки пьяный матрос, и выщипывать рейсфедером раннюю седину.
Скидок на возраст никто не делает. Бывают, конечно, исключения. Но редко (например, если рассказ чересчур нежен, в авторе мигом раскусывают неоперившегося птенца-школьника и вместо жестоких люлей дают ему сдержанные советы).
Судейство
+Жюри здесь независимое, в большинстве своём – из победителей предыдущих сезонов, чьи заслуги и литературный вкус как бы по умолчанию хороши.
Самосуда нет. Не надо самостоятельно перелопачивать все рассказы и насиловать свой безропотный мозг (если, конечно, вы не участник конкурса комментаторов).
Читательское голосование открывается только в финале. Но это, согласитесь, совсем другая история.
-В каждом финале обнаруживаются рассказы, которые, по мнению многих участников, этого финала не заслуживают. Какими соображениями руководствовались судьи? Насколько была плоха группа рассказов, из которой вышло ЭТО? Непонятно. Тем более, что большинство судей, к сожалению, не раскрывают причины своих оценок по окончании конкурса.
Призы
+Сто долларов победителю. На момент написания, это примерно шесть тысяч рублей. Почти российский МРОТ с 1 июля 2017 г. По-моему, для конкурса – нехило.
Победители номинаций получают книги от спонсоров (издательство «Астрель»). Иногда – с автографами авторов (в прошлом сезоне на одном экз. расписался Дмитрий Глуховский).
-«Победитель получает всё» (с). Если вы заняли второе или третье место – увы, денежкой вас не обрадуют. Конкурс не предусматривает материальное поощрение для других финалистов. Даже маленькое.
Общение
+Здесь вы обязательно наткнётесь на единомышленников. Пролёт собирает участников со всех уголков планеты, и, независимо от того, в каких отношениях находятся те или иные страны по части политики, здесь легко и свободно общаются без оглядки на это.
На конкурсе можно вволю поговорить на интересные вам литературные (и не только) темы, задать вопрос – и обязательно получить дельный персональный ответ-совет. А также – посмотреть, что советуют другим людям, расширить свой кругозор и улучшить эрудицию. На конкурсе много участников, имеющих крепкие познания в матчасти. Их дискуссии приятно и полезно читать. К их советам стоит прислушиваться в первую очередь.
-Общение в Интернете остаётся общением в Интернете. У Пролёта, в отличие от, например, «Аэлиты», пока нет сходок в реальности (что для кого-то хорошо, для кого-то – плохо), поэтому те, с кем вы общаетесь, так и останутся вашими «друзьями по переписке». Если вы – любитель пообщаться вживую, это может слегка угнетать. Но здесь всё индивидуально.
Дополнительные проекты
+К ним, во-первых, относятся «Штрихи Пролёта». На этом конкурсе ваш рассказ может получить шикарную иллюстрацию (иногда – не одну, не две и не десять, а гораздо больше!), а вы – завести стратегическое знакомство с профессиональным художником, который, возможно, будет иллюстрировать ваши будущие работы.
Во-вторых, Нокаут-конкурс «Пятёрка», местное ноу-хау. Здесь вы можете отточить навык придумывания тизер-аннотации и сперва даже не писать рассказ, а также получить небольшой, но всё-таки денежный приз.
В-третьих, литературная Дуэль. Здесь можно «кинуть перчатку» любому участнику Пролёта и сразиться с ним за статус «Лучшего».
В-четвёртых, раздел «Вне конкурса». Здесь вы можете выложить работу, которая по каким-либо причинам не участвовала в конкурсе, на всеобщее обозрение и получить полезную критику.
В-пятых, возможность создать авторскую страницу и прорекламировать своё творчество вне Пролёта в соответствующем разделе.
- Количество и качество иллюстраций к рассказу на «Штрихах», имхо, зависит от места, которое этот рассказ занял на конкурсе. Максимум профессиональной визуализации получает рассказ, получивший первое место, затем идут просто финалисты, победители номинаций и, наконец, простые смертные. Если ваш рассказ по результатам – ни рыба, ни мясо, иллюстраций к нему можно не дождаться. Но бывают, конечно, исключения.
Конкурс «Пятёрка» – штука коварная. Вы можете небрежно кинуть аттрактивную аннотацию, забыть о ней, а она – рраз! – и пройдёт в финал. Дальше – вы можете накатать часть рассказа. И он опять в финале. Придётся дедлайнить целый рассказ. Ещё из минусов – самосуд на первом этапе.
Литературные Дуэли вроде не запрещали законодательством. Но в этом разделе конкурса давным-давно мёртвая тишина. По ходу, никто не хочет кидаться перчатками…
Во «Вне конкурса» малая активность читателей. Она прямо зависит от «засвеченности» и заслуг автора на Пролёте. Кроме того, туда выкладывают работы только во внесезон, что ещё больше снижает вероятность прочтения. Так что, если вы на Пролёте первый раз и не особо «сверкнули», смысла выкладывать внеконкурсный рассказ фактически нет.
А персональную Авторскую страницу можно создать только тем, кто добился на конкурсе крупных успехов.
Публикации
+Рассказы, попавшие в ТОП, имеют все шансы попасть в сборник фантастики «Аэлита», минуя первую стадию отбора. Победитель почти гарантированно идёт туда.
Но, бывает, везёт и рассказам, которые не вошли в финал. Главное, чтобы вас заметили нужные люди.
Ещё рассказы могут быть опубликованы в екатеринбургских журналах «Уральский следопыт» и «Веси», а также канадской газете «Запад-Восток». Согласитесь, для начинающего писателя – это очень даже неплохо.
В будущем, накопив публикации, можно попытать счастья в каком-нибудь крупном издательстве.
-Издательство «Аэлита» специализируется на электронных книгах, страдает от пиратства и не может послужить мостиком к массовому читателю.
Журнал «Веси», имхо, рассчитан на узкий круг интеллигенции, который туда, собственно, пишет.
«Уральский следопыт», увы, пока не может сравниться по масштабу аудитории с «Миром Фантастики».
А о публикациях в Канаде давненько ничего не слышно (может, они есть, но просто на сайте не выложили?).
Если вы жаждете
мирового господства гаррипоттеровского признания, придётся потерпеть и писать не только на Пролёт.
Перспектива
+Этот конкурс работает на чистом энтузиазме нескольких лиц. И я твёрдо верю, что они не забросят своё детище.
Из всех сетевых конкурсов считаю его одним из наиболее развивающихся и перспективных. Это единственный конкурс рассказов (поправьте, если ошибаюсь), который имеет поддержку в виде конкурса иллюстраций. Кто знает, что будет дальше? Вдруг Пролёт разойдётся до такой степени, что когда-нибудь мы дождёмся конкурса бук-трейлеров?
-У Пролёта пока нет размаха того же DARKERа. Нет своего журнала и книг. В особенности, книг, сборников (был маленький сборник «Переплёт Фантазии», но давным-давно, в 2012 году). DARKER со своей «Самой Страшной Книгой» уже давно атакует полки книжных магазинов, определённые его авторы уже узнаваемы и любимы у массовой аудитории. У некоторых, в т.ч. благодаря этому, уже вышли свои личные книги в том же АСТе (имею в виду, прежде всего, Владимира Кузнецова, который и на Пролёте сверкнул).
И мне за державу, то бишь Пролёт, становится как-то обидно.
В следующем году Пролёту стукнет ровно десять лет. Надеюсь, к этому времени организаторы замутят нечто праздничное, грандиозное… И Пролёт будет стабильно улучшаться из года в год.
Так что… Viva, Пролёт