Заранее прошу простить возможные очепятки. Набирать всё это с телефона с дурацким сенсорным экранчиком, за неимением других средств связи, - вот настоящий читательский подвиг! )
Итак, приступим.
Тема: творчество и творец, она же - поэт и поэзия.
Проблема: ответственность перед миром, ввиду неотделимости души художника и его творений.
Идея: судьба Художника определяется его творениями (и их последствиями).
Несомненный плюс этого рассказа - с ним хочется спорить! В тексте много красивостей, граничащих с гротеском. Невольно возникает вопрос, к чему вся эта фантасмагория в истории несостоявшейся художницы? И был ли у героини шанс изменить свою судьбу?
"Я не справилась..." - говорит ГГ в финале, подводя итог собственной жизни. Получив весточку "с того света", она возвращается в отравленный город, чтобы
"увидеть чудеса на его улицах", ядовитые чудеса. Казалось бы, отнюдь не новая проблема ответственности художника за его талант, за искусство дарить бессмертие:
"она не хотела там находиться. Но она понимала, что должна".Какой мы находим героиню в начале её повествовательной линии? Это не слишком увереннная в себе молодая женщина, иллюстратор детских книг. Рядом с ней приземленный, но надёжный и понимающий Адам. При этом Автор до некоторых пор скрывает от нас истинную природу героини.
Цитата
Ей не хотелось иметь дело с фантазиями, особенно с детскими фантазиями, сказочными и порой жестокими. Но она очень любила рисовать, и ничего другого не получалось у неё так же хорошо.
Видимо, когда ГГ создавала идеальный город (где возможно всё, даже совершенный мужчина Нильс), она была юна и неопытна. Столкнувшись с ужасами, порожденными её созданиями (убийство жены мэра и др.), она покинула То место. Но так и не смогла расстаться со страстью своей жизни - творчеством. В рисовании спасалась от преследующих её кошмаров:
Мне снилось море. И будто я в нем тону. И мне казалось, что когда-то я умела плавать, а теперь утратила эту способность..."Истинная трагедия Художника, по мнению автора рассказа, в том, что жизнь обыденная (скажем, семейное счастье) не способна подарить покой душе творца.
"Как русалочка, которая отдала свой хвост в обмен на ноги". Героиня гибнет от воды, которую всколыхнула, но не так, как она себе это представляла...
ГГ умирает от руки ребёнка, выросшего в мире чужих грёз. Не напрасно Аделине снились маленькие рыбки, рвущие её изнутри. Кстати, очень удачный образ, ставший лейтмотивом рассказа.
Парящие в воздухе маленькие рыбки - плод фантазии девочки, чья мать погибла (от яда?) в результате действий Аделины (косвенно). Девочка выросла, покинула город, но так и не смогла простить смерть матери (и безумие отца, если я правильно поняла подтекст) Аделине, которую когда-то считала другом. Анна возвращается в город, чтобы отомстить. Мы видим её глазами Нильса: она несчастна и решительна, её рука не дрогнет - ей нечего терять.
"Казалось, что за ней гонится какой-то зверь, а она убегает от него. Казалось, ей не нравится унывать. Она будет вымучивать из себя улыбку, только лишь бы самой себе не признаться в том, что она несчастна. Проскальзывала фальш, трещала броня, но Анна улыбалась".Не могу сказать, что автору удалось полностью раскрыть характер Анны (в плане психологии вообще много вопросов). А персонаж преинтересный!
"Она была сама приземленность и ординарность", - первое впечатление Нильса. Разумеется, внешность обманчива. Нильс счёл Анну недалекой любопытной девицей, в то время как "воробушек" шаг за шагом шла к своей цели. Вопросы, которые она задаёт Нильсу говорят сами за себя:
"Кем был тот человек, который смог воплотить фантазии местных жителей в реальность?"
"А не было таких случаев, чтобы фантазия последовала за своим создателем?"Среди этих двоих наивен Нильс. Анна как раз знает, о чём говорит. И кого ищет.
Анна даже пытается вывести Нильса на диалог (сделать сообщником?):
"...фантазии, которые заперты здесь. Они ведь такие одинокие и... неправильные что ли."В этом "неправильные что ли" мне слышится неуверенность автора в характере персонажа. Таких промахов несколько, на самом деле.
Зло фантазии сломало ей жизнь, разбило семью, но Анна испытывает сочувствие к Нильсу и другим обитателям города, потому что на собственном опыте знает: Аделина создаёт не только монстров.
Наконец, выведав тайну существования фантазий (если умрёт создатель - умрут и они), Анна решает резануть по живому:
"А почему ты не убежишь?" - спрашивает она Нильса. Подталкивая того к преступлению.
"На пути домой Нильс думал лишь об одном: "Аделина приедет сегодня".Но ГГ не суждено умереть от руки бывшего возлюбленного. Вина Аделины перед Нильсом и покинутым городом безусловна. Она и сама не отрицает этого, даже готова умереть:
"Щелкнул затвор. Аделина не хотела бежать, прятаться. Ей казалось, что она приехала сюда, чтобы освободиться. Да, она, пожалуй, знала зачем он её позвал. И она была готова". Сам того не зная, Нильс наказывает героиню больше, чем могла наказать пуля:
"Уходи! И больше не приезжай, что бы я тебе ни писал, как бы ни умолял".
"...казалось, что теперь её мир окончательно расколот и ей осталось ждать, когда же она всё-таки утонет".Избавление (и пуля), однако, приходит в лице Анны. Возможно, я преувеличила роль этого персонажа в качестве ангела мщения. Но такая позиция кажется более правдоподобной.
На мой взгляд, автор отнёсся к судьбе ГГ более чем гуманно, учитывая обстоятельства. Лично для меня осталось загадкой, за какие такие заслуги Аделина получает мир, покой и звёздное небо. Я ожидала чего-то вроде: Нильс нападает на Аделину, Анна вступается за неё, спасая от смерти, затем следует длинный обличающий монолог, в котором "воробушек" обещает проследить, чтобы у ГГ была долгая жизнь, полная мучений в лице человека, чью судьбу разбили чужие фантазии. Возможно, даже бесконечная жизнь.
В этом смысле показателен эпизод с дриадами. Так вот, есть такая теория: всё, что когда-либо было написано, где-то да существует. Автор рассказа признаёт реальность страданий наших созданий, но при этом умывает руки, мол, не думал творец, что так выйдет, не мог ничего изменить. А как же наш выбор?..
Стоять и смотреть на старика Леонардо или действительно попытаться помочь? Отвернуться от своего детища или искать, как бы ни было трудно, место в этом мире для него. Да и в собственном сердце!
Таким образом, заложенная в рассказе идея предопределенности судьбы творца (все эти: "Оставлю вещи в гостинице и вернусь за ним". Но она ЗНАЛА, что этого не будет"; "Он не вернётся. Нильс и хозяин лавки это ЗНАЛИ.") не вызывает сочувствия. Творчество - не какая-то зависимость, от которой ищут избавления в смерти (или в реале)!
Поверни автор сюжет (и содержание!) в пользу свободы и силы ВЫБОРА человека, могло бы получится исключительное произведение! (Хэппи-энд не обязателен при этом)
Удачи и творческого роста автору!
8 из 10