СистемаЕё целью были:
- быстрота боёв;
- постоянное отслеживание инвентаря героев - для ощущения ценности, редкости и повреждаемости вещей, отсутствия их излишков в мире (мы-то привычны к перепроизводству);
- последствия ранений: не просто хиты теряются, а герой теряет возможности, ломаются вещи;
- всё это как можно проще.
Что получилось?
В основу легла идея, что жизни и учитываемое снаряжение отныне - одно и то же.
Под учитываемым снаряжением (или попросту Снаряжением в "ролях") мы понимаем:
1) оружие;
2) вооружение (броню);
3) способности;
4) "Помощь";
5) вещи
с параметрами.
Хочу подробнее остановиться на п.5. Простые сорочки, юбки, ботинки и пр. сюда не входят. Пока мастер не сказал, что у них есть параметры. Например, что они снимают единицу урона.
Это не значит, что у вас их неограниченное количество (помним про Правило кирпича).
Вы также можете использовать вещи без параметров как-нибудь изобретательно для прибавки в бою или преодоления препятствий. Из сорочек, например, можно связать верёвку, которая поможет при спуске. Тогда эта самодельная верёвка станет вещью с параметрами и будет считаться в чьём-то снаряжении, размер которого всегда должен быть
не более максимального числа жизней, указанного в "роли". Если жизней и так максимум, что что-то придётся выложить или использовать, чтобы эту верёвку взять и применить.
Прежде чем вам удастся из вещей без параметров соорудить вещь с параметрами - придётся бросать проверки. Мастер скажет какие.
Каждый пункт Снаряжения имеет описание того, как может быть использован. Оружие, пока не сломано, применяется многократно. Броня - единожды за поединок, пока не сломана. Способности и помощь - единожды до полноценного отдыха. Каждый раз как вы лишаетесь возможности использовать что-то снова - число ваших жизней становится на единицу меньше. Например, использовали одну способность - вплоть до полноценного отдыха, у вас на 1 меньше жизней. Сломали оружие - ещё на 1. Получили новое оружие или починили старое - число жизней возрастает на 1, но никогда
к концу хода не превышает максимум "роли".
Победа над чудовищами иногда даёт новые способности. Но учтите, что если вы их принимаете, они занимают место какого-то пункта в прежнем снаряжении. Если вы поставили новую способность на место прежней, после полноценного отдыха у вас теперь будет восстанавливаться новая способность, а не прежняя. Та утрачена.
Сразу после победы над чудовищами вы можете договориться, кому какая способность от них достанется. После этого обмениваться способностями будет нельзя.
* Под полноценным отдыхом, как указано в "ролях", подразумевается трёхчасовой сон, во время которого вас не поднимали по тревоге, и тем более не набрасывались на вас спящего. В общем, выспаться и расслабиться вам ничего не мешало, хотя свою стражу в заранее оговоренном порядке вы отстоять могли.
Внутриигровое объяснение того, почему использование способности отнимает жизнь, следующее:
- если речь шла о прибавке к физическому параметру, то это необыкновенное перенапряжение для тела. Вот и следствие.
- если способность о чём-то необыкновенном, например, о предчувствии грядущего события, то это осуществляет не сам герой, а иные силы. Некоторым из них приходится платить жизнью за помощь. Другие не берут платы кровью, но даже мимолётное соприкосновение с ними очень трудно для персонажа и отбирает много сил, оставляет его голодным и ошеломлённым. Те и другие слишком огромны для смертного существа. [пафос on] Нужно пройти вдохновенный и трудный путь, чтобы выдерживать их выраженное присутствие дольше и понимать их лучше. [пафос off]
Как играем бой?Бой может быть быстрым или дуэльным.
(1) Быстрый бой - это бой с чудовищами. Также при внезапном нападении другого персонажа на вашего нападающий выбирает, по каким правилам будет первый раунд сражения: быстрым или дуэльным.
У чудовищ есть уровень защиты. Ваш бросок атаки должен её превзойти или оказаться ей равным. Одного успешного удара достаточно.
Так что первое отличие от большинства систем: урон и бросок атаки не разделены. Вы бросаете на атаку, и если вы преуспели - чудовище повержено.
Второе отличие: если вы не преуспели, то значение, которого вам не хватило - и есть тот урон, который чудовище наносит вам. (!) У некоторых чудовищ есть особые способности - например, дополнительный урон до или после поединка.
В общем, один обычный раунд боя обсчитывается в один бросок.
На вас бросается чудовище с уровнем защиты (сложность) 10. Вы стреляете в него из лука, используя, как указано в параметрах этого оружия, свою Ловкость или Стрельбу + 1d6. Если Стрельба у вас 1d8+3, то вам нужно бросить: 1d8+1d6+3.
Выпало: 6+1+3 = 10. Вам едва хватило, чтобы положить чудовище. Сами вы не пострадали.
Если бы выпало, скажем: 3+1+3 = 7, то 10 - 7 = 3. Чудище невредимо, а вы понесли урон 3.
Урон привычным образом выражается в числе жизней. Вам предстоит выбрать, чего именно в снаряжении ваш персонаж лишится. Броня может позволить снизить урон или сделать его временным (только пока чудовище не повержено). Иногда она позволяет снять его весь, но тогда сама приходит в негодность. В её описании всегда точно сказано, как именно она действует.
Если, как в примере, урон равен 3 и, предположим для простоты, никакой брони нет, то нужно выбрать три пункта из снаряжения, которые персонаж теряет. Если пункт вещественный (броня, оружие, вещи с параметрами) - мы считаем, что эти вещи теперь сломаны. В редких случаях может быть так, что вещь остаётся целой, но отныне утеряна персонажем. Если же пункт невещественный (способности, Помощь) - персонаж ранен, получил сильный удар, потрясён и так далее, отчего не может использовать выбранную возможность вплоть до полноценного отдыха.
Правила восстановления способностей после отдыха все описаны в "роли" (как и правила использования: до результатов броска или после; обычно - до). Они меняются только когда число жизней персонажа опускается ниже 0. Тогда вступают в действие
Правила смерти (в следующем посте).
В сражении персонажа против персонажа фиксированного уровня защиты нет. Атака бросается как обычно, а вот вместо уровня защиты делается встречный бросок. Если героя застали врасплох, он не может в первом раунде поединка использовать способности, чтобы помочь себе, но он всё ещё может использовать Помощь. Другие персонажи, если нападение для них внезапно, также могут использовать Помощь. Во втором раунде герой уже опомнился и осознал ситуацию, так что с этого момента может использовать всё своё снаряжение. Главное, до этого раунда дожить.
Если бросок нападающего превысил бросок защищающегося, разница становится уроном защищающемуся. И наоборот.
Повторю: те, кого застали врасплох, могут использовать Помощь и оружие (если уже держали его в руках) для своего встречного броска. Те же, кто ошеломлён не был, могут использовать всё своё снаряжение.
Само собой, если на вас броня - она работает даже тогда, когда вас застали врасплох. Она всегда готова =)
(2) Дуэль - сражение между персонажами, если оба были к бою готовы, а также начиная со второго раунда, в случае вероломного нападения. Или даже с первого, если нападающий предпочёл этот вариант быстрому изначально.
Отличия в том, что:
- оба противника используют всё своё снаряжение, какое есть. Порою даже имеют возможность заранее подготовиться. В том числе, например, договориться о невмешательстве остальных присутствующих. Или, наоборот, о помощи.
- тот, чей бросок оказался выше, наносит урон не во всю разницу, а всегда на 1 жизнь. Так что дуэль играть дольше, чем быстрый бой. Зато у противников есть возможность, при желании, обменяться репликами. И, так как они контролируют наносимый урон, они могут остановиться раньше, чем убьют соперника.
Я обычно сражением не любуюсь, поэтому описываю его весьма сдержанно. Всё необходимое мне сообщают броски и система. А необходимо мне знать, что персонажи могут сделать дальше. Но я не против красочных интерпретаций от игроков, если интерпретации не выходят за рамки системы. Например, если урон был 1 и у противника осталось 4 жизни, не нужно писать, что вы снесли ему голову или как-то грандиозно его покалечили. Видно же по цифрам, что это не так.
Вплоть до 0 жизней вы не обязаны отыгрывать повреждения героев. Хватает того, что они теряют вещи и способности. Но если очень хочется, можно держаться за рёбра, перевязывать порезы, жаловаться на синяки, обливаться потом и отыгрывать усталость после боя. Однако, повторю, несовместимых с жизнью травм вы не получаете, пока число ваших жизней не ушло в минус.