Увидев «Туши» с большой буквы, решила, что меня ждет путешествие по голактеге.
Ан нет – рассказ оказался очень хорошим!
Поднятая тема – кризис медиа, которые всех уже достали манипулятивным враньем – решается не окончательно, но красиво. Автор молодец!
Персонажи разной степени яркости, но вполне выразительные (особенно порадовал Мао).
Сюжет бодрый и (как неожиданно выясняется во второй половине
рассказа) вполне связный. (Поначалу было ощущение полного сумбура и с чего вокруг Ши крутится вся эта кутерьма – абсолютно непонятно).
Идея визоров вместо глаз – отличная метафора.
Хокку-хайку в стиле Маяковского – хорошо!
Что касается стиля… Телеграфные предложения вначале создают ощущение торопливой нервозности. А ведь у героя настроение, скорее, ностальгической грусти вперемешку с тревогой.
Отвращение, испытываемое героем к состоянию цивилизации передано прекрасно. Не могу сказать, что читать это было приятно, но авторский посыл достиг цели.
Иногда встречаются прекрасные, ёмкие фразы наподобие:
Цитата
Мир сломал хребет, кувыркнувшись через голову. Только храм плыл невозмутимо среди мелочной бытовой суеты.
Цитата
Прошлое свернулось калачиком в уютном тепле.
Цитата
Говорю тебе: парень чувствует реальность. В нем нет ничего ничтожного, жалующегося. Он примет все. Говорю тебе: он в восторге от того, как масло прыгает в сковороде. Творчеству плевать, где проявляться: в храме, у Термитов, в сточной канаве.
Иногда небольшие детали отлично создают картинку (мне запомнилась пустая алюминиевая банка, которая каталась под ногами героя, когда Мао вез его к захваченному «телецентру»).
Остались непонятными Выродки – кто их создал и зачем они нужны?
Не понравился винегрет из имен: Ши-Мао- мастер Джандао, тут же Мария и товарищ (!) Крам
С письменностью – тоже сложновато. Дело происходит в Японии? Иначе как понимать соседство букв и иероглифов?
Немного о том, чем, собственно, занимается ГГ, иначе финал непонятен:
Суми-э ... не представляет собою живописи в строгом смысле слова: это своего рода черно-белый эскиз. Чернила делаются из сажи и клея, а кисть из шерсти овцы или барсука, причем она способна вместить большое количество этой жидкости. Используемая для рисунка бумага довольно тонка и поглощает большое количество чернил, резко отличаясь от полотна, используемого художниками по маслу, и этот контраст имеет большое значение для художника жанра суми-э.
Причина, по которой для передачи вдохновения художника выбран такой материал, заключается в том, что это вдохновение должно быть передано по возможности в кратчайшее время. Если кисть задержится слишком долго, бумага порвется. Линии должны наноситься как можно быстрее, и количество их должно быть минимальным, наносятся только самые необходимые линии. Недопустимы никакая медлительность, никакое стирание, никакое повторение, ретуширование, никакая переделка, никакое "лечение", никакой монтаж. Однажды нанесенные мазки не могут быть смыты, нанесены заново и не подлежат дальнейшим поправкам или доделкам.
Любой мазок, нанесенный после, резко и болезненно выделяется вследствие специфических свойств бумаги. Художник должен постоянно, всецело и непроизвольно следовать за своим вдохновением. Он просто позволяет ему управлять его руками, пальцами и кистью, будто они вместе со всем его существом являются всего лишь инструментом в руках кого-то другого, кто временно вселился в него. Можно сказать, что кисть выполняет работу сама, независимо от художника, который просто позволяет ей двигаться, не прилагая никаких сознательных усилий. Если между кистью и бумагой появится какая-либо логическая связь или размышление, весь эффект пропадает.
Взято с
http://makoto.pro/materials/art/chto_takoe...teytaro_sudzuki Иллюстрации в жанре суми-ё:
http://sumi-e.pl/wp-content/uploads/galler...nal-artwork.jpg — краткое содержание рассказа
http://resobox.com/wp-content/gallery/ink-...wa/dscn2160.jpg — город
http://img-fotki.yandex.ru/get/6430/121447...a9a94b_XXXL.jpg — дом ГГ
http://static.qobuz.com/images/covers/57/5...1895457_600.jpg — Мария
http://img3.etsystatic.com/000/0/6748169/i...l.330606095.jpg — финальный акКОрТ
Вычитка:
Цитата
Приемлимо
— приемлЕмо
Цитата
Прохожий не заметил замерших Выродков. Линзы увеличились до размеров тарелок. Они соскользнули на мостовую.
— линзы соскользнули?
Цитата
Улица выглядела холодно-одиноко в свете бледной витрины кафе
ПМСМ, дефис между прилагательными тут не годится. Какая-то торопливая полночь-заполночь и прочие печки-лавочки.
Цитата
Пришлось снова одеть очки.
— надеть
Цитата
Но, когда визоры стали обязательны для каждого гражданина, Мао не был бы собой, если бы не нашел способ перехитрить Облачный Центр.
— сбой времен: "стали обязательны" — настоящее, "не был бы собой" — прошедшее
Цитата
Неужели, ты ничего не слышал?
— лишняя запятая
Цитата
Люди размахивал флажками
— размахивалИ
Цитата
Девушки с ног до головы затянутые в зеленый латекс, вращались на шестах.
— нужна запятая после «девушки»
Цитата
опрокинул в рот пол стакана виски
— нужно указывать, мужской это был пол или женский.
Если серьезно – «пол-стакана»
Цитата
Ши проклянул свою лень.
— забавно звучит, но вообще-то «проклял»
Цитата
Мутант, изуродовавший свое тело и без сомнения душу не способен судить о творчестве.
— нужны запятые после «и» и «сомнения». Кстати, "мутант" — это ругательство такое, что ли?
Потому что если речь о врожденной аномалии, так Мао изначально такой, но дружбе его с Ши это не мешало.
Цитата
Приходилось ползти на четвереньках, но даже так, Ши ударялся о торчащие в потолке куски породы.
— вторая запятая лишняя
Цитата
но еще живой, жертве
— лишняя запятая
Цитата
Зрители, Ши и охранник
— вместо запятой нужно тире, иначе кажется, что есть другие зрители, кроме Ши и охранника
Цитата
Голубые визоры Марии смотрели на знаки.
— а по визорам видно, куда они смотрят?
Песня в тему
Олег Медведев, "Маленький принц"
...Он держит руками обрывки священных границ,
Стоит, каменея, в потоках стремительной жижи,
И небо над ним опускается ниже и ниже,
И черные тени ложатся у впалых глазниц.
В слепой крови прокушена губа.
Ему б давно сказать, мол - не играю,
Но солнышко не светит самураю
За гранью полосатого столба.
Обрывками приставшая к спине,
Судьба его по краешку прошита
Нервущимися нитками Бушидо,
И этого достаточно вполне...