Цитата(Somesin)
нормальный отзыв
А теперь выйди и проанализируй веяния течений сюрреализма, кубизма, футуризма и имажинизма в рисунке воспитанника детского сада? Мило. Но попробую.
Могло бы быть хорошо. Недостаточно отшлифовано. Речевые характеристики в диалогах - не характеристики. Персонажи - картонны.
или проще и милосерднее:
Не зашло.
или любимое:
Не мое.
Я вот что хотел донести: нормальный разбор нужен нормальным текстам. Не хорошим, как "Один день Гермионы Рен", который и разбирать не хочется, и где уже есть все то же самое: творчество, воссоздавшее потерянную семью и одновременно помогающее другим людям, и терпкая горечь потери, от которой нельзя отвернуться и которая растравляет душу. И там - там уже не так важно, уделяла ли она достаточно времени своим родным, потому что когда они уходят - то всегда оказывается, что не хватает каких-то ничтожных ста лет, а может, тысячи, которые стоило бы провести вместе. И вот это понимание - остается навсегда. Потому что переменить свое мнение не выйдет: этих людей уже не стало.
Но и не ученическим, как "Акварель".
"Акварель", как она сейчас есть, повторяет Гермиону в базовых элементах, в меру умения и понимания, и видеть это по-своему завораживающе - и ужасно. Словно
жена чернокожего мужика, который с сыном объяснили главгеру правила нового мира в "Ходячих мертвецах", или человек, получивший страшную черепно-мозговую, ставший жалким обломком, едва умеющим говорить, но все равно что-то чувствующим, настоящим... а ты помнишь, как вы спорили до хрипоты об "Интерстеллар" и о мокко, и о том, когда, наконец, найдется хоть кто-то, кто будет стараться сделать что-нибудь для страны, хоть завалящий Рузвельтенко...
Ну да ладно.
Что ж. По нотам.
На что это похоже - я уже рассказал. Похоже сильно - на названное в этом посте, похоже менее - на работы с перечисленных конкурсов. По-своему приводит на память красивые миссии в Невервинтер Найтс и в ТЭС-4 Обливион (там называлось так интересно "Кисть, обмакнутая в смерть", что ли, но в локализации назвали "Опасные художества").
Сюжетная техника, или На чем стоит этот домик. На обманке. На пустом манке.
Но по порядку. С самого начала автор использует хорошие сюжетные ходы - говорит о снеге, который героиня отказывается рисовать, и пугает нас Цилиндром, который уже идет по твоей... УЛИЦЕ! И это - с поправкой на ужасный язык, не позволяющий погрузиться в текст от слова "никак-преникак", - срабатывает, как и задумалось. Читателю становится интересно, а фигли такая загвоздка в снегу? И становится интересно, враг ли Цилиндр на самом деле, и если враг, то как с ним будет бороться героиня, а если не враг, то с какого перепугу такая реакция и истерики, и вообще (и он ведь
ломает песочные замки рушит уютные мирки героини!)?
Вот такие я вижу удачные сюжетные приемы. Из неудачных - калькированная, данная общими словами, выхолощенная и пустозвонная история матери, манкирующей материнскими обязанностями относительно ребенка. Что веселее всего - она даже не дает каких-то оправданий, не мотивирует "у меня было тяжелое детство, я
была свидетелем распила родной мамы бензопилами, а не, это не тут упала с велосипеда, пока пыталась задавить котенка"... ну, или как там еще? Но - человек оправдывает себя всегда! Всегда! Даже вешаться пойдет от осознания вины, но будет твердо знать, что вот были моменты, когда не в его власти было поступить иначе. Героиня водила мужиков и клала на сына (мужики были полезны, я понимаю) - окей. Почему? Чего ей не хватало? Что ее на это подтолкнуло? Общие фразы - не ответы и не мотивация.
Далее. Чтобы выяснить, чего там у нас сюжетной горкой (которая, конечно, фабульная горка, потому как сюжет тут изложен в довольно сложной композиции), надо найти конфликт.
Ну-ну. Где конфликт, а? Конфликт матери, он же унутренний, он же чувство вины и стремление к саморазрушению? Хорошо. Очень годно!
И к чему ведет этот конфликт? Где завязка - столкновение с противоборствующей силой? Где развитие противодействия, противоборства? Где высшая точка борьбы и победа - или поражение - героя?
Цилиндр? Ну ладно, допустим: это зримое воплощение чувства вины и чувства ответственности, с которым она борется. Пусть. В чем выражается борьба? Он ее всякий раз утаскивает. Причем разрушает картины даже больше она сама, чем Цилиндр. Странно как-то... Хорошо, а как же финальный бэттл?
Ну-ка, текст... Ага: она вспомнила про то, что был снег, когда сын покончил с собой, и решила нарисовать сыну снег. Даже без заметного душевного борения. Но это - аттеншн! - все равно не последняя версия картины, она с ним не остается, и как-то все вот это ни на решающую победу, ни на трагическую гибель нифига не тянет. Заметим: Цилиндра нету, а она все равно так подленько и равнодушненько думает: ну, это не последний вариант картины. Сук-ка, как так? Вот в начале ты к нарисованному сыну - со всей душой, а тебя за патлы - вовне, в реальность! А теперь? Автор как-то вот очень пластично отнесся к позициям героев, стороны конфликта смазаны, сюжета нема.
Получается странно: Цилиндр - отдельно, вина - отдельно, снег - отдельно. Конфликт вины-ответственности и стремления к бегству от реальности оказывается не сюжетообразующим. Хм.
Что-то еще? Ах да. Еще второй сюжет (не путать со вторым слоем): про исчезающих людей, которых она сманивает в намалеванные миры. Для чего? Почему? Нет ответа. Оно бы и могло быть страшным - но тогда выкидывать пришлось бы очень многое и иначе строить: с акцентом на исчезновения, на мотивы таких ее действий, а сын был бы вишенка на торте под занавес. А так - хрен знает, на что нужны все эти пропадучие.
Сюжета, ребята, тут нет. Композиционная конструкция - имеется, сюжетные ходы - есть, но чего-то цельного не завезли, жалость-жалость.
Идея, или Что автор хотел сказать, по мнению одного из читателей.Ну, это просто.
1. Не тратьте время зря, проводите больше времени с родными.
1а. Особенно с детьми.
1б. Пока они, блин, ЖИВЫ.
1в. И не свалили подальше от предков.
2. Не все то золото, что блестит: не всякий Цилиндр во вред, не каждой художнице следует доверять рисовать любимых покойников.
3. Все (взрослые) врут. Хаус протестуэ: врут вообще - все. Хотя про детей говорят: сочиняют.
4. Без файного психоаналитика из цикла потери после смерти любимого человека вылезти трудно.
5. Творческий человек может уйти в свое творчество с головой. Пруф психоневрологических диспансеров прилагается.
6. *вы, блин, будете смеяться, но я думаю, что и это тоже*Творчество имеет великую силу и может уподобиться волшебству. Ну, а то нам до этого на сто ладов не толковали о том же и Сташефф, и Толкиен, и Кинг, и Лавкрафт с Дансейни...
Как-то так.
Персонажи, или Лохи, бохи и все, кто между ними. В сына не веришь от слова никак. Да, он таков, каким она его придумывает. Но даже для предпубертатного периода жизни он дюже инфантилен - со всеми этими "солнцами" в начале и с чудовищной пародией на комментарии к Корану чуть дальше начала. Сын, собственно, нужен как точка приложения эмоций - с этим можно смириться. А вот с тем, что он не является живым и не производит такого впечатления - нельзя.
В маму веришь, но - повторюсь - ей недостает мотивации. Или пила с детства, так что имеет плюс 100 бонуса к пофигистическому отношению к сыну, или что-то случилось уже в более поздний период жизни - неведомо. Но ведет она себя как профура и бичовка, а не художница, умевшая писать классные картины - и, что более всего рушит логику образа, успешно выживающая коммерческими халтурками. Ребят, не-е-е... Не. Для коммерческих халтурок рука тоже должна быть поставленная. Не трястись, как у любительницы кутяжить.
Сестра - проходной персонаж, прибавляющий немного сущностей, но возникающий на ролях "Кушать подано", и мгновенно уходящий в туман.
Цилиндр - понятно. Такое очень, блин, чудесатое изображение внутреннего "я".
Вот и все. Про мир особо говорить нечего: правила жизни в картинах набросаны схематично, то так оборачивается там все, то эдак, заранее не понять. Правила мира наружного и вовсе кажутся принятыми по умолчанию равными текущей реальности с поправкой на вот такую вот странную художницу.
И вот пока я пытался вычленить все это из общего впечатления по рассказу, пепел языка, извращенного автором, стучал в мое сердце. Нувыпонели.
Подытожив, скажу: автору - учиться и учиться! Он способен замахиваться на психологизм и реализм в строгой плепорции к магии фэнтези, а это бывает великолепно, и вообще. Так, как есть, - увы, увы.