Странный
Владыка Тьмы Сообщений: 6992 профиль
Репутация: 602
|
Чукча не читатель. И даже не писатель… Чукча - критик, однако! © Герой советских анекдотов
Подобно большинству научных открытий, общие принципы, сформулированные в настоящей работе, покоятся на экспериментальных данных, в болезненном процессе накопления которых участвовало множество авторов. Мой приятный долг поблагодарить их за разнообразные рецензии на конкурсные рассказы и еще более разнообразные отзывы на рецензии, ставшие основой для данной работы.
Я не хочу сказать, что когда-либо ощущался недостаток в попытках предсказать, станет популярным литературное произведение или будет пылиться на полках магазинов. Уже в средние века фортуну считали капризной богиней, и Шекспир был близок к сути дела, когда назвал её «непостоянной». Строго научное объяснение рассматриваемого феномена стало возможным только в наше время, богатое на сетевые литературные конкурсы. Разница между ожидаемыми и получаемыми результатами, как оказалось, может быть предсказана еще на этапе написания рассказа. Любой автор, когда-либо писавший на конкурс, знает: «Как бы тщательно ни был вычитан текст, в него обязательно вкрадется ошибка» и «Любой текст, требующий правки, поддается ей с большим трудом».
Остаётся только обобщить эти и многие другие наблюдения, сделанные на разных конкурсах, и записать стоящий за ними совершенно общий, всеобъемлющий принцип, которому подчиняется во всех случаях литературное творчество. Это обобщение я предлагаю назвать первым законом Чукчи:
(1) Все, что может не понравиться — не нравится.
Дальнейшее исследование показывает, что логика, которой подчиняются рассматриваемые нами явления, не Аристотелева, поскольку следствие первого закона Чукчи имеет такой вид:
(1.1) Всё, что не может не понравиться — не нравится тоже.
Все, кому приходится иметь дело с сетевыми конкурсами, сразу заметят, какой порядок наводят эти простые утверждения в хаосе их собственных неудач.
Давно известно, что в физических системах энтропия (мера беспорядка) стремится к увеличению и что системы с большой энергией теряют её в борьбе с менее высокоорганизованным окружением. Аналог этого второго закона термодинамики действует и в жизни. Достаточно вспомнить, как нарастает беспорядок на жестком диске с течением времени. Поэтому я формулирую в самом общем виде второй закон Чукчи:
(2) Когда рассказ получает только хорошие отзывы, можно ожидать плохих в самом ближайшем будущем.
У этого закона также есть очевидное следствие:
(2.1) Когда рецензии – хуже некуда, в самом ближайшем будущем появятся ещё худшие.
Без труда можно получить и второе следствие:
(2.2) Если вам кажется, что рецензии стали лучше, значит, вы в них чего-то не разглядели.
По традиции фундаментальные научные законы объединяются по три, поэтому я хочу сформулировать третий закон Чукчи. Предварительная работа в этой области проведена многими участниками конкурсов, рецензентами и членами жюри, часто усматривающими в рассказах мысли, которые никогда не посещали автора. Итак, обобщая:
(3) Любую, заложенную в рассказ идею рецензенты понимают иначе, нежели автор ее туда вложивший.
Следствие первое:
(3.1) Если ясность преподнесения идеи исключает ложное толкование, всё равно кто-то поймёт вас неправильно.
Следствие второе:
(3.2) Если вы уверены, что заложенная в ваш рассказ идея встретит всеобщее одобрение, то большинству она наверняка не понравится.
Учёт законов Чукчи, как решающих факторов при участии в сетевых литературных конкурсах, должен понизить всеобщее нервное напряжение на форумах и решить проблему перепроизводства адреналина.
При написании данной статьи использован материал из «A Stress Analysis of a Strapless Evening Gown».Cliffs, N. J., 1963, перевод которого совершенно случайно нашелся в книге «Физики продолжают шутить» Обнинск, 1965.
|