RPG-ZONE
Новости Форумы Путеводитель FAQ (RPG) Библиотека «Пролёт Фантазии» «Штрихи Пролёта» Дайсы
>  Список форумов · Внутренний город · Форумы Арт-пространства «Понедельник» · Пролет вокруг Здравствуй, Гость (Вход · Регистрация)
Закрыто Боб 02-05-2015:

Страницы: (3) 1 [2] 3  Открыть все 
 Закрыта
 Новая тема
 Опрос

> Об авторском праве для писателей, почти блог
   Первое сообщение.    14.5.2014, 10:35, Боб пишет:
Авторское право
все, что вы хотели знать о нём, но боялись спросить


Вступление
По профессии я юрист. С 2002 года работаю с различными издательствами, рекламными и PR агентствами, интернет-проектами. Среди изданий, к которым я в разное годы имел отношение – «Генеральный директор», CEO, «Библиотека генерального директора», Unique, Nilsen Report, «Обруч». Юридическое сопровождение издательского бизнеса – не единственная моя сфера профессиональных интересов, но, пожалуй, одна из самых близких.

Часть вопросов, которые приходится решать, напрямую относятся к авторскому праву и, на мой взгляд, могут быть интересны писателям, в том числе начинающим. С другой стороны большинство людей имеют весьма примерные представления о своих правах и обязанностях, исходят, прежде всего, из соображений здравого смысла и некоторых расхожих представлений. В принципе обычно этого достаточно, если только дело не касается денег. Как только писательство перестает быть только хобби, стоит задуматься и о правовой стороне.

В этой теме я время от времени (например, раз в неделю, но поначалу, может и чаще) буду размещать небольшие тексты, посвященные, во-первых, основам авторского права и всего, что с ним связано (прежде всего, это охрана авторских прав, отношения с издательствами, авторское право в интернет, коллективное управление авторскими правами, налогообложение и т.п.), а во-вторых, судебным решениям, которые принимались в разное время по вопросам авторского права, возможно не только российским.

Посмотрим, насколько это будет интересно аудитории «Пролёта». Тема пока просто для своих. Мне самому интересно разобраться и систематизировать свои знания в этой области и это основная причина, зачем я завел этот разговор. Если не пойдет, удалю без всякого сожаления.

Если появятся какие-то вопросы по опубликованным текстам или просто относящиеся к теме, не стесняйтесь задавать прямо тут. Не обещаю, что быстро и полно отвечу, но обязательно учту в плане подготовки следующих текстов. Может быть, подкинете какую-то интересную тему для освещения.

Чуть не забыл: все это касается, конечно же, права только российского и частично международного. Анализировать зарубежное право, в том числе украинское и белорусское, у меня возможности нет. Хотя со временем - чем чОрт не шутит.


Если какие-то из моих текстов оказались полезными, можете использовать как угодно, только ставьте ссылку на эту тему при цитировании.

Продолжения:
  1. Самое начало: российское авторское право (14.05.2014)
  2. Что охраняет авторское право? (16.05.2014)
  3. Оформление отношений с издательствами (часть первая) (20.05.2014)
  4. Оформление отношений с издательствами (часть вторая) (25.05.2014)
  5. Оформление отношений с издательствами (часть третья) (01.06.2014)
  6. Дело о рассказах Шекли (05.06.2014)
  7. Авторские права (16.06.2014)

   Сообщение № 31. 27.5.2014, 08:23, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4282
профиль

Репутация: 746
Цитата

Вот я примерно это и имел ввиду, когда писал про "цепляться" к пунктам договора.


дело не в цеплянии. Во-первых это просто рыба - пример, что есть така разновидность - договор заказа. И если это не журнал какой-то, для которого статья пишется на пару номеров вперед - это одно дело. И другое - если издательство, которое так работает с авторам по-умолчанию. Сразу возникает вопрос - а почему? И не кидалово?

Цитата

Ну а все остальное в этом договоре - в пользу автора. Самое главное - передается неисключительная лицензия, причем с очень ограниченными правами использования (напр. не передаются права на использование в интернет, нельзя использовать за границей). То есть автор на следующий день может продать те же права другому издательству.


это да.


   Сообщение № 32. 27.5.2014, 08:55, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18613
профиль

Репутация: 1521
Цитата(Дон Алькон)
Сразу возникает вопрос - а почему? И не кидалово?


Ответить на эти вопросы, читая договор, невозможно. Нет, конечно, можно спросить у человека напротив: "вы случайно не собираетесь меня обмануть"? Но вряд ли он скажет что-то кроме "нет" или "следующий".

   Сообщение № 33. 27.5.2014, 09:20, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4282
профиль

Репутация: 746
да чего такое спрашивать. Итак ясно, что обманут. Это - бизнес. Вопрос в каком месте L)
Особенно, мелкие издательва - это кот в мешке. А крупные скорее нет, они от рисков страхуются

И спрашивать наверное нужно у других авторов. Если концы найдешь

   Сообщение № 34. 28.5.2014, 10:42, Дрём пишет:
Дрём ( Offline )
Alterlimbus

*
Автор
Сообщений: 991
профиль

Репутация: 70
Насчет кидалова хочется добавить
www.yam-publishing.ru
кажется, есть ветка у ЭКСМО, посвященная этому.
Как я вкратце уяснил, там предлагают авторский договор
на главу
из романа.
Теоретически, чтобы потом ты не мог напечатать весь роман.
Избавляются от конкурентов, короче

   Сообщение № 35. 28.5.2014, 18:10, V-Z пишет:
V-Z ( Offline )
Странник

*
Адепт
Сообщений: 148
профиль

Репутация: 21
С этой конторой я, кстати, сталкивался. Не убедили.

   Сообщение № 36. 28.5.2014, 18:32, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18613
профиль

Репутация: 1521
Дрём
V-Z

А может найдется у благородных донов проект договора, который они предлагают заключить авторам? Интересно было бы посмотреть, можно мне на почту, например конкурсную.

   Сообщение № 37. 28.5.2014, 18:37, V-Z пишет:
V-Z ( Offline )
Странник

*
Адепт
Сообщений: 148
профиль

Репутация: 21
Кажется, где-то у меня был файл. Не могу обещать успеха, но попробую поискать.

   Сообщение № 38. 1.6.2014, 18:53, Боб пишет:
Оформление отношений с издательствами (часть третья)


Частенько приходится слышать опасения авторов, что их роман кто-то попытается украсть и выдать за свой. Например, то же издательство. По сети бродят несколько «рецептов», как от этого защититься. К примеру, очень распространённая забава – отправить самому себе письмо с рукописью. Также, бывает, предлагают рукопись депонировать, «зарегистрировать» и т.п. Давайте разберемся в этом вопросе подробнее.
Если ваша фамилия Лукьяненко или, допустим, Пелевин… И вы правда читаете этот текст? Да ладно!
Если же фамилия ваша не так раскручена и книжки стотысячными тиражами пока не издаются, то в 99% случаев опасение по поводу «кражи» вашего текста беспочвенны. Поставьте себя на место издательства: к ним пришел текст некоего автора. Допустим, сносный текст (а может и гениальный). Чтобы его опубликовать, издательство должно выплатить автору небольшой (конечно, небольшой, автор то малоизвестный) гонорар. Но если издательство захочет сэкономить на гонораре, оно рискует тем, что автор подаст на него в суд, выиграет приличную денежную компенсацию, книжку из продажи придется изъять и уничтожить. Кроме того, такое издательство «прозвенит» как занимающееся пиратством. Любой издатель, у которого есть мозг хотя бы в зачаточном состоянии делать этого не будет. Такие убытки не покроет доход и от десятка «украденных книг».
Один процент вероятности кражи вашего текста оставляю на тех издателей, у кого мозг отсутствует как класс либо на недобросовестных сотрудников, работающих с текстом. В таких случаях остается идти в суд.
Что касается самого процесса «защиты» или доказательств авторства, то тут все с одной стороны сложно, а с другой для авторов более-менее доступно. Есть правило: если произведение опубликовано под чьим-то именем, то оспорить это можно только в суде, причем доказывать авторство должен тот, кто оспаривает. Доказательства могут быть любые: рукописи, черновики, свидетели. Есть еще такая штука – автороведческая экспертиза, в некоторых случаях она может либо подтвердить ваше авторство, либо исключить авторство (напр. лица, которое указано автором «украденной» книги). Депонированная рукопись, скорее всего, будет рассматриваться наряду с другими доказательствами, так же как и отправленное самому себе письмо. Ничего уникального в таких «способах защиты» нет, суд может их как принять, так и не принять во внимание в зависимости от обстоятельств.

Несколько иная ситуация возникает при «внезапном» появлении вашего текста в Интернет. Выложить его туда может кто-то из работников издательства (лишенный чувства самосохранения), кто-то, работавший с текстом по вашей просьбе (бета-ридер, к примеру) или просто ваш знакомый, которому вы дали текст почитать.
Бороться с этим самостоятельно сложно. В качестве самых простых мер можно рекомендовать, во-первых, выяснить источник: кто именно выложил рукопись в сеть. Если это сотрудник издательства, то стоит написать письмо руководителю этого издательства. Во-вторых, можно написать письмо администрации сайта, где выложен ваш текст, с требованием удалить его. Но Интернет – открытая среда, ваш текст, вполне возможно, уже разошелся и по другим сайтам.
Если результата нет, произведение все еще в свободном доступе (допустим, вас проигнорировали и издательство, и админ сайта и даже хостер, которому вы написали, что на таком-то сайте содержатся материалы, размещенные с нарушением авторских прав), то дальнейший законный путь – только в суд.
Но суд это длинное, сложное и затратное дело. Причем если в случае, когда вашу рукопись «умыкнуло» издательство, вполне понятно, с кем вы собираетесь судиться, где издательство находится, кто там работает и как в случае успешного исхода исполнять решение суда, то с Интернетом сложнее.
Вы можете так или иначе узнать, кто формально является владельцем сайта (в отношении физических лиц, людей, для этого потребуются некие танцы с бубном, но все равно это возможно). Скорее всего, это человек, живущий не вашем городе, а то и не в вашей стране. Сведения о нем далеко не всегда достоверны, а имущественное положение – неизвестно. Вот и перспектива: судиться неизвестно с кем с неясными перспективами получения компенсации даже в случае положительного исхода дела.
Поэтому в качестве мер защиты можно посоветовать не давать свою книгу, которую вы предполагаете опубликовать, читать непроверенным людям, по крайней мере, целиком. То есть родным и близким, тем кого вы давно и хорошо знаете, издательствам – сколько угодно. С другой стороны это не должно превращаться в паранойю. Не стоит очередь из желающих украсть ваш текст и выложить его в интернет, выдав за свой. Это может произойти примерно с той же вероятностью, с какой в трамвае вы станете жертвой карманника. Ну, то есть какие-то минимальные меры предосторожности принимать надо, но не делая это своим образом жизни.

Напоследок шутка. Забавное соображение приводит Юрий Никитин в книге «Как стать писателем» против использования литературных негров: что если такой «невольник» зашьет в текст пасхалку, по которой будет легко понять, кто автор текста? Почему бы и вам не вставить нечто такое в свой текст?

Следующая запись не позднее 8 июня 2014 года

   Сообщение № 39. 2.6.2014, 09:04, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4282
профиль

Репутация: 746
Цитата

Ну, то есть какие-то минимальные меры предосторожности принимать надо, но не делая это своим образом жизни.


если текст стоит того, можно зарегестрировать его в Ленинке, к примеру. Рукописи они регистрируют, есть такой отдел

Однако начинающему не стоит особенно суетиться. Все равно первые 2-3 романа - комом, т.е отнюдь не товар

   Сообщение № 40. 2.6.2014, 09:36, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18613
профиль

Репутация: 1521
Дон Алькон

Это называется в РГБ "Депонирование необнародованных произведений авторов" http://www.rsl.ru/ru/s4/s47542
Стоит от 8 до 14 рублей за лист А4, требует заполнения заявления, составления реферата, библиографической карточки, предоставления копии паспорта.

Понимаю, зачем это нужно Мальгину (ссылку на его бодание с кинокомпанией ранее приводили http://avmalgin.livejournal.com/4599909.html ), но для начинающего автора это какой-то ненужный бантик.

   Сообщение № 41. 2.6.2014, 09:48, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4282
профиль

Репутация: 746
ну и я про тоже.

Рукописей идет вал, проблема не в том, чтобы украсть, а в том чтобы выбрать из потока.
Да и одна книга - не товар. Нужно, чтобы автор написал ещё. И ещё. И ещё.

Хотя всё возможно. Если в издательстве нет четкой процедуры уничтожения непринятых текстов, то существует вероятность отличная от нуля, что потом этот текст всплывет в переделанном виде. В другом издательстве.

Т.е наверное лучше для безопасности текста, чтобы рукописи принимались в печатаном виде.

   Сообщение № 42. 2.6.2014, 10:16, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4282
профиль

Репутация: 746
И кстати, погуглил. Ещё как тырят. Вопрос только в какой форме.

Особенно мелкие издательсва, имя которых ничего не значит, а репутация - тоже, после перерегистрации всегда новая.

Цитата


   
Сообщение Tukan » 06 янв 2007, 00:27
    А у меня тоже анекдот...
   
    Гелеос припахал меня писать книгу за одного почтенного сера, пообещав издать мою вещь. Подписали договор. А потом, спустя 5 месяцев - гендир и главред хором - "мы тут прочитали несколько страниц и не понимаем, зачем нам это издавать". Ну, обидно, досадно - ну ладно...
    Но это - не все. На следующее утро звонок - "слушайте, у вас классная тема, классный стиль - у нас тут есть один автор. Он по-русски плохо пишет, давайте, вы с ним в соавторстве". Вторую книгу. Ну, типа, один раз - не.....Вечный соавтор...И я спросил про тираж...
   
    Тираж? 500 тысяч! Короче - это проплаченный проект инвестора. Я помялся, помялся...Шлите, говорю, развернутый синопсис. А у меня уже есть интерес в экранизации моей еще неизданной вещи, и серьезный.
   
    Присылают синопсис. И вот тут я охреневаю. Первые три абзаца чужие - а дальше - моя собственная вещь. Только фамилии изменены. Мне сразу вспомнилась армия - как старослужащие юных салабонов опускают.
   
    Я их предупреждаю, что под мой синопсис уже есть пердварительный договор на экранизацию. Просят выслать. Они получают факс - и следует истерика. Книгу они издавать не хотят, акт приемки - не подписывают, но требуют расторгнуть договор на экранизацию!!!
   
    Потом, правда, успокоились, подобрали Карену Маркаряну (Марку Арену) другого русскоязычного писателя. Но ощущение у меня осталось премерзкое.


http://forum.eksmo.ru/viewtopic.php?f=69&a...1&start=200

   Сообщение № 43. 2.6.2014, 14:39, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18613
профиль

Репутация: 1521
Цитата(Дон Алькон)
Т.е наверное лучше для безопасности текста, чтобы рукописи принимались в печатаном виде.


Это из разряда "геморрой для всех" :)

Анекдот, кстати, интересный. Давайте попробуем разобраться, что произошло, выкинув из текста все "охреневания" :)

Автор принёс в издательство книгу, заключил договор, издательство решило, что печатать не будет. Далее к ним обратился некий "инвестор", который захотел "написать" книгу в "соавторстве". Издательство предложило автору стать соавтором своей собственной книги на паях с "инвестором". Далее последовали переговоры по вопросу о возможности использования книги при том, что часть прав на нее переданы другому издательству.

По большому счету, не вижу тут ничего, что можно было бы описать словами "пиратство", "стырить" или даже "плагиат". Скорее всего, недовольство автора связано с манерой общения с ним сотрудников издательства, что, разумеется, сотрудников издательства не красит, но и не делает преступниками.

Тут вот ведь какая штука. Я писал в одном из первых постов, что авторское право охраняет только сам текст, внешнюю форму произведения. Но вот сюжет, фабулу, идею и т.п. - не охраняет. Поэтому, допустим, живет и процветает рерайт. Допускаю, что автор вполне может обидеться за то, что издательство возьмет сюжет его книги и даст другому писателю, который напишет другой текст. Это возможно и от такого не защитишься никак. Если текст другой, значит все законно. В случае спора будет выясняться, насколько другой текст, т.е. переработка ли это первоначального текста или же новое произведение "по мотивам".

Кроме того, пока издательство планирует, ведет переговоры, предлагает - права автора оно никак не нарушает. Другое дело, если бы автор нашел в магазине книгу под именем "инвестора", но со своим текстом. В этом случае "инвестору" вполне реально замаячила бы ч. 1 ст. 146 УК РФ (за присвоение авторства - плагиат - предусмотрена уголовная ответственность), а руководителям издательства часть 2 или 3 той же статьи.

   Сообщение № 44. 3.6.2014, 07:48, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4282
профиль

Репутация: 746
Цитата

Кроме того, пока издательство планирует, ведет переговоры, предлагает - права автора оно никак не нарушает.


для начала наверное стоит заметить скромное предложение "попИсать за некого метра". О качестве методов работы и направлении это что-то да говорит.


Цитата

Другое дело, если бы автор нашел в магазине книгу под именем "инвестора", но со своим текстом. В этом случае "инвестору" вполне реально замаячила бы ч. 1 ст. 146 УК РФ (за присвоение авторства - плагиат - предусмотрена уголовная ответственность), а руководителям издательства часть 2 или 3 той же статьи.


не думаю, что так будут подставляться. Плоско слишком. Но. Имена героев и названия меняются в тексте за 5 минут, а все прочие реалии при вдумчивой редактуре за неделю.

И потом это ещё нужно доказать. Причём - автору. Причём, за собственные нервы, деньги и геммор. Что текст бы написан до. Что тексты вот похожи и вот кое-где совпадают. Грамотно составить заявление в суд при желании может и автор, в этом ничего такого нет, но дальше что?

Как я понимаю, там начнутся всякие там экспертизы и навешивание лапши на разные выступающие части тел... Что тоже стоит денег

Ты вот юрист - скажи, это вообще реально в суде выиграть такое дело не нанимая "консультантов" по авторскому праву и без всяких юр. представителей в суде? Без экспертов по текстологической экспертизе?

И ежу понятно, если нанимать профи - то даже в случае выигрыша - автор должен останется. Ощутимую сумму. А в случае проигыша на него поесят ещё и судебные издержки

   Сообщение № 45. 4.6.2014, 12:34, Aeirel пишет:
Aeirel ( Offline )
Король ящериц

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 9266
профиль

Репутация: 568
Цитата(Боб)
Издательство по этому договору действительно вправе попросить автора внести изменения в произведение, не смотря на то, что сам писатель считает произведение законченным. Но вот вопрос - для автора, который пытается издать свою первую книгу, это плюс или минус? Честно говоря, не знаю.

Если "издательство" - это литературный редактор похожий на меня в том смысле что высылает автору список косяков и рекомендации по устранению- то это плюс. если издательство требует внести изменения, влияющие на идею креатива (допустим переписать концовку чтобы всё было ванильненько и хэппиэнд при том что это губит на корню идею, к примеру, как если бы Драйзеру предложили переписать концовку "американской трагедии") - это минус. Я бы честно говоря издателей которые лезут со своим "а мы хотим позитивненько" во все тексты, отрывал бы руки.

Третий вопрос - когда издательство желает внесения изменений с целью совершенно левой - допустим, выпилить из креатива сигареты, ибо борьба с курением. Или виски - с тем же посылом, или потому что редактору этот сорт не нравится. Или сексуальные сцены мотивируя ориентированием на ЦА. Но я честно говоря не знаю случаев когда бы этой хренью кто-то стал бы заморачиваться.

   Сообщение № 46. 4.6.2014, 12:43, Higf пишет:
Higf ( Offline )
Мелькор, восставший

*
Архонт
Сообщений: 1670
профиль

Репутация: 92
Aeirel
Хорошо или плохо, это их право. Тут ты к ним приходишь, значит, соглашаешься на их условия. Или не приходишь. Им же вкладывать деньги, а потом продавать. А список косяков тоже не абсолют - может, я как автор не считаю косяком то, что считаешь ты.
Так что весь вопрос в том, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят.Потом и тема-то про законность.

   Сообщение № 47. 4.6.2014, 21:08, Aeirel пишет:
Aeirel ( Offline )
Король ящериц

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 9266
профиль

Репутация: 568
Цитата(Higf)
может, я как автор не считаю косяком то, что считаешь ты

ну, ХИГФ, как об авторе мнение у меня о тебе крайне невысокое;)

   Сообщение № 48. 4.6.2014, 23:20, Higf пишет:
Higf ( Offline )
Мелькор, восставший

*
Архонт
Сообщений: 1670
профиль

Репутация: 92
Aeirel
Я тебя как критика тоже люблю)

   Сообщение № 49. 5.6.2014, 10:49, Боб пишет:
Дело о рассказах Шекли


Не так давно, в 2011 - 2012 годах в арбитражных судах рассматривалось дело по иску издательства «Эксмо» к издательству «РИМИС». Спор зашёл о двух рассказах Роберта Шекли, «Обмен разумами» и «Паломничество на землю», которые «РИМИС» включил в изданный ими сборник рассказов и исключительные права на которые оказались у «Эксмо».
Первоначально я думал, что дело это ясное и простое: «Эксмо» через свой кипрский оффшор купил права на два рассказа у американских правообладателей, «РИМИС» допустил какую-то ошибку при формировании сборника и «очистке» прав (например, не заметили, что на некоторые рассказы из списка прав у них нет) и из-за этого влетел на приличную по издательским меркам сумму (первоначально в суде первой инстанции установили 900 000 рублей, но потом, видимо, сжалились и снизили до 340 000 рублей).

Но самый последний судебный акт по делу, Определение Высшего Арбитражного Суда РФ, представил ситуацию несколько в ином свете.
Спорные рассказы Р.Шекли были написаны и опубликованы в США до 1972 года, т.е. до присоединения России к Всемирной конвенции об авторском праве. До сих пор многие думают, и юристы издательства «РИМИС» в том числе (и я, признаюсь, долго так думал), что такие произведения на территории России не охраняются. Соответственно, они заключили только договор с переводчиком рассказов (которому принадлежит право на перевод).
Суд, однако, довольно внятно объяснил, что права авторов из тех стран, которые присоединились к Бернской конвенции об охране литературной и художественной собственности, в настоящее время в России охраняются вне зависимости от даты написания и публикации произведений. Следовательно, для публикации необходимо получить согласие автора (или иного правообладателя) оригинального произведения тоже, что «РИМИС» не сделал.

Выводов никаких особенно делать не буду, моя цель была показать пример того, как авторское право реализуется в суде. Ну и рассказать историю.

Для любителей подробностей прикладываю судебные решения по делу: Решение Арбитражного суда г. Москвы (первая инстанция), Постановление ФАС Московского округа (третья инстанция, кассация), Определение Высшего Арбитражного Суда РФ (четвертная инстанция, надзор). Постановление второй инстанции не привожу, там нет ничего интересного.

http://yadi.sk/d/0d33eJUqSLiWS
http://yadi.sk/d/ox6jxIAASLiW8
http://yadi.sk/d/BUg5IL29SLiVV

Следующая запись будет не позднее 16.06.2014

   Сообщение № 50. 5.6.2014, 15:19, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4282
профиль

Репутация: 746
Н-да.

Двойная цена отпускного тиража - интересненько.




   Сообщение № 51. 8.6.2014, 13:15, Aeirel пишет:
Aeirel ( Offline )
Король ящериц

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 9266
профиль

Репутация: 568
Боб Так я не понял, кого там в итоге засудили?

И ты когда уже избавишься от этого мудацкого желтого цвета?

   Сообщение № 52. 8.6.2014, 17:22, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18613
профиль

Репутация: 1521
Aeirel

РИМИС был серьезно не прав, хотя задним умом я понимаю, что хорошо что не я был их юристом, а то соснул бы вместе с ними :)

   Сообщение № 53. 13.6.2014, 15:41, Aeirel пишет:
Aeirel ( Offline )
Король ящериц

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 9266
профиль

Репутация: 568
А чего этот ценный гайд не в скриптории? Ящитаю, коллегам будет интересно, а также это поспособствует повышению юридической грамотности.

   Сообщение № 54. 15.6.2014, 21:23, Боб пишет:
Авторские права


Все мы знаем, что у автора есть некие «права». При этом довольно редко люди понимают, что же имеется ввиду под этими самыми правами. Термин «интеллектуальная собственность» при этом вводит в заблуждение, давая иллюзию, что авторские права однородны и что их можно полностью кому-то передать.
Авторские права в действительности состоят из двух групп прав. Раньше в российском законодательстве они назывались имущественными и неимущественными. Сейчас в Гражданском кодексе РФ права автора явным образом не классифицированы, но суть осталась той же: есть т.н. исключительное право (аналог имущественных прав) и есть все остальные права, перечисленные в ч. 2 и 3 ст. 1255 Гражданского кодекса РФ.

Исключительное право – это право использовать (и разрешать/запрещать использование) произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Некоторые из способов использования перечислены в ст. 1270 ГК РФ. Не буду перечислять все, их там 11, но самые важные - воспроизведение (т.е. тиражирование), распространение (продажа и т.п.), перевод и иная переработка, доведение до всеобщего сведения (под этим эвфемизмом имеется ввиду выкладывание в интернет). Любопытствующие могут самостоятельно этот список посмотреть, там много интересного.
Когда мы говорим об авторских договорах, уступке исключительного права в полном объеме, выдаче исключительной или неисключительной лицензии, речь всегда идет только об исключительном праве.

Другие авторские права можно условно отнести к неимущественным, хотя закон сейчас их так не называет и, скорее всего, у законодателя была причина, чтобы отказаться от такой классификации.
1. Право авторства – право признаваться автором произведения.
2. Право на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.
Оба этих права принадлежат автору независимо от его желания, их нельзя продать, от них нельзя отказаться. Даже если заключен договор, в котором написано, что автор (в том числе соавтор) отказывается от авторства, такое условие ничтожно.
С другой стороны, поскольку автор вправе как указывать своё имя (или псевдоним), так и не указывать, а также давать разрешение использовать произведение под своим именем, псевдонимом или без указания имени, то указание в договоре имени автора (либо запись что произведение можно использовать без указания имени), довольно-таки обычное договорное условие. Считается, что автор не передал свое право на имя издателю, а воспользовался им, разрешив использовать произведение под именем, псевдонимом или без имени.
Забавная история, связанная с недобросовестными издателями происходит, когда под именем автора используется не принадлежащее ему произведение. То есть берется известное имя и публикуется книга, например, книга «воспоминаний». Считается, что в настоящее время законодательство не содержит запрета так делать.
3. Право на неприкосновенность произведения – запрет на внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями без согласия автора.
Обычно в авторских договорах прописывается согласие автора на внесение некоторых изменений в произведения: снабжение предисловием, послесловием, комментариями, иллюстрациями, корректура. Это нормальная практика.
Иногда издатели пытаются добавить в договор разрешение на внесение сокращений, дополнений и изменений в сам текст произведения. Это один из немногих случаев, когда стоит при подписании договора «поупираться». Конечно, какие-то правки в произведения при его подготовке к печати будут вноситься. Но эти правки, если только речь идет не об очевидных ошибках, должны быть с автором согласованы. В противном случае можно оказаться автором не совсем своего произведения.
Пример нарушения права на неприкосновенность произведения
По поводу права на неприкосновенность произведения знаю показательную историю, которая, правда, относилась не к тексту, а к фотографиям. Некий фотограф в 2011 году подал в суд на издательство Смарт Ридерз в связи с тем, что фотографии были при публикации изменены. В договоре был пункт о том, что издательство вправе редактировать и\или сокращать произведения на собственное усмотрение, в том случае, если это обусловлено производственной или технической необходимостью. В целом суд согласился, что правки были внесены обоснованно, кроме одной фотографии. Не знаю уж, чем это было вызвано, но фотографию эту опубликовали в зеркальном отображении. Учитывая, что на фотографии был изображен взвод солдат, получилась смешная штука: все солдаты оказались левшами. Автор справедливо возмутился и в итоге получил компенсацию от издательства.

4. Право на обнародование произведения - право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Если заключается авторский договор, считается что автор реализует свое право на обнародование и дает согласие на такое обнародование.
5. Право на отзыв – автор вправе отозвать свое произведение, возместив всем заинтересованным лицам убытки. На мой взгляд, довольно-таки странное полномочие, не понимаю, как можно «распубликовать» то, что уже опубликовано, в том числе – выложено в интернет? Но вот есть такое право.
6. Право доступа к произведениям изобразительного искусства – право автора произведения изобразительного искусства воспроизводить собственное произведение (попросту – делать копии); право автора произведения архитектуры производить его фото и видеосъемку.

Особняком стоят:
1. право на вознаграждение за использование служебного произведения.
2. право следования – право получать определенный процент от публичной перепродажи произведений изобразительного искусства и авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Процент этот фиксированный и установлен постановлением правительства.
Их нельзя отнести к неимущественным правам по очевидным причинам, но с другой стороны они не относится и к исключительному праву.

   Сообщение № 55. 19.6.2014, 10:10, Дрём пишет:
Дрём ( Offline )
Alterlimbus

*
Автор
Сообщений: 991
профиль

Репутация: 70
Боб
Добавляю ещё один вопрос к предыдущему:
допустим, я хочу, чтобы мой герой использовал в своем окружении
брендовые вещи - не просто кроссовки, а "ADIDAS".
И ему требуется не просто их носить, он работник магазина,
где они продаются, и мне требуется сообщать специальную информацию:
технологию пошива, каналы сбыта, скрытые детали - возможно, выдуманные, а не реальные.
Типа, 2030 год, фирма разработала бла-бла-бла. Реальные имена директоров фирмы.
Такая ботва, короче.
Что авторское право говорит насчет этого - можно спокойно выдумывать\использовать
али нет?
Ждю ответа

   Сообщение № 56. 20.6.2014, 08:37, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4282
профиль

Репутация: 746
к авторскому праву отношения не имеет. Это уже trade mark

Есть законы по поводу защиты торговых знаков, жесткая защита коммерческого использования.

Сведения, порочащие торговую марку могут повлиять на продажи, т.е. нанести ущерб владельцу торговой марки, и компания может через суд наказать такого автора. Если сочтет это целесообразным.

Тоже самое, касающееся частных лиц - иск о защите чести может подать в суд каждый. Вопрос только стоит ли это делать, иногда выгоднее и не обращать внимания. Как в случае с нашим президентом и майками с его изображениями и фразами L)

   Сообщение № 57. 20.6.2014, 08:54, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18613
профиль

Репутация: 1521
Дрём

Это, как сказал Дон Алькон, действительно к авторскому праву никакого отношения не имеет.

Но и права на товарный знак тут совершенно ни при чем. Товарные знаки вполне можно использовать в художественном произведении. Тут есть всякие тонкости (напр. фотография вот тоже "произведение", но, конечно, нельзя сфотографировать бутылку кока-колы и использовать эту фотографию для рекламы пепси-колы), но в целом я не знаю ни одного случая, когда бы владелец товарного знака возмущался тем, что его вставили в книгу. Достаточно просто вспомнить, что герои любой книжки ездят на машине какой-то определенной марки, всегда.

Довольно частый случай - т.н. скрытая реклама, когда автор вставляет в свое произведение какой-то бренд за деньги. Так очень часто бывает в фильмах современных, в книгах, вероятно реже. Но вот когда я читал "50 оттенков серого" меня не покидала мысль, что несколько производителей проплатились. По меньшей мере, производители ноутбуков, телефонов и кед.

Упоминание в популярной книге - это такая мощная реклама, что вряд ли от нее кто-то откажется.

По поводу технологических процессов, производства и всего такого прочего - отличный пример книги Хейли. Не знаю, описывал ли он реальные предприятия и спрашивал ли у них согласие, но там все очень подробно. Также оч.рекомендую почитать книжку Игоря Ашманова "Жизнь внутри пузыря". Не слышал, чтобы за нее предъявляли к нему какие-то претензии, хотя по тексту там все очень конкретно и остро.

В книге могут содержаться сведения, порочащие деловую репутацию предприятия. В этом случае, конечно же, предприятие может предъявить претензии к автору, доказав, что речь идет именно о них (а не о художественном вымысле), что информация не соответствует действительности и что она носит порочащий характер. Если хоть что-то из этого не доказали, иск будет отклонен.


Кроме того, некоторая информация, известная автору, может охраняться как коммерческая или государственная тайна. Конечно, в книгу ее вставлять нельзя.

   Сообщение № 58. 20.6.2014, 10:29, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4282
профиль

Репутация: 746
Цитата

Довольно частый случай - т.н. скрытая реклама, когда автор вставляет в свое произведение какой-то бренд за деньги. Так очень часто бывает в фильмах современных, в книгах, вероятно реже. Но вот когда я читал "50 оттенков серого" меня не покидала мысль, что несколько производителей проплатились. По меньшей мере, производители ноутбуков, телефонов и кед.


Если есть заказ на продукт плейсемент, бывает и обратный заказ - одно из относительно недавних дел закончилось взысканием с журналиста МК ста тысяч рублей за явно заказную статью по поводу качества "Сибирского источника" - воды.

Цитата

В книге могут содержаться сведения, порочащие деловую репутацию предприятия. В этом случае, конечно же, предприятие может предъявить претензии к автору, доказав, что речь идет именно о них (а не о художественном вымысле), что информация не соответствует действительности и что она носит порочащий характер. Если хоть что-то из этого не доказали, иск будет отклонен.


ага, это я и имел в виду.

А то что герои пьют пиво какой-о там марки и рубятся на ноутбуке такой-то - ну до этого никому нет дела. Но - если пиво описано как дерьмо и помои, а ноубук отвратного качества, а книга стала бестселлером - вот это уже опредленный риск до автора

   Сообщение № 59. 20.6.2014, 10:45, Дрём пишет:
Дрём ( Offline )
Alterlimbus

*
Автор
Сообщений: 991
профиль

Репутация: 70
Цитата(Дон Алькон)
Но - если пиво описано как дерьмо и помои

Надо бить их же оружием :smile:
"Бобби спрятал плазмоган в наплечную кобуру и со вздохом плюхнулся в мифриловое пневмокресло.
Усталым взглядом окинул рубку и достал из сундука-холодильника пиво "Сибирская ворона".
Сделал глоток.
- Пожалуй, самой дерьмовое пиво в Бразилии, - протянул капитан. - А, может, и в Галактике..."

   Сообщение № 60. 20.6.2014, 10:51, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18613
профиль

Репутация: 1521
Цитата(Дрём)
Усталым взглядом окинул рубку и достал из сундука-холодильника пиво "Сибирская ворона".
Сделал глоток.
- Пожалуй, самой дерьмовое пиво в Бразилии, - протянул капитан. - А, может, и в Галактике..."


Вот 99% даю, что в этом случае придраться будет не к чему. 1% оставляю разве что на общее состояние судебной системы.

0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей);
« Предыдущая тема | Пролет вокруг | Следующая тема »

Яндекс.Метрика