RPG-ZONE
Новости Форумы Путеводитель FAQ (RPG) Библиотека «Пролёт Фантазии» «Штрихи Пролёта» Дайсы
>  Список форумов · Внутренний город · Форумы Арт-пространства «Понедельник» · Пролет вокруг Здравствуй, Гость (Вход · Регистрация)
Закрыто Боб 02-05-2015:

Страницы: (3) [1] 2 3  Открыть все 
 Закрыта
 Новая тема
 Опрос

> Об авторском праве для писателей, почти блог
   Сообщение № 1. 14.5.2014, 10:35, Боб пишет:
Авторское право
все, что вы хотели знать о нём, но боялись спросить


Вступление
По профессии я юрист. С 2002 года работаю с различными издательствами, рекламными и PR агентствами, интернет-проектами. Среди изданий, к которым я в разное годы имел отношение – «Генеральный директор», CEO, «Библиотека генерального директора», Unique, Nilsen Report, «Обруч». Юридическое сопровождение издательского бизнеса – не единственная моя сфера профессиональных интересов, но, пожалуй, одна из самых близких.

Часть вопросов, которые приходится решать, напрямую относятся к авторскому праву и, на мой взгляд, могут быть интересны писателям, в том числе начинающим. С другой стороны большинство людей имеют весьма примерные представления о своих правах и обязанностях, исходят, прежде всего, из соображений здравого смысла и некоторых расхожих представлений. В принципе обычно этого достаточно, если только дело не касается денег. Как только писательство перестает быть только хобби, стоит задуматься и о правовой стороне.

В этой теме я время от времени (например, раз в неделю, но поначалу, может и чаще) буду размещать небольшие тексты, посвященные, во-первых, основам авторского права и всего, что с ним связано (прежде всего, это охрана авторских прав, отношения с издательствами, авторское право в интернет, коллективное управление авторскими правами, налогообложение и т.п.), а во-вторых, судебным решениям, которые принимались в разное время по вопросам авторского права, возможно не только российским.

Посмотрим, насколько это будет интересно аудитории «Пролёта». Тема пока просто для своих. Мне самому интересно разобраться и систематизировать свои знания в этой области и это основная причина, зачем я завел этот разговор. Если не пойдет, удалю без всякого сожаления.

Если появятся какие-то вопросы по опубликованным текстам или просто относящиеся к теме, не стесняйтесь задавать прямо тут. Не обещаю, что быстро и полно отвечу, но обязательно учту в плане подготовки следующих текстов. Может быть, подкинете какую-то интересную тему для освещения.

Чуть не забыл: все это касается, конечно же, права только российского и частично международного. Анализировать зарубежное право, в том числе украинское и белорусское, у меня возможности нет. Хотя со временем - чем чОрт не шутит.


Если какие-то из моих текстов оказались полезными, можете использовать как угодно, только ставьте ссылку на эту тему при цитировании.

Продолжения:
  1. Самое начало: российское авторское право (14.05.2014)
  2. Что охраняет авторское право? (16.05.2014)
  3. Оформление отношений с издательствами (часть первая) (20.05.2014)
  4. Оформление отношений с издательствами (часть вторая) (25.05.2014)
  5. Оформление отношений с издательствами (часть третья) (01.06.2014)
  6. Дело о рассказах Шекли (05.06.2014)
  7. Авторские права (16.06.2014)

   Сообщение № 2. 14.5.2014, 12:50, Боб пишет:
Самое начало: российское авторское право


Начну с азов, чтобы в дальнейшем говорить на одном языке.

Авторское право в России является частью гражданского права и, как следствие, регулируется исключительно на федеральном уровне (п. «о» ст. 71 Конституции РФ). То есть в Москве, Казани и Владивостоке авторское право одинаковое.

Основной источник авторского права – Гражданский кодекс РФ (или просто ГК РФ). А если еще конкретнее – его главы 69 и 70, расположенные в части 4. В подавляющем большинстве случаев при изучении вопросов авторского права мы будем обращаться именно сюда. Но не стоит, конечно, забывать о том, что в ГК РФ есть и другие части и главы, некоторые из которых для нашей темы крайне важны.

Чуть больше об источниках авторского права

Часть 4 ГК РФ вступила в силу 1.01.2008 года, а до этого действовал Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах". Разница между этими документами не революционная, но существенная. До сих пор приходится встречать документы, составленные еще на основании "старого" закона, в том числе и в шаблонах договоров издательств.

В других законах и кодексах также содержатся важные правила, относящиеся к авторскому праву. В качестве примера можно привести Закон «О средствах массовой информации», Федеральные законы «О рекламе», «О библиотечном деле» и другие. Ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена не только гражданским законодательством, но также административным и уголовным, что, естественно, нашло отражение в соответствующих кодексах.

Кроме того, крайне важны для понимания вопросов авторского права разъяснения высших судебных инстанций, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и ныне упраздненного Высшего Арбитражного Суда РФ. Они либо принимают решения по важным спорным вопросам либо высказывают свою позицию в форме обзоров практики и информационных писем. Хотя все эти документы до сих пор не признаются юристами в качестве полноценного источника права, но нижестоящие суды следуют им всегда.

Подзаконные акты, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных министерств и ведомств, относящиеся к авторскому праву, тоже есть, но их значение не очень велико. На 99% все вопросы урегулированы на законодательном уровне.

Не стоит забывать, что вопросы авторского права регулируются на международном уровне международными договорами. Их соотношение с российским законодательством – довольно интересная и обширная тема, как-нибудь обязательно о ней поговорим.


В основном всю нужную информацию о законодательстве можно получить на сайтах информационно-справочных систем: Гарант http://www.garant.ru/ и Консультант Плюс http://www.consultant.ru/ . Онлайновые базы не полные, содержат обычно в открытом доступе только основные документы, но зато можно быть уверенным, что эти документы представлены в актуальном виде, т.е. со всеми изменениями. Специалисты, разумеется, пользуются более полными платными версиями.

Учитывая, что все законы можно без труда найти в вышеуказанных системах, я не буду их обширно цитировать, в необходимых случаях просто делая ссылки на название закона и номер статьи.

Следующая публикация будет не позднее 18.05.2014

   Сообщение № 3. 16.5.2014, 21:08, Боб пишет:
Что охраняет авторское право?


Не ставлю перед собой цели дать общее определение или перечислить все, что охраняется авторским правом. Ограничусь тем, что может быть интересно пишущей братии.

Формальное определение из ГК звучит так: объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.
Оставляя в стороне науку и искусство, в переводе на русский язык это означает, что авторским правом охраняется любой текст, причем выраженный в какой угодно форме: на бумаге, в электронном виде, произнесенный, написанный на заборе.

Дальше стена текста

Еще один важный признак охраняемого текста – творческий характер. Что это такое юристы толком договориться не могут, но на практике творческий характер приписывается почти любому тексту. Как пример можно привести программы телепередач, споры относительно которых продолжались в России более десяти лет и были разрешены только с принятием четвертой части ГК РФ специальным указанием в тексте кодекса, что программы телепередач (а также расписание движения транспортных средств) авторским правом не охраняются.

Помимо собственно оригинального текста охраняются также производные произведения (переработки), составные произведения и части произведения.

Наиболее распространенное производное произведение – перевод на другой язык. Также производными произведениями признаются обработки, экранизации, инсценировки. В этом смысле иной раз бывает трудно отличить новое оригинальное произведение, созданное по мотивам прежнего, от переработки, напр. в случае рерайта или перевода стихотворений. Никаких надежных критериев тут нет, а в случае спора решение будет принято на основании экспертизы.

Особое место среди производных произведений занимают пародии и карикатуры. В силу прямого указания закона (ч. 3 ст. 1274) для их создания не нужно спрашивать разрешения автора и не нужно автору оригинального произведения ничего платить.

Составное произведение – это сборник, антология, хрестоматия, энциклопедия, база данных и т.п., т.е. произведение, состоящее из нескольких текстов. Особым видом составных произведений являются различного рода периодические издания – газеты, журналы и т.п. Также в некотором смысле составными произведениями можно считать музыкальные произведения с текстом (песни, оперы и т.п.), а также аудиовизуальные произведения (клипы, фильмы, телепередачи и т.п.).

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме. С учетом отношений закона с «творческим характером», можно сказать, что авторское право охраняет любую часть текста. С персонажами чуть сложнее, но об этом ниже.

Теперь зайдем с другой стороны и поговорим о том, что авторское право НЕ охраняет.

Авторское право не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Авторское право не охраняет содержание текста, а только лишь его форму. Причем под формой имеется ввиду только внешняя форма – то есть расположение слов, предложений и т.п. Это, в частности, означает, что можно написать сколько угодно оригинальных произведений на одну и ту же тему и даже на один и тот же сюжет, с использованием одних и тех же персонажей.

Персонажи, вроде бы, упомянуты ч. 7 ст. 1259 ГК РФ как часть произведения, подлежащая самостоятельной правовой охране. Однако тонкость тут в том, что для предоставления охраны персонаж должен быть облечен в какую-либо объективную форму. И охраняться будет именно эта форма. Если речь, к примеру, о мультипликационном герое, то тут все понятно – нельзя его использовать в таком же виде, как он нарисован аниматорами. Но трудно себе представить, что кто-то возьмет персонажа из чужого текста путем копирования части текста. В принципе можно предположить разве что ситуацию, что правовая охрана будет предоставлена имени персонажа.

В виде исключения не являются объектами авторских прав:
1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
При этом проекты официальных документов, символов и знаков авторским правом все же охраняются, до тех пор, пока они официально не утверждены.


Подведем итог. Авторским правом охраняется любой оригинальный текст, производные тексты, составные произведения, части текста. При этом охраняется только внешняя форма текста, но не содержание. Также законом установлен исчерпывающий перечень исключений из правил об охране любых текстов.

Следующая запись будет не позднее 25 мая 2014 г.

P.S. Не стесняйтесь задавать вопросы прямо в этой теме.

   Сообщение № 4. 19.5.2014, 08:26, Дрём пишет:
Дрём ( Offline )
Alterlimbus

*
Автор
Сообщений: 991
профиль

Репутация: 70
Цитата(Боб)
В принципе можно предположить разве что ситуацию, что правовая охрана будет предоставлена имени персонажа

Для фикрайтеров это принципиальный вопрос. Я могу написать сколь угодно далёкое произведение от оригинального, но если я не упомяну имён оригинальных главных героев, всё будет напрасно. Имя несёт полный набор характеристик героя, его прошлое. По сути, за именем стоит всё произведение. Достаточно даже имени второстепенного героя

   Сообщение № 5. 19.5.2014, 09:43, constp пишет:
constp ( Offline )
Странный

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 6993
профиль

Репутация: 603
Цитата(Дрём)
Имя несёт полный набор характеристик героя, его прошлое.


Одно и то же имя героя - ведьмак Геральт - укажет на разных персонажей.

Цитата
"Высокий, сухощавый, и совершенно лысый человек с пластиковым шмотником
за  плечами  и притороченным  к боку помповым ружьем. Одет он был в истертые
джинсы, черную кожаную куртку и грубые гномьи ботинки на подошве-танкетке. В
одежде преобладали  блеклые тона, даже  шмотник был не яркий, как обычно,  а
переходного  цвета  от  хаки  к  коричневому,  и,  вдобавок,  от  долгого
употребления  шмотник покрылся неравномерными размытыми пятнами, похожими на
камуфляжные.  На лишенной волос  голове пришлого - не выбритой, а изначально
голой  и  гладкой,  словно плафон  осветительной лампы  - цвела  причудливая
татуировка: приземистый  карьерный  экскаватор тянул  чудовищный  ковш через
весь  затылок  почти  к левому  уху,  где  присел над  небольшим техническим
пультом живой - не то человек, не то  эльф, не разобрать. Под распахнутой на
груди курткой виднелся  на плетенке из тоненьких цветных проводков ведьмачий
медальон-датчик."


Зачем это было сделано - не знаю.

   Сообщение № 6. 19.5.2014, 10:06, Дрём пишет:
Дрём ( Offline )
Alterlimbus

*
Автор
Сообщений: 991
профиль

Репутация: 70
Цитата(constp)
Одно и то же имя героя - ведьмак Геральт - укажет на разных персонажей

Не пойдёт. По содержанию произведения будет однозначно понятно, по какому именно оригинальному произведению написан фик.
В этом и заключается смысл фанфикшена - иначе зачем его писать?

   Сообщение № 7. 19.5.2014, 12:11, constp пишет:
constp ( Offline )
Странный

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 6993
профиль

Репутация: 603
Цитата(Дрём)
По содержанию произведения будет однозначно понятно,

Не было разговора о содержании!
Цитата(Дрём)
Имя несёт полный набор характеристик героя


Кстати, фанфикшн может не иметь героев, прописанных в основном произведении.
Может использоваться оригинальный мир, может быть создан приквел или сиквел...

   Сообщение № 8. 19.5.2014, 13:45, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18605
профиль

Репутация: 1521
Насчет имени персонажа вопрос довольно интересный. Мне не известно решений судов в России, которые бы предоставляли охрану имени книжного персонажа. Даже навязший в зубах Чебурашка защищался не через имя. Но исключить ситуацию, что имя персонажа будет признано самостоятельным творческим "произведением" нельзя, в связи с чем я и написал, что такую ситуацию представить можно.

   Сообщение № 9. 19.5.2014, 14:12, k : / пишет:
k : / ( Offline )
 Пишу посты по полгода

*
Архонт
Сообщений: 1376
профиль

Репутация: 229
Полагаю, вопрос о фанфиках лежит в плоскости не юриспруденции, а экспертизы. Если произведение вторично и самостоятельного значения не имеет – защите не подлежит. Вторичность определяется не субъективно, на уровне "понятно/непонятно, по какому оригинальному произведению", чтобы авторы оригиналов и авторы фанфиков могли настаивать каждый на своем, а по сумме объективных критериев.

Добавлено через 3 мин. 42 с.

Имя персонажа можно защитить как торговую марку. Ничего не будет, если написать фанфик про Чебурашку. А если написать, к примеру, про макфарлэйновского Спауна, вас засудят производители пластиковых фигурок.

   Сообщение № 10. 19.5.2014, 16:06, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18605
профиль

Репутация: 1521
Цитата(k : /)
Имя персонажа можно защитить как торговую марку. Ничего не будет, если написать фанфик про Чебурашку. А если написать, к примеру, про макфарлэйновского Спауна, вас засудят производители пластиковых фигурок.


Это, кстати, довольно распространённое заблуждение. Товарный знак никак не влияет на использование чего бы то ни было в произведениях литературы, в России точно. Товарный знак нельзя использовать при производстве и продаже товаров и услуг, прием только тех, на которые этот товарный знак зарегистрирован (все товары и услуги поделены на группы и подавляющее большинство знаков регистрируется только на небольшую часть) но автор ведь этого и не собирается делать, он занимается творческим трудом. Творческий труд товарные знаки никак не ограничивают. Ну а после, когда "товарный знак" уже стал частью произведения литературы, к издателю также нет никаких оснований предъявлять какие-либо требования.

Цитата(k : /)
Полагаю, вопрос о фанфиках лежит в плоскости не юриспруденции, а экспертизы. Если произведение вторично и самостоятельного значения не имеет – защите не подлежит. Вторичность определяется не субъективно, на уровне "понятно/непонятно, по какому оригинальному произведению", чтобы авторы оригиналов и авторы фанфиков могли настаивать каждый на своем, а по сумме объективных критериев.


Если прочитаешь мое сообщение № 3 в этой ветке, наверняка обнаружишь надпись "авторским правом охраняется любой текст". Вторичность, самостоятельное значение, творческий уровень, любые иные аналогичные особенности не имеют никакого значения для правовой охраны.
Фанфики, безусловно, являются оригинальными произведениями и охраняются наряду со всеми остальными.

   Сообщение № 11. 19.5.2014, 16:13, kenn пишет:
kenn ( Offline )
Странник

*
Демон
Сообщений: 1273
профиль

Репутация: 187
По-моему скромному мнению, этой теме не хватает народности.
Законы - это хорошо, а примеры лучше.

Что животрепещет у каждого МТА? Правильно, как бы сберечь своё и на чужом не влипнуть.

1. Как защитить тексты перед отправкой бетам и издательствам?
2. Порядок жалоб на похищенный текст, суммы компенсаций, примеры.
3. Что считается плагиатом, громкие дела.


По пунктам 1-2 сказать ничего не могу, а по третьему остаются скорее буржуи.
По-моему, был какой-то суд насчёт Тани Гроттер, которую запретили в Скандинавии.
В "Сто оттенков серого" перебивали имена.
Также присутствовала почти рекламная шумиха насчёт прототипа "Чёрной жемчужины" в чьей-то книге.
Код Да Винчи тоже вроде бы в каком-то скандале звучал.
Как-то так...

   Сообщение № 12. 19.5.2014, 16:32, Дрём пишет:
Дрём ( Offline )
Alterlimbus

*
Автор
Сообщений: 991
профиль

Репутация: 70
Из вопросов я бы ещё добавил такой:
- допустим, я написал чисто свой сеттинг - ну супер-пупер - и, такой я добрый, хочу подарить его
всем людям.
Что мне поэтапно надо сделать для этого?
Чтобы потом любой человек мог безболезненно взять и написать своё произведение
по этому сеттингу, ни у кого не спрашивая

   Сообщение № 13. 19.5.2014, 17:50, k : / пишет:
k : / ( Offline )
 Пишу посты по полгода

*
Архонт
Сообщений: 1376
профиль

Репутация: 229
"Любой текст" ― это любой, созданный правомерно, разве нет? :3 В случае, если в ― где там их рассматривает, эти дела? Суд по интеллектуальным правам? ^^ ―если в суд будут представлены доказательства, подтвержающие право автора оригинального произведения на предоставление правовой защиты, и решение будет принято в его пользу, это разве не выводит фанфик за рамки правового поля?

   Сообщение № 14. 19.5.2014, 18:46, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18605
профиль

Репутация: 1521
k : /

Это хороший вопрос, я на него обязательно отвечу :)

kenn
Дрём

Вот, уже есть темы для следующих заметок. К выходным думаю выложить :)
Насчет недостатка народности претензию принимаю. Просто надо было начать со скучных азов, чтобы разговаривать на одном языке.

   Сообщение № 15. 19.5.2014, 21:19, Соуль пишет:
Соуль ( Offline )
Thrilling Adventurer

*
Магистр
Сообщений: 635
профиль

Репутация: 107
А вот и еще вопрос, противоположный дрёмовскому - а если я хочу закрыть мир, оставив авторским, а не открытой Вселенной? : )

   Сообщение № 16. 19.5.2014, 21:59, kenn пишет:
kenn ( Offline )
Странник

*
Демон
Сообщений: 1273
профиль

Репутация: 187
Пример, вроде как из жизни
http://avmalgin.livejournal.com/4599909.html

   Сообщение № 17. 19.5.2014, 22:50, k : / пишет:
k : / ( Offline )
 Пишу посты по полгода

*
Архонт
Сообщений: 1376
профиль

Репутация: 229
offtop
Reductio ad absurdum или просто картина, возникшая в воспаленном мозге: адвокат карманника утверждает, что видеозапись, запечатлевшая преступление, не может использоваться как доказательство без согласия правообладателя. Подсудимый объясняет, что карманная кража сродни танцу, но даже сложнее, это тоже произведение искусства! Поэтому нельзя использовать видеозапись без спроса. Ее надо уничтожить, это контрафакт.
А обвинитель доказывает, что исполненная кража относится к фольклору :3

   Сообщение № 18. 20.5.2014, 13:12, Боб пишет:
Оформление отношений с издательствами (часть первая)


Чтобы донести свой текст до читателей, автору рано или поздно (по крайней мере, сейчас) приходится общаться с издателями. Издательство обычно берется провести над рукописью необходимые манипуляции вроде редактуры, корректуры и всего такого прочего, а потом – опубликовать в виде материала в журнале, рассказа в сборнике, книги и т.п.
Но помимо чисто технического и творческого аспектов, есть еще юридическая сторона вопроса: как оформить отношения с издательством, чтобы, во-первых, «кто-то» не присвоил авторство вашего произведения, а во-вторых, чтобы вам выплатили гонорар, о котором договорились.
В первой части – немного теории. Во второй планирую рассказать, как «это» бывает на практике.

Сухая теория об авторских договорах

Автор может передать права издательству по нескольким разным договорам

1. Договор об отчуждении исключительного права. Этим договором все имущественные права передаются издателю. В дальнейшем автор уже не может как-либо использовать данное произведение (имеется ввиду, в коммерческом смысле; писать продолжения, естественно, никто не запрещает). Самый близкий аналог такого договора – купля-продажа, продали произведение и все, можете о правах на него забыть. При этом за автором сохраняются личные неимущественные права: право авторства, право на защиту от искажений и т.п. Эти права неотчуждаемы, в том числе и при такой форме договора.
2. Лицензионный договор о предоставлении исключительной лицензии. По этому договору автор передает издательству право на эксклюзивной основе использовать произведение определенными способами, на определенный срок и на определенной территории. Теоретически этот вид договора может быть по объему передаваемых полномочий сопоставим с первым. Разница в том, что в лицензионном договоре объем полномочий всегда прописан, причем если какие-то полномочия не указаны (напр. не написано, что издатель вправе делать перевод, выкладывать в Интернет), то они и не переданы. Автор не вправе использовать произведение способами, указанными в договоре, сам и не вправе выдавать другие исключительные или не исключительные лицензии. При этом другими способами автор использовать произведение вправе. Напр., если продал права на издание книги, это, само по себе, не помешает ему экранизировать книгу либо выложить в интернет (если только специально не запрещено договором). Если не указан срок, договор считается заключенным на 5 лет. Если не указана территория – распространяется только на территорию России (т.е. продать книги в Белоруссию, к примеру, уже нельзя).
3. Лицензионный договор о предоставлении неисключительной лицензии. В принципе, это то же самое, что и п. 2 с той только разницей, что он не накладывает никаких ограничений на автора по использованию своего произведения и по выдаче лицензий. Единственное – считается не слишком красивым сначала выдать неисключительную лицензию, а потом подписать с кем-то договор об исключительной не уведомив о наличии первого договора. К сожалению, приходилось с таким сталкиваться в музыкальном бизнесе, причем особо «умные» авторы умудрялись выдавать несколько лицензий разным издательствам, а потом торжественно передавали исключительные права еще кому-то. Это законно, но вряд ли издательство будет дальше с таким автором работать.
4. Договор авторского заказа. Основное отличие от предыдущих договоров в том, что к моменту его заключения самого произведения еще нет в природе, автор лишь обязуется его написать. После того как напишет, условия передачи прав могут быть как в п. 1 – 3, смотря что написано в договоре. Раньше закон требовал, чтобы при заключении такого договора автору обязательно выплачивался аванс; сейчас это не обязательно, но в издательской практике сохранилось, поскольку если уж издательство заказывает у вас книгу, оно вас знает и ценит и готово подтвердить серьезность намерений деньгами.
5. Издательский лицензионный договор. Обычно по договору передаются права на использование произведений. При этом издатель не обязан их использовать: может издать, может не издать. А вот по издательскому лицензионному договору – именно обязуется издать в определенный или разумный срок. Если не издаст, автор вправе договор расторгнуть и потребовать выплаты вознаграждения в полном объеме.
6. Договор с периодическим печатным изданием (газетой, журналом и т.п.). В принципе, СМИ может предложить автору заключить любой из договоров в п. 1 – 5. Но чаще они этого не делают, а заключают авторский договор в устной форме. СМИ вправе так делать, это нормальная практика, предусмотренная законом. При такой устной форме СМИ приобретает право на однократную публикацию на условиях неисключительной лицензии (п. 3). Документы, которые при этом готовятся издательством – гонорарная разметка (номер издания, в котором сделаны пометки о размерах гонораров) и гонорарная ведомость (список авторов и причитающихся им сумм).


Следующая публикация не позднее 26.05.2014

   Сообщение № 19. 20.5.2014, 19:01, V-Z пишет:
V-Z ( Offline )
Странник

*
Адепт
Сообщений: 148
профиль

Репутация: 21
Хм, а в договоры потом можно вносить дополнения? Допустим, с той же территорией издания - заключили договор с учетом продажи в РФ по умолчанию, потом кому-то из сторон представилась возможность реализовать эти книги, скажем, в Польше. Что в таком случае делается?

   Сообщение № 20. 20.5.2014, 19:36, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18605
профиль

Репутация: 1521
Цитата(V-Z)
Хм, а в договоры потом можно вносить дополнения?


Если обе стороны согласны, договор можно изменить в любой момент.

   Сообщение № 21. 20.5.2014, 19:41, k : / пишет:
k : / ( Offline )
 Пишу посты по полгода

*
Архонт
Сообщений: 1376
профиль

Репутация: 229
Цитата(Боб)
Если обе стороны согласны, договор можно изменить в любой момент.
Если договором не предусмотрено иное, поэтому нужно смотреть договор, по-любому ^^
Цитата(V-Z)
заключили договор с учетом продажи в РФ по умолчанию, потом кому-то из сторон представилась возможность реализовать эти книги, скажем, в Польше
Это не обязательно должен быть тот же договор: с равным успехом может быть заключен новый, в отношении прав на реализацию только на территории Польши (правообладателем в Польше могут стать иные лица); но это уже международная плоскость, кажется.

   Сообщение № 22. 20.5.2014, 19:57, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18605
профиль

Репутация: 1521
Цитата(k : /)
Если договором не предусмотрено иное, поэтому нужно смотреть договор, по-любому ^^


Даже если договором предусмотрено, что его нельзя менять (ни разу не видел такого условия), все равно, очевидно, его можно изменить, это условие убрав :)

   Сообщение № 23. 20.5.2014, 20:47, k : / пишет:
k : / ( Offline )
 Пишу посты по полгода

*
Архонт
Сообщений: 1376
профиль

Репутация: 229
Я не о том. D
Цитата(Боб)
в любой момент.
Сроки по внесению изменений могут быть указаны.
…должен направить письменное уведомление о намерении расторгнуть настоящий Договор не позднее, чем за N календарных дней до предполагаемой даты расторжения настоящего Договора… Настоящий Договор считается расторгнутым с даты, указанной в уведомлении о расторжении… При этом [наименование стороны в договоре] обязан…

   Сообщение № 24. 20.5.2014, 23:04, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18605
профиль

Репутация: 1521
k : /

Это относится к односторонним действиям.

   Сообщение № 25. 20.5.2014, 23:19, k : / пишет:
k : / ( Offline )
 Пишу посты по полгода

*
Архонт
Сообщений: 1376
профиль

Репутация: 229
А, ну да :facepalm:

   Сообщение № 26. 25.5.2014, 10:37, Боб пишет:
Оформление отношений с издательствами (часть вторая)


Вторая часть, практическая, оказалась длиннее, чем я предполагал, поэтому пришлось разделить ее на два текста. Так что будет еще и третья часть.

Общий язык определен: мы понимаем, какие бывают договоры и чем они отличаются друг от друга, - давайте перейдем к практике.

Допустим, вы автор и принесли (вернее, прислали) в издательство роман. Чего вам опасаться? Как защититься? На что рассчитывать?

Прежде всего, нужно помнить, зачем вы этот роман в издательство принесли. Для начинающих писателей, у кого это первый роман, на мой взгляд, ответ очевиден – ваша главная цель, чтобы книгу опубликовали и организовали продажи. Причем второе даже важнее первого. Отсюда понятно, на что нужно смотреть в предложенном вам для подписания договоре: на перспективы публикации.

Если вам предлагают издательский договор (по которому издательство обязано опубликовать ваш роман в течение определенного срока), то это самый шикарный, но и довольно-таки маловероятный вариант. Смотрите на срок, в течение которого издательство обязуется опубликовать книгу, если он не чрезмерный (напр. более 3 лет), можете смело подписывать.

Если вам предлагают передать издательству неисключительную лицензию (т.е. вы сможете распоряжаться книгой и сами), то вариант такой тоже неплох. Даже если издательство книгу не напечатает, вы в любой момент сможете попробовать свои силы в другом издательстве.

Если издательство предлагает подписать договор о предоставлении исключительной лицензии, нужно смотреть на сроки, порядок оплаты и возможность расторжения со стороны автора. Если платят сразу и более-менее пристойную сумму, то, вероятнее всего, можно с таким подходом согласиться и перейти к работе над новыми книгами. Сомнительно, что издательство вам заплатит гонорар, а книгу так и не напечатает (хотя такое, конечно, тоже бывает). Но вот если издательство говорит, что гонорар будет выплачен только после публикации, решение о которой возможно будет принято, тут нужно крепко подумать. Публикации может ведь так и не случиться, а договор разорвать вы в одностороннем порядке не сможете (если сам договор этого не предусматривает). Таким образом, ключевое значение здесь принимает вопрос о сроке (например, если договор на год, то это не критично) и о возможности расторжения договора со стороны автора, если в течение определенного срока книга не опубликована и гонорар не выплачен.

Наконец, самый крайний вариант – издательство предлагает договор об отчуждении исключительного права, т.е. продать ему права навсегда со всеми потрохами. Тут уж выход один – гонорар сразу на руки.

Иногда вместо гонорара вам могут предложить роялти, т.е. процент с продаж. В смысле перспектив публикации роялти равносильно отсутствию гонорара, издательство ничего не потеряет, если книгу не опубликует.

Договор, который вам даст на подписание издательство, это, скорее всего, окончательный вариант, в который вряд ли будет возможность предложить изменения. С такими договорами нужно работать по принципу можно смириться/нельзя смириться. Можно осторожно попросить включить в договор какой-нибудь очень важный для вас пункт (например, возможность расторжения через год, если книгу так и не напечатали), но категорически нельзя цепляться к пунктам и формулировкам. Во-первых, ничего не добьетесь, во-вторых, сотрудник издательства, который с вами работает, решит, что от вас больше проблем, чем пользы и позовет следующего в очереди.

Немного иная ситуация с журналами, печатающими рассказы. Тут, как я раньше писал, договор может быть устным и вас он ни к чему не обязывает. Гонорар, естественно, будет выплачен только после публикации. Издатели считают, что рассказы в подавляющем количестве случаев денег не стоят, поэтому великие гонорары устанавливать не спешат. На месте начинающих авторов я бы рассматривал такие публикации исключительно с позиций рекламы собственного имени, не надеясь на какие-то материальные поощрения. Соответственно, никаких проблем тут нет: обязательств нет, гонорар не ищем, опубликуют – хорошо, не опубликуют – жалко, но ничего страшного. Примерно то же самое касается и сборников, хотя если там подходят ответственно к правам, то договоры письменные все же составляют.

В следующий раз поговорим о перспективах кражи вашего произведения и о том, что с этим делать.

Следующая запись будет не позднее 2 июня 2014 г.

   Сообщение № 27. 26.5.2014, 13:39, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4282
профиль

Репутация: 746
Боб, спасибо за. Интеерсно. Продолжай.

а по типам договоров - раньше была такая подстава - договора заказа. Издательство заказывает, автор выполняет. Сам не сталкивался, но видел в инете

Ага, вот нашел

http://www.gk-rf.ru/statia1288

Суть в том, что они такое пытаются прокинуть на уже готовую книгу



   Сообщение № 28. 26.5.2014, 16:20, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18605
профиль

Репутация: 1521
Цитата(Дон Алькон)
Суть в том, что они такое пытаются прокинуть на уже готовую книгу


А в чем "подстава"? Никогда не встречался с попыткой оформить какой-либо другой договор договором заказа. Вот обратную ситуацию видел и не раз, особенно до 2008 года. Чтобы не платить аванс, по крайней мере журналы, почти никогда не подписывали договоры заказа, а все отношения оформляли только обычными авторскими договорами. Даже если статья (или какое-то другое произведение) специально заказывалось у автора. С книгами чуть сложнее, потому что книга все же не статья, там договоры заказа все же использовались.
Сейчас такой проблемы нет, потому что закон не требует выплаты аванса по договору заказа.

На мой взгляд подмена обычного авторского договора договором заказа может быть вызвана разве что какими-то мутными налоговыми соображениями издательства, которые автору фиолетовы. Если знаешь какие-то другие обстоятельства или примеры, накидай ссылок, хорошая будет практическая информация.

   Сообщение № 29. 27.5.2014, 07:08, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4282
профиль

Репутация: 746
Да не.

Цитата
]
Заказ — юридический термин, означающий договор, которым одно лицо физическое или юридическое условливается с другим приготовить работу или доставить товар. В договорном праве З. занимает середину между договором личного найма и договором подряда.


Какой заказ, когда товар готов и его никуда доставлять не нужно. Нравится - берите книгу. Не нравится - не берите. Товарно-денежные отношения. Со стороны автора все уже исполнено, ну может только корректуру почитать.

Рыбы договора заказа включают левые пункты вроде приемки заказа, что потом может повлиять на. А левые пункты - лучший способ все запутать, а издательсву уклониться от обязательсв, нарушить сроки выплаты и т.д.

Ну вот нагуглил

http://www.dbsd.ru/contracts/copyright-contract/469.html



   Сообщение № 30. 27.5.2014, 07:40, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18605
профиль

Репутация: 1521
Цитата(Дон Алькон)
Какой заказ, когда товар готов и его никуда доставлять не нужно. Нравится - берите книгу. Не нравится - не берите. Товарно-денежные отношения. Со стороны автора все уже исполнено, ну может только корректуру почитать.

Рыбы договора заказа включают левые пункты вроде приемки заказа, что потом может повлиять на. А левые пункты - лучший способ все запутать, а издательсву уклониться от обязательсв, нарушить сроки выплаты и т.д.


Вот я примерно это и имел ввиду, когда писал про "цепляться" к пунктам договора.

Конечно, любой договор, который издательство предлагает подписать начинающему автору, защищает интересы издательства. Это очевидный и правильный шаг издателя: он может защитить свои интересы и делает это.
Писателю остается либо смириться, либо пойти к другому издателю (а тот неизвестно еще, примет ли текст, и в любом случае предложит схожий договор), либо вообще отказаться от планов публикации.

Договор, на который дана ссылка в целом для автора не несет каких-либо серьезных рисков, даже если мы говорим о том, что книга "уже написана".
Обращает на себя внимание пункт о неустойке, которую надо заплатить в случае просрочки сдачи книги (п. 5.5). Это, пожалуй, как раз то условие, которое я бы при подписании договора обсудил. Можно попросить его убрать или хотя бы поставить символическую сумму, ссылаясь на то, что книга итак готова и уже фактически сдана. Но даже если этот пункт останется, если сумма не астрономическая, с этим можно смириться.
Ну а все остальное в этом договоре - в пользу автора. Самое главное - передается неисключительная лицензия, причем с очень ограниченными правами использования (напр. не передаются права на использование в интернет, нельзя использовать за границей). То есть автор на следующий день может продать те же права другому издательству.
Что касается условий о доработке произведения, то тут интересная штука. Издательство по этому договору действительно вправе попросить автора внести изменения в произведение, не смотря на то, что сам писатель считает произведение законченным. Но вот вопрос - для автора, который пытается издать свою первую книгу, это плюс или минус? Честно говоря, не знаю.

0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей);
« Предыдущая тема | Пролет вокруг | Следующая тема »

Яндекс.Метрика