Возвращаясь к исходному вопросу темы, хочу немного помоделировать "идеальное" общество. Для того, чтоб это моделирование приобрело хоть отдаленные черты реальности, логичности и историчности, его нужно проводить поэтапно
(это, кстати, позволит вести более интересную дискуссию, не прыгая с пятого на десятое):
1. Элементы общества, как "идеального", так и вообще.
а)
система распределения общественных благ. К таковым можно отнести: глобальные ресурсы, индивидуальные возможности, основанные на этих ресурсах, их универсальном эквиваленте(деньгам) и времени\усилиях, затраченных на их обработку(труде)...
б)
система управления. То есть необходимые общественные регулирующие надстройки, институты, принципы их взаимодействия, принятия решений, формирования элит...
в)
система межличностных отношений. Т.е. роль личности, неуправленческие социальные образования, мотивации, соц. престиж,...
2.
Переходный период. Как, когда, при каких условиях можно добиться желаемого результата. Все живущие на постсовдепии знают, как на этом моменте можно все развалить и ничего не построить.
3.
Защита от дурака. Какие побочные эффекты имеет та или иная "идеальная" конструкция.
Обозначив форму, перехожу к сути.
А суть в том, что сначала надо разобраться, какие безусловные требования мы выставляем к моделируемому обществу. Для меня это следующее: личная свобода и индивидуализм, широкие возможности самореализации, наличие механизма стабильного развития общества в целом, умеренный прагматизм, минимальное влияние предрассудков(религии, нац. идеи,...), наличие продуманой системы гарантированного обеспечения, высокий приоритет тех. прогресса, науки и искусства.
а) Маркс был уверен, что из всех элементов общ-ва экономическая формация первична, а остальное - надстройка. Не то, чтоб он был полностью прав, абсолютизируя роль экономики, но вопрос как и между кем распределяются блага и возможности все же ключевой. На него есть 2 исторически проверенных ответа и диапазон между ними: саморегуляция(рынок) и искусственная регуляция(плановая экономика). Не буду распространяться об их достоинствах и недостатках, скажу только, что лучшие результаты достигались при их совмещении. При этом по мере накопления исторического опыта и технических возможностей регулирование экономики станет более эффективным, но полный отказ от саморегуляции неприемлем, т.к. это - ограничение частной инициативы, а значит и свободы. Если из этого следует, что регуляция в модели займет приоритетное место, возникает вопрос: кто и как способен эффективно ее разрабатывать и осуществлять?
Экспертные группы + компьютерные технологии. При этом полезной представляется практика английского "shadow cabinet", разрабатывающего параллельную программу действий на случай, если реализуемая окажется неэффективной. К вопросу о распределении следует упомянуть о финансово-кредитной системе и обеспечении людей, не представляющих ценности.
Первая является, в некотором смысле, корнем зла, поскольку создает виртуальный капитал, дестабилизирующий экономику , а за ней и общество.
С другой стороны, я хотел бы увидеть ваш ответ на вопрос: как без нее возможно организовать проект, требующий материальных затрат в порядке частной инициативы? По второму: наибольшая степень автоматизации свойственна неквалифицированном труду и со временем неизбежно появление увеличивающейся прослойки людей, неспособных к труду, требующему человеческого вмешательства, отбросов, не способных на жизнь в обществе. Обеспечивать их? Но, не имея мотивации и чувствуя свою ущербность, они будут балластом, опасным и унылым. Оставить без внимания? Невозможно. Выход:
популяризация и внедрение евгенических, генетических, медицинских и кибернетических програм на самом широком уровне. Человечество должно состоять из достойных.б) Человечество должно состоять из достойных, а вести его должны достойнейшие, элита. Как должно происходить формирование и смена элит - второй вопрос.
О монархии: Что делает потомков одной династии наиболее достойными правления людьми? Божья воля?
Традиция? Всего лишь предрассудок. Воспитание? Единственный аргумент за. Но такое воспитание вполне реально дать более, чем одному человеку. При этом монархии консервативны и либо номинальны, либо несовместимы с личной свободой.
О демократии: Что делает самых популярных людей наиболее достойными правления? Мнение толпы, сфабрикованное вдобавок? Вряд ли. Что гарантирует их профессионализм? Ничего. Но есть надежда: одних идиотов и воров всегда можно сменить на других. Возможно, меньших.
Когда морально созрею для еще одного здоровенного поста опишу подробнее свою модель на основе конвергентной экономики и технократического способа формирования и смены элит.
в) Утопии Т. Компанелла, Т. Мора, и иже с ними вызывают у меня отвращение своим коллективизмом. Сознательность - это прекрасно, альтруизм - неплохо. Но муравейник - не то будущее, которое я выбираю. Стадный менталитет губит нашу цивилизацию, порождая уродливые явления. Это главный враг прогресса. Но он заложен в человечество так прочно, что избавиться от него оно, неизвестно, сможет ли вообще.
Продолжение следует...